Природа в странах Севера

В «Крушение «Надежды» Каспара Давида Фридриха \1774-1840\ людей нет, их поглотила стихия. Возможно трагический образ навеян личными воспоминаниями \в13 лет, катаясь на коньках Фридрих провалился под лед, брат, спасая его, погиб\. Природа для художника – живой, чувственный организм, главное действующее лицо, как и для Шуберта /»Песни»\. «Крест в горах» – распятй Христос почти сливается с природой, воплощением космической, экзистенциальной боли. «Аббатство в дубовой роще» –обломок творения рук человеческих, затерянный в безграничном, загадочном космосе. Античные руины – символ конечности времени, льды и призрачные пейзажи подчеркивают тщету человеческих усилий и одиночество. Аллегория божественного, где миг превращается в вечность. Подобная космическая религиозность уникальна, хотя Карл Густав Карус \1789-1869\ и норвежец Иоган Христиан Клаузен Даль \1788 1857\ близки Фридриху по стилю.

Отказ от изображения средиземноморских красот в пользу северного пейзажа свидетельствует об усилении патриотических настроений и соответствовал духу «Бури и натиска» – литературного движения раннего немецкого романтизма.

Английские мастера.

Загадочную магию света открыл Томас Гейнсборо \1727-1788\, начав применять беглую, свободную технику письма мелкими раздельными мазками, он «создавал произведения как природа свои» \Рейнолдс\. Гейнсборо достиг вершин в жанре портрета.

Патриотических дух ярко проявился в творчестве Джозефа Мэллорда Уильяма Тернера \1775-1851\, «Снежная буря во время перехода Ганнибала и его войска через Альпы», 1812. Но его герой не хозяин судьбы, он во власти стихии. Для Тернера характерно погружение в сияющий пантеизм, в мистику света.

«Визионеры».

Экзистенциальное одиночество, возникшее вместе с романтизмом, свидетельствует о конце социальной утопии просветительского толка: человек как дистанцируется от окружающей реальности, потребность изобразить «то, что не видно» расширяет возможности цветовой палитры. Отход от неоклассического антропоцентризма придает фигурам большую легкость, лишает их конкретности, материальности. Тела больше не восхищают красотой и изяществом поз,- художника привлекает мир человеческой души. На полотнах неподконтрольные силы духа деформируют материю, придают ей зловещие очертания. Личность художника наделяется особой значимостью – это демиург потерянного рая.. Художник –посредник, божественный вестник. Швейцарец Иоганн Генрих Фюсли \1741-1825\ превращает бабочек и других крылатых представителей неоклассицизма в крылатых чудовищ, населяющих ночные кошмары. Джеймс Берри \1741-1806\ изображает себя на портрете древнегреческим художником Тиманфом у подножия античной скульптуры, кот. придает искаженный чудовищный вид.

Для Уильяма Блейка \1757-1827\ «мир образов -это мир вечности», где нет границ между правдой и иллюзией, реальным и сверхъестественным. Ангелы Блейка общаются с людьми. Художник создает собственную космогоническую систему, которая охватывает античную, германскую, семитскую и восточные мифологии. В своем стремлении придать видению \visione\ характер абсолюта, он создает новую технику сплавления слов с текстом, синтеза повествования и орнамента, беря за образец средневековую миниатюру. «Идеальный портрет Исаака Ньютона, погруженного в занятия» – узник подводного царства, раб собственных вычислений. Фигуры теряют плоть, энергия – мощность.

Филипп Отто Рунге \177-1810\ - совершает бегство в мифологизированный мир детства, который ассоциируется с золотым временем, с чистыми формами любви. Семья – излюбленная тема немецкого художника – становится символом единения. Во внушительном проекте гармония должна была обрести вселенский масштаб. Сохранились два варианта «Утра» – одного из четырех фрагментов цикла «Часы дня», где элементы природы сочетаются с аллегорическими фигурами общечеловеческого, религиозного и политического смысла. С помощью приема «двойной рамы» художник реализует свою идею в двух пространствах. Впоследствии этот прием станет характерным для модерна. «Часы дня», помещенные в специальной капелле, задумывались автором как часть единого произведения искусства, включающего музыку и поэзию. Идея Рунге предвосхитила вагнеровское «Gesamtkunstwerk» \синтетическое произведение.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: