В настоящее время ученые и педагоги-практики уделяют большое внимание совершенствованию технологий обучения. В науке появилось специальное направление и новая дисциплина - педагогическая технология.
Термин «технология» (от греч. techne – «умение», «мастерство», «искусство» + logos – «учение», «наука» дословно – наука о мастерстве) заимствован из производственной сферы и применяется в образовании условно. Сама педагогическая технология как разновидность технологии социальной не носит столь жесткого, заданного характера, как производственная технология, а базируется на теории психодидактики, социальной психологии, кибернетики и управления.
Массовое внедрение педагогических технологий начинается в середине 50-х гг. XX в. и связано с реформированием американской и западноевропейской школы. К наиболее известным авторам современных педагогических технологий за рубежом относят Дж. Кэррола, Б. Блума, Д. Брунера, Д. Хамблина, Г. Гейса и В. Коскарелли. Отечественная теория и практика осуществления технологических подходов к образованию отражена в научных трудах Ю.К. Бабанского, В.П. Беспалько, А.А. Вербицкого, П.Я. Гальперина, М.В. Кларина, А.А. Матюшкина, М.И. Махмутова, В.А. Сластенина, Н.Ф. Талызиной.
В первоначальном смысле термин «педагогическая технология» означал использование в педагогических целях технических достижений в области коммуникаций (аудиовизуальные устройства, телевидение, компьютеры и др.). В новом и более широком смысле педагогическая технология - это систематический метод планирования, применения и оценивания всего процесса обучения, усвоения знаний путем учета человеческих и технических ресурсов и взаимодействия между ними для достижения наибольшей эффективности образования.
Педагогическая технология связана с системным подходом к образованию и обучению, она охватывает все аспекты и элементы педагогической системы - от постановки целей до проектирования всего дидактического процесса и проверки его эффективности.
В образовательной практике педагогические технологии представлены как технологии обучения (дидактические технологии) и технологии воспитания.
Характерными признаками педагогических технологий являются:
· концептуалъностъ - технология разрабатывается под конкретный педагогический замысел, в основе ее лежит определенная методологическая, философская, психолого-педагоги-ческая позиция автора;
· системность - технологическая цепочка педагогических действий, операций, коммуникаций выстраивается строго в соответствии с целевыми установками, имеющими форму конкретного ожидаемого результата;
· дидактическое целеобразование – наличие дидактических процедур, содержащих критерии, показатели и инструменты измерения результатов деятельности учащихся и обеспечивающих гарантированное достижение образовательных целей, эффективности процесса обучения;
· инновационность – технология предусматривает взаимосвязанную деятельность обучающего и обучаемого на основе учебного сотрудничества, диалогического общения, интерактивных подходов к обучению;
· оптимальность – оптимальная реализация человеческих и технических возможностей, достижение запланированных результатов в сжатые промежутки времени;
· корректируемость – возможность оперативной обработки связи, последовательно ориентированной на четко определенные цели;
· воспроизводимость и гарантированность результатов – элементы педагогической технологии должны, с одной стороны, быть воспроизводимы любым педагогом, а с другой – гарантировать достижения планируемых результатов.
Функции педагогических технологий обусловлены их сущностью и характерными признаками и осуществляются в органичном единстве (рис. 9).
Рис. 9. Основные функции педагогических технологий
Гуманистическая, развивающая функция предусматривает реализацию образовательных целей учебного процесса: создание комфортных психолого-педагогических условий для развития личности обучаемого, подготовку его к жизнедеятельности в информационно-технологическом обществе.
Методологическая функция выражает общую стратегическую направленность модели обучения и предполагает внедрение стратегии обучения в практику через систему процедур и операций.
Функция проектирования и конструирования позволяет запланировать образовательные ситуации, деятельность субъектов обучения и со значительной степенью вероятности гарантировать желаемые результаты.
Принципы педагогических технологий представлены на рис. 10.
Рис. 10. Принципы педагогических технологий
Принцип целостности технологий предусматривает закономерности развития технологической системы - инновационность ее структуры при гармоническом взаимодействии всех составных ее элементов.
Принцип вариативно-личностной организации обучения предполагает адаптивность технологии к личностным особенностям учащихся, их типологическим и индивидуальным свойствам.
Принцип фундаментализации и профессиональной направленности технологии обеспечивает формирование и развитие профессиональных умений и профессионально значимых качеств личности специалиста в соответствии с современными и перспективными требованиями.
Принцип информационной поддержки технологичности обучения ориентирован на применение в образовательном процессе педагогически оправданных средств информационной компьютерной техники (персональных компьютеров, информационных банков данных, компьютерных экспертных систем и т. п.).
Структурными компонентами педагогической технологии как системной категории являются: цели обучения; содержание обучения; средства педагогического взаимодействия, в том числе мотивация и средства обучения; организация учебного процесса; субъекты процесса обучения; результат деятельности.
Технологический подход к обучению предусматривает конструирование учебного процесса исходя из образовательных ориентиров, целей и содержания обучения. Особое внимание уделяется коррекции учебного процесса и диагностике его качества. В процессе технологического проектирования учебного процесса последовательно расписываются задачи и способы их решения на следующих уровнях:
· концептуальном (концептуальные подходы);
· собственно технологическом - в виде принципов организации учебного процесса и средств обучения;
· нормативном (инструкции обучения) - в виде определенного состава и структуры управления;
· процедурном - осуществление процесса обучения.
Технологический уровень обучения предусматривает следующие мыслительные действия и дидактические процедуры:
· определение задач согласно концептуальной модели;
· проектирование результативных характеристик, формируемых в процессе обучения;
· анализ имеющихся средств обучения;
· перевод педагогической теории в стратегию решения поставленных задач;
· разработку алгоритма управления учебной деятельностью посредством составления обучающих программ;
· выбор технологических процедур управления учебной деятельностью;
· проектирование реагирования обучающихся и содержательного пооперационного состава их действий;
· предвидение компенсационных и коррекционных средств управления в связи с индивидуальными результатами и неожиданными включениями в педагогический процесс посторонних влияний;
· разработку диагностического аппарата, способного регистрировать состояние системы «педагог - учащийся», чтобы регулировать эффективность и согласованность действий обучающего и обучающихся;
· предусмотрение гибкости технологической системы, ее адаптивности, способности изменять прямое и косвенное воздействие на учащихся в зависимости от промежуточных результатов, обучение анализу собственной деятельности и формирование профессиональной рефлексии педагога.
Приход технологии обучения на смену традиционной методике должен способствовать повышению эффективности учебного процесса. Однако проблема различения технологии обучения и методики обучения остается предметом дискуссии. Одни ученые считают технологию формой реализации методики, другие полагают, что понятие «технология» шире, чем «методика».
В.И. Загвязинский предлагает следующее решение этой проблемы: «И технология, и методика обладают системностью (в их основе должна лежать система научных законосообразных положений), но идеальная технология обладает жестко определенной системой предписаний, гарантированно ведущих к цели (например, система программированного обучения), т.е. инструментальностью. Методика же предусматривает разнообразие, вариативность способов реализации теоретических положений, а, следовательно, и не предполагает гарантированного достижения цели, т.е. даже идеальная методика не обладает высокой инструментальностью (табл. 5).
Идеальная технология и идеальная методика встречаются редко, любая дидактическая (педагогическая) система в зависимости от уровня ее интрументальности может быть ближе либо к технологии (высокий уровень инструментальности), либо к методике (низкий уровень инструментальности).
Инструментальность образовательных технологий означает проработанность и алгоритмизацию конкретных действий, начиная с постановки целей, определенность этапов, шагов, операций, ведущих к цели. Данное свойство обеспечивает воспроизводимость технологии и гарантированность результата. Уровень развития инструментальности может служить признаком, на основе которого в дидактической системе можно выявить степень ее приближения либо к технологии, либо к методике.
Таблица 5