Итальянские мастера. Тематика: Патология, Мифологизация ночи, Путник, Экстаз, Бездна, Сон разума, Антигерой, Смерть и распад, народ

Это не художественная манера, не стиль а направление вкуса, многообразное по формам течение, особое мироощущение. Любовь к Родине и интерес к Средним векам, самовыражение личности, глубокие душевные чувства и неразрешимые жизненные противоречия соединяются в поэтике, которая заявляет о себе в искусстве самыми разными способами.

Изобразительное искусство играет одну из ведущих ролей на стадии развития европейской культуры, которую принято называть романтизмом. Если под этим термином принято понимать сложившие в конце 18 века и просуществовавшие на протяжении всего 19 века определенные взгляды на человека и его душевный мир, на природу, религию, политику и историю, то очевидно, что живопись, архитектура, скульптура, литература, музыка и театр отражают новые процессы в художественном мышлении. Неоклассицизм не выходит за рамки стиля, всегда узнаваем. Романтизм не имеет четких стилевых признаков, является направлением вкуса, тенденцией с характерным многообразием форм, охватившей не только все области искусства, но и сознание, изменившей отношение к действительности и внутреннему миру человека.

Художники-неоклассики с их нравственными задачами, стремлением к идеалу, винкельмановской концепцией гармонии духовного и материального делают несмелые попытки заглянуть в душу человеческую. Романтики погружаются в бездну: обращение к человеческой душе с ее стремлением к «бесконечности, превосходящей любую форму», составляют идейную сущность романтизма, придает ему мятежный, драматический характер. Понимая под формой неоклассицизм, романтики обращаются к Средневековью и католическому барокко.

В19 веке эстетический и этический идеал античности начинает меняться: после «Фауста», где Гете утверждает мысль о развитии личности человека через духовное совершенствование, Роде и Ницше открывают в человеке темное, иррациональное начало, заслоненное идеальными представлениями о греческой цивилизации. Создается дионисийский образ Греции, отличный от винкельмановского, но обязанный ему своим происхождением.

Эдмунд Берк оспаривает концепцию всеобщей гармонии: в его «Философском исследовании относительно возникновения наших понятий о возвышенном и прекрасном» \1757\ утверждение конечности прекрасного вступает в противоречие с классическим представлением о природе как идеале совершенства.

В антиклассической манере трактует античность датский художник Николаи Абрахам Абилдгаард \1743-1809\, Фюсли и «визионеры». Живописность, смешение «сна и бодрствования», мистика, тема ночи, устремленность в бесконечное, тоска по дальним экзотическим землям, желание постичь пределы человеческого разума, мятежность, экспрессивность – характерные особенности романтического направления в искусстве.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: