Исследование технологического подхода к решению проблем образования личности у школьников

Актуальность технологического подхода в решении педагогических проблем рассматривается и определяется К.Д. Ушинским в первую очередь тем, что мировая система образования переживает кризис. В этих условиях четко проявляется стремление людей как получающих образования, так и обеспечивающих образование, разработать такую систему, такой подход, которые бы гарантировали достижение результатов образования на высоком уровне. Это стремление естественно, осуждать его мы не собираемся. Но представляем технологический подход, как попытку субъектов образования найти универсальный способ усвоения знаний, умений, навыков, формирования необходимых качеств личности [34, с. 76].

Важным аспектом разработки и реализации образовательных технологий является то, что при этом должна быть учтена структура инновационных процессов, которая включает обязательные элементы:

1. Деятельностная структура - мотивы, цель, задачи, содержание, формы, методы, результаты.

2. Субъектная структура - инновационная деятельность всех субъектов образовательного учреждения.

3. Уровневая структура - взаимосвязь инновационной деятельности субъектов на международном, федеральном, региональном и т.д. и вузовском уровнях.

4. Содержательная структура - конкретные новшества в деятельности вуза.

5. Структура жизненного цикла - циклический характер каждой инновационной деятельности (идея - воплощение - упадок и т.д.).

6. Управленческая структура - взаимодействие управленческих действий - планирование - организация - руководство – контроль.

К.Д. Ушинский отмечает, что жесткая ориентация образовательных технологий на результат образования проявляется (или подчиняется) в закономерной связи всех основных компонентов процесса образования в соответствии с определением данного понятия: Образование - это целостный систематически организованный процесс обучения и воспитания личности, обеспечивающий ее развитие [16, c. 109].

Формула образования может быть представлена следующим образом:

Образование = Воспитание + Обучение→ Развитие

На наш взгляд, системообразующим фактором образования выступает педагогическая и учебно-познавательная деятельность. При этом педагогическая деятельность включает в себя (рис. 2.4):

1. деятельность преподавателя по передаче знаний;

2. обобщение педагогического опыта (рефлексивная деятельность);

3. деятельность, направленная на построение учебных предметов, учебных средств;

4. программирование, составление учебных программ;

5. познавательная деятельность.

Рис. 2.4

Структура процесса образования

Важным положением технологического подхода является положение о принципах разработки новых образовательных технологий. Из многочисленных вариантов наиболее значимым нам представляется следующий вариант, представленный Г.К. Селевковым [36, с. 104]:

· целостности технологии как системы;

· воспроизводимости технологии в конкретной среде для достижения поставленных педагогических целей;

· нелинейности педагогических структур и приоритетности тех факторов, которые оказывают непосредственное влияние на реализуемые процессы;

· адаптации образовательного процесса к личности студента и его познавательным способностям;

· потенциальной избыточности учебной информации, создающей оптимальные условия для формирования обобщенных знаний и умений.

Реализация данных принципов считает Г.К. Селевков, важна для обеспечения эффективности той или иной образовательной технологии. Оценка эффективности образовательной технологии в рамках технологического подхода, на наш взгляд, может быть отслежена по определенной системе критериев и показателей [12, с. 312].

Адаптационные критерии (табл. 2.1):

· психофизиологическая адаптированность личности (наличие и характер мотивов, эмоциональная устойчивость, адекватная самооценка личности);

· нравственно-этическая адаптированность (владение и выполнение нравственно-этических норм деятельности и поведения);

· ценностно-ориентировочная адаптированность (наличие и характер ценностных ориентаций);

· коммуникативная адаптированность (уровень потребности и способности к общению);

· практико-трудовая адаптированность (наличие цели деятельности, овладение основными видами деятельности);

· направленность личности на самосовершенствование и саморазвитие (определенность и осознанность цели деятельности, наличие и определенность жизненных планов и перспектив).

Таблица 2.1


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: