1. Важнейшие этапы развития мировой педагогической мысли.
2. Общая характеристика этапов мировой педагогической мысли.
3. Классики педагогики и их вклад в развитие педагогики.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА:
1. Выделить основные педагогические идеи на разных этапах развития педагогической мысли.
2. Знакомство с творчеством классиков педагогики и выполнение творческих заданий.
3. Составление кроссворда «История школы».
Задание № 1. Заполнить таблицу: Основные этапы становления и развития педагогической мысли.
Возникновение и развитие педагогической мысли. Человек рождается биологическим существом, чтобы он стал личностью, его нужно воспитывать. Для воспитания в современном обществе созданы специальные учреждения. Этим процессом занимаются профессионалы. Существует специальная наука о воспитании - педагогика.
Жизнь и воспитание первобытного человека выглядели весьма примитивно. Стихийно возникшие цели воспитания заключались в подготовке к простейшему существованию и осознанию мира как анимистического феномена. Задачи педагогической мысли - только на уровне обыденного сознания. Они сводились к практическому воспитанию и проявлялись в традициях и фольклоре. Воспитание зародилось как одновременно физическое, умственное и нравственно-эмоциональное взросление. Поначалу воспитание не являлось особым видом деятельности и сводилось к передаче жизненного опыта. Его содержание и приемы усложнялись по мере обогащения общественного опыта и сознания.
|
|
Следующий этап в развитии педагогической мысли, народной педагогики можно проследить, рассмотрев воспитание в наиболее развитых государствах древнего мира - Китае, Египте, Греции. Наступило время, когда воспитание стало играть весьма важную роль в жизни людей. Термин «педагогика» древнегреческого происхождения. Педагогами в Древней Греции называли рабов, сопровождавших детей рабовладельцев в школу. В дальнейшем значение этого термина было переосмыслено - так стали называть людей, занимающихся воспитанием и имеющих для этого специальную подготовку.
В рабовладельческом обществе педагогическая мысль попадает в руки философов Демокрита, Сократа, Платона, Аристотеля. Именно им принадлежат первые труды о воспитании, построенные на философских концепциях.
В период Средневековья церковь направляла воспитание в религиозное русло. Происходит отход от античных идеалов воспитания во всех областях духовной жизни, в том числе в образовании и воспитании. Однако, средние века - огромный исторический пласт, охватывающий более 12 столетий, на протяжении которых было много ценного в педагогическом опыте. Именно в средние века появились университеты, которые исполняли роль центров образования и культуры.
|
|
Период от древних веков до 17 в. вошел в историю педагогики как время донаучного педагогического творчества, эмпирической педагогической практики.
Как особая наука педагогика из системы философских знаний была выделена английским естествоиспытателем Ф.Бэконом, а Я.А.Коменский фундаментальными теоретическими трудами существенно упрочил ее научный статус. Он развивал сформировавшиеся в эпоху Возрождения идеи гуманизации воспитания и уважительного отношения к детям; выступал за всеобщее образование и единую для всех учащихся школу. Дальнейшее развитие науки связано с именами видных представителей своего времени. Это Д.Локк - английский философ и педагог, французский материалист и просветитель, Ж.Ж. Руссо, просветитель Д.Дидро,швейцарский педагог И.Г.Песталоцци.. Развитие науки педагогики в России связано с именами М.В.Ломоносова, Н.И.Новикова, К.Д.Ушинского, С.Т.Шацкого, Н.К.Крупской, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинского и т.д.
Название этапов мировой педагогической мысли | Общая характеристика и основные представители педагогической мысли |
1. Становление воспитания в первобытном обществе | Житейские представления и нормы, традиции, предания, обряды, посвящения. |
2. Воспитание, обучение и зарождение педагогической мысли в рабовладельческом обществе | |
3. | Педагогическое знание о составе теологии. Семь свободных искусств как содержание образования. Новые типы воспитания – церковное, рыцарское и др. Боэций, Августин, Университет – дитя средневековья. |
4. Формирование научной педагогической теории Новое время (ХХ 5П - Х 1Х в.в.). | |
5. |
Задание № 3.Дать ответы на вопрос.
1. Каковы особенности спартанской системы воспитания из образования.
- цель воспитания: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- содержание воспитания и образования: _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Какие типы школ были наиболее распространены в Древнем мире?
1.____________________________________________________________________________2.____________________________________________________________________________3.____________________________________________________________________________4.____________________________________________________________________________
3. С какого периода берет начало воспитание как целенаправленный процесс?
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание № 4. Дополните.
1. Школа, в которой продолжалась подготовка к военной службе в Афинах, называлась___________________________________________________________________.
2. Бережно, внимательно подходить к ребенку, уважать его личность призывали педагоги эпохи _______________________________________________________________.
3. Педагогические идеи о воспитании в Древнем мире являлись составной частью учений ____________________________________________________________________________.
4. Основные факультеты средневековых университетов: _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.
Задание№5. Составить кроссворд по вопросам, предложенные ниже по теме «История школы».
Вопросы:
1. Происхождение «школа» от греческого ().
2. Век обучения детей с древности ().
3. Древнее государство, создавшее первые школы ().
4. Особенный вид письменности в Шумере ().
5. Предмет изучающие дети в Шумере ().
6. Одна из величайших цивилизаций Древнего мира, где учителями были жрецы ().
7. Писчий материал, в древности использовавшийся в Египте и других странах().
8. Название гимнастических школ в Древней Греции ().
9. Древняя греческая борьба как вид Олимпийских состязаний ().
|
|
10. Важнейший предмет в Древней Греции ().
11. Древнегреческий струнный инструмент, сходный с китарай, но меньше последней().
12. Один из лучших, в художественном отношении, струнных инструментов древних греков ().
13. Одно из «свободных искусств» изучавших в средневековом монастыре ().
14. Имя новгородского мальчика XIII века, автора берестяных грамот и рисунков ().
15. Тип земской школы в Московской Руси ().
16. Предмет преподаваемые земскими учителями ().
17. Название первой академии в Санкт-Петербурге ().
18. Название института для благородных девиц().
19. Тип школ открытых при Александре I ().
20. Название лицея, в котором учился А.С.Пушкин ().
21. Модная одежда девушек и юношей в середине 30-х гг. ХХ века ().
22. Автор картины «Опять двойка!» ().
23.Лучший педагог-новатор конца ХХ века, внедряющий свои системы обучения ().
24. «Учитель русских учителей» ().
Задание № 6. Выпишите из романа Ж.-Ж. Руссо «Эмиль, или о воспитании», выражения, ставшие крылатыми. Например: «Жить – вот ремесло, которому я хочу учить».
|
|
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание №7. «Беседа с классиком педагогики». Выберите одного из классических представителей русской или зарубежной педагогики и на основании хрестоматии или оригинальных трудов сформулируйте вопросы, на которые можно найти ответы в трудах этого классика. Характер вопросов должен соответствовать основным интересам респондента. Например, П.Ф.Лесгафт о семейном воспитании, А.С.Макаренко о работе с трудными подростками и т.д.__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Вывод по теме: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Рефлексия
У меня получилось | Было трудно | Интересно |