Взаимодейтвие видов искусства принимало самые разнообразные формы.
Витраж. Воспользовавшись освобождением стены от структурных функций, он залил ее светом, цветом и сюжетным повествованием, что имело символическое и назидательное значение. Французская живописная традиция 13-14 веков обязана витражным мастерам Шартра, Буржа и Сент-Шапель.
В Италии развитие шло через циклы фресок, распятия и алтарные образы. /Дошло очень мало/.
В Испании монументальная живопись развивалась как элемент ретабло – большого заалтарного образа с расписными створками и скульптурными украшениями. Жанр достиг на Иберийском полуострове художественного совершенства и стал определяющим в архитектурном решении.
Общее для всех регионов – развитие миниатюры Иллюстрированная книга отражает, как велики были значение рисунка и стремление к декоративности в эпозу заката европейской готики и как помтепенно на первый план выдвигалась реалистическое осмысление и отображение действительности.
Главным в истории развития итальянской живописи в период 13 –14 веков стал произошедший в Умбрии и Тоскане (Ассизи, Флоренция, Сиена) коренной поворот, сделавший необратимым формирование нового художественного языка и новой образной системы (Тоже в литературе). В обоих случаях в различных районах преобладали разные тенденции: романская (Западная Европа), византийская (Адриатическое побережье), классическая (Рим + область). В живописи – Джотто, Чимабуэ и великие сиенские мастера. В скульптуре: семья Пизано (церковь Спасителя монастыря Хора в Константинополе: вибрирующие эффекты и повествовательная насыщенность в сочетании с живописными ландшафтами и экспрессивными архитектурными формами, свобода композиционных и цветовых решений, немыслемых в западной живописи).
|
|
Другим важным явлением была римская традиция живописи 13 века: росписи Санкта Санкторум в Риме и творчество Пьетро Кавалини (11273 –1321) и Филиппо Рутузи (раб. 1310 –1330). Высокий уровень осмысления классического наследия соединены с возвышенным и конкретным видением действительности, что роднит с росписями церкви Сан Франческо в Ассизи. После поражения швабов в 1266 году Карл 1 правит югом Италии и способствует развитию культуры Неаполя, поддерживает связь с римской курией и тосканскими банкирами-гвельфами, сохраняет отношения с французским и провансальским дворами. Это обусловило подверженность искусства 13-14 веков разнообразным влияниям, на фоне которых проявили себя выдающиеся мастера.
Вывод: Готика - тип христианской культуры.
Суть культурной доминанты:
- идея совершенства как единения с Богом, прогресс мыслится как духовное возвышение;
|
|
- культура это преодоление ограниченности личности через «возделывание души» и собственных «естественных от Бога» данных способностей, руководствуясь верой;
- не рациональное познание природы, а вера, надежда, любовь, осознание духовного родства с Богом.
Типовая характеристика:
Феномен культуры:
- противоборство двух культур – официальной церковной и народной карнавальной;
- целостность на религиозной основе: существование единой системы знаний и миропонимания, в соответствии с которым люди жили.
Консерватизм, догматизм и авторитарность системы ценностей вели:
- к идейной нетерпимости (инквизиция, гонения на еретиков и т.п.)
- определяли гармонию жизни и счастья в осознании духовного родства с Богом;
Типизацация и символичность в искусстве:
в литературе – жития святых; в архитектуре – собор, в живописи – икона, в скульптуре – персонажи Священного писания, - обеспечивали доступность понимания идеалов эпохи для всех.
Достижения эпохи: формирование особого типа города, зарождение европейских наций и государств, складываются современные языки, созданы шедевры искусства.
Негативные черты: отрицание языческой культуры а т.ч античной, экономическая и политическая раздробленность, застой и неграмотность.
Памятники культуры:
Литература. Жития Святых.
Творчество вагантов (антицерковное)
Рыцарская литература и лирическая поэзия: трубадуры и труверы (франц.), миннезингеры (герм.): «Песнь о Роланде», «Тристан и Изольда», «Песнь о Нибелунгах», посвящения Прекрасной Даме.
Устное народное творчество: Героический эпос Англии «Поэма о Беовульфе» и Скандинавии «Старшая Эдда», саги (повествуют о действительных исторических событиях)
Литературные гении Средневековья: Данте Алигьери, Франческо Петрарка, Джованни Бакаччо. Стиль: переработка латинского и античного стилей.
Театр. Развитие городской культуры определило творчество жоглеров (фран.) и шпильманов (герм.), которые демонстрировали на городских площадях свое искусство: актеры, акробаты, дрессировщики, музыканты, певцы. В храмах и на площадях перед ними разыгрываются религиозные сценки-мистерии (церковный театр). Сцены из обыденной жизни назывались фарсами, назидательная аллегорическая драма в стихах – моралите, в которой персонажи олицетворяли пороки.