Романтический Восток

Автономия Египта в рамках Османской империи \1805\Э война за независимость Греции \1821-30\, в которой погиб лорд Байрон \Миссолунги, 1824\, завоевание французами Алжира \1830\- важнейшие исторические вехи, приблизившие Восток к Европе.

Эжен Делакруа \1798-1863\, Александр Габриэль Декан \1803-60\, Теодор Шассерио \1819-56\, однажды посетив Восток, обогатили художественную манеру. Шотландец Давид Робертс \1796-1864\, француз Эжен-Наполон Фланден \1803-76\, Эжен Фромантен \1820-76\ засвидетельствовали свои опыты в рисунках и путевых дневниках. Орас Верне \1789-1863\ создает грандиозные полотна, на которых в кровопролитных схватках участвуют веблюды, тигры, львы. Англичанин Джон Фредерик Левис \1805-76\ документально воспроизвел особенности национального колорита.

Для романтиков путешествие по Востоку – это путешествие в «мир иной», который ассоциируется с прошлым, ночью, смертью, первозданной природой.

Восток – это многоликая волнующая маска, под которой скрывается таинственная человеческая душа, больше склонная к созерцанию, чем к реальности.

Художественные произведения Энгра \17801867\, Джона Мартина \1789-1854\, Франческо Хайеца \1791-1882\, «Восточные поэмы» Байрона, «Восточные мотивы» Гюго, «Путешествие из Парижа в Иерусалим» Шатобриана, сочинения Генриха Гейне, Александра Дюма-отца, Альфонса Ламартина, Теофиля Готье вызывали жгучий интерес: Восток не был географическим понятием, а пристанищем души, местом, где можно укрыться от буржуазной жизни.

Двуединство экзотики и эротики основывалось на европейском мифе о восточном сладострастии, о свободе чувств, невозможной в западной цивилизации. Экзотика становится той свободной от моральных условностей зоной, где человеческое тело предстает не идеализированном виде, а во всей своей чувственной телесной реальности.

Жан Огюст Доминик Энгр, Турецкая баня». Франческо хайец, «Руфь». Теодор Шассерио, «Туалет Эсфири». Эжен Делакруа «Алжирские женщины в своих покоях». Французское направление «art pompier», английские художники-викторианцы.

Конец грезы.

С развитием судоходства, строительством железных дорог, открытием Суэцкого канала \1869\, наступлением эпохи фотографии Восток и Запад начинают сближаться. Реальность: реформа экономики, нищие, калеки, пыль, облупившиеся стены.

Мифический Восток переживает очередной расцвет в конце 19 века. Художники другого стиля: Жан-Леон Жером \1824\1904\, Густав Буланже \1824-88\, Жорж Кларен \1843-1919\, Доменико Морелли \1826-1901\, Мариано Фортуни-и-Карбо \1838-74\, Ханс Макарт \1840-84\ - вернут на свои полотна негу и буйство цвета. В 1893 году будет создано Общество художников-ориенталистов, почетным президентом которого станет Жером. Но еще в 1873 году художественный критик Жюль-Антуан Кастаньяри напишет: «Ориентализм умер».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: