Перечень контрольный вопросов

1. Важнейшие этапы развития мировой педагогической мысли.

2. Общая характеристика этапов мировой педагогической мысли.

3. Классики педагогики и их вклад в развитие педагогики.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА:

1. Выделить основные педагогические идеи на разных этапах развития педагогической мысли.

2. Знакомство с творчеством классиков педагогики и выполнение творческих заданий.

3. Составление кроссворда «История школы».

Задание № 1. Заполнить таблицу: Основные этапы становления и развития педагогической мысли.

Возникновение и развитие педагогической мысли. Человек рождается биологическим существом, чтобы он стал личностью, его нужно воспитывать. Для воспитания в современном обществе созданы специальные учреждения. Этим процессом занимаются профессионалы. Существует специальная наука о воспитании - педагогика.

Жизнь и воспитание первобытного человека выглядели весьма примитивно. Стихийно возникшие цели воспитания заключались в подготовке к простейшему существованию и осознанию мира как анимистического феномена. Задачи педагогической мысли - только на уровне обыденного сознания. Они сводились к практическому воспитанию и проявлялись в традициях и фольклоре. Воспитание зародилось как одновременно физическое, умственное и нравственно-эмоциональное взросление. Поначалу воспитание не являлось особым видом деятельности и сводилось к передаче жизненного опыта. Его содержание и приемы усложнялись по мере обогащения общественного опыта и сознания.

Следующий этап в развитии педагогической мысли, народной педагогики можно проследить, рассмотрев воспитание в наиболее развитых государствах древнего мира - Китае, Египте, Греции. Наступило время, когда воспитание стало играть весьма важную роль в жизни людей. Термин «педагогика» древнегреческого происхождения. Педагогами в Древней Греции называли рабов, сопровождавших детей рабовладельцев в школу. В дальнейшем значение этого термина было переосмыслено - так стали называть людей, занимающихся воспитанием и имеющих для этого специальную подготовку.

В рабовладельческом обществе педагогическая мысль попадает в руки философов Демокрита, Сократа, Платона, Аристотеля. Именно им принадлежат первые труды о воспитании, построенные на философских концепциях.

В период Средневековья церковь направляла воспитание в религиозное русло. Происходит отход от античных идеалов воспитания во всех областях духовной жизни, в том числе в образовании и воспитании. Однако, средние века - огромный исторический пласт, охватывающий более 12 столетий, на протяжении которых было много ценного в педагогическом опыте. Именно в средние века появились университеты, которые исполняли роль центров образования и культуры.

Период от древних веков до 17 в. вошел в историю педагогики как время донаучного педагогического творчества, эмпирической педагогической практики.

Как особая наука педагогика из системы философских знаний была выделена английским естествоиспытателем Ф.Бэконом, а Я.А.Коменский фундаментальными теоретическими трудами существенно упрочил ее научный статус. Он развивал сформировавшиеся в эпоху Возрождения идеи гуманизации воспитания и уважительного отношения к детям; выступал за всеобщее образование и единую для всех учащихся школу. Дальнейшее развитие науки связано с именами видных представителей своего времени. Это Д.Локк - английский философ и педагог, французский материалист и просветитель, Ж.Ж. Руссо, просветитель Д.Дидро,швейцарский педагог И.Г.Песталоцци.. Развитие науки педагогики в России связано с именами М.В.Ломоносова, Н.И.Новикова, К.Д.Ушинского, С.Т.Шацкого, Н.К.Крупской, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинского и т.д.

Название этапов мировой педагогической мысли Общая характеристика и основные представители педагогической мысли
1. Становление воспитания в первобытном обществе Житейские представления и нормы, традиции, предания, обряды, посвящения.
2. Воспитание, обучение и зарождение педагогической мысли в рабовладельческом обществе    
3. Педагогическое знание о составе теологии. Семь свободных искусств как содержание образования. Новые типы воспитания – церковное, рыцарское и др. Боэций, Августин, Университет – дитя средневековья.
4. Формирование научной педагогической теории Новое время (ХХ 5П - Х 1Х в.в.).  
5.    

Задание № 3.Дать ответы на вопрос.

1. Каковы особенности спартанской системы воспитания из образования.

- цель воспитания: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

- содержание воспитания и образования: _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Какие типы школ были наиболее распространены в Древнем мире?

1.____________________________________________________________________________2.____________________________________________________________________________3.____________________________________________________________________________4.____________________________________________________________________________

3. С какого периода берет начало воспитание как целенаправленный процесс?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание № 4. Дополните.

1. Школа, в которой продолжалась подготовка к военной службе в Афинах, называлась___________________________________________________________________.

2. Бережно, внимательно подходить к ребенку, уважать его личность призывали педагоги эпохи _______________________________________________________________.

3. Педагогические идеи о воспитании в Древнем мире являлись составной частью учений ____________________________________________________________________________.

4. Основные факультеты средневековых университетов: _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

Задание№5. Составить кроссворд по вопросам, предложенные ниже по теме «История школы».

Вопросы:

1. Происхождение «школа» от греческого ().

2. Век обучения детей с древности ().

3. Древнее государство, создавшее первые школы ().

4. Особенный вид письменности в Шумере ().

5. Предмет изучающие дети в Шумере ().

6. Одна из величайших цивилизаций Древнего мира, где учителями были жрецы ().

7. Писчий материал, в древности использовавшийся в Египте и других странах().

8. Название гимнастических школ в Древней Греции ().

9. Древняя греческая борьба как вид Олимпийских состязаний ().

10. Важнейший предмет в Древней Греции ().

11. Древнегреческий струнный инструмент, сходный с китарай, но меньше последней().

12. Один из лучших, в художественном отношении, струнных инструментов древних греков ().

13. Одно из «свободных искусств» изучавших в средневековом монастыре ().

14. Имя новгородского мальчика XIII века, автора берестяных грамот и рисунков ().

15. Тип земской школы в Московской Руси ().

16. Предмет преподаваемые земскими учителями ().

17. Название первой академии в Санкт-Петербурге ().

18. Название института для благородных девиц().

19. Тип школ открытых при Александре I ().

20. Название лицея, в котором учился А.С.Пушкин ().

21. Модная одежда девушек и юношей в середине 30-х гг. ХХ века ().

22. Автор картины «Опять двойка!» ().

23.Лучший педагог-новатор конца ХХ века, внедряющий свои системы обучения ().

24. «Учитель русских учителей» ().

                                       
                                       
                                       
                                       
                                       
                                       
                                       
                                       
                                       
                                       
                                       
                                       
                                       
                                       
                                       
                                       
                                       
                                       
                                       
                                       
                                       
                                       
                                       
                                       
                                       
                                       
                                       
                                       
                                       
                                       
                                       
                                       
                                       
                                       
                                       
                                       
                                       

Задание № 6. Выпишите из романа Ж.-Ж. Руссо «Эмиль, или о воспитании», выражения, ставшие крылатыми. Например: «Жить – вот ремесло, которому я хочу учить».

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание №7. «Беседа с классиком педагогики». Выберите одного из классических представителей русской или зарубежной педагогики и на основании хрестоматии или оригинальных трудов сформулируйте вопросы, на которые можно найти ответы в трудах этого классика. Характер вопросов должен соответствовать основным интересам респондента. Например, П.Ф.Лесгафт о семейном воспитании, А.С.Макаренко о работе с трудными подростками и т.д.__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вывод по теме: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Рефлексия

У меня получилось Было трудно Интересно
     

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: