Художественная литература – вид искусства, в котором носителем образности является язык. Язык раскрывает уникальные познавательные перспективы:
– с помощью слова реальность постигается не только с чувственной, но и с умственной, мыслительной стороны;
– только с помощью слова художественная литература вызывает читателя на самостоятельный диалог, спор с автором, который может включить в произведение свои суждения о жизни (тем самым художественная литература сближается с философией и публицистикой);
– только в художественной литературе язык предстает говорящим – в качестве носителя речи;
– художественная литература представляет собой искусство воспроизведения человеческого голоса, мысли, мировоззрения, исторически измененных культурных концептов и универсалий человеческой культуры.
Жанры литературы: структурные: роман, повесть, поэма, стихотворение, трагедия, комедия, мелодрама, водевиль и т.д.; тематические: исторический роман, психологический роман, приключенческий роман и т.д.; функциональные: ода, эпитафия, эпиграмма, памфлет и т.д.
|
|
Проблема восприятия читателем художественного произведения приобретает все большую актуальность и заслуживает всемерного изучения. Емкость художественного образа, степень его воздействия во многом определяются не только тем объективным содержанием, вложенным в него автором, но и особенностями восприятия его читателем.
Роды и виды литературы с аристотельских времен считались главными стилевыми факторами: Жанры: эпос, лирика, драма. Стили: эпический, лирический, драматический, трагический.
Каждый стиль – явление историческое. Он вызван к жизни определенными художественными потребностями общества, и принцип историзма в оценке стиля такое же непременное условие, как и при анализе содержательных мотивов искусства.
Рассматривая произведение писателя, мы, прежде всего, охватываем ее единым взглядом, всматриваемся в отдельные фрагменты (все время, имея перед собой целое) и вбираем в себя текст как единый художественный образ.
Наблюдения над отдельными фрагментами делают этот образ богаче и многоцветнее.
Характеристика стиля: речевая характеристика персонажей романа, повести, рассказа; последовательность деталей, глав, образов, способ воссоздания конфликтов, их движение; образные детали: внешний и духовный мир, их воспроизведение в словесном образе, система деталей: пластических, предметных, психологических, отношение автора к герою; речь, ритм, интонация, лексика, тропы и т.п.; композиция произведения, взаимоотношений героев, связи, архитектоника.
Литературоведческая трактовка может быть убедительна лишь при условии соответствия какой-либо из граней реального жизненного содержания произведения, должна исходить из заложенного в нем круга впечатлений, идей, характера, жизненного опыта.
|
|
Причем необходимо верное, истинное, непроизвольное истолкование смысла, содержания, освещение того, как именно, какими художественными средствами достигнуто творческое своеобразие этого произведения, особенности выражения индивидуального художника.
Задача учителя мировой художественной культуры – дать студентам общее представление о литературе как неоценимой части художественной культуры. Познавательная функция литературы неотделима от эстетической. Нет, и не может быть истинного изучения литературы без одновременного воспитания чувства прекрасного, чувства наслаждения художественными произведениями.