Готические соборы

В 1194 году был заложен Шартрский собор – образец готической архитектуры. Для него характерны вытянутый в длину объем, трехчастное вертикальное деление нефов (аркады, трифорий и окна), пересеченных коротким трансептом и завершающихся глубоким хором с обходом и венцом капелл. Наиболее важные структурные элементы:

1.вытянутые пучки колонн, над которыми располагаются стрельчатые арки, разделяющие нефы и образующие высокие крестовые своды; сила тяжести переносится на аркбутаны и контрфорсы, что позволяет увеличивать окна;

2. Фасад с двумя башнями и большой розой в центре;

3. Четко выверенные пропорции и размеры

4. Грандиозность и разнообразие на фоне городского строительства.

Соборы Туйона, Парижа. Санлиса и Буржа – 12 век. Соборы в амьене, Реймсе, Бове, парижская Сент- Шапель – 13 век.

Французская традиция дошла до Испании: соборы Саламанки, Бургоса, Леона. В Англии, от Кентерби до Вестминстера, черты готики сглаживаются. Меняется декоративное убранство, что в 14 веке приводит к формированию перпендикулярной готики Глостера. На территории Германии французское влияние: трирская церковь Либфрауенкирхе и соборы в Страсбурге и Кельне (архитектор Петер Парлер).

Философия, являясь фундаментальной частью богословия, занимала значительное место в средневековой культуре. Главной задачей религиозной философии было представление доказательств истинности христианской веры. Томас Аквинат (Фома Аквинский) представил наиболее веские доказательства. Самыми популярными вопросы философии этого периода были вопросы апологии религии и собственно вопросы методологии философии: формальная логика, диалектика понятия, искусство спора. Теология использовала и другие науки: астрономию, геометрию, историю, алхимию и пр. Ценность искусства заключалась в его возможности «являть» события Священной Истории, делать их доступными чувственному восприятию. Деятели церкви использовали возможности искусства для распространения христианского учения среди мирян. Произведения искусства являлись «грамотой для неграмотных».

Эпоха готики соотносится с периодом становления и развития городов, городских центров. Наиболее яркое выражение ее проявилось в строительстве храмовых построек. В основе общего плана готического храма лежит форма латинского креста. Для собора характерны: высокие стройные колонные, огромные вытянутые вверх окна, украшенные витражами, «роза» над входом в храм. Снаружи и изнутри соборы в изобилии украшались статуями, рельефами, скульптурами различных мифических существ, витражами, живописью, сложнейшей резьбой по камню и дереву.

Готический храм являл идеальное понимание устройства Вселенной. Символизм его архитектуры подчинил другие искусства – живопись и скульптуру.

Живопись в этот период понимается как «немая проповедь», что требует определенных выразительных средств: лицо изображается в фас, т.к. главное на нем глаза – вместилище души; фигуры «оторваны» от земли; линия горизонта очень низко, золотой фон дает эффект Вечности и Красоты (одно из имен Бога), непроницаемого для земного глаза пространства. Символизм средневековья являл Божественное откровение обращенное к зрителю, используя прием обратной перспективы (см. словарь).

«Не блуждай вне, но войди вовнутрь себя» (Св. Августин) – это путь от мироощущения язычника к мироощущению христианина и выразило средневековое искусство, проведя по нему сознание человека.

Готический стиль.

Готика смогла решить задачу преодоления противоречия духовного и материального. Философское течение - «томизм» (лат. Thomas – Фома) – Фомы Аквинского (Фома Аквината, 1227 – 1274) приобретает главнейшую роль вплоть до современности. Новейший томизм стремится сочетать учение Фомы Аквинского с философскими системами Канта и Гегеля. Фома – аристократ по происхождению, сын графа Ландольфа Аквинского, воспитанник бенедиктинских монахов, изучал искусство в Неаполитанском университете, поступил в доминиканский ордер, учился в Париже, стал профессором теологии. За добрый нрав получил прозвище «ангельский доктор». В 1323 году был причислен к лику святых под именем Фомы Аквинского. Главная идея Аквината – стремление примирить разум и веру. Признавая науку и ее значение, он утверждал, что вера выше разума, но не противоречит ему. Познание предусматривает образное восприятие реальности, что важно для искусства. Свойства красоты: целостность, гармония, лучезарность. Представление о яркости и значении света, находят выражение в миниатюрах и витражах.

Учение и личность Франциска Ассизского (1182 – 1226) – так же повлияли на формирование культуры того периода. Основатель ордеров францисканцев и монахинь – кларисс (сподвижница Франциска Кьяра – Клара, как и он причислены к лику святых). Франциск предлагал молиться свободно, своими словами и читал проповеди птицам и рыбам, папа Иннокентий 3 оказал ему покровительство.

Франциск Ассизский утверждал, что истинная красота исходит от Бога. Только он реален, остальное иллюзорно, поэтому искусство должно волновать. Эти положения определили характер готики. Сам Франциск был поэтом, его стихи распевались трубадурами. Этот вид творчества развивался на протяжении 13 –14 веков, был важнейшим явлением готической культуры. Честерсон писал: «Он был не столько певцом, распевающим свои песни, сколько автором пьесы, играющим главную роль… Св. Франциск обратил свою жизнь в произведение искусства». Личность и творчество Франциска соприкасаются с искусством театра, жонглеров (странствующих актеров и музыкантов), трубадуров. Наиболее популярны в период готики были театральные представления, направленные на распространение христианского вероучения, религиозной морали: литургические драмы «Плач трех Марий», «Дев мудрых и дев неразумных», «Пасхальные литургии», «Представления об Адаме».

Свой вклад в появление народных представлений внесли ваганты (vagante – бродячие) – бродячие школяры, клирики, студенты, чье творчество противостояло церковному и было своего рода озорством:

Бросим все премудрости.

По боку учение!

Наслаждаться в юности

Наше назначение.

К 13 веку появляются религиозные драмы – миракли (франц. Miracle – чудо): Рютбеф «Чудо о Теофиле», Жан Бодель «Игра о святом Николае».

Мистерии – «Страсти господа нашего Иисуса Христа» и др.

В период готики поэзия трубадуров сомкнулась с рыцарской поэзией, связанной с развитием придворной культуры (рыцарские турниры, культ «прекрасной дамы»). «Трубадуры играли рифмою, изобретали для нее всевозможные изменения стихов, придумывали самые затруднительные формы… Но ум не может довольствоваться одними игрушками гармонии, воображение требует картин и рассказов. Трубадуры обратились к новым источникам вдохновения, воспели любовь и войну…», - писал Пушкин.

Культ прекрасной дамы сомкнулся с главенствующим в период готики культом Мадонны – Богоматери.

Музыка, литература, театр оказали влияние на создававшуюся концепцию архитектуры готического собора. Главное изображение Христа – высшего Судии сменяется заступницей Богоматерью. Ранние готические соборы посвящаются ее культу.

В готической архитектуре главное – поиск конструктивных решений, результатом которых является причудливость готических форм; ее элементы: стрельчатая арка, нервюрный свод, контрфорсы. Арки стрельчатой формы, нервюры – ребра свода, аркбутаны – полуарки, выносящие тяжесть главного нефа за стены собора, наружу и передающие ее контрфорсы, находящиеся тоже с наружи, столбы – вся эта система конструкции образует каркас и дает возможность создать здание любой высоты и длины. Каждая ячейка внутреннего пространства может быть повторена (столбы, арки, свод), таким образом реализуется идея бесконечного пространства (см. философию того времени).

Философ, математик, эрудит епископ Николай Оремский (1325 – 1382)занимался вопросами геометрии, конфигураций, числовых соответствий. В его теории присутствует понятие несоизмеримых величин, которые нельзя измерить числом: если вычесть одну такую несоизмеримую величину из другой, то результатом будет бесконечность.

Идее космичности и бесконечности служит все своеобразие готического декора, скульптура, которая должна была выражать весь мир. (В соборе в Реймсе есть гротескная скульптура – маска негра. Но основные черты классического французского искусства готики великолепие, величественность и лиричность).

«Картина на пергаменте» – это миниатюра в книге, особенно распространенная в Средневековье. Существовало множество школ во Франции, Германии, Ирландии.

Монументальная живопись почти «умерла». Ее заменили витражи – живопись на стекле.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: