Социологическое исследование: структура, виды, функции

Социологические исследования представляют целостную систему теоретических и эмпирических процедур, способствующих получению нового знания об исследуемом объекте для решения конкретных теоретических и практических социальных проблем. В соответствии с характером исследовательской деятельности выделяют эмпирические и теоретические исследования.

Эмпирическое социологическое исследование направлено на получение первичной социологической информации об объекте. Теоретическое социологическое исследование имеет целью разработку абстрактных моделей (теорий, концепций, идей, методов, гипотез) без непосредственного контакта с объектом исследования.

В зависимости от глубины анализа предмета исследования, масштабности и сложности решаемых задач, кратности исследования выделяют различные виды социологических исследований.

Виды социологических исследований:

– разведывательные,

– пилотажные,

– описательные,

– аналитические,

– точечные («срезовые»),

– повторные: трендовые, панельные, лонгитюдные.

Социологическое исследование представляет собой сложную научную процедуру, которая состоит из ряда стадий и этапов.

Стадии проведения социологического исследования:

1) подготовительная стадия (подготовка программы исследования),

2) полевая стадия (сбор первичной информации),

3) заключительная стадия (обработка информации, формулирование рекомендаций и выводов).

Этапы организации социологического исследования:

– разработка сетевого плана-графика,

– подготовка материально-технической базы,

– подготовка поля исследования,

– подготовка исследовательской группы,

– проведение полевого исследования,

– организация обработки и анализа социологической информации,

– подготовка итогового отчёта.

Важнейшей частью исследования является программа. Программа социологического исследования – это специализированное изложение теоретико-методологических предпосылок, общей концепции исследовательского проекта в соответствии с основными целями и задачами предпринимаемой работы, методических и процедурных основ её выполнения, выдвигаемых гипотез и логически последовательных операций для их проверки. Программа конкретного исследования выполняет три основные функции: теоретико-методологическую функцию (призвана определить требующую своего разрешения научную проблему и наметить основные принципы её решения); методическую функцию (заключается в определении способов сбора эмпирических данных, описания и интерпретации ожидаемых результатов); организационную функцию (состоит в планировании деятельности исследовательского коллектива с определением видов предлагаемых результатов по каждому из намеченных этапов) [1, с. 295].

При составлении программы социологического исследования формулируются:

– объект исследования,

– предмет исследования,

– цель исследования,

– гипотеза исследования,

– основные понятия (осуществляется операционализация, интерпретация понятий).

Также разрабатывается инструментарий исследования (например, анкета и др. документы).

Как правило, социологические исследования являются выборочными: изучается не весь социальный объект, а его определённая часть – выборочная совокупность. Это вызвано тем, что социальные явления, имеющие массовый характер, не могут быть исследованы «сплошным» способом, т.к. это требует значительных затрат. Выборочный метод призван реконструировать интересующие свойства объекта исследования на меньшем количестве обследуемых единиц. Выборочная совокупность (выборка) – это та часть социального объекта, которая подлежит изучению исследователем. Генеральная совокупность – все элементы, входящие в объект исследования. Способность выборочной совокупности отражать характеристики генеральной совокупности называют репрезентативностью. В соответствии с целями и задачами исследования определяется тип выборки (случайная, квотная, гнездовая, многоступенчатая и т.д.) и объём выборочной совокупности, т.е. численность респондентов – участников социологического опроса, отвечающих на вопросы анкеты и выступающих тем самым в качестве источников первичной эмпирической информации об изучаемых явлениях и процессах [1, с. 305].

Таким образом, проведение социологического исследования требует специальной подготовки и, порой, осуществляется усилиями целого научного коллектива специалистов. Например, проблема энергетического обеспечения производства в Республике Беларусь породила вопрос об отношении населения к различным вариантам энергообеспечения, включая строительство атомной электростанции, поэтому в 1995, 1997 гг. Институт социологии Национальной Академии наук проводил прикладное социологическое исследование, задачей которого было изучить отношение населения к различным вариантам развития энергетики.

Некомпетентно проведённое социологическое исследование приводит к ошибочным результатам. В то же время доказано, что информация о результатах социологических опросов влияет на сознание населения (например, в политике). Поэтому важно, чтобы социологические исследования проводились компетентными специалистами.

Конспект учебного материала составлен на основе литературы:

1. Бабосов, Е.М. Прикладная социология: учеб. пособие для студентов вузов / Е.М. Бабосов. – 2-е изд., стереотип. – Минск: ТетраСистемс, 2001. – 496 с.

2. Добреньков, В.И. Методы социологического исследования: учебник / В.И. Добреньков, А.И. Кравченко. – М.: ИНФРА-М, 2006; 2008. – 767 с.

3. Как провести социологическое исследование: в помощь идеологическому активу / под ред. М.К. Горшкова, Ф.Э. Шереги. – 2-е изд., доп. – М.: Политиздат, 1990. – 288 с.

4. Прикладная социология: учеб. пособие для студ. вузов / под ред. Ю.С. Колесникова. – Ростов н/Д: Феникс, 2001. – 317 с.

5. Социальные системы. Формализация и компьютерное моделирование: учеб. пособие / А.К. Гуц [и др.]. – Омск: ОмГУ, 2000. – 159 с.

6. Судас, Л.Г. Маркетинговые исследования в социальной сфере: учебник / Л.Г. Судас, М.В. Юрасова. – М.: ИНФРА-М, 2004. – 271 с.

7. Толстова, Ю.Н.Измерение в социологии: курс лекций / Ю.Н. Толстова. – М.: ИНФРА-М, 1998. – 224 с.

8. Шикун, А.И. Социологический практикум: учеб. пособие /
А.И. Шикун. – Минск: Амалфея, 2000. – 208 с.

9. Ядов, В.А. Стратегия социологического исследования: Описание, объяснение, понимания социальной реальности / В.А. Ядов. – М.: Добросвет, 1998. – 596 с.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: