Методы сбора первичной социологической информации

Важнейшей составной частью процесса социологического познания являются прикладные социологические исследования. Они представляют собой целостную систему теоретических и эмпирических процедур, способствующих получению нового знания об исследуемом объекте для решения конкретных теоретических и практических социальных проблем [1, с. 293]. Существует стереотип, согласно которому единственным способом сбора социологической информации является опрос. На самом деле, арсенал методов сбора первичной информации значительно шире.

Методы сбора первичной социологической информации:

– социологический опрос;

– социологическое наблюдение;

– социологический анализ документов;

– социологический эксперимент.

Социологический опрос – это метод сбора социологической информации, при котором источником информации выступают словесные сообщения людей (респондентов).

Первичной информацией для социологического анализа при использовании опроса являются ответы респондентов. Респондент – это тот, кто отвечает на вопросы анкеты или интервьюера.

Преимущества и недостатки опроса:

Этот метод незаменим, когда респонденты выступают уникальным источником информации об изучаемых явлениях как субъективного, так и объективного характера (ценности, мнения, факты, события). Однако информация преломлена сквозь психику и сознание людей, что необходимо учитывать при интерпретации. Таким образом, недостатком опроса является проблема качества и надёжности получаемых данных.

Виды опросов:

– сплошной опрос и выборочный опрос;

– одноразовые опросы и многоразовые опросы;

– интервью (индивидуальное, групповое) и анкетирование(очное, заочное).

Остановимся на интервью как одной из разновидностей опроса, где респондент непосредственно взаимодействует с исследователем. Интервью – проводимая по определённому плану беседа, предполагающая личный контакт интервьюера с респондентом. Существует множество разновидностей интервью: документальные интервью и интервью мнений; групповое и индивидуальное интервью; свободное (нестандартизированное) и формализированное (стандартизированное) интервью; глубинное и фокусированное.

В 60 – 90 гг. ХХ ст. в социологии широкое распространение получил метод наблюдения [1, с. 318].

Социологическое наблюдение – метод сбора социологической информации; проводимая исследователем непосредственная целенаправленная фиксация событий, а также условий, в которых они происходят.Преимущества наблюдения: оперативность, прямой контакт между исследователем и объектом, возможность подробного отображения событий.Недостатки наблюдения: уникальность наблюдаемой ситуации, неповторяемость, сложность фиксации, вмешательство наблюдателя в ситуацию.

Виды наблюдений*:

Основания для классификации Разновидности наблюдений
Положение наблюдателя относительно объекта Включённое, невключённое
Степень формализованности наблюдения Стандартизированное, нестандартизированное
Наличие или отсутствие контроля Контролируемое, неконтролируемое
Условия организации наблюдения Систематическое, случайное, эпизодическое
Место проведения наблюдения Полевое, лабораторное
Продолжительность наблюдения Одномерное, панельное

*Составлено по источнику [1, с. 327].

Одним из самых распространённых общенаучных методов является эксперимент. Он пришел в науку об обществе из естественных наук.

Социологический эксперимент – это метод исследования, который позволяет получить информацию об изменении свойств изучаемого социального объекта в результате воздействия на него создаваемых и контролируемых экспериментатором факторов.

Виды экспериментов:

– научный эксперимент,

– прикладной эксперимент,

– лабораторный эксперимент,

– полевой эксперимент,

– параллельный эксперимент,

– последовательный эксперимент,

– контролируемый эксперимент,

– естественный эксперимент.

Социологический эксперимент основывается на разработке определённой гипотетической модели изучаемого явления или процесса. На основе применения данной модели изучаемый социальный объект описывается как целостная система [1, с. 347]. Значимость эксперимента в том, что он, во-первых, позволяет получать новые знания об изучаемых объектах; во-вторых, даёт возможность подтвердить или опровергнуть выдвигаемые исследователями гипотезы; в-третьих, позволяет получать практически значимые результаты, которые можно реализовать в целях повышения эффективности функционирования изучаемого объекта; в-четвёртых, даёт исследователям возможность изучать не только ранее известные, явные функции изучаемого объекта, но и функции латентные, ранее проявляющиеся или скрытые от внимания специалистов, и, наконец, в-пятых, открывает для исследователей своими результатами новое социальное пространство для формулирования и основания новых теоретических концепций развития тех или иных сфер, явлений и процессов социального развития [1, с. 360]. Эксперимент имеет недостатки, связанные с трудностями его проведения (проблема чистоты эксперимента, учёта случайных факторов и др.). Кроме того, часто социальный эксперимент затрагивает интересы конкретных людей, в связи с чем возникают этические проблемы.

Перечисленные выше методы сбора информации позволяют социологам получить первичные данные, которые требуют обработки и интерпретации. Часто для получения объективной информации учёные комбинируют несколько методов в рамках одного исследования.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: