Скульптура

Возведение каждого большого собора было связано с развитием искусства ваяния: скульптура украшала порталы, шпили, фасады. Портал Шартрского собора (12) продемонстрировал подчиненность лепных фигур вертикальной динамике общего архитектурного решения. Сен-Дени и Нотр-Дам в Париже и собор в Шартре становятся прототипами композиции и иконографии: на их вратах средствами пластики создается сложный повествовательный и символический ряд, тематически связанный с Апокалипсисом.

Новый этап в развитии скульптуры – это возведение в 13 веке боковых порталов Шартрского собора, посвященные Пресвятой Деве скульптурные композиции на боковых фасадах парижского Нотр-Дам, пластика Амьенского и Реймского соборов (скульпторы Жан ле Луи и Жан д*Орбе).

Для Франции 14 века характерен жанр надгробных памятников с фигурами «gisants” (лежащих), чьи лица наделены потретными чертами, и “pleurants” (плакальщиков), образующих траурную процессию. Начало традиции положил Людовик Святой (13век), расцвет – надгробие Филиппа Ш (Пьер де Шелем и Жан д*Аррас, 1298 –1307). Творчество Андре Боневё (1330 –1412) поражает элегантной стройностью и возрастающей реалистичностью пластического искусства (занимался и миниатюрой). Это можно сказать и о Жане де Камбре (умер 1438). Оба работали при дворе Жана Беррийского и Филиппа Бургундского. Клаус Слютер (1340 –1405) – самый яркий представитель бургундской школы (Картезианский монастырь в Шанмоле): реализм, торжественнсоть ритмов, динамичные пластические формы.

Италия: скульптура украшает кафедры, фотаны, фасады соборов, нагробные памятники - французская готика + экспрессия романской традиции + влияние классического наследия. Кафедры. выполненные Никколо Пизано (1215/20 –1278/84) для пизанского Баптистерия и собора Сиены, знаменуют переход от римской и романской “gravitas» (торжественности0 к более свободным формам, которые приобрели ярко выраженные французские черты в творчестве его сына Джованни: статуи фасада Сиенского собора и кафедры Пистойи и Пизы. Еще заметнее французское влияние в скульптурных украшениях фасада собора Орвьето (Лоренцо Маитани, 1275-1330).

Осуществленный Джотто радикальный переворот в живописи оказал влияние и на скульпторов: рельефы на вратах флорентийского Баптистерия и на колокольне собора Санта Мария дель Фьоре (Андреа Пизано, 1290 –1349).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: