Базовой культуры личности

Основу культуры личности составляет ее отношение к общечеловеческим ценностям. Термин «ценность» исполь­зуется для указания на человеческое, социальное и куль­турное значение определенных явлений действительности. По существу, все многообразие предметов человеческой деятельности, общественных отношений и включенных в их круг природных явлений может выступать в качестве предметных ценностей как объектов ценностного отноше­ния, то есть оцениваться в плане добра и зла, истины и лжи, красоты и безобразия, допустимого и запретного, справедливого и несправедливого и т.д. Способы и крите­рии, на основании которых производятся сами процедуры оценивания соответствующих явлений, закрепляются в об­щественном сознании и культуре как субъективные ценно­сти, выступая ориентирами деятельности человека. Это ус­тановки и оценки, императивы и запреты, цели и проекты, выраженные в форме нормативных представлений.

Предметные и субъективные ценности являются, таким образом, как бы двумя полюсами ценностного отношения человека к миру. В структуре человеческой деятельности Ценностные аспекты взаимосвязаны с познавательными и волевыми.

Каждая исторически конкретная общественная форма­ция характеризуется специфическим набором и иерархией


ценностей, система которых выступает в качестве наибо­лее высокого уровня социальной регуляции. В ней зафик­сированы те критерии, которые признаются данным обще­ством и социальной группой. Усвоение этих критериев на личностном уровне составляет необходимую основу фор­мирования личности и поддержания нормативного порядка в обществе.

Системы ценностей формируются и трансформируются в разные периоды жизни общества. Ценности отличаются своей направленностью. Некоторые из них сохраняют свое значение в разные исторические периоды. Так, эстетические ценности античности остались значимыми и после гибели породившей их цивилизации. Гуманистические и демократические идеалы эпохи Просвещения также сохранили свою значимость.

Важным элементом ценностных отношений в обществе является система ценностных ориентации личности.

Ценностные ориентации — отражение в сознании че­ловека ценностей, признаваемых им в качестве стратегиче­ских жизненных целей и общих мировоззренческих ориен­тиров.

Совокупность сложившихся, устоявшихся ценностных ориентации обеспечивает устойчивость личности, преем­ственность определенного типа поведения и деятельности, выраженную в направленности потребностей и интересов. В силу этого ценностные ориентации выступают важ­нейшим фактором, регулирующим, детерминирующим мотивацию личности. Основное содержание ценностных ориентации — политические, философские (мировоззрен­ческие), нравственные убеждения человека, глубокие и по­стоянные привязанности, принципы поведения. В силу это­го в любом обществе ценностные ориентации личности оказываются объектом воспитания, целенаправленного воз­действия. Они определяют направленность волевых уси­лий, внимания, интеллекта.

Развитие ценностных ориентации — признак зрелости личности, показатель меры ее социализации. Устойчивая совокупность ценностных ориентации обусловливает та­кие качества личности, как цельность, надежность, вер­ность определенным принципам и идеалам, способность к волевым усилиям во имя этих идеалов и принципов, актив­ность жизненной позиции, упорство в достижении цели.


Противоречивость в ценностных ориентациях порожда­ет непоследовательность в поведении. Неразвитость цен­ностных ориентации — признак инфантилизма.

В современном мире существуют различные системы ценностей.

Например, системы ценностей, характерные для фран­цузского общества: религиозные (благотворительность, са­мопожертвование, целомудренность и др.); личностные, созданные человеком, — экономические (право на труд, свободный выбор профессии, защиту от безработицы, справедливое вознаграждение и др.), демократические (чувство дружбы, право быть свободным от дискримина­ции по признаку расы, национальности, пола, языка, рели­гии, происхождения и др.), здорового карьеризма (в луч­шем смысле этого слова), социальные (право на уровень жизни), политические (стремление к власти, влиянию на других), эстетические (чувство прекрасного и т.д.).

Американская исследовательница П. Уайт выделяет «гражданские добродетели»: надежду и уверенность, му­жество, самоуважение и самопочитание, дружбу, доверие, честность, порядочность, воспитание гражданственности.

Английские исследователи определяют следующие группы ценностей: ценности свободы, равенства и рацио­нальности; духовные ценности как интегративное качество (отношение к миру); моральные ценности (добра и зла); экологические ценности; гражданственность; ценности здоровья, искусства, здорового образа жизни.

В.А. Караковский, директор одной из московских школ, обосновывает следующий набор ценностей: земля — как общий дом человечества, земля людей и живой природы; отечество — единственная уникальная для каждого чело­века Родина, данная ему судьбой и завещанная предками; семья — естественная среда развития ребенка, закладыва­ющая основы личности; труд — основа человеческого бы­тия; знания — результат разнообразного труда, прежде все­го творческого; культура — богатство, накопленное человечеством; мир — согласие между людьми, народами, государствами, главное условие существования Земли и че­ловечества; человек — абсолютная ценность, цель, сред­ство и результат воспитания.


Современные отечественные педагоги (Б.С. Гершунский, Н.Д. Никандров, В.А. Караковский и др.) утверждают, что общечеловеческое не отрицает национальное, а, напро­тив, обнаруживает себя в нем. Именно в форме националь­ного впервые реализуется все то уникальное, неповтори­мое, что впоследствии обретает общечеловеческий статус. Общечеловеческие ценности выше национальных, потому что они признаются большинством людей во всех странах мира.

К общечеловеческим ценностям гуманистическая педагогика относит также: права человека, признание человек высшей ценностью, уважение к личности ребенка, его достоинству; свободу человека; защиту прав ребенка на свободу и развитие; утверждение демократических принципов воспитании и образовании. Права и свобода человека —-5 общечеловеческие ценности, потому что они выражают общие интересы человечества, сближают и роднят духовные цели разных народов, различные религии, различные эпо­хи. Научиться уважать, ценить и беречь созданное всеми народами — это значит осознать и принять общечеловеческие ценности, понимаемые как единство национального и интернационального.

В современном обществе среди ценностных ориентации! отечественные исследователи выделяют ценностные отношения к Родине, к своему народу, его традициям, языку, культуре, обычаям, к родной природе; жизни (включает в себя право на жизнь каждого человека, уважительное и бе­режное отношение к любым проявлениям жизни, осмыслен­ную жизненную позицию); самому себе, к своим личным нравственным качествам (честность и правдивость, скром­ность, нравственная чистота и другие); родителям, род­ственникам, детям; к природе как основе гуманистических отношений; труду как важнейшей нравственной ценности.

В актовой лекции, прочитанной 18 ноября 1997 г. в Санкт-Петербургском университете, Н.Д. Никандров, пре­зидент Российской академии образования, предложил сле­дующую классификацию ценностей: ценность жизни, цен­ности семьи (духовная близость, близость физическая, дети, родители и т.д.), ценности образования и культуры, труд как ценность, идеология и политика как ценности.

Утверждение гражданских, гуманистических ценностей в обществе, формирование свободной личности, осозна-


ющей взаимозависимость своих прав и обязанностей, име­ющей гражданскую позицию, во многом зависит от системы воспитания и образования. Развитие ценностных ориента­ции, в которых отражаются особенности времени, дает воз­можность каждому человеку ощущать себя гражданином планеты, человеком мира.

Осознание общечеловеческих ценностей возможно при формировании идей, чувств, представлений, направленных на общество; ориентации на сочетание национальных и общечеловеческих ценностей; изучении прав человека, обязанностей по отношению к обществу и другим людям; понимании единства прав и обязанностей гражданина; вос­питании гражданских чувств и поведения; развитии неза­висимости суждений, чувства сопереживания.

Ориентация на общечеловеческие ценности органично входит в содержание воспитания.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: