Происходящие изменения в обществе все сильнее влияют на состояние информационной сферы, затрагивая такие основополагающие для всех видов человеческой деятельности процессы, как производство, обработка и передача информации. Коренные социальные трансформации в различных областях деятельности, изменения в сознании людей, характеризуют становление нового общества информационного типа.
В мире активное обсуждение теоретических вопросов развития постиндустриального общества проходило в конце 1970-х - начале 1980-х годов. Информационное общество (Information society) - новая историческая фаза развития цивилизации, в которой главными продуктами производства являются информация и знания. По мнению В.В. Нечаева и А.В. Дарьина «современное общество, начиная с последней четверти ХХ века, перешло к информационной эре» [1]. Отличительными чертами информационного общества являются:
- увеличение роли информации и знаний в жизни общества;
- возрастание доли информационных коммуникаций, продуктов и услуг в валовом внутреннем продукте;
|
|
- быстрое сокращение времени удвоения объема накопленных научных знаний;
- превышение материальными затратами на хранение, передачу и переработку информации аналогичных расходов на энергетику;
- превращение информации в ресурс общества наряду с природными ресурсами;
- создание глобального информационного пространства, обеспечивающего эффективное информационное взаимодействие людей, их доступ к мировым информационным ресурсам и удовлетворение их потребностей в информационных продуктах и услугах;
- сокращение числа людей, занятых в промышленном производстве и сельском хозяйстве;
- частота смены технологий становится выше времени смены поколений людей.
Последнее обстоятельство означает изменение в течение жизни специалиста не только лежащих в основе технологии процессов и деятельности, но и всей сопутствующей системы механизмов и средств такой деятельности. Происходит смена целевых установок, ценностных ориентации, системы конкретных знаний.
Постиндустриальный тип общества характеризуется появлением нового вида грамотности – информационной, когда на первый план выдвигаются такие качества, как умение собрать информацию для решения задачи, способность анализировать и обобщать, умение быстро ориентироваться в глобальном информационном пространстве и др. Сущность информационного общества - увеличение разнообразия и возможности выбора, расширение границ сотрудничества, взаимопомощи и взаимоинформирования в бизнесе, науке, культуре и образовании.
В сфере образования в настоящее время можно выделить следующие признаки информационного общества:
|
|
- расширение источников получения знаний в процессе обучения;
- получение образования в любом возрасте и в любое время;
- месторасположение учебного заведения и место проживания обучаемого не имеют особого значения;
- обучаемый может корректировать (составлять) программу обучения в соответствии со своими потребностями и уровнем развития.
Изменения в обществе требуют повышения профессиональной компетентности педагогов, а также коррекции содержания отдельных предметов и стратегии образования в целом.