Мир нашей повседневной жизни не менее интересен и загадочен, чем тайны природы и космоса. Мы привыкли к нему и давно научились в нем ориентироваться, но в действительности он трудно объясним теоретически и недостаточно изучен. В сущности, общество мало знает о самом себе. К пониманию самого себя оно приходит через социологию — осуществляемую на профессиональном уровне социальную саморефлексию.
Именно этим обстоятельством определяются научный статус социологии и ее значение в современном мире. Стремительно изменяющийся и усложняющийся социальный опыт необходимо осмыслить и проанализировать, и именно социологическое знание выполняет эту функцию. Все мы в детстве пробовали смотреть на мир через осколки цветного стекла; и мир приобретал разные оттенки — зеленые, желтые, красноватые. Общество смотрит на себя сквозь «магический кристалл» социологии и тоже меняет оттенки вслед за ней: становится антагонистически поляризованным, или ориентированным на гармонию и стабильность, или индифферентным, нерефлексирующим, ано- мийным.
|
|
Социальный опыт пореформенной России предоставляет обширный материал для социологического анализа и обобщения. Для того чтобы осмыслить и адекватно отобразить идущие в сегодняшнем российском обществе процессы, нужно выйти на теоретический уровень современной социологии, свободно владеть ее понятийным аппаратом и методологическим арсеналом. Конечно, это касается преимущественно профессионалов. Однако разбираться в социологии нужно не только тем, кто сделал ее своей профессией: иметь прочные основы социологических знаний должен любой человек, претендующий на то, чтобы быть активным членом общества, или, выражаясь языком нашей науки, субъектом социального действия. Иначе ему грозит участь «социального Робинзона». По аналогии с «гносеологическим Робинзоном» философии это означает, что ему придется на собственном индивидуальном опыте открывать для себя закономерности социальной жизни, чтобы адаптироваться к ее вызовам и требованиям.
Возникнув во второй половине XIX в., социологическая наука задумывалась как альтернативный по отношению к социальной метафизике способ познания общества. Ее основоположник О. Конт стремился заложить основы социальной науки позитивного — неметафизического — характера; науки, выводы которой основывались бы на эмпирических фактах, а не являлись бы результатом умозрения. Подобное позитивное знание об обществе должно было, по замыслу Конта, способствовать росту определенности в представлениях о социальном и, следовательно, совершенствовать формы социальной жизни на основе ее рационального познания и преобразования.
|
|
Сам по себе этот замысел выступал неотъемлемой частью мировоззренческого переворота, происходившего в то время. Глубокое интеллектуальное разочарование в возможностях спекулятивно-умозрительного познания мира человеческой деятельности и духа стимулировало обращение к методам эмпирической науки в поиске рациональных и верифицируемых оснований для реорганизации социальной практики. Бурное развитие конкретных наук способствовало абсолютизации и идеализации этого типа знания, принятию его в качестве универсальной модели познавательной деятельности, в том числе той, предметом которой является общество. Социология как конкретная наука об обществе мыслилась как фундамент исчерпывающего познания общественных законов и закономерностей.
Современная социология не предлагает готовых рецептов всеобщего благоденствия. Социологи все четче осознают, что человек и общество представляют собой область неопределенности, трудно поддающуюся прогнозированию. Не случайно И. Валлер- стайн констатировал на XIV Всемирном социологическом конгрессе 1998 г.: «Мы являемся свидетелями конца неоспоримых фактов». Обращаясь к исследованию глобальных процессов, меняющих лицо современного мира, социологи не претендуют ни на однозначное решение встающих проблем, ни на их исчерпывающую интерпретацию. Социология наших дней поливариантна, концептуально и методологически плюралистична; это зеркало, в котором находит адекватное отражение многообразие и сложность мира социальных отношений.
Увлекательная, многоликая, неоднозначная, современная социологическая наука сама представляет собой целый мир, и отразить его в одной книге — задача не из простых, тем более что речь идет об учебнике, назначение которого — помочь студенту сделать в этом мире первые шаги. Однако автором — доктором философских наук, профессором Ю.Г. Волковым, без сомнения, эта задача решена. Данный учебник социологии для студентов высших учебных заведений, на наш взгляд, соединяет такие качества, как глубина подачи теоретического материала, доступность, методическое мастерство. Органическое единство этих достоинств позволяет характеризовать предлагаемую читателю книгу как удачную пропедевтику социологии. В учебнике творчески осмыслены и использованы достижения лучших зарубежных и отечественных учебников, научные результаты всемирных и всероссийских социологических конгрессов, в работе которых автор принимал непосредственное участие, в том числе в работе последнего — III Всероссийского социологического конгресса «Социология и общество: проблемы и пути взаимодействия» (2008). Бесспорным достоинством данного учебника является активное использование современных эмпирических социологических данных, полученных Институтом социологии РАН в ходе проведения крупномасштабных социологических исследований, среди которых: «Малообеспеченные в России: кто они? Как живут? К чему стремятся?», «Городской средний класс в современной России», «Молодежь новой России: образ жизни и ценностные приоритеты», «Чего опасаются россияне?», «Российская идентичность в социологическом измерении», «Социальное неравенство в социологическом измерении» и др.
Отличительную особенность данной книги составляет наличие специально разработанных вопросов и задач, назначение которых в том, чтобы побудить студентов к творческому освоению учебного материала, к самостоятельной мысли.
Нам представляется, что предлагаемый учебник станет надежным спутником читателей в сложном и увлекательном мире современной социологии.
|
|
Доктор философских наук, профессор, ректор Ставропольского государственного университета
В. Л. Шаповалов
СОЦИОЛОГИЯ КАК НАУКА
Человек и общество являются предметом исследования многих наук — философии, истории, политологии, экономики, психологии, культурологии... Чем обусловлено появление социологии как науки, изучающей общество, и в чем ее основное предназначение? На эти вопросы пытались ответить многие ученые, стоявшие у истоков социологического знания, — О. Конт, Э. Дюркгейм, Г. Спенсер, М. Вебер и др. В самом деле, если изучением общества и человека занимается такое множество наук, зачем понадобилось придумывать еще одну? Сущность ответа на данные вопросы в том, что у каждой из перечисленных наук свой предмет исследования и круг задач, объясняющих те или иные аспекты функционирования общества и человека в нем, но только социология занимается изучением социальной реальности как таковой. Предметом ее исследования является общество; она дает объяснение всех типов человеческого поведения под социальным углом зрения. Дж. Масионис определяет социологию как систематическое изучение человеческого общества, а ее сердцевиной выступает особая точка зрения, называемая социологическим подходом, под которым известный социолог П. Бергер понимает умение видеть общее в частном. Социология возникла как результат конфликта дисциплин, которые сформировались до ее появления. Для того чтобы развиваться, ей необходимо было отделиться от философии, психологии и истории. Как всякая наука, социология имеет свой, присущий только ей, сложившийся в течение длительного периода развития понятийный аппарат. Она оперирует радом понятий, в которых зафиксированы представления различных социологических школ и направлений. Многие из них давно утвердили свое право на существование в социологии, а некоторые только сейчас входят в научный оборот. При изучении социологии очень важно овладеть ее терминологическим аппаратом — |
«языком социологии», с тем чтобы научиться мыслить социологически без затруднений. Для социологического языка характерна определенная сложность, что иногда вызывает недоумение и раздражение у тех, кому приходится сталкиваться с социологией или социологами без предварительной подготовки. Об этой проблеме рассуждал П. Бурдье[1], представив данную проблему в абстрактном диалоге между социологом и не- социологом. Вопрос, заданный социологу, звучит так: «Почему вы употребляете особый и нарочито трудный стиль речи, из-за которого ваши собственные рассуждения часто недоступны для непосвященного?» Ответ, данный Бурдье, объясняет причину использования социологами столь непонятного иногда специфического социологического языка: в социологии необходимость обращения к искусственному языку проявляется, быть может, сильнее, чем во всех остальных науках, чтобы разорвать с социальной философией, озабоченной употреблением повседневных слов, а также чтобы выразить то, что не может выразить повседневный язык. Социолог вынужден обращаться к изобретенным словам, так как, используя их, он избегает того, чтобы принять определенную социальную философию. Кроме того, отмечает Бурдье, употребить одно слово вместо другого зачастую все равно, что произвести решающую эпистемологическую замену[2].
|
|
В том же ключе размышляет Ю.В. Маркова, задаваясь вопросом о сущности социологического дискурса, возникающего по той причине, что в научном исследовании необходимо исходить из точно определенных понятий и принципов, которые раскрываются друг через друга, порождая регресс определений[3]. Сам социологический дискурс автором определяется как построенная в соответствии со специфическими правилами система суждений о социальной действительности, которая в свою очередь представляет собой все то, что существует до всякого социологического исследования и вне его; это непосредственный источник социального знания. В социологии социальная действительность принимает образ социального мира, под которым понимается совокупность явлений, изучаемых социологией; это своего рода модель социальной действительности. Таким образом, социальная действительность становится явлением социального мира в том случае, когда попадает в поле исследования социологии, но прежде чем стать предметом социологического исследования в собственном смысле, социальная действительность осмысливается на социологическом уровне, приобретая образ социальной реальности, выступающей посредником между социальным миром и социальной действительностью[4]. Таким образом, становление и развитие социологического знания происходит в рамках вечного социологического дискурса, источником которого служит усложняющаяся динамика общественного развития и стремление ее осмысления социологами.
Социология на современном этапе заняла прочное место в системе социальных наук, однако так и не найден консенсус относительно предмета социологии в научном сообществе. Приведем мнения ряда классиков социологии, в которых проявляется плюрализм в исследовании предметного поля социологии.
Э. Дюркгейм определяет социологию как науку об институтах, их генезисе и функционировании[5].
Г. Зиммель отмечает, что предмет социологии «заключает в себе множество движений... отношение индивидуума к обществу, причины и формы образования групп, противоположности классов и переходы от одного к другому, развитие отношений между господствующими и подчиненными и бесконечное число других вопросов»[6].
Г. Спенсер определяет общество как социальный организм, в соответствии с чем все общественные изменения относятся к общему процессу развития, а не сводятся к непосредственной деятельности отдельных личностей[7].
П. Сорокин считает, что «социология изучает явления взаимодействия людей друг с другом, с одной стороны, и явления, возникающие из этого процесса взаимодействия, — с другой»[8].
В.А. Ядов полагает, что «социология — это наука о становлении, развитии и функционировании социальных общностей и форм их самоорганизации: социальных систем, социальных структур и институтов...»[9].
В целом социология представляет собой отрасль науки о человеческом поведении, целью которой является раскрытие причин- но-следственных связей, возникающих между индивидами и группами в процессе социального взаимодействия.
Поскольку социология представляет собой весьма специфичную область знания, ее понятия с необходимостью отражают эту специфику.
Во-первых, социология неоднородна: она представлена множеством направлений и персоналий, рядом весьма отличающихся друг от друга парадигм. Все они разрабатывают и используют собственные понятия, соответствующие их концептуальным потребностям. Те же понятия социологии, которые можно назвать общесоциологическими, у представителей разных направлений могут быть наполнены неодинаковым смыслом.
Во-вторых, социологическое знание настолько стремительно развивается, что даже возникают дискуссии о том, не препятствует ли устоявшийся понятийный аппарат протекающим динамическим процессам, в ходе которых смысловое наполнение конкретных понятий непрерывно трансформируется, понятия как бы доразвиваются, объем их расширяется или, наоборот, конкретизируется и сужается, что порождает социологический дискурс. Более того, при переводе понятий с одного языка на другой происходит семантический сдвиг — изменение смысла в соответствии с привычной семантикой второго языка. Если учесть, что большинство понятий социологии для русского языка являются заимствованными, становится понятным масштаб потенциальной семантической изменчивости.
Тем не менее без четких границ понятие лишается необходимой однозначности и языковая коммуникация становится невозможной. Для того чтобы информационный обмен был возможен любой науке, в том числе социологии, необходима система институционализированных понятий, т.е. таких, границы, объем и содержание которых общеприняты в рамках данной науки.
Попытаемся раскрыть в рамках учебного курса содержание базисных понятий социологии, предварив наше описание краткими характеристиками основных типов понятий, которыми оперирует современная и классическая социология. Рассмотрим в общих чертах, что такое социологический термин; как используются в социологии статистические, операциональные, аналитические понятия; что понимается под моделью и идеальным типом.
Задача термина в том, чтобы выделить конкретное явление и не дать его спутать с другими похожими на него явлениями, зафиксировать это различие. Определение понятия в качестве термина происходит путем выделения самого главного и употребительного в социологии его значения. В результате возникает дефиниция — строго оформленное высказывание, раскрывающее содержание понятия конкретного социального феномена.
Термин — содержательное понятие, находящееся во взаимнооднозначном соответствии с определенным социальным феноменом или каким-то аспектом феномена.
Операциональное понятие — понятие, выполняющее инструментальные, вспомогательные функции. Например, термин «религиозность» можно определить как «веру в сверхъестественное»; это обычная терминологическая дефиниция. Но можно дать феномену религиозности эмпирическое, операциональное определение — через действия: религиозность — это регулярное посещение церковных служб, мотивированное личными побуждениями религиозного характера, а также элементарное знание конфессионального понимания смысла служб и содержания вероисповедания. Конечно, такое операциональное определение не отражает то, что мы на самом деле понимаем под религиозностью; скорее оно характеризует религиозность не по сути, а чисто симптоматически.
Модель — упрощенное изображение фактического или гипотетического состояния какого-либо предмета или явления; материальный объект или знаковая система, имитирующие структуру или функционирование исследуемого объекта[10]. Модель создается не методом полного и подробного описания, а с помощью особых методов — акцентуации наиболее важного, опускания всего малозначащего или само собой разумеющегося, выражения в символах и т.д., благодаря чему получающаяся модель более удобна для научного использования, чем подробное содержательное описание.
Явно выраженным модельным характером обладает понятие «идеального типа». Его ввел в социологию М. Вебер в качестве инструмента, направленного на изучение и познание структуры социальных феноменов. Поэтому оно содержательно богаче, чем простой термин, и является модельным понятием. Задача его не в том, чтобы полностью и «правильно» отражать структуры социальной реальности, а в том, чтобы с конкретной целью их упростить и модифицировать, т.е. оно с необходимостью существенно отклоняется от рассматриваемой действительности.
Понятие идеального типа — это специально построенная применительно к какому-то конкретному случаю мыслительная конструкция, которая считается идеалом. Под идеалом здесь имеется в виду не ценностный образ, к которому стремятся люди, а единый мыслительный образ, создаваемый исследователем из совокупности отобранных по принципу важности и значимости объективных черт реальности. Согласно Веберу, идеальный тип — это конструкция, созданная исследователем с учетом факторов рационального целеполагания в социальном действии. Рациональные действия субъектов, ведущие к причинно обусловленным и взаимосвязанным последствиям, могут потом восприниматься как типичные социальные структурные образы, например как институциональные процессы. Подобные мыслительные конструкции не имеют четких реальных коррелятов в социальной действительности, так как на самом деле поведение людей очень часто бывает иррациональным и социальная действительность состоит не из полностью реализованных целей. Понятие идеального типа реально задает направление социального познания, хотя и не полностью отражает действительность. Разумеется, у него есть негативные стороны. За его границами остается иррациональное поведение, имеющее большое значение в жизни общества. Зато понятие идеального типа очень полезно в тех случаях, когда поведение людей заведомо рационально и целенаправленно. Тогда вероятность того, что осмысленные действия направлены на реализацию намеченной цели, весьма велика и причины реальных социальных явлений могут быть объяснены на основе понимания рациональных корней человеческих действий.
Понятие идеального типа полезно тогда, когда ставится вопрос о том, существуют ли структурные корреляты социального явления, о котором идет речь, в других культурах или социальных системах. Например, ответ на вопрос «Был ли в Японии феодализм?» можно получить, используя такое понятие идеального типа, ориентированного на европейское Средневековье, как феодализм, которое не является настолько всеобщим, чтобы ему соответствовало любое доиндустриальное, патриархальное и многоуровневое социальное устройство.
Аналитические понятия в социологии настолько всеобщи и малосодержательны, что отвечающие им социальные феномены присутствуют в обществе любого типа. Так, в любом обществе есть нормы, санкции, роли, интеракции. В то же время нельзя считать аналитическими понятия социального слоя, социального класса, власти, поскольку могут существовать общества без власти, социального расслоения и классовой структуры. Однако это все же настолько общие понятия, что по сравнению с идеальными типами они неисторичны.
Таким образом, аналитические понятия в социологии — наиболее общие понятия, которые в силу самой своей всеобщности применимы к самым разным историческим обществам. В отличие от понятий идеального типа, которые применяются посредством проецирования на явления социальной действительности, аналитические понятия не могут проецироваться на действительность. Такая проекция ничего не даст, поскольку получаемый результат слишком тривиален. Например, высказывание типа: «Да, нормы существуют» чересчур тривиально, чтобы рассматривать его как положение социологии.
Попытки разработать единую систему социологических понятий, по мнению многих выдающихся социологов, не могут увенчаться успехом, поскольку любая система такого рода была бы замкнутой, следовательно, ограничивала бы познание.
Понятия социологии подразделяются также по ее отраслям. Так, наряду с универсальными понятиями общей социологии существуют понятия социологии труда, социологии религии, социологии молодежи, социологии права, социологии семьи и т.д.
Социологические понятия делятся и в соответствии с делением социологии на микро- и макросоциологию.
Микросоциология исследует эмпирические групповые взаимодействия и пользуется соответствующими содержательными понятиями, а макросоциология рассматривает общество в целом в его статическом и динамическом аспектах.
Понятия, разработанные в рамках социологии, могут успешно использоваться в психологии, педагогике, истории, в междисциплинарных исследованиях. В свою очередь социология заимствует понятия у других наук, как гуманитарных, так и естественных. Однако социология не использует их в принятых другими науками значениях.
В настоящее время концептуальный аппарат социологии переживает этап бурного развития, обусловленный возникновением множества новых школ и направлений, обогащающих ее собственной оригинальной терминологией. Так, Д.М. Матсинье констатирует, что за последние 30 лет в социальных и гуманитарных науках произошла методологическая революция, умножилось число форм методологии конструирования и репрезентации социальной жизни, в связи с чем встает вопрос, как ученым исследовать социальные процессы и где критерий истинности этих исследований...[11]
Следует учитывать также, что важной чертой современной эпохи становится глобализация как «начальная фаза планетарного процесса, формирующего облик мирового сообщества в XXI столетии»[12]. Это оказывает огромное влияние на осмысление и переосмысление динамики общественного развития и заставляет социологов, исследующих социальную реальность, отслеживать новые тенденции, вырабатывая соответствующий научный инструментарий для познания высокодинамичной современной реальности.
Таким образом, ввиду глобальных трансформаций и динамических процессов в сфере социального развития социологии как науке, изучающей все многообразие социальных отношений и социальных процессов, отводится ключевое место в системе наук об обществе, что закрепляет ее статус, хотя ее становление еще продолжается и, быть может, читатель этих строк когда-нибудь впишет в нее очередную новую страницу.
1.1. Социологические парадигмы
Понятие «парадигма» имеет множество значений. Под парадигмой в общественных науках понимается «исходная концептуальная схема, модель постановки и решения проблем, доминирующих на протяжении определенного исторического периода в научном сообществе»[13]. Изменение парадигм расценивается как научная революция. Проще говоря, парадигму с научной точки зрения можно определить как общий угол зрения на изучаемые феномены.
По словам С.А. Кравченко, «само возникновение социологической теории становится возможным лишь тогда, когда общество достигает определенного уровня динамической сложности, что выражается в появлении критического взгляда людей (прежде всего ученых) на характер изменений социальных институтов и самих себя»[14]. Это способствует формированию различных теорий и концепций, с помощью которых осмысливаются социальная реальность и ее динамика.
В социологии выделяют несколько наиболее отчетливых и значимых для развития социального знания парадигм, связанных с конкретными школами и направлениями.
Парадигма социальных фактов связана с именем Э. Дюркгейма и школой функционализма. В этой парадигме социальная реальность рассматривается как самостоятельная и не зависящая от воли и действий отдельных индивидов, состоящая из социальных фактов — социальных структур и институтов, которые и выступают предметом изучения социологии. Исторически кристаллизация функционалистской парадигмы произошла в трудах А. Рэд- клифф-Брауна и Б. Малиновского. В дальнейшем в рамках этой парадигмы вычленились и получили самостоятельное развитие структурно-функциональный анализ (Т. Парсонс, Р. Мертон) и теория конфликта (Р. Дарендорф). Общая гипотеза функционализма заключается в том, что любой конкретный социальный феномен должен исследоваться с точки зрения выполняемых им в обществе функций.
Парадигма понимания, или социологии действия, связана с именами М. Вебера и В. Парето. Здесь социальная реальность рассматривается сквозь призму понимания ее субъектами социального действия — индивидами. Согласно Веберу, в основе всякого действия лежит понимание и социолог должен выявить его, постигнуть рациональные мотивы актора[15]. В дальнейшем развитие этой парадигмы привело к появлению таких направлений, как феноменологическая социология А. Шюца, этнометодология Г. Гар- финкеля, символический интеракционизм Т. Лукмана и Г. Мида. Базисная гипотеза этой парадигмы состоит в том, что любой социальный феномен должен пониматься как результат наложения индивидуальных действий.
Парадигма социального поведения представлена социальным бихевиоризмом Б. Скиннера и теориями социального обмена Дж. Хоманса и П. Блау и получила распространение в американской социологии. Ее основной принцип состоит в том, что социальное поведение человека имеет реактивную природу, т.е. детерминировано простыми биологическими реакциями и представляет собой ответ на внешние раздражители и стимулы. Отсюда делается вывод о возможности управлять социальным поведением с помощью системы поощрений и наказаний.
Парадигма социально-исторического детерминизма связана с именами К. Маркса и его последователей. Здесь социальная реальность понимается как совокупность отношений, возникающих между людьми в процессе трудовой деятельности. Тем не менее роль самих реальных индивидов фактически минимизируется, а единственным фактором развития общества считаются социально-экономические структуры, взаимодействующие между собой согласно внутренней логике естественно-исторического процесса. Реальная историческая роль отводится не индивидам, а массам, причем последние могут действовать только в благоприятном для этого контексте взаимодействия структур.
Парадигма психологического детерминизма сформировалась на стыке социологии и психологии и на основе психоаналитической концепции 3. Фрейда, согласно которой внутренняя жизнь любого индивида определяется содержанием бессознательного уровня его психики. В этой парадигме социальная реальность понимается как продукт непрекращающейся борьбы индивидуального (инстинктивного) начала и подавляющего его общества. Этой борь-
бой объясняются происхождение культуры, искусства, поступки индивидов, возникновение и массовый успех идеологий, направленность политики государств. Впоследствии из подхода Фрейда развились фрейдомарксизм (Г. Маркузе, Ф. Райх) и неофрейдизм (Э. Фромм, Д. Рисмен).
В другой классификации социологических парадигм, о которой упоминает российский социолог В.П. Култыгин[16], парадигмы выделяются по методологическому критерию, и их всего три — натуралистическая, интерпретирующая и оценивающая.
Натуралистическая парадигма объединяет социологические направления, основанные на методах исследования, близких к методам естественных наук. Типичными представителями этой парадигмы являются, например, О. Конт, Г. Спенсер. В рамках данной парадигмы исследуется только объективный факт, практикуются математические и эмпирические методы исследования.
Интерпретирующая парадигма основывается на признании принципиального различия между предметом и методами естественных наук и социальных. Отсюда вытекает необходимость для социологии не констатировать и изучать объективные факты социальной жизни, а ориентироваться на понимание субъективного мира акторов, их мотивов и побуждений. Такова «понимающая социология» Вебера и унаследовавшие те же методы этнометодо- логия и феноменологическая социология.
Оценивающая парадигма предполагает соединение чисто исследовательской деятельности социолога с социально-критиче- ской и, возможно, социально-преобразующей. В рамках этой парадигмы социологические концепции имеют критический и преобразующий потенциал и связаны с оценкой социальной реальности. Представителями оценивающей социологии являются К. Маркс, К. Поппер, А. Этциони, Ч. Р. Миллс.
По мнению Г.Е. Зборовского, современную социологию можно представить как мозаичное панно, отражающее различные по масштабам, цветовой гамме, конфигурации составляющие, но в этом панно можно выделить упорядоченную структуру, в которой соединяются социологические теории, парадигмы и метапарадигмы[17]. Под метапарадигмой понимается обобщающая теоретическая характеристика родственных парадигм; объектом исследования метапарадигмы являются парадигмы и теории, взятые во взаимосвязи. В качестве примера метапарадигмы можно назвать неклассическую социологию, теоретическими составляющими которой выступают парадигмы символического интеракциониз- ма, феноменологии, этнометодологии, обмена. В теоретической социологии выделяются пять метапарадигм: классическая, неоклассическая, постклассическая, неклассическая, постнекласси- ческая[18]. Формирование классической метапарадигмы приходится на конец XIX - начало XX в. и соответствует классическому этапу развития социологии, а последующие четыре метапарадигмы возникли в XX в., существуют и развиваются на современном этапе теоретической социологии. В классификации Зборовского каждой метапарадигме соответствуют определенные социологические парадигмы и теории (табл. 1.1)?.
Таблица 1.1. Классификация метапарадигм
|
Окончание табл 1.1
|
Появление и институционализация в социологическом знании различных парадигм и теорий связаны с поиском учеными адекватного методологического инструментария для изучения и объяснения социальной реальности, которая по-разному интерпретируется исследователями.
В связи с этим А.В. Лубский отмечает: «Смысл методологической установки, связанной с плюралистической интерпретацией изучаемой реальности, состоит в том, что по отношению к предмету научного исследования можно сформулировать множество исследовательских задач, приоритетность которых зависит от методологического выбора исследователя. Однако по отношению к определенному классу исследовательских задач применяется, как правило, свой специфический способ их решения, давший в рамках определенной познавательной парадигмы необходимый научный результат»[19].
В классификации социологических теорий, предложенной
С.А. Кравченко, критерием выступает способность их теоретико-методологического инструментария анализировать усложняющуюся социокультурную динамику общества[20]. В соответствии с данным критерием — способностью теории отражать увеличение динамической сложности общества — он выделил пять поколений социологической теории, которым соответствуют пять типов социологических метапарадигм.
Первое поколение — теории, образующие позитивистскую метапарадигму, в рамках которых общественное развитие рассматривается как эволюционно-линейное и может быть объяснено с привлечением одного и того же теоретико-методологического инструментария. Представителями данной метапарадигмы являются первые социологи — Конт, Спенсер, Дюркгейм, Маркс.
Второе поколение представлено теориями, которые в совокупности образуют интерпретативную метапарадигму, основывающуюся на постулате о том, что каждая социальная общность имеет неповторимый ценностный мир и множество возможностей развития. Поскольку обстоятельства субъективны, а сам исследователь не абсолютно беспристрастен, не может быть единого, универсального объяснения социальных реалий и совокупность событий, образующих по существу социальную жизнь, не может, согласно Веберу, интерпретироваться как «социологические факты или закономерности»[21].
Третье поколение — теории, интерпретирующие общественное развитие с позиций усложняющейся функциональной динамики, ускоренной дифференциации. Им соответствует интегральная метапарадигма, постулирующая культурный плюрализм и предлагающая интегральное использование каналов познания и различных уровней анализа (макро- и микросубъективный, мак-
ро- и микрообъективный). В рамках данной парадигмы ее сторонниками (Т. Парсонс, П.А. Сорокин и др.) признается возможной и даже необходимой интеграция, казалось бы, несовместимых парадигм.
Четвертое поколение представляют теории, анализирующие современное общество как с институциональных позиций, так и индивидуальных. В совокупности они образуют рефлексивную метапарадигму модерна, которая исходит из крайнего динамизма картины мира, глобальности пространства, размывания культурно-территориальной идентичности и смены самоидентификаций.
Пятое поколение представляют теории, ориентированные на изучение нелинейной социокультурной динамики, которую активно и декларируют, а также процессы самоорганизации социума, обеспечивающие возникновение порядка и хаоса. Эти теории образуют нелинейную метапарадигму постмодерна, в рамках которой саморазвитие десоциализирующегося социума провозглашается естественным, а сам социум обозначается как основанный на упорядоченном хаосе.
Несмотря на такой богатый парадигмальный багаж социологии, сформированный на протяжении становления социологии как науки и ее развития, все теории являются современными и их использование позволяет осуществлять систематизацию знания, объяснять социальную реальность и ее динамику.
Таким образом, социология представляет собой полипара- дигмальную науку, фундаментом которой служат теории и концепции классической социологии.
1.3. Уровни социологического знания и основные функции социологии
Каждая наука характеризуется своей структурой, сложность которой определяет статус данной науки в системе научного знания. Социология характеризуется разветвленной системой знания, структурирующейся в сложную многоуровневую систему, что обусловлено сложностью и многогранностью общественных процессов и явлений, а также различием ракурсов и уровней их изучения. Например, социология исследует общественные явления и процессы на уровне как всего общества в целом, так и широких социальных общностей и их взаимодействий, а также на уровне личности и межличностных отношений, чем обусловлено разделение социологической науки на следующие составные части:
- общетеоретическая социология как макросоциологическое исследование, направленное на выяснение общих закономерностей функционирования и развития социума как целого (данное направление называется также фундаментальной социологией);
- теории среднего уровня, ориентированные на изучение закономерностей действия и взаимодействия отдельных структурных частей социальной системы, т.е. частные, специальные социологические теории, включая отраслевые социологии, например социология социальных групп, социология города, социология деревни, этносоциология, экономическая социология, социология образования, социология политики, социология права, социология пропаганды, социология семьи, социология культуры, социология труда и др.;
- прикладная (эмпирическая) социология, являющаяся составной частью единого социологического знания и исследующая социальную реальность с помощью инструментальных технологий, специфических социологических методов (опросы, анкетирование, социометрия и т.д.) изучения массового поведения людей в различных сферах социальной жизни.
Теория и практика тесно связаны между собой и обеспечивают единое знание в процессе взаимодействия. С прикладной социологией особенно тесно связаны теории среднего уровня, которые появились и институционализировались в рамках эмпирического обоснования.
На тех же основаниях происходит и разделение социологии на микро- и макросоциологию, относительность которого проявляется в любом социологическом исследовании, поскольку эти уровни по сути неразделимы и взаимообусловлены.
В рамках макросоциологии представлены теории, описывающие крупные элементы социальной системы, взаимодействие между ними; закономерности в развитии общества. Микросоциология представляет собой совокупность теорий, направленных на изучение межличностных отношений, малых групп, коллективного поведения и их влияния на процесс возникновения и развития конкретных социальных явлений.
Другими словами, если предметом макросоциологии является общество, то предметом микросоциологии — группа; если на макроуровне семья исследуется как социальный институт, то на микроуровне — как малая группа.
Макро- и микросоциология изучают закономерности общественного развития и социального взаимодействия, процессы взаимовлияния на уровне «личность и общество». Именно в связи с этим формируется сложный мир социальных отношений и взаимодействий, изучению которого посвящают свою жизнь социологи, пытаясь раскрыть тайну организации и фун кционирования такого сложного конструкта, как общество.
Однако в России по-прежнему необоснованно мало внимания уделяется теоретическим методам и моделям макросоциологии, в то время как за рубежом макросоциологические исследования получили бурное развитие. Это предполагает необходимость овладения теоретическим инструментарием макросоциологии, с помощью которого прояснятся и стратегии эмпирических исследований[22].
Социология выполняет многообразные функции, в которых проявляются ее предназначение и роль. В наиболее общем виде эти функции можно подразделить на четыре основные — теоретико-по- знавательную, практическую, идейно-воспитательную и прогностическую. Разграничение этих функций довольно условно, поскольку они тесно взаимосвязаны.
Теоретико-познавательная функция обеспечивает на глубоком научном уровне расширение и конкретизацию знания о сущности общества, его структуре, закономерностях, основных направлениях и тенденциях развития, механизмах его функционирования. Формирование и развитие научного социологического знания происходят в рамках внутреннего совершенствования теоретической социологии, а также в результате динамичного развития самого общества. Социология развивает воображение, позволяет по-иному взглянуть на знакомые, повседневные и ставшие привычными вещи, явления, изменить представление о них, о себе в этом мире, т.е. познавая общество, социология как теоретическая дисциплина позволяет человеку познать лучше и себя как часть социального целого, называемого «социум».
Практическая функция социологии связана с тем, что теоретический опыт, накопленный в рамках социологического знания, позволяет не только осмыслить социальную реальность, выявить закономерности ее развития, но также изменять ее в нужном направлении, формируя те или иные пути развития общества, его социальных институтов.
Идейно-воспитательная функция социологии проявляется в том, что социология изучает духовный мир общества, его ценностные и поведенческие ориентиры, трансформация которых непосредственно влияет на исторический процесс.
Прогностическая функция и прогностический потенциал социологической науки заключается в том, чтобы определить состояние общества и прогнозировать его будущее развитие, что особенно актуально в современную динамическую эпоху, характеризующуюся быстрой сменой парадигм, ценностей, идеалов и т.д.
Исследователи выделяют в качестве функций социологии также управленческую, социально-техническую функции, а также функцию социального проектирования[23].
Управленческая функция социологии связана с тем, что социология, особенно прикладная, обеспечивает управленческую сферу результатами качественного и количественного анализа, позволяющими отследить изменения, происходящие в ходе управленческого и трудового процесса в целом, определить их положительные и негативные тенденции и дать рекомендации по совершенствованию процесса управления. В рамках социологии управления как отдельной отрасли социологического знания разрабатываются социальные технологии, применение которых повышает эффективность управленческого труда. Значимость исследований, проводимых в управленческой сфере, повышается в условиях крупных политических, экономических и социальных реформ; без глубокого расчета и анализа социальных последствий реформирования не следует проводить коренные преобразования в обществе, так как это может привести к противоположным и нежелательным результатам, вызвать волну протеста и конфликтов в социуме.
Социально-техническая функция социологии заключается в том, что на основе изучения закономерностей функционирования той или иной социальной общности, организации разрабатываются проекты совершенствования работы, деятельности. Для этого в организациях формируются специальные службы социального развития, работники которых — профессиональные социологи изучают особенности функционирования социальных групп, коллективов в организации, социально-психологическую обстановку в коллективе, причины текучести кадров и т.д.
Функция социального проектирования состоит в том, что на основе социологических методов разрабатываются оптимальные модели организации и развития организаций, социальных общностей, систем управления для достижения поставленных целей. Профессиональные социологи на основе методов социологического проектирования и прогнозирования проводят социологический анализ состояния какой-либо сферы, отрасли и т.д. (например, уровня преступности в обществе, состояния и развития демографической ситуации), определяя ключевые точки роста и проектируя будущее развитие в рамках той или иной стратегии социального развития. В развитых странах социальное проектирование занимает важное место в системе обеспечения социального развития и прогресса в различных сферах функционирования общества.
1.4. Методы социологического исследования
Каждая наука располагает своим инструментарием, набором методов, с помощью которого осуществляется исследовательская деятельность и познается истина. Набор специфических методов исследования социологической науки позволяет на эмпирическом уровне отследить происходящие в обществе процессы, т.е. провести прикладное социологическое исследование — систему логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур, подчиненных единой цели — получить точные объективные данные об изучаемом социальном явлении.
Такое определение прикладному социологическому исследованию дано известными отечественными социологами М.К. Горшковым и
Ф.Э. Шереги, систематизировавшими в своей работе «Прикладная социология: методология и методы» огромный массив знания о том, как правильно провести социологическое исследование, как составить его программу, получить и обработать первичную информацию и обеспечить достоверность и репрезентативность социологических данных[24].
Конкретный вид социологического исследования обусловлен характером поставленной цели, выдвинутых задач, в соответствии с чем различают три основных вида социологического исследования — разведывательное, описательное и аналитическое[25].
Разведывательное исследование — наиболее простой вид прикладного социологического анализа, решает весьма ограниченные по своему содержанию задачи; как правило, оно охватывает небольшие обследуемые совокупности и основывается на упрощенной программе и сжатом по объему методическом инструментарии — специально разрабатываемом для каждого исследования пакете инструментов, предназначенных для сбора первичной информации (бланк-интервью, массовая или экспертная анкета, проекты выборки, математический анализ первичной информации и т.д.). Этот вид социологического исследования может применяться:
- на предварительном этапе глубоких и масштабных исследований для проверки методического инструментария и его коррекции;
- для сбора «прикидочных» сведений об объекте изучения;
- в ситуации, когда предмет социологического исследования мало изучен или вообще не изучен, с тем чтобы получить дополнительные сведения о предмете и объекте исследования, уточнить некоторые задачи и гипотезы исследования, а также его методический инструментарий.
В разведывательном социологическом исследовании обычно используются такие методы сбора первичной информации, как интервью или анкетный опрос, групповое интервью методом фо- кус-групп, позволяющие провести его в сжатые сроки.
Описательное исследование представляет собой более сложный вид социологического анализа, чем разведывательное исследование, так как по своим целям и задачам оно предполагает получение эмпирической информации, дающей относительно целостное представление об изучаемом объекте, явлении. Проведенние исследования описательного типа требует разработки более сложной и подробной программы исследования с использованием методически апробированного инструментария, что обеспечивает его большую надежность в процессе изучения важнейших элементов исследуемого объекта. Данное исследование обычно применяется тогда, когда объектом исследования выступает относительно большая общность людей, отличающаяся разнообразными характеристиками (население города, района, области, региона и т.д.).
Аналитическое исследование — самый сложный и глубокий вид социологического анализа. Его цель состоит не просто в описании структурных элементов изучаемого явления, но и в выяснении причинно-следственных связей, лежащих в основе распространенности, динамики, стабильности/нестабильности данного явления. Аналитическое исследование рассматривает комплекс факторов, влияющих на объект исследования, выделяя среди них основные и второстепенные, временные и устойчивые, явные и латентные (скрытые), управляемые и неуправляемые. Программа такого исследования разрабатывается тщательно и занимает много времени, поскольку часто требуется собрать предварительную информацию об отдельных сторонах исследуемого явления, обращаясь к разведывательному или описательному исследованию. В ходе аналитического исследования применяется комплекс социологических методов, которые дополняют друг друга, — различные формы опроса, анализ документов, наблюдение.
Социальный эксперимент является разновидностью аналитического исследования. Его проведение предполагает создание специальной экспериментальной ситуации путем изменения обычных условий функционирования исследуемого объекта.
Социологическое исследование предполагает определенную последовательность этапов.
На первом этапе формируется программа исследования: формулируются цель исследования, ее задачи, план, гипотеза на основе актуальности выбранной проблематики, определяются методы сбора информации, способы ее обработки, сроки проведения исследования и т.д.
На втором этапе социологического исследования осуществляется непосредственный сбор первичной информации. При этом могут применяться различные методы сбора информации —
социологический опрос в форме анкетирования или интервьюирования; контент-анализ (записи исследователей, выписки из документов и другие сведения, полученные из различных источников документального характера); наблюдение, эксперимент и др.
На третьем этапе производится цифровая (электронная) обработка полученной информации, собранной в ходе социологического исследования на основе специальных компьютерных программ.
Начетвертом этапе, заключительном (аналитическом), проводятся анализ обработанной информации, подготовка научного отчета по итогам исследования, формулирование выводов и рекомендаций.
Социологический опрос является специфическим социологическим методом исследования, без которого не обходится ни одно социологическое исследование. Этот социологический эмпирический метод незаменим при сборе ограниченного объема информации у большого числа людей и может выступать в двух видах:
- анкетирование, когда опрашиваемый сам заполняет анкету в присутствии анкетера или без него; может быть очным и заочным; среди форм заочного анкетирования наиболее распространен почтовый опрос, а также прессовый (через газету, журнал); значимым преимуществом анкетирования является принцип анонимности, однако даже он не гарантирует, что ответы респондента (опрашиваемого) будут правдивыми, поэтому исследователь должен всегда учитывать данный фактор при анализе полученной информации;
- интервьюирование, которое предполагает личное общение с опрашиваемым, когда исследователь сам задает вопросы и фиксирует ответы. Оно проводится в форме либо прямого интервью («лицом к лицу»), либо опосредованного (например, телефонное интервью).
Участник социологического опроса, отвечающий на вопросы интервьюера (исследователя), называется респондентом.
В системе методов прикладной социологии различают массовые опросы и специализированные, представленные в виде экспертного опроса.
Экспертный опрос как разновидность социологического опроса на эмпирическом уровне, позволяет проверить достоверность и объективность полученной информации на основе мнения специалистов в исследуемой области.
Массовые опросы применяются в тех случаях, когда необходимо опросить большое число людей. Основным источником информации в массовом опросе являются демографические, социально-профессиональные, этнические, религиозные и другие группы населения.
Социологическое наблюдение является важным методом прикладной социологии и представляет собой целенаправленное систематизированное фиксирование исследователем свойств и особенностей изучаемого явления, объекта. При наблюдении изучаются поведенческие особенности людей, которые фиксируются исследователем в бланке или дневнике наблюдения, в фото- и видеосъемке и т.д.; собирается первичная информация, которая включает в себя анализ всего процесса наблюдения во всем его разнообразии (поведение, эмоции, мимика участников эксперимента и т.д.). Наблюдение как научный метод широко применяется в психологии и социальной психологии, специализирующихся на изучении поведения людей, однако в социологии данный метод также нашел свое предметное поле и позволяет с успехом решать многие вопросы социологического анализа.
Контент-анализ представляет собой количественный анализ любого рода социологической информации, в частности документов — протоколов, докладов, публикаций различного рода, писем и т.д. Данный социологический эмпирический метод помогает уменьшить субъективность качественного анализа полученной в результате социологического исследования информации. В настоящее время применение этого метода связано с широким использованием компьютерных технологий.
Главной чертой развития современного информационного общества становятся сети, связывающие между собой людей, институты и государства[26]. Распространение интернет-практик, или онлайн-практик, не могло не отразиться на развитии методологии социологической науки, изучающей общество и все многообразие процессов, происходящих в нем.
Так, на «круглом столе» III Всероссийского конгресса, проходившего в Москве в октябре 2008 г., Н.В. Корытниковой была обозначена про
блема применения метода онлайн-опроса в социологии[27]. Социологам, как правило, бывает недостаточно информации, получаемой только традиционными методами сбора и обработки информации; им требуются методы интерактивного и доступного взаимодействия с «онлайн»-респондентами. Чтобы обеспечить доступ к информации из различных источников, а также электронное взаимодействие с респондентами, используются новые средства обработки и получения информации, подобные глобальным поисковым системам и электронной почте. Однако несмотря на то что общество становится сетевым, возможностям интернет-технологий при создании нового программного обеспечения для работы социологов с эмпирической информацией уделяется недостаточно внимания.
Применение онлайн-опросов в эмпирической социологии требует анализа репрезентативности данных, добытых таким способом, поскольку возникают вопросы о достоверности информации, полученной по сети Интернет, а также о процедуре сбора информации в процессе онлайн-опроса. Пока ответов на данные вопросы нет, что препятствует распространению онлайн-методов в социологии и серьезному отношению к ним социологического научного сообщества.
Один и тот же предмет исследования может подвергаться социологическому анализу несколько раз, благодаря чему можно проследить его развитие в динамике. В зависимости от этого в прикладной социологии принято различать точечное и повторное исследование.
Точенное (разовое) исследование обеспечивает информацию об изучаемом объекте на момент его изучения, но не позволяет сделать выводы о динамике его изменений и тенденциях развития.
Повторные исследования проводятся на протяжении определенного времени через конкретный промежуток времени на основе единых программ и методического инструментария с целью сбора информации об изучаемом явлении, объекте и ее сравнения, с тем чтобы выявить динамику изучаемого объекта. При этом повторное исследование имеет свои особенности, связанные с исследуемой выборочной совокупностью (совокупность респондентов).
Если на протяжении нескольких исследований их участниками остаются одни и те же лица (респонденты), то такое исследование называется панельным.
В целом классификация видов социологического исследования приведена на рис. 1.11.
Рис. 1.1 |
Логическая схема видов опроса, основанная на типологии Горшкова и Шереги2, с той лишь разницей, что нами добавлен он-
Рис. 1.2 1 Горшков М.К., Шереги Ф.Э. Указ. соч. С. 21. 2 Там же. С. 69. |
лайн-опрос как новый метод опроса, еще только институционализирующийся в системе методов прикладной социологии, дана на рис. 1.2.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
1. В чем специфика предмета социологии?
2. Назовите социальные и научные предпосылки возникновения социологии.
3. Чем социология отличается от философии, психологии и других гуманитарных наук?
4. Какие уровни социологического знания вам известны?
5. Какие основные функции выполняет социология?
6. Назовите основные методы социологического исследования.
7. Чем отличается анкетирование от интервьюирования?
ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ
1. Социология как наука.
2. Научные предпосылки возникновения социологии.
3. Социология в системе научного знания.
4. Структура социологии.
5. Социологические парадигмы и метапарадигмы.
6. Социологический опрос и его разновидности.
7. Прикладная социология: история возникновения и развития.
8. Прикладная социология в России: история и современность.
9. Онлайн-опрос как новый метод социологии: специфика и перспективы развития в системе прикладной социологии.
2.1. Социальные и научные предпосылки появления социологии
Появление социологии как самостоятельной науки знаменует радикальный перелом в понимании человека и общества. Если до ее возникновения последнее составляло предмет философской рефлексии и отчасти предмет исследования зарождавшейся классической экономической науки, то социология стала единственной в своем роде научной дисциплиной, интересы которой фокусировались на жизни человека в обществе.
Само по себе возникновение нового ракурса видения «человека социального» именно в Европе XIX в. нуждается в интерпретации и объяснении, поскольку указывает на изменения в социальной и духовной атмосфере. Рассмотрим процессы, приведшие к этому, последовательно в двух плоскостях: вначале с точки зрения исторического развития общества того времени, а затем с точки зрения состояния научной ментальности, имея в виду как естественные науки, так и философию и методологию подхода к человеку.
Исторические предпосылки возникновения социологии сводятся к формированию капиталистических рыночных отношений, буржуазии как базисного социального класса и гражданского общества, т.е. такого, в котором реальное экономическое неравенство маскируется формальным политическим равенством.
В этом смысле конкретным историческим основанием появления социологии как науки следует считать буржуазные революции Нового времени и связанный с ними идеологический переворот. Формирование буржуазии и выход ее на политическую и идеологическую арену сопровождались ломкой существовавших представлений об обществе. До этого времени под «обществом» понимались только социальные слои, составлявшие исторический и социальный «фасад», — аристократия и связанные с ней носители образования и культуры, а все, что оставалось позади
этого «фасада», не находило отражения в философских размышлениях о человеке и истории.
Предреволюционная идеология Нового времени поставила вопросы, ответ на которые в конечном счете дали революции. Первым и главным из них был вопрос о естественном праве, которым каждый человек в силу рождения человеком обладает независимо от принадлежности к какому-то социальному слою. Сама постановка этого вопроса свидетельствует о кардинальных переменах в мировоззрении и социальной жизни, ибо ранее естественное право аристократа естественным и очевидным для всех образом отличалось от естественного права человека низкого происхождения. Появление вопроса о естественном праве говорит о распространении понятия «общество» на все социальные слои. Сразу возникло и стало ключевым для новой идеологии понимание того, что существующее государство не является «естественным» и не обеспечивает соблюдения естественного права. В этом видится зародыш противопоставления государства и гражданского общества.
Английский философ-эмпирик Т. Гоббс (1588—1679) создал первую договорную теорию происхождения государства, согласно которой оно возникает по договоренности между всеми членами общества и сувереном, для того чтобы защитить каждого отдельного человека от стихийного состояния «войны всех против всех» и тем самым реализовать естественную потребность в порядке и защите.
Французский мыслитель Жан Жак Руссо (1712—1778) в отличие от него считает, что стихийное — додоговорное — состояние общества исключало вражду между людьми и реализовывало их естественное право на свободу. Государство возникло как негативный результат неравного общественного договора, чтобы закрепить имущественное неравенство, появившееся вследствие разделения труда и возникновения частной собственности. Своим возникновением оно нарушило естественное право, которое должно быть восстановлено путем установления республиканского правления.
О естественном праве человека на жизнь, свободу и собственность писал также Дж. Локк (1632—1704), а представители шотландской школы «моральной философии», в частности А. Смит, оперировали понятием «гражданское общество», означавшим общество, в котором обеспечивается равенство прав индивидов и сословий. Такое общество складывается постепенно, естественно-исторически, самопроизвольно и отдельно от государства, которое может лишь замедлять или ускорять своим вмешательством этот процесс.
Реализация идеалов общества «естественного права» в ходе буржуазных революций и последовавшее за этим развитие привели к формированию капиталистического рыночного общества и государства, в котором экономическая поляризация достигла высочайшего уровня при сохраняющемся политическом равенстве и идеологии «равных возможностей». Соответственно в социальной мысли происходила кристаллизация понятия «общество» применительно к индустриальной форме социального существования, которая противопоставлялась (например, у Ф. Тённиса) «общине» как патриархально-традиционной его форме.
Мировоззрение и дух индустриального общества исключали романтизм в понимании человека и социальных отношений. На смену идеологеме «естественного права» пришло представление об автоматическом, работающем с механической логикой социальном устройстве, которому присущи стабильность, самопроизвольное регулирование и рациональность идеального хозяйства. Социология является результатом именно такого представления об обществе, и в этом смысле она - порождение индустриального мира, распространение его рациональности на социальную рефлексию.
Но для того чтобы возникла социология, был необходим радикальный переворот в научном видении мира. Такой переворот, происходивший на протяжении всего Нового времени, выражался в постепенном формировании представления о позитивной науке, т.е. о знании, которое получено непосредственно эмпирическим или рационально-эмпирическим путем и противоположно спекулятивно-теоретическому типу знания, присущему философским системам и богословским построениям. Первоначально это касалось только естественных и математических наук, которые, стремительно развиваясь, спосо