Воспитание как социокультурный процесс – система воздействий общественных институтов, обеспечивающих передачу молодому поколению накопленного обществом жизненного опыта.
Воспитание как педагогический процесс (в широком понимании) – процесс взаимодействия воспитателя и воспитуемого, в ходе которого создаются условия для саморазвития и самоактуализации личности.
Воспитание как педагогический процесс (в узком понимании) – целенаправленная профессиональная деятельность педагога, направленная на создание условий для саморазвития и самоактуализации личности.
Движущие силы процесса воспитания – совокупность объективных и субъективных противоречий, присущих процессу воспитания.
Цели воспитания – в широком смысле: идеал совершенного человека; в узком смысле – желаемый результат воспитания.
Закономерности воспитания – объективно существующие, повторяющиеся и существенные связи явлений в области воспитания.
Принципы воспитания – основные положения и правила, основанные на закономерностях воспитания.
|
|
Перевоспитание – перестройка сложившихся у личности взглядов, суждений, оценок, не соответствующих в той или иной степени существующим в обществе нормам и правилам.
Самовоспитание – сознательная, целенаправленная и самостоятельная деятельность личности по саморазвитию и самосовершенствованию.
Задание 1
Рассмотрите и проанализируйте определения понятия «процесс воспитания» разных авторов. Заполните таблицу
Определение понятия «процесс обучения» | На чем сделан акцент | Слабая сторона определения | Общее в определениях | Различия в определениях |
«Воспитание – это процесс целенаправленной организации воспитательных отношений» (В.С. Безрукова) | ||||
«Целенаправленное взаимодействие воспитателя и воспитуемого, направленное на упорядочивание влияний на личность и создание условий для ускорения процессов социализации» (В.А. Сластенин) | ||||
«Процесс активного целенаправленного взаимодействия между воспитателем и воспитанниками, в результате которого создаются воспитательные ситуации» (Б.Т. Лихачев) | ||||