В отечественной педагогике идеи личностно-ориентировочного подхода к решению проблем образования впервые наиболее ярко были представлены в теории К.Д. Ушинского. Именно К.Д. Ушинский выдвинул следующее требование: «Если педагогика хочет воспитать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях» [35, с. 165].
Данное положение является методологически значимым в решении проблемы организации эффективной учебно-познавательной деятельности учащихся.
Тем более что К.Д. Ушинский определил и путь реализации этого требования - обеспечение единства педагогической теории и практики [19, с. 340].
В качестве оснований личностно-ориентированного подхода как теории в современной педагогике называют гуманистическую педагогику, индивидуальный и дифференцированный подходы к решению педагогических проблем. Основные положения этих подходов стали ядром концепции личностно-ориентированного образования:
· в центре процесса образования находится личность учащегося;
· образование должно учитывать возрастные и индивидуальные особенности личности;
· процессы обучения и воспитания должны быть дифференцированы, то есть иметь разные уровни трудности и другие положения.