М. Фуко отметил, что для каждой исторической эпохи характерна своя «эпистема» — определенная система мышления, научного теоретизирования, общая для данного исторического периода[45]. Социологические конгрессы позволяют аккумулировать накопленный в рамках различных социологических школ и направлений опыт, способствуют апробации и институционализации новых течений, теорий, концепций и их распространению на международном уровне. Это особенно актуально в эпоху глобализации, которая затронула и социологическую науку, что выражается в проведении мировых социологических конгрессов, массовость которых неуклонно возрастает[46].
Конгрессы представляют собой одну из высших форм научного сотрудничества. Сам факт проведения научных конгрессов говорит о сформированности научного знания, о завершенном этапе его институционализации и востребованности обществом.
Всемирные социологические конгрессы представляют собой наиболее представительную и авторитетную институциональную форму международного объединения и сотрудничества социологического сообщества. В своем развитии они прошли два основных этапа: с конца XIX в. и до Второй мировой войны и с конца 1940-х гг. по сегодняшний день[47].
На начальных этапах своего развития Всемирные социологические конгрессы проводились под эгидой Международного института социологии (МИС). Его первые конгрессы проводились во Франции (в Сорбонне), но председательствовали на них социологи из различных стран. Российские социологи (Г.П. Вырубов, П.Ф. Лилиенфельд, А.Я. Новиков, А.И. Чупров, Е.В. де Роберти) активно участвовали в работе МИС до начала 1930-х гг. С 1950-х гг. в качестве ведущей, по сути «глобальной» организации социологов выступает Международная социологическая ассоциация (MCA — International Sociological Association — ISA) — профессиональное объединение специалистов в социальных науках, созданное 14 октября 1948 г. в Париже по инициативе ЮНЕСКО. Учредители ассоциации: Ж. Дави (Франция), Ж. Гурвич (Франция), Г. Jle Бра (Франция), А. ден Холландер (Нидерланды), Р. Кёниг (Швейцария), Л. Вирт (США), П. Лазарсфельд (США), О. Клине- берг (США), Е. Ринде (Норвегия), Т. Маршалл (Великобритания). Учредительный конгресс состоялся в сентябре 1949 г. в Осло. С 1950 г. MCA проводит профессиональные форумы социологов стран мира — Всемирные социологические конгрессы (BCK) (табл. 2.1).
Таблица 2.1. Всемирные социологические конгрессы
|
Окончание табл. 2.1
|
XVII ВСК состоится в 2010 г. в Гётеборге (Швеция). Возможно, Россия будет претендовать на проведение XVIII ВСК в 2014 г., но это пока предположения.
Международная социологическая ассоциация является членом Международного совета социальных наук (при ЮНЕСКО), имеет статус неправительственной организации, ассоциированной с ЮНЕСКО, и специальный статус при Экономическом и социальном совете ООН.
MCA — подлинно интернациональная организация социологов. Она имеет сложный, структурированный состав и объединяет: 58 национальных социологических ассоциаций (включая Российскую ассоциацию социологов), 11 региональных ассоциаций (например, Европейскую социологическую ассоциацию, Азиатско-Тихоокеанскую и др.), 73 научных института или факультета социологии в вузе и более 3 тыс. индивидуальных членов из 109 стран мира (см. официальный сайт Международной социологической ассоциации: www.ucm./info/isa).
Один раз в четыре года MCA проводит всемирные конгрессы социологов, где обсуждаются социальные и политические проблемы мирового развития, теории и методологии социологических и политологических исследований.
I ВСК (табл. 2.1) был созван совместно с Международной ассоциацией политических наук в сентябре 1950 г. в Цюрихе (Швейцария). В работе ВСК участвовали 180 ученых из 33 стран; было представлено 56 докладов.
II ВСК состоялся в августе 1953 г. в г. Льеже (Бельгия) и собрал 280 представителей из 34 стран; было представлено 156 докладов. Число участников конгресса с каждым разом увеличивалось, и на V ВСК, который проходил в 1962 г. в Вашингтоне (США), присутствовали 1030 социологов из 51 страны, в том числе 18 из СССР. Этот конгресс стал определенным этапом в развитии социологии. С этого времени начали создаваться специализированные постоянные исследовательские комитеты по социологии, объединяющие социологов по профессиональным интересам и научным направлениям.
Важное место в истории MCA занимает конгресс, впервые проводившийся в Азии (Индия, Нью-Дели, 1986), что способствовало развитию социологии в странах Юго-Восточной Азии и сопредельных регионов.
Первый в XXI в. Всемирный конгресс, организованный MCA, состоялся в 2002 г. в Брисбене. В работе конгресса приняли участие делегаты почти из 90 стран - Австралии, США, Великобритании, Канады, Германии, России и др. Конгресс в Брисбене показал, что в XXI в. социологическую деятельность ожидают и значительные продвижения вперед, и серьезные опасности нравственного характера, связанные
не в последнюю очередь с границами допустимого вмешательства в ход социальных событий, с проблемами манипуляции поведением людей. Конгресс в Австралии интересен для нас также тем, что здесь российские социологи впервые за историю проведения ВСК организовали русскоязычную секцию «Русский форум», которая была разделена на два тематических направления:
о «Россия и мир: изменяющиеся перспективы и глобальные реальности» (руководитель — проф. Н.Е. Покровский); о «Современная Россия как процесс: куда он направлен?» (руководитель — чл.-корр. М.К. Горшков).
С 23 по 29 июля 2006 г. в г. Дурбан (ЮАР) прошел XVI Всемирный конгресс социологов. Его тема»Качество социального существования в глобализующемся мире» («The Quality of Social Existence in a Globalizing World»).
Это первый Всемирный форум социологов на территории Африканского континента. При этом на предыдущих конгрессах социологов из Африки было не более 2 %. В 2000 г. Южно-Африканская социологическая ассоциация в конкурентной борьбе с социологической ассоциацией Швеции выиграла право провести очередной конгресс, несмотря на критические комментарии, что страна не готова к проведению такого крупного мероприятия. Занимавший в это время пост Президента Всемирной социологической ассоциации профессор социологии из Миланского университета Альберто Мартинелли приветствовал это событие, утверждая, что конгресс на Африканском континенте позволит проложить пути для создания Всеафриканской социологической ассоциации. В 2002 г. Мартинелли сменил известный польский исследователь П. Штомпка, который также поддержал проведение конгресса в ЮАР, отметив: «Африка — великий континент, разрываемый драматическим наследием прошлого, бедствиями настоящего, перспективами возрождения и светлого будущего». Согласно Уставу MCA, выбор страны осуществляется с учетом необходимости разнообразия мест проведения на основании обязательной оценки местных организационных и физических ресурсов; обязательным условием является отсутствие ограничений на въезд для всех участников независимо от их этнической принадлежности. Место проведения выбирается не менее чем за шесть лет до проведения форума. Российские социологи и на этом конгрессе организовали русскоязычную секцию, где обсуждалась проблема динамики и качества социального развития российского общества. Свои доклады представили известные отечественные социологи: А. Эффендиев (ГУ—ВШЭ), Р. Гринберг (ИС РАН), М. Горшков (ИС РАН), Н. Покровский (ГУ-ВШЭ), О. Шкаратан (ГУ-ВШЭ), 3. Голенкова (ИС РАН), А. Гофман (ГУ—ВШЭ), А. Здравомыслов (ИС РАН), Ю. Волков (ЮФУ), Ж. Тощенко (РАН) и др.
В России также организуются социологические конгрессы. На Всероссийские социологические конгрессы съезжаются все известные социологи России, а также начинающие молодые ученые для того, чтобы обменяться своими мнениями, позициями и, тем самым, обогатить российскую социологию новым знанием, апробированным в жаркой полемике «круглых столов», секционных заседаний. Первый Всероссийский социологический конгресс «Общество и социология: новые реалии и новые идеи» прошел в 2000 г. в Санкт-Петербурге. II Всероссийский социологический конгресс «Российское общество и социология в XX веке» провел свою работу в 2003 г. в Москве на базе МГУ им. М.В. Ломоносова.
III Всероссийский социологический конгресс «Социология и общество: проблемы и пути взаимодействия» проходил 21—24 октября 2008 г. в Москве. В его работе приняли участие 1286 социологов страны из 77 субъектов РФ. Российские социологи подвергли анализу и обсуждению многочисленные проблемы теоретической и практической социологии, ее развития в современной России и адекватности современным реалиям функционирования российского и мирового сообщества. Свое мнение в виде тезисов научных докладов выразили более 2500 российских социологов[48].
Таким образом, сотрудничество социологов на российском и международном уровнях помогает на основе сравнения достижений различных научных школ совершенствовать методологию и теорию исследований, лучше понимать современное общество в целом и Россию в особенности.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
1. Внимательно прочитайте следующие определения предмета социологии.
0 «...Можно назвать институтом все верования, все поведения, установленные группой. Социологию тогда можно определить как науку об институтах, их генезисе и функционировании» (Э. Дюркгейм).
0 «Социология изучает явления взаимодействия людей друг с другом, с одной стороны, и явления, возникающие из этого процесса взаимодействия, — с другой» (П.А. Сорокин).
0 «Социология — это наука о становлении, развитии и функционировании социальных общностей и форм их самоорганизации: социальных систем, социальных структур и институтов. Это наука о социальных изменениях, вызываемых активностью социального субъекта — общностей; наука о социальных отношениях как механизмах взаимосвязи и взаимодействия между многообразными социальными общностями, между личностью и общностями; наука о закономерностях социальных действий и массового поведения» (В.А. Ядов).
О «Социология — это изучение общественной жизни человека, изучение групп и обществ» (Э. Гидденс).
Какое из них, по вашему мнению, является наиболее адекватным? Обоснуйте свое мнение. Попробуйте опровергнуть мнение своих оппонентов.
2. Проанализируйте следующие высказывания классиков социологии:
О «Социальная жизнь вся — конфликт, поскольку она изменчива. В человеческих обществах нет постоянства, ибо в них нет ничего устойчивого. Поэтому именно в конфликте заключены творческое ядро любых сообществ и возможность свободы» (Р. Дарендорф);
О «Человеческое сознание... есть не что иное, как коллективное сознание группы, которой мы принадлежим» (Э. Дюркгейм);
О «Не существует чувства Я... без соответствующего ему чувства Мы» (Ч. Кули).
Какое понимание общества вы видите в этих высказываниях? Какое место в них, по вашему мнению, отводится индивиду?
3. Чем различаются между собой эмпирические факты, социальные факты и научные факты? Приведите примеры.
4. Опишите основные социологические парадигмы.
5. В XIX в. О. Конт во всеобщей классификации наук поставил социологию на самую вершину знаний — выше математики, физики и биологии. На какое место поставили бы вы современную социологию?
6. Какую роль в развитии социального познания в целом и социологии в частности сыграла философия?
7. Во всех социологических размышлениях Г. Спенсера превалируют биологические аналогии. Например: «Общества, как и живые тела, начинаются как зародыши — возникают из масс, крайне малых по сравнению с массами, которых они в конечном итоге достигают». М. Вебер резко критикует «органическую социологию», рассматривающую отдельного индивида как часть, «клеточку» социального организма. Понятие организма в применении к обществу может быть лишь метафорой — не больше, ибо «для социологии... объектом познания является именно смысловая связь поведения».
Является ли точка зрения Вебера прогрессом по сравнению с точкой зрения Спенсера, и если да, то почему?
8. Как вы понимаете высказывание Ч.Р. Миллса: «Первый урок социологии состоит в том, чтобы помочь человеку найти себя в контексте своей эпохи»?
ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ
1. О. Конт и его роль в институционализации социологической науки.
2. Классификация наук О. Конта и место социологии в ней.
3. Социологическое наследие Г. Спенсера.
4. Классические социологические теории: общая характеристика.
5. Социологические взгляды Э. Дюркгейма.
6. Социология М. Вебера.
7. История развития социологии в России.
8. Развитие социологии в СССР.
9. Современная социология в России.
10. Современная зарубежная социология: основные школы и направления.
11. Т. Парсонс и его учение о социальном порядке.
12. Э. Гидценс и его социология.
13. Социология П. Бурдье.
14. Ю. Хабермас и его вклад в развитие социологического знания.
15. Социологические конгрессы: история развития и современное значение.
|
3.1. Социология управления
По мнению известного ученого Питера Дракера (Друкера), исторические успехи человечества на 80 % определяются не природными ресурсами и технологиями, а эффективностью управления[49]. То, что управление является важным ресурсом общества, было известно еще задолго до появления управленческой науки. В настоящий момент нет недостатка в управленческой литературе и каждый управленец, чтобы добиться эффективности управления, вооружается положениями, концепциями и рекомендациями, разработанными в рамках управленческих отраслей знания на основе теории управления.
Теория управления представляет собой отрасль научного знания, изучающая процессы управления в социальных и социально-экономических системах, систему принципов, методов и технологий управления, содержание, форму и эволюцию управленческих отношений, механизмы принятия и реализации управленческих решений, а также их эффективность и т.п.
Вместе с изменением и развитием социально-экономической и духовной структур общества изменяется и совершенствуется управление и соответственно управленческие отношения. Поэтому не может быть единой, универсальной для всех типов общественно-исторического развития системы управления, управленческих отношений.
В социологической и управленческой литературе сложились различные подходы к управлению: управление как наука, управление как искусство, управление как функция, управление как процесс, управление как аппарат. Названные подходы выступают в комплексе и представляют собой систему управления, которая
сочетает все обозначенные элементы как подсистемы единой системы управления.
Управление в наиболее общем виде может рассматриваться как воздействие субъекта управления на его объект[50].
Всякое общество основывается на совместной, коллективной целенаправленной деятельности индивидов. Для того чтобы такая деятельность была успешной и вообще оказалась возможной, необходимо ее организовать тем или иным способом. В противном случае несогласованные действия отдельных людей будут не помогать, а мешать достижению цели. Выделяют два необходимых условия организации коллективного действия:
- наличие иерархии — фиксированного вертикального ранжирования статусов участников действия, когда нижестоящие в иерархии подчиняются вышестоящим;
- наличие управления — сообразного поставленной цели механизма обеспечения нужного порядка действий участников.
Если соблюдены оба условия, можно говорить об организации. Иерархия образует статическое измерение организации, а управление — ее динамическое измерение. Организация социальных действий и управление ими составляет предмет особой отрасли социологического знания — социологии управления. Социальное управление представляет собой специфический вид человеческой деятельности, необходимость которого обусловлена потребностью в организации совместной деятельности людей. Оно является следствием разделения труда в силу различия природных способностей людей и сложности социальной действительности. Социальное управление пронизывает собой все процессы жизни общества, охватывает все его сферы.
Процесс управления сам по себе можно в рабочем порядке определить как непрерывное целенаправленное воздействие на индивида или группу людей. Индивид или группа, находящиеся под подобным воздействием, представляет собой объект управления, а индивид или группа, осуществляющая такое воздействие, — субъект управления. Процесс управления обязательно имеет иерархическую структуру, предполагает подчинение низшего звена высшему. Это обусловлено тем, что в процессе управления деятельность индивида или группы регламентируется и направляется не только их свободной волей, но и главным образом — требованиями, предъявляемыми извне. При этом с необходимостью происходит ограничение свободы действий объекта управления рамками правил, должностных инструкций, ролевых предписаний.
Управление как форма деятельности всегда элитарно по своему характеру: тех, кто управляет, гораздо меньше, чем тех, кем управляют. По своей структуре оно представляет собой пирамиду, составленную из горизонтальных уровней управления. Однако, несмотря на простоту этих сущностных характеристик социального управления, не так легко дать исчерпывающее определение этого понятия. Различные варианты определений связывают социальное управление или с поставленной социально значимой целью, или с социальным характером объекта управления, или со спецификой применяемых в социальном управлении принципов и технологий, или с определенным соотношением управления и самоуправления. По-видимому, основным элементом социального управления следует считать присутствие значимого социального по своему характеру стимула деятельности, дающего возможность максимальной мобилизации свободной воли и способностей индивида или группы. При этом чем более высокоразвитым и сложноорганизованным является общество, тем выше в процессе управления им доля самоуправления и самоорганизации, тем сложнее и разветвленнее система распределения управленческой инициативы, полномочий и ответственности- Однако даже самое развитое и «самоуправляющееся» общество или коллектив нуждается в опосредующих звеньях системы управления, т.е. в исполнительной иерархии. Даже когда субъектом управления в конечном счете является сам коллектив, необходимы исполнительные органы, которые проводили бы в жизнь его решения. Поэтому социология управления исследует логику развития управленческих структур и организационных форм управления человеческой деятельностью; проблемы становления социального самоуправления и обеспечения его эффективности; условия оптимизации управления обществом и т.п.
В современной теории управления выделяют два уровня:
- первый уровень — концептуальные основы понимания социального управления, сами по себе составляющие часть широкомасштабных политико-экономических, социально-философских, макросоциологических теорий;
- второй уровень - конкретные, более узкие по своему охвату теории, сосредоточивающие свое внимание на разработке и решении
практических проблем управления, прежде всего проблемы достижения оптимальной эффективности функционирования управленческих структур. Эти теории ближе к прикладному уровню и становятся основанием для выработки рекомендаций, внедряемых далее в управленческую практику.
Концептуально-методологические основания современной теории управления содержатся в работах М. Вебера, Ф. Тайлора, А. Файоля, Э. Мэйо, П. Дракера, Г. Саймона. На базе идей, развитых этими авторами, сформировались современные представления о сущности управленческого процесса и сложились определенные «гуманизационные» тенденции в практике управления.
В социологии управления применяются различные концептуальные подходы к предмету изучения. Так, с точки зрения технического или системного подхода управление понимается как функция системы, обеспечивающая посредством рациональных способов возможно более эффективное использование обществом человеческих ресурсов. Политический подход рассматривает управление как механизм реализации и сохранения власти правящей элиты.
В целом социальное управление представляет собой непрерывный процесс активного воздействия на объект с помощью системы управления — механизма реализации такого воздействия. Система управления должна быть достаточно динамичной и обладать способностью эффективного воздействия на окружающую среду с целью ее изменения. Эффективность системы управления зависит от слаженности функционирования всех без исключения элементов системы. Если хотя бы один элемент системы управления работает неэффективно, когда его действие не оказывает влияния на функционирование целого или даже тормозит или деформирует его, то это сказывается на эффективности всей системы.
В систему социального управления входят такие элементы, как механизм управления, субъект и объект управления, организационная структура, функции и сам процесс управления.
Механизм управления является продуктом целенаправленной разработки, предполагающей сбалансированное изменение функций, форм, методов, рычагов и стимулов социального управления, ориентированное на достижение его оптимальной эффективности в конкретных условиях. Для нормальной жизнедеятельности социальной системы необходимо, чтобы функционирование механизма управления обеспечивало слаженное взаимодействие всех его
элементов в решении поставленных задач. В этом смысле механизм управления как целостность представляет собой совокупность экономического, организационного и социокультурного механизмов, функционирующих синхронно в едином социетальном и организационном контексте.
Рассматривая в этом аспекте социальную систему, можно сказать, что она одновременно представляет собой и субъект, и объект управления. Поэтому субъект и объект управления следует представлять как постоянно взаимодействующие управляющую и управляемую подсистемы социальной системы. Но управленческие отношения в обществе никогда не проявляются в виде субъект-объектных отношений, а имеют вид субъект-субъектных отношений, поскольку объект управленческого воздействия тоже субъективен и способен к активной реакции на управленческое воздействие. Таким образом, управленческий процесс — это всегда взаимодействие, образующее совокупность прямой и обратной связи[51].
Любая социальная система включает в себя более частные подсистемы:
- техническую, представляющую собой комплекс отдельных технических средств;
- технологическую, которая представляет собой структурирование производственно-трудовой и политической деятельности посредством расчленения ее на стадии и процессы. Этот нормативный комплекс определяет следование друг за другом отдельных производственных операций по ходу управления ими;
- организационную, которая на основе определенной структуры управления осуществляет рациональное использование технико-технологических средств и человеческих ресурсов;
- экономическую, содержащую совокупность хозяйственных и финансовых процессов и связей;
- социальную, образуемую совокупностью социальных отношений, которые возникают в процессе коллективной деятельности.
Взаимосвязь подсистем и их слаженное совместное функционирование в целостности образуют единый процесс социального управления: техническая, технологическая и организационная подсистемы образуют организационно-техническую сторону управления, а экономическая и социальная - социально-экономическую сторону. Процесс управления представляет собой исходящую от субъекта координацию и организацию объекта управления. Будучи продуктом исторической дифференциации трудовой деятельности, управление осуществляет целенаправленное воздействие на технологические, экономические и социальные процессы.
Основные виды социального управления представлены политическим или государственно-административным управлением, управлением социально-культурными процессами, управлением производством.
Управлять можно как вещами и предметами неживой природы, так и живыми — биологическими и социальными системами. Управление объектами неживой природы входит в компетенцию в основном технических наук. Естественные науки исследуют процессы управления биологическими системами. Управление в социальных системах (социальное управление), или менеджмент, составляет предмет социальных наук, прежде всего социологии управления. Поскольку социальная система включает в себя действия людей с материальными ресурсами, социальное управление охватывает и управление материальными ресурсами в контексте человеческой деятельности, и управление самими людьми и их коллективными действиями.
Социальное управление — процесс многоуровневый: оно осуществляется на уровнях отдельной организации, административного региона, отрасли материального или духовного производства, наконец, государства в целом. На административно-политическом уровне социальное управление представляет собой власть, поскольку проявляется и сосредоточивается в сфере политики.
Понятию «управление» синонимичны понятия «руководство» и «менеджмент», обозначающие деятельность по непосредственному управлению трудовым коллективом. В частности, под менеджментом понимается как формулирование и постановка задач, так и управленческое обеспечение их выполнения. Менеджмент представляет собой единый процесс, в котором сливаются воедино планирование, организация, мотивация и контроль, подчиненные достижению цели, стоящей перед социальной системой.
Прогнозирование и перспективное планирование будущих социальных и организационных изменений является особо важным аспектом управления. Прогнозирование неотделимо от процесса принятия любых значимых стратегических решений, в связи с чем
актуализируется проблема стратегического управления, которое реализуется в виде следующих этапов[52]:
1) оценка исходного состояния организации (анализ основных сегментов рынка, плюсов и минусов конкурентов, финансовое положение и инфраструктура организации и т.д.);
2) определение видения организации (образ желаемого будущего) в перспективе 3—5 лет;
3) выстраивание различного рода политик (финансовой, кадровой, технологической, маркетинговой и т.д.), которые будут являться мостиком между исходным состоянием организации и желаемым.
Неотъемлемым условием разработки стратегии организации является определение ее миссии.
Для того чтобы эффективно управлять обществом, необходимо иметь адекватные представления о действующих в нем тенденциях и факторах, правильно оценивать возможную динамику их развития в том или ином варианте социальной ситуации. Разработка и внедрение в управленческую практику перспективных стратегий социального развития входят в предметную область социологии управления и составляют один из наиболее важных ее разделов.
Исследования в области социологии управления как одной из отраслей социологического знания позволяют понять специфические закономерности управленческой деятельности, эволюцию ее принципов и форм.
В современной управленческой теории и практике накоплен обширный опыт, основанный на признании доминирующей роли в системе управления человеческого фактора, человека как субъекта управления[53]. Вместе с тем опыт российской системы управления и ее современное состояние показывают, что степень его использования и эффективность чрезвычайно малы, о чем свидетельствуют как низкие показатели экономического развития стра-
ны, так и общественное мнение о российской управленческой элите и системе управления в ее лице.
Так, согласно данным социологического исследования «Бюрократия и власть в новой России», проведенного в июле 2005 г. Институтом социологии РАН совместно с Представительством Фонда им. Ф. Эберта в РФ во всех территориально-экономических районах страны (согласно районированию, принятому Росстатом), на вопрос о том, что сегодня препятствует быстрому экономическому росту страны, почти половина россиян (49,9 %) отметила коррумпированность нынешней экономической и политической элиты. Кроме того, респонденты оказались единодушны в мнении о том, что «российский народ» не оказывает влияния на функционирование российской власти.
Проблема бюрократии в России стояла остро всегда, хотя бюрократические системы управления теоретически обладают высоким потенциалом с точки зрения эффективности, точности, постоянства, строгости и надежности работы. Однако в современных условиях развития управленческих отношений и смены управленческой парадигмы потенциал бюрократических систем сокращается, возникают новые трудности и эффективность управления еще более снижается. Следствием этого является снижение доверия населения к властным структурам, а также и другим социальным институтам.
Результаты упомянутого выше социологического исследования подтверждают это и показывают, что государственные и общественные институты не пользуются поддержкой и доверием россиян и не рассматриваются ими в качестве инструментов реализации общественных и личных интересов. В этом отношении характерны оценки россиянами деятельности исполнительных органов власти, различных социальных служб, с одной стороны, и тех институтов, которые принято относить к гражданскому обществу (местные парламенты, суды, СМИ, партии и профсоюзы), — с другой. Наиболее провальной, по оценкам россиян, выглядит деятельность жилищно-коммуналь- ных служб, а также органов здравоохранения и правопорядка. Их деятельность со знаком «минус» соответственно оценили 65,2, 52,1 и 43,0 % опрошенных. Скорее как удовлетворительную (на «троечку») россияне оценивают работу местных органов исполнительной власти — губернаторов, глав администраций регионов и муниципальных образований, а также органов системы образования и социального обеспечения (см. табл. 3.1).
Та б л и ца 3.1. Как бы Вы оценили работу органов власти, социальных служб и общественных организаций в Вашем регионе? (в %) |
Бюрократия и власть в новой России: позиция населения и оценки экспертов. Аналитический доклад. М., 2005 / http//www.isras.ru |
Деятельность судов, законодательных собраний регионов, профсоюзов и политических партий положительно оценивают от 1,7 до 5,1 % россиян, отрицательно - от 22,8 до 31,5 %, причем затруднились с оценкой работы этих органов свыше 40 % опрошенных. Это говорит либо о слабой информированности населения о деятельности органов, призванных представлять и защищать их интересы, либо об отсутствии этой деятельности как таковой. Единственным более или менее дееспособным институтом гражданского общества, по мнению россиян, являются местные СМИ.
Данные, полученные из исследования «Чего опасаются россияне?»1, показали следующее: россияне менее всего склонны доверять судебной системе (21 %), милиции (24 %), профсоюзам (23 %), Государственной Думе (29 %) и Совету Федерации (31 %), печатной прессе (26 %) и телевидению (35 %), социальным службам (34 %) и политическим партиям (13 %). Относительно высоким (41 %) остается лишь уровень доверия общественным организациям (правозащитные, женские, экологические и т.д.)[54].
1 Исследование осуществлено специалистами ИС РАН в сотрудничестве с Представительством Фонда им. Ф. Эберта в Российской Федерации в сентябре 2008 г. по общероссийской квотной выборке, охватившей 1750 респондентов от 18 лет и старше, в 12 территориально-экономических районах РФ (согласно районированию Росстата), а также в Москве и Санкт-Петербурге. |
Ученые пришли к неутешительному выводу о том, что россияне не только не готовы видеть в бюрократии выразителя интересов общества, но и рассматривают ее как силу если и не прямо враждебную, то, безусловно, наносящую ущерб интересам страны.
Как видно из рис. 3.1, по оценке деятельности бюрократии позиции россиян и госчиновников оказались прямо противоположны: почти 3/4 населения убеждены, что сегодняшние чиновники не столько способствуют решению каких-то проблем и обеспечивают эффективное развитие страны, сколько мешают этому развитию. Удивительно, что и среди самих госслужащих каждый пятый считает, что работа чиновников сегодня мешает развитию России.
Обеспокоенность населения и самих чиновников вызывают не столько громоздкость и неэффективность государственного аппарата и «засилье бюрократии», сколько его тотальная коррумпированность и сращивание с криминалом (так считают 11,6 % и 25,3 % среди населения в целом; 7,0 % и 24,1 % среди респондентов-госслужащих)[55].
Российская система государственно-административного управления по-прежнему основана на принципах бюрократической формы организации, что затрудняет модернизацию системы управления и подготовки нового типа управленческих кадров, в которых так нуждается Россия. Поэтому необходимо обратить внимание на личностную составляющую в решении управленческих и профессиональных вопросов для обеспечения эффективной деятельности в сфере социального управления.
Таким образом, социология управления как отрасль социологической науки исследует всю совокупность управленческих процессов в отношении их характера, структуры, социальных функций, вопросы социального прогнозирования, конструирования, развитие социальных технологий.
3.2. Социология безопасности
Современное общество как целостность во многом отличается от других исторических форм социальности. Наиболее существенными его отличиями являются:
0 растущая интегрированность как следствие и результат развертывания процессов глобализации;
0 нарастание осознания необходимости организованного противостояния множественным угрозам и рискам, опасным с точки зрения социетального самосохранения и жизнеобеспечения.
Глобальное общество начала XXI в. представляет собой человеческую общность, прошедшую через катастрофические уроки истории, на горьком опыте научившуюся тому, что самое ценное — не политические идеи, не технологические достижения, не утопические проекты вселенского счастья, а простое выживание и безопасное существование человечества. Согласно Н. Луману, общество является рефлексирующей, сознающей себя системой. Понимание необходимости единой теории безопасности можно рассматривать как продукт саморефлексии современного общества.
Социология безопасности — это отрасль социологического знания, интегрирующая прикладные аспекты политических, социальных, военных, экономических, технических, гуманитарных наук, предметом которой являются разнообразные факторы риска, угрожающие обществу и личности, а также сущность, методы, формы и средства обеспечения безопасности личности и общества в условиях комплексного взаимодействия всех этих факторов. Сложность и широта предметной области социологии безопасности отражается в ее структуре, где можно выделить три подобласти - социологию гуманитарной безопасности, социологию природной безопасности и социологию техногенной безопасности.
Социология гуманитарной безопасности изучает проблемы обеспечения защищенности человека в контексте сложившихся общественных отношений. Это емкое определение включает в себя разнообразные аспекты в соответствии с многогранностью самого понятия «человек». Безопасное существование индивида невозможно вне защиты возможностей нормальной жизнедеятельности, прав и свобод, не только его собственных, но и его семьи, родных, этнической общности, к которой он принадлежит, без свободной реализации себя в национальной культуре, идентификации с ее ценностями, традициями, идеалами и нормами. Гуманитарная безопасность предполагает также обеспечение свободного развития интеллектуального, духовного, морально-этического потенциала человека, защиты его от разнообразных посягательств и угроз, от всякого насилия — физического, нравственного, социального и политического.
Проблематика духовной безопасности особенно актуальна для современного российского общества. Под духовной безопасностью подразумевается важнейшая качественная характеристика всей
культуры в целом, определяющая ее способность поддерживать нормальные условия жизнедеятельности населения, а в более широком (социетальном) контексте духовная безопасность определяется как качественная характеристика общества, исследуемая в духовнонравственном срезе, т.е. рассматриваемая как целостность, для которой состояние духовности/нравственности является одним из индикаторов жизнеспособности и функциональной согласованности основных социальных институтов, идеологии и культуры[56].
Духовная безопасность представляет собой комплекс таких ее составляющих, как культурная, религиозная, идеологическая, которые пересекаются с другими сферами жизнедеятельности общества — политической, экономической, семейно-брачной и т.д. Вследствие этого анализ духовной безопасности предполагает обязательный институциональный анализ проблем, связанных с функционированием важнейших социальных институтов, от которых зависит поддержание духовной безопасности общества. В структуре духовной безопасности общества выделяют три важнейших элемента: 1) культурную независимость; 2) стабильность функционирования политической системы; 3) способность национального образования, здравоохранения и культуры к динамичному саморазвитию[57].
Первыйэлемент характеризуется тем, что его функционирование возможно при способности общества к сохранению традиций и культурному воспроизводству независимо от взаимодействия с другими странами и степени их влияния на мировые процессы. В условиях глобализации обеспечить культурную независимость довольно сложно, так как постоянно возрастает степень взаимовлияния на международном уровне. Чтобы сохранить культурную самобытность и идентичность, необходимо бережно относиться к культурному наследию прошлого и исторической памяти народа. Сохранение исторической памяти и ее воспроизводство через поколения является залогом культурной независимости. В России история переписывается из раза в раз, что разрушает историческую память народа, извращает ее и просто уничтожает, обусловливая соответствующие культурные последствия.
Второй элемент обеспечения духовной безопасности связан с функционированием политической системы общества, на
уровне которой должны обеспечиваться защита достигнутых прав и свобод личности, а также конструктивный диалог между государством и обществом, политическими и общественными структурами социума.
Третий элемент обеспечения духовной безопасности связан с социокультурной системой общества и ее способностью к динамическому саморазвитию на основе качества системы образования, здравоохранения и культуры в целом. Этот элемент в большей степени отвечает за духовно-нравственное состояние общества, его интеллектуальный и инновационный потенциал.
Таким образом, обеспечение духовной безопасности является непременным условием сохранения национальной безопасности.
Национальная безопасность государства является сложным системным понятием и предполагает включение многих составляющих, таких, как:
- экономическая безопасность, обеспечение которой требует устойчивого экономического роста, нормального воспроизводства национальной экономики, необходимой степени хозяйственной независимости и самостоятельности в сочетании с занятием и удержанием значимых позиций на мировом рынке;
- продовольственная безопасность, критерием которой является способность общества, не прибегая к помощи извне, полностью обеспечить продуктами питания своих граждан;
- информационная безопасность, обеспечение которой означает заботу о сохранении военной и государственной тайны, о неразглашении секретной — финансовой, технико-технологической, оборонно-стратегической — информации разных уровней, утечка которой могла бы оказаться опасной;
- социальная безопасность, связанная с поддержанием стабильности в обществе, с необходимостью избежания чрезмерного обострения социальных противоречий, сдерживания роста имущественного неравенства, поскольку на этой почве могут возникать массовые беспорядки и социально-политические катаклизмы;
- демографическая безопасность, под которой понимается такое состояние общества, при котором уровень рождаемости в соотношении с индикаторами индивидуальной продолжительности жизни обеспечивает самовоспроизводство нации.
Критическое состояние демографической сферы современного российского общества требует глубокого анализа причин и последствий демографического кризиса. Этими проблемами занимаются многие
отечественные исследователи, среди которых следует назвать прежде всего таких, как: А.И. Антонов, В.Н. Архангельский, В.А. Борисов, А.Г. Вишневский, В.М. Медков, В.И. Переведенцев и др. Современная Россия, по оценкам специалистов, характеризуется следующими негативными явлениями в демографической сфере: очень низкая рождаемость; высокая смертность; большая естественная убыль населения; быстрое старение населения; очень большая разница в средней продолжительности жизни мужчин и женщин; большие перемены в сфере семейно-брачных отношений по сравнению с недавним прошлым и т.д.[58] На 1 января 2006 г. численность населения России составила 142,7 млн человек, что на 735,5 тыс. человек, или на 0,5 %, меньше, чем на 1 января 2005 г., а за период с 1993 по 2005 г. численность населения России сократилась на 5,8 млн человек, или на 4 %; на 1 января 2007 г. в России насчитывалось уже 142,2 млн человек: за 2006 г. число умерших превысило численность родившихся на 561 тыс. человек[59]. Приведенные данные красноречиво говорят сами за себя, предрекая демографическую катастрофу в России при сохранении столь тревожных тенденций в демографическом развитии российского государства. Прогнозы, сделанные как отечественными, так и зарубежными учеными, одинаково неутешительны и мрачны. Согласно прогнозам Росстата, при сохранении темпов депопуляции население России ожидает существенное сокращение — до 138 млн человек к 2016 г.[60]; по прогнозам ООН, к середине XXI в. в России останется 101,5 млн жителей, и это население будет старым (недаром Россию уже сейчас называют «стареющей» страной или страной «стариков»); по прогнозам демографов Института социально-политических исследований РАН, российское население уменьшится в среднем до 80,2 млн человек[61]. Критическая ситуация в демографической сфере привела к разработке и принятию Концепции демографического развития РФ до 2015 г. Пока рано говорить о результатах ее реализации, и окончательная оценка Концепции будет дана несколько позже.
Исследователи отмечают: «То, что мы пережили в 90-е годы, трудно объяснить с помощью классической демографической науки»[62]. Профессор И.А. Гундаров предложил рассматривать это необъяснимое с
точки зрения классической демографической науки явление как «неинфекционную эпидемию»: с 1992 г. здоровье населения России стало резко ухудшаться, особенно много смертей наступило из-за сердечно-сосудистых заболеваний. При этом известные социально-экономические и медицинские факторы риска не объясняют природы сверхсмертности, равно как не объясняют катастрофическое падение рождаемости в России[63]. Скорее всего неблагополучие в демографической сфере общества связано с духовным неблагополучием российского общества.
Интеллектуальная безопасность связана с интеллектуальным потенциалом нации, сохранением продуктов умственного труда, защитой интеллектуальной собственности. Угрозой для интеллектуальной безопасности России является интеллектуальная миграция или, как ее принято называть, «утечка умов», в результате которой, по подсчетам специалистов, российское государство ежегодно теряет около 50 млрд долл., так как каждый год Россию покидают 15 % выпускников российских вузов[64].
Природогенная безопасность занимается исследованием явлений, событий и процессов, которые имеют место в природе и по своему характеру, масштабам, интенсивности или длительности могут оказывать негативное, разрушительное воздействие на жизнедеятельность человека, его здоровье, физическое воспроизводство, объекты народного хозяйства и окружающую природную среду. К таким опасным для человека и общества природным явлениям и процессам относятся стихийные бедствия — наводнения, землетрясения, оползни и лавины, ураганы, сели, сильные заморозки, засухи и т.п. По типу воздействия на сферу человеческой жизнедеятельности такие события могут быть длительными и постепенными, чреватыми не столько человеческими жертвами, сколько значительным ущербом экономике, или внезапными и катастрофическими, уносящими за краткий срок множество жизней; они могут быть постоянными, периодическими или эпизодическими, локальными или глобальными, управляемыми в плане минимизации причиняемого ущерба или неуправляемыми.
Техногенная безопасность представляет собой состояние защищенности человека и общества от угроз и рисков, возникающих в результате использования или проектирования производствен
ных технологий, при несанкционированном использовании научно-технической и технологической информации. Изучение различных аспектов техногенной безопасности включает в себя анализ факторов риска в научно-технической деятельности человека, в процессах информационного обмена, промышленности и сельском хозяйстве, энергетике и транспорте энергоресурсов, военной сфере, системе управления; рисков, связанных с производством, хранением и утилизацией химических, радиоактивных, биологических и взрывоопасных продуктов. Основным принципом обеспечения техногенной безопасности является тщательное выполнение всех научно обоснованных требований и предписаний к разработке и использованию технологий.
Как мы убедились, предметная область социологии безопасности широка и разнообразна, она объединяет разнопорядковые и разноприродные явления и процессы.
Однако в конечном счете предмет исследования социологии безопасности — это отношения между людьми и социальными институтами по поводу проблем жизнеобеспечения в самом широком смысле этого слова. Социология безопасности изучает условия и процессы, при которых возможны сохранение и поддержание жизни индивидов, их материального и духовного благополучия, реализации их способностей и запросов, национального типа ментальности и духовности, культуры и традиций.
Еще раз подчеркнем, что социология безопасности представляет собой достояние и результат исторически конкретной фазы развития общества, когда оно осознает единство и взаимозависимость всех своих элементов и составляющих. Сама идея социологии безопасности как отрасли социологической науки отражает возросшую степень глобальной социальной солидарности и интеграции. В то же время интеграция обществ в единое глобальное общество не означает, что исчезли проблемы обеспечения безопасности на уровне отдельных входящих в него социальных образований и индивидов. Индивидуальный уровень обеспечения безопасности включает в себя прежде всего физическую безопасность членов общества, бережное отношение к человеческой жизни как основной социальной ценности. Это предполагает сдерживание криминогенных тенденций, четкую и основанную на следовании законности работу правоохранительных органов, соблюдение требований техники безопасности на производстве и в быту, устранение неуставных отношений в вооруженных силах
и т.д. Индивидуальная экономическая и финансовая безопасность подразумевает правовой и оберегаемый государством характер частного бизнеса и индивидуальной трудовой деятельности, неприкосновенность частных банковских вкладов, соблюдение коммерческой тайны и т.п. Рис. 3.2. Условия, необходимые для достойной жизни, % числа опрошенных |
Безопасность — это сетевая устойчивая совокупность необходимых и достаточных факторов, надежно обеспечивающих: достойную жизнь каждого человека; защищенность всех структур жизнеспособности семьи, общества и государства; мечту, цели, идеалы, ценности и интересы людей, их культуру и образ жизни, справедливость, традиции от неприемлемых рисков, от внутренних и внешних вызовов и угроз; способность эффективно предотвращать формирующиеся опасности на основе культуры компромисса по поводу благополучия и справедливости для всех[65]. Распределение ответов россиян на вопрос о том, какие условия необходимы для обеспечения достойной жизни, дано на рис. 3.2 и позволяет сделать вывод, что наибольшее значение в жизни россиян имеют ценности, которые напрямую связаны с задачами вы-
живания, — хорошее здоровье, материальный достаток, крепкая семья; далее по своей значимости следуют ценности-средства, выполняющие инструментальную роль в достижении главных жизненных целей и ориентиров, в том числе такие, как образование, хорошая интересная работа, надежные друзья. Обращает на себя внимание тот факт, что личная безопасность как условие нормальной жизни и как одна из основных фундаментальных ценностей занимает в иерархической структуре ключевых ценностных ориентаций серединное положение, находясь на седьмом месте по своему рангу. Очевидно, что нельзя считать нормальным такое положение, когда для 60 % респондентов личная безопасность как жизненная ценность не является доминирующей. Это подтверждает вывод о превращении российского общества в общество всеобщего риска, где размывается и теряет свой первоначальный смысл базовая характеристика образа жизни — личная безопасность.
Таким образом, задача социологии безопасности заключается в фиксации общественного внимания на конкретных угрозах и проблемах, в сборе и анализе данных, позволяющих судить о состоянии тех или иных аспектов глобальной, национальной и индивидуальной безопасности, в разработке теоретической и методологической базы для создания стратегии безопасного существования общества и нейтрализации имеющихся рисков и угроз.
3.3. Социология молодежи
Мир молодежи — особый мир, познать который стремятся ученые разных областей научного знания — психологии, педагогики, демографии, права, политологии, философии, социологии, истории, культурологии, социальной психологии и др.
Молодежная проблематика со времен Сократа и Аристотеля является особо актуальной.
Социология молодежи - это отрасль социологии, предметом которой является молодежь как особая социальная группа. В любом обществе существует и проявляется проблема различия между поколениями: люди разного возраста, формировавшиеся как личности в разные исторические периоды, получившие разное воспитание и образование, не всегда способны к взаимопониманию. Суть извечного конфликта поколений сводится к тому, что в условиях социокультурной динамики формируются различные миры «отцов» и «детей», часто не находящие точек соприкосновения. Но «молодежь не хуже и не лучше среднего и старшего поколения, ее культура не лучше и не хуже иных культур... Молодежь — это принципиально иное социальное образование, ни с кем не сравнимое, а всякие сравнения оказываются некорректными»[66]. Эти слова характеризуют сущность межпоколенческих противоречий, возникающих в различных обществах и в различные времена.
Обычно наиболее активной стороной конфликта поколений выступает молодежь. Молодым часто свойственно острое неприятие того образа окружающего мира, который предлагают им родители, учителя и вообще люди старшего поколения. Это неприятие сопряжено с уверенностью в том, что действительность можно и необходимо переделать. В противоположность молодежи взрослым, имеющим значительный жизненный опыт, доподлинно известно, что мир переделать трудно, и поскольку к зрелому возрасту они добились определенных успехов и заняли те или иные статусные позиции, им более всего хочется сохранить действительность без существенных перемен.
Взрослые и молодежь часто затрудняются в поиске общего языка, который дал бы возможность более или менее конструктивного диалога. Взаимное отчуждение находит выражение в повышенно критическом, подчас неоправданно враждебном отношении представителей смежных поколений друг к другу. Молодые склонны винить поколение своих отцов во всех несовершенствах общества и исторических ошибках, а взрослые обвиняют молодежь в легкомыслии и иждивенческом отношении к жизни. Внешним обликом, одеждой, прической, увлечениями, манерой вести себя многие молодые стремятся обозначить свое отличие от «мира взрослых», подчеркнуть свое право на другое видение мира и понимание своего места в нем. Таким образом, в современном обществе молодые люди тяготеют к идентификации себя как членов особой социальной группы, в известной степени противостоящей «миру взрослых».
В традиционных обществах не существует молодежи как особой социальной группы. Подростки как мужского, так и женского пола, пройдя ритуал инициации в довольно раннем (по нашим представлениям) возрасте, сразу становятся равными по статусу другим взрослым своего пола. Современное общество в этом
смысле организовано совершенно иначе: молодой человек в течение значительного времени, будучи формально равноправным членом общества, далеко не сразу становится таковым реально. Поэтому применительно к современному обществу говорят о молодежи как социальной группе, относительно отличающейся от взрослой части населения.
Возрастные границы выступают основным группообразующим критерием применительно к молодежи. Различные общества в истории человечества по-разному понимали и понимают социальный возраст индивида. Например, в традиционных обществах молодые индивиды проходили ритуальную инициацию в совершенно детском с нашей точки зрения возрасте — примерно в 12—13 лет, после чего считались взрослыми мужчинами и женщинами и могли вести соответствующий образ жизни. В современной социологии молодежи среди ученых не выработано единого мнения по поводу возрастных рамок молодежи. Например, в российской действительности приняты границы социальной группы молодежи 15—29 лет. При этом целостный процесс социализации и индивидуализации молодежи распадается на временные этапы, которым соответствуют такие типы молодежи: подростки — до 18 лет, собственно молодежь — 18—24 лет и молодые взрослые — 25—29 лет.
В социологической классификации молодыми считаются те, кто еще не имеет полного статуса взрослых в общественной или личной сфере, однако и детьми их уже не назовешь, из-за чего их положение является в какой-то степени маргинализованным, неопределенным в обществе, что рождает множество проблем молодежного характера.
К. Манхейм очень тонко подметил эту характеристику молодежного возраста, отмечая, что «быть молодым означает стоять на краю общества, быть во многих отношениях аутсайдером»[67].
На современном этапе развития общества понятие молодости несколько трансформировалось, что связано с учетом некоторых социально-психологических характеристик помимо биологических, вследствие чего в ряде нормативных документов России на законодательном уровне период молодости продлен до 35 лет (например, при определении понятия «молодая семья»).
Молодежные проблемы невозможно рассматривать в отрыве от общественных и глобальных мировых процессов, поскольку молодежь не является саморазвивающейся системой и включена во все многообразие структур и отношений общества, будучи £го неотъемлемой частью[68].
Современное сложное и дифференцированное общество выдвигает усложнившиеся требования к образованию, знаниям, навыкам и умениям своих членов. Поэтому социальная адаптация и социализация молодого индивида, приобретение им образования и определенного социального капитала занимают длительное время. Специфика молодежи как особой социальной группы в современном обществе заключается в том, что все ее члены в своей жизни находятся в процессе формирования своей социальной личности, раскрытия и реализации своего социального потенциала. Большинство молодых людей, в первую очередь студенты и учащиеся, не имеет собственного социального статуса, и их место в статусной структуре общества определяется социальным положением родителей или своим будущим статусом, связанным с получением профессии. В то же время, если статус взрослого человека всецело определяется его профессиональной востребованностью, объемом накопленного социального капитала и реально занимаемым положением в статусной структуре, то молодой индивид часто помимо основного занятия включен в структуру неформальных отношений, участвуя в молодежных движениях, субкультурных образованиях, политических, религиозных или иных организациях, и этот неформальный статус имеет для него существенное значение.
Наконец, молодежь в силу того, что она находится в процессе становления (социального, психологического, мировоззренческого), в большей степени, чем другие возрастные группы, подвержена различным социально-экономическим, политическим, идейным, культурным влияниям, более непосредственно и активно реагирует на них, что способствует поддержанию высокого уровня неопределенности ее социального поведения, подвижности ценностных ориентаций. Все эти специфические особенности молодежи как социальной группы определяют в целом ее сложный, проблемный характер. В настоящее время социология молодежи — это отдельная частносоциологическая дисциплина, отпочковавшаяся от общей социологии относительно недавно, в конце 1960-х — начале 1970-х гг. Необходимость конституирования социальной науки о молодежи в отдельную отрасль была осознана
3.1 Социология молодежи 111
—|-------------------------------------------------------------------------------
мировым научным сообществом в результате потрясения, вы- звакного массовыми молодежными волнениями конца 1960-х гг. Они определили радикальный пересмотр обществом отношения к молодежи, признание ее в качестве отдельной, мощной, трудноуправляемой социальной силы, требующей внимания к своим невыдуманным, объективно существующим, весомым проблемам.
Предметная область социологического исследования молодежи достаточно широка:
- общие социально-групповые характеристики молодежи — границ и структуры ее как группы, основные тенденции динамики, социально-демографические показатели;
- основные качественные параметры существования молодежи в обществе — условия и особенности прохождения процесса социализации;
- специфика образа жизни и моделей поведения молодых людей в зависимости от их принадлежности к различным социальным стратам;
- реальные статусные позиции и социальные роли молодежи в структуре общества;
- характер и направленность социальной мобильности;
- особенности и динамика изменений ценностных ориентаций и поведенческих мотиваций молодых, в том числе в контексте меж- генерационного взаимодействия;
- возможности самореализации молодежи применительно к конкретным социокультурным и политико-экономическим условиям.
Среди направлений и концепций, оказавших серьезное влияние на развитие социологии молодежи, можно выделить следующие:
- концепция рассмотрения молодежи как возрастной группы, в рамках которой молодежь сводится к маргинальному слою общества, ожидающему полноценного статуса по достижении взрослого возраста;
- концепция, в рамках которой молодежь исследуется с точки зрения охвата определенного жизненного цикла с упором на психофизические свойства молодости, предстающей биологической реальностью и в свою очередь являющейся также результатом социально-исторических и социокультурных процессов;
- структурно-функциональный подход к исследованию молодежи (В. Райх, Г. Маркузе), в рамках которого молодежная группа рассматривается как система структурных позиций, заполняемых индивидами, вследствие чего приобретаются социальный статус и соответствующие социальные роли;
- культурологический подход, представители которого (П. Бергер, Т. Лукман и др.) стремятся осмыслить мир молодежи в соответствии с конкретными представлениями, целями, поведенческими мотивами реально действующих Индивидов, отражающимися в определенных типах культуры;
- исследование молодежи в рамках теории общественного воспроизводства (В.И. Чупров), которая акцентирует внимание на функционировании и развитии молодежи как субъекта общественного производства и общественной жизни с ее основными социальными функциями — вопроизводственцой, инновационной, трансляционной.
- рискологический подход (Ю.А. Зубок), который приобретает актуальность в условиях, когда риск становится всеобщим основанием современности;
- концепция социального конструирования реальности, основанная на принципах взаимосвязи объектно-субъектных характеристик молодежи и окружающей ее социальной реальности, определяющих групповую специфику молодежи, а также сам процесс конструирования ею социальной реальности;
- концепция повседневности (Е. Омельченко, Е. Лукьянова и др.), изучающая разнообразные социальные практики молодежи (труда, досуга, потребления, фо