Анализ литературного текста

Художественная литература – вид искусства, в котором носителем образности является язык. Язык раскрывает уникальные познавательные перспективы:

– с помощью слова реальность постигается не только с чувственной, но и с умственной, мыслительной стороны;

– только с помощью слова художественная литература вызывает читателя на самостоятельный диалог, спор с автором, который может включить в произведение свои суждения о жизни (тем самым художественная литература сближается с философией и публицистикой);

– только в художественной литературе язык предстает говорящим – в качестве носителя речи;

– художественная литература представляет собой искусство воспроизведения человеческого голоса, мысли, мировоззрения, исторически измененных культурных концептов и универсалий человеческой культуры.

Жанры литературы: структурные: роман, повесть, поэма, стихотворение, трагедия, комедия, мелодрама, водевиль и т.д.; тематические: исторический роман, психологический роман, приключенческий роман и т.д.; функциональные: ода, эпитафия, эпиграмма, памфлет и т.д.

Проблема восприятия читателем художественного произведения приобретает все большую актуальность и заслуживает всемерного изучения. Емкость художественного образа, степень его воздействия во многом определяются не только тем объективным содержанием, вложенным в него автором, но и особенностями восприятия его читателем.

Роды и виды литературы с аристотельских времен считались главными стилевыми факторами: Жанры: эпос, лирика, драма. Стили: эпический, лирический, драматический, трагический.

Каждый стиль – явление историческое. Он вызван к жизни определенными художественными потребностями общества, и принцип историзма в оценке стиля такое же непременное условие, как и при анализе содержательных мотивов искусства.

Рассматривая произведение писателя, мы, прежде всего, охватываем ее единым взглядом, всматриваемся в отдельные фрагменты (все время, имея перед собой целое) и вбираем в себя текст как единый художественный образ.

Наблюдения над отдельными фрагментами делают этот образ богаче и многоцветнее.

Характеристика стиля: речевая характеристика персонажей романа, повести, рассказа; последовательность деталей, глав, образов, способ воссоздания конфликтов, их движение; образные детали: внешний и духовный мир, их воспроизведение в словесном образе, система деталей: пластических, предметных, психологических, отношение автора к герою; речь, ритм, интонация, лексика, тропы и т.п.; композиция произведения, взаимоотношений героев, связи, архитектоника.

Литературоведческая трактовка может быть убедительна лишь при условии соответствия какой-либо из граней реального жизненного содержания произведения, должна исходить из заложенного в нем круга впечатлений, идей, характера, жизненного опыта.

Причем необходимо верное, истинное, непроизвольное истолкование смысла, содержания, освещение того, как именно, какими художественными средствами достигнуто творческое своеобразие этого произведения, особенности выражения индивидуального художника.

Задача учителя мировой художественной культуры – дать студентам общее представление о литературе как неоценимой части художественной культуры. Познавательная функция литературы неотделима от эстетической. Нет, и не может быть истинного изучения литературы без одновременного воспитания чувства прекрасного, чувства наслаждения художественными произведениями.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: