double arrow

Тематика романтизма

Патология. В эпоху романтизма патология становится предметом искусства: она воспринимается не как отклонение от нормы, а как одно из состояний человека. Франц Ксавьер Мессершмидт \1736- 83\ скульптуры «Характерных голов». Гойя разрабатывает тему «Ecce homo». Жерико создает серию портретов обитателей парижского сумасшедшего дома «Сальпентриер».

Мифологизация ночи. Эстетические идеалы неоклассицизма освещает солнечным светом бог аполлон, романтиков привлекает ночь, где обитают призрачные и фантастические существа \Фюсли\. Ночь и сама становится объектом изображения, действующим лицом, экспрессивным ядром искусства. Созданный Филдом новый жанр «ноктюрн», получает развитие не только в музыке Шопена, но и в живописи. Ночь в сознании человека связана с тайной, с самым смутным состоянием души. Напуганный белый конь Джорджа Стаббса \1724-1806\ пытается освободиться от прыгнувшего на него из темноты льва. Это контраст непреодолимых противоречий в душе человека, составляющий тайну его существования. Каспар Давид Фридрих, «Лунный свет над морем», олицетворение земной природы: эти люди - сами мы. «Нас обручила ночь», - поют Тристан и Изольда в самом романтическом музыкальном произедении \Вагнер\.

Путник. Концепция природы, созданная романтиками, создает новый персонаж – путника., человека оставляющем защищенность и удобство домашнего очага и устремляющегося навстречу с неизвестным, враждебным миром, без надежды на возвращение. Романтики изображают природу в экстремальных состояниях, но человек с трудом продвигается все даль в этой первозданной природе, сам не зная зачем. Людвиг Адриан Рихтер \1801-1884\, «Отдых путников в горах». Каспар Давид Фридрих, «Путник над морем туманным». Образ жизненного странствования без четких ориентиров и возврата к началу, странствие навстречу бесконечности, смерти.

Экстаз. Романтизм изменяет восприятие времени, придает ему двойственный смысл. Время – и водоворот событий и трагическая категория существования. Оно пульсирует в кратком миге \Делакруа, Жерико\ и сливается с бесконечностью, над которой не властны земные законы. В такие моменты человек отчуждается от себя самого – «выходит из себя» – в буквальном значении. Этимологически слово «экстаз» восходит к греческому - неистовство, исступление, высшая степень восторга, - то душевное состояние, которое пытался передать Фридрих. «Монах на берегу моря»: представление о некоей тайне, над которой не власстен человек. «Мужчина и женщина, созерцающие луну», «Крест в горах» \образ Христа\ - нечто надчеловеческое. Фридрих выражает новое видение человека, который пытается познать то, что находится за пределами его восприятия.

Бездна. Романтическая природа –это не фон, соответствующий определенному состоянию человека: она живет независимой жизнью, ее масштабы необъятны. «Последний день Помпеи» Карла Брюллова – картина, пронизанная ужасом.

Джон Мартин \1789-1854\, «Садах в поисках реки забвения». Иоганн Генрих Фюсли «Сатана вызывает Вельзевула из огненного озера». Из бездны, из пропасти всплывают призраки, населяющие потусторонний мир, выполнив свою смертоносную миссию, возвращаются в вечную тьму бездны.

Смерть и распад. Смерть - для неоклассиков высшая точка покоя, застывшая форма совершенства; для романтиков- личная трагедия, схожая по своей пронзительности с живописью 7 века. Смерть у Жироде близка к святости, у Бенжамина Уэста вызывает ужас; Фюсли говорит о смерти языком гомеровских мифов, но это Власть и Смерти и Сна одновременно.

В своих взаимоотношениях с прошлым романтизм тематически повторяет выбор неоклассиков. Но сюжеты, которые Давид и Канова используют для прославления и оплакивания античности, у романтиков обретают горечь трагедии, в которой история как символ тления или распада преломляются в судьбе отдельного человека. Бенжамин Уэст, «Смерть на белом коне», Эжен Делакруа, «Смерть Сарданапала»\1827\, Анн-Луи Жироде- Триозон, «Сон Эндимиона». Эти произведения, в которых ощущаются первые признаки декаденства, перекликаются с романом Флобера «Саламбо» \1862\.

Ощущение иллюзорности бытия человека и общества превращает это бытие в обрывки смутных воспоминаний.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: