Основные этапы развития психики в филогенезе

Существуют разные подходы к пониманию того, кому присуща психика:

1. антропопсихизм (Декарт) - психика присуща только человеку;

2. панпсихизм (французские материалисты) - всеобщая одухотворенность природы, т.е. всей природе, всему миру присуща психика (и камню в том числе);

3. биопсихизм - психика - это свойство живой природы (присуща и растениям);

4. нейропсихизм (Ч. Дарвин) - психика свойственна только организмам, которые имеют нервную систему;

5. мозгопсихизм (К. К. Платонов) - психика только у организмов с трубчатой нервной системой, имеющих головной мозг (при таком подходе у насекомых психики нет, так как у них узелковая нервная система, без выраженного головного мозга).

Критерием появления зачатков психики у живых организ­мов является наличие чувствительности (А. Н. Леонтьев) - способность реагировать на раздражи­тели среды (звук, запах и т.п.), которые являются сигналами жизненно важных раздражителей (пища, опасность). Критерием чувствительнос­ти является способность образовывать условные рефлексы - закономерная связь внешнего или внутреннего раздражителя посредством нервной системы с той или иной деятельностью.

Психика возникает и развивается у животных именно пото­му, что иначе они не могли бы ориентироваться в среде и существовать. Рост сложности поведения обусловлен развити­ем психики животных.

Самые простые формы поведения появились вместе с пер­выми одноклеточными существами - это таксисы, которые проявляются в общей механической реакции организма на тот или иной источник раздражения.

С развитием нервной системы появились рефлексы, опре­деляемые как более специфичные и более точные реакции на раздражение тех или иных рецепторов или органов чувств. Инстинктивное поведение гораздо сложнее и специфично для каждого данного вида; структура и цели каждой его формы закреплены генетически. Инстинкт - это врожденные, неиз­меняемые формы поведения, одинаковые у особей определен­ного вида, это врожденная последовательность, алгоритм ре­акций в ответ на строго определенные раздражители. То или иное инстинктивное поведение может проявиться только в том случае, если связанный с ним врожденный пусковой механизм определяет, что для этого создались адекватные внутренние и внешние условия.

С развитием способности к научению животные получают возможность изменять свое поведение в зависимости от обсто­ятельств и адаптироваться таким образом к изменяющейся сре­де, у них формируются индивидуальные формы поведения, навыки.

Развитие психики у животных проходит ряд этапов. На ста­дии элементарной чувствительности животное (от амеб до на­секомых, рыб, земноводных) реагирует только на отдельные свойства предметов внешнего мира и его поведение опреде­ляется врожденными инстинктами (питания, самосохранения, размножения и т.п.). Инстинктивное поведение специфично для каждого данного вида; структура и цели каждой его фор­мы закреплены генетически.

На стадии предметного восприятия отражение действитель­ности осуществляется в виде целостных образов предметов и животное способно обучаться, появляются индивидуально при­обретенные навыки поведения. На третьей стадии развития психики животных - стадии интеллектуального поведения - возникает способность живот­ного отражать межпредметные связи, отражать ситуацию в целом, в результате животное способно обходить препятствия, «изобретать» новые способы решения двухфазных задач, тре­бующих предварительных подготовительных действий для сво­его решения. Интеллектуальное поведение животных не выхо­дит за рамки биологической потребности, действует только в пределах наглядной ситуации.

Психика человека - качественно более высокий уровень, чем психика животных (Homo sapiens - человек разумный). Сознание, разум человека развивались в процессе трудовой деятельности, которая возникает в силу необходимости, осу­ществления совместных действий для добывания пищи при резком изменении условий жизни первобытного человека. И хотя видовые биологически-морфологические особенности че­ловека устойчивы уже в течение сорока тысячелетий, развитие психики человека происходило в процессе трудовой деятельно­сти. Таким образом» материальная, духовная культура челове­чества - это объективная форма воплощения достижений пси­хического развития человечества.

Изготовление, употребление и сохранение орудий труда, разделение труда способствовали развитию абстрактного мыш­ления, речи; языка, развитию общественно-исторических от­ношений между людьми.

В процессе исторического развития общества человек из­меняет способы и приемы своего поведения, трансформирует природные задатки и функции в высшие психические функ­ции - специфически человеческие, общественно исторически обусловленные формы памяти, мышления, восприятия (логи­ческая память, абстрактно-логическое мышление), опосредо­ванные применением вспомогательных средств, речевых зна­ков, созданных в процессе исторического развития. Единство высших психических функций образует сознание человека.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: