Живопись

Взаимодейтвие видов искусства принимало самые разнообразные формы.

Витраж. Воспользовавшись освобождением стены от структурных функций, он залил ее светом, цветом и сюжетным повествованием, что имело символическое и назидательное значение. Французская живописная традиция 13-14 веков обязана витражным мастерам Шартра, Буржа и Сент-Шапель.

В Италии развитие шло через циклы фресок, распятия и алтарные образы. /Дошло очень мало/.

В Испании монументальная живопись развивалась как элемент ретабло – большого заалтарного образа с расписными створками и скульптурными украшениями. Жанр достиг на Иберийском полуострове художественного совершенства и стал определяющим в архитектурном решении.

Общее для всех регионов – развитие миниатюры Иллюстрированная книга отражает, как велики были значение рисунка и стремление к декоративности в эпозу заката европейской готики и как помтепенно на первый план выдвигалась реалистическое осмысление и отображение действительности.

Главным в истории развития итальянской живописи в период 13 –14 веков стал произошедший в Умбрии и Тоскане (Ассизи, Флоренция, Сиена) коренной поворот, сделавший необратимым формирование нового художественного языка и новой образной системы (Тоже в литературе). В обоих случаях в различных районах преобладали разные тенденции: романская (Западная Европа), византийская (Адриатическое побережье), классическая (Рим + область). В живописи – Джотто, Чимабуэ и великие сиенские мастера. В скульптуре: семья Пизано (церковь Спасителя монастыря Хора в Константинополе: вибрирующие эффекты и повествовательная насыщенность в сочетании с живописными ландшафтами и экспрессивными архитектурными формами, свобода композиционных и цветовых решений, немыслемых в западной живописи).

Другим важным явлением была римская традиция живописи 13 века: росписи Санкта Санкторум в Риме и творчество Пьетро Кавалини (11273 –1321) и Филиппо Рутузи (раб. 1310 –1330). Высокий уровень осмысления классического наследия соединены с возвышенным и конкретным видением действительности, что роднит с росписями церкви Сан Франческо в Ассизи. После поражения швабов в 1266 году Карл 1 правит югом Италии и способствует развитию культуры Неаполя, поддерживает связь с римской курией и тосканскими банкирами-гвельфами, сохраняет отношения с французским и провансальским дворами. Это обусловило подверженность искусства 13-14 веков разнообразным влияниям, на фоне которых проявили себя выдающиеся мастера.

Вывод: Готика - тип христианской культуры.

Суть культурной доминанты:

- идея совершенства как единения с Богом, прогресс мыслится как духовное возвышение;

- культура это преодоление ограниченности личности через «возделывание души» и собственных «естественных от Бога» данных способностей, руководствуясь верой;

- не рациональное познание природы, а вера, надежда, любовь, осознание духовного родства с Богом.

Типовая характеристика:

Феномен культуры:

- противоборство двух культур – официальной церковной и народной карнавальной;

- целостность на религиозной основе: существование единой системы знаний и миропонимания, в соответствии с которым люди жили.

Консерватизм, догматизм и авторитарность системы ценностей вели:

- к идейной нетерпимости (инквизиция, гонения на еретиков и т.п.)

- определяли гармонию жизни и счастья в осознании духовного родства с Богом;

Типизацация и символичность в искусстве:

в литературе – жития святых; в архитектуре – собор, в живописи – икона, в скульптуре – персонажи Священного писания, - обеспечивали доступность понимания идеалов эпохи для всех.

Достижения эпохи: формирование особого типа города, зарождение европейских наций и государств, складываются современные языки, созданы шедевры искусства.

Негативные черты: отрицание языческой культуры а т.ч античной, экономическая и политическая раздробленность, застой и неграмотность.

Памятники культуры:

Литература. Жития Святых.

Творчество вагантов (антицерковное)

Рыцарская литература и лирическая поэзия: трубадуры и труверы (франц.), миннезингеры (герм.): «Песнь о Роланде», «Тристан и Изольда», «Песнь о Нибелунгах», посвящения Прекрасной Даме.

Устное народное творчество: Героический эпос Англии «Поэма о Беовульфе» и Скандинавии «Старшая Эдда», саги (повествуют о действительных исторических событиях)

Литературные гении Средневековья: Данте Алигьери, Франческо Петрарка, Джованни Бакаччо. Стиль: переработка латинского и античного стилей.

Театр. Развитие городской культуры определило творчество жоглеров (фран.) и шпильманов (герм.), которые демонстрировали на городских площадях свое искусство: актеры, акробаты, дрессировщики, музыканты, певцы. В храмах и на площадях перед ними разыгрываются религиозные сценки-мистерии (церковный театр). Сцены из обыденной жизни назывались фарсами, назидательная аллегорическая драма в стихах – моралите, в которой персонажи олицетворяли пороки.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: