Технологий

В настоящее время ученые и педагоги-практики уделяют большое внимание совершенствованию технологий обучения. В науке появилось специальное на­правление и новая дисциплина - педагогическая технология.

Термин «технология» (от греч. techne – «умение», «мастерство», «искусство» + logos – «учение», «наука» дословно – наука о мастерстве) заимствован из производственной сферы и применяется в образовании условно. Сама педагогическая технология как разновидность технологии социальной не носит столь жесткого, заданного характера, как производственная технология, а базируется на теории психоди­дактики, социальной психологии, кибернети­ки и управления.

Массовое внедрение педагогических техно­логий начинается в середине 50-х гг. XX в. и связано с реформированием амери­канской и западноевропейской школы. К наи­более известным авторам современных педа­гогических технологий за рубежом относят Дж. Кэррола, Б. Блума, Д. Брунера, Д. Хамблина, Г. Гейса и В. Коскарелли. Отечественная теория и практика осуще­ствления технологических подходов к образованию отражена в научных трудах Ю.К. Бабанского, В.П. Беспалько, А.А. Вербицкого, П.Я. Гальперина, М.В. Кларина, А.А. Матюшкина, М.И. Махмутова, В.А. Сластенина, Н.Ф. Талызиной.

В первоначальном смысле термин «педагогическая технология» означал использование в педагогических целях технических достижений в области ком­муникаций (аудиовизуальные устройства, телевидение, компьютеры и др.). В новом и более широком смысле педагогическая технология - это систе­матический метод планирования, применения и оценивания всего процесса обучения, усвоения знаний путем учета человеческих и технических ресурсов и взаимодействия между ними для достижения наибольшей эффективности образования.

Педагогическая технология связана с системным подходом к образованию и обучению, она охватывает все аспекты и элементы педагогической системы - от постановки целей до проектирования всего дидактического процесса и про­верки его эффективности.

В образовательной практике педагогические технологии представ­лены как технологии обучения (дидактические технологии) и технологии вос­питания.

Характерными признаками педагогических технологий являются:

· концептуалъностъ - технология разрабатывается под конкретный педагоги­ческий замысел, в основе ее лежит определенная методологическая, фило­софская, психолого-педагоги-ческая позиция автора;

· системность - технологическая цепочка педагогических действий, опера­ций, коммуникаций выстраивается строго в соответствии с целевыми уста­новками, имеющими форму конкретного ожидаемого результата;

· дидактическое целеобразование – наличие дидактических процедур, содержащих критерии, показатели и инструменты измерения результатов деятельности учащихся и обеспечивающих гарантированное достижение образовательных целей, эффективности процесса обучения;

· инновационность – технология предусматривает взаимосвязанную деятельность обучающего и обучаемого на основе учебного сотрудничества, диалогического общения, интерактивных подходов к обучению;

· оптимальность – оптимальная реализация человеческих и технических возможностей, достижение запланированных результатов в сжатые промежутки времени;

· корректируемость – возможность оперативной обработки связи, последовательно ориентированной на четко определенные цели;

· воспроизводимость и гарантированность результатов – элементы педагогической технологии должны, с одной стороны, быть воспроизводимы любым педагогом, а с другой – гарантировать достижения планируемых результатов.

Функции педагогических технологий обусловлены их сущностью и характерными признаками и осуществляются в органичном единстве (рис. 9).

Рис. 9. Основные функции педагогических технологий

Гуманистическая, развивающая функция предусматривает реализацию образовательных целей учебного процесса: создание комфортных психолого-педагогических условий для развития личности обучаемого, подготовку его к жизнедеятельности в информационно-технологическом обществе.

Методологическая функция выражает общую стратегическую направленность модели обучения и предполагает внедрение стратегии обучения в практику через систему процедур и операций.

Функция проектирования и конструирования позволяет запланировать образовательные ситуации, деятельность субъектов обучения и со значительной степенью вероятности гарантировать желаемые результаты.

Принципы педагогических технологий представлены на рис. 10.

Рис. 10. Принципы педагогических технологий

Принцип целостности технологий предусматривает закономерности развития технологической системы - инновационность ее структуры при гармоническом взаимодействии всех составных ее элементов.

Принцип вариативно-личностной организации обучения предполагает адаптивность технологии к личностным особенностям учащихся, их типологическим и индивидуальным свойствам.

Принцип фундаментализации и профессиональной направленности технологии обеспечивает формирование и развитие профессиональных умений и профессионально значимых качеств личности специалиста в соответствии с современными и перспективными требованиями.

Принцип информационной поддержки технологичности обучения ориенти­рован на применение в образовательном процессе педагогически оправ­данных средств информационной компьютерной техники (персональных компьютеров, информационных банков данных, компьютерных экспертных систем и т. п.).

Структурными компонентами педагогической технологии как системной категории являются: цели обучения; содержание обучения; средства педагогиче­ского взаимодействия, в том числе мотивация и средства обучения; организация учебного процесса; субъекты процесса обучения; результат деятельности.

Технологический подход к обучению предусматривает конструирование учеб­ного процесса исходя из образовательных ориентиров, целей и содержания обуче­ния. Особое внимание уделяется коррекции учебного процесса и диагностике его качества. В процессе технологического проектирования учебного процесса после­довательно расписываются задачи и способы их решения на следующих уровнях:

· концептуальном (концептуальные подходы);

· собственно технологическом - в виде принципов организации учебного процесса и средств обучения;

· нормативном (инструкции обучения) - в виде определенного состава и структуры управления;

· процедурном - осуществление процесса обучения.

Технологический уровень обучения предусматривает следующие мыслитель­ные действия и дидактические процедуры:

· определение задач согласно концептуальной модели;

· проектирование результативных характеристик, формируемых в процессе обучения;

· анализ имеющихся средств обучения;

· перевод педагогической теории в стратегию решения поставленных задач;

· разработку алгоритма управления учебной деятельностью посредством составления обучающих программ;

· выбор технологических процедур управления учебной деятельностью;

· проектирование реагирования обучающихся и содержательного поопераци­онного состава их действий;

· предвидение компенсационных и коррекционных средств управления в свя­зи с индивидуальными результатами и неожиданными включениями в педа­гогический процесс посторонних влияний;

· разработку диагностического аппарата, способного регистрировать состо­яние системы «педагог - учащийся», чтобы регулировать эффективность и согласованность действий обучающего и обучающихся;

· предусмотрение гибкости технологической системы, ее адаптивности, способности изменять прямое и косвенное воздействие на учащихся в зависимости от промежуточных результатов, обучение анализу собственной дея­тельности и формирование профессиональной рефлексии педагога.

Приход технологии обучения на смену традиционной методике должен спо­собствовать повышению эффективности учебного процесса. Однако проблема различения технологии обучения и методики обучения остается предметом дискуссии. Одни ученые считают технологию формой реализации методики, другие полагают, что понятие «технология» шире, чем «методика».

В.И. Загвязинский предлагает следующее решение этой проблемы: «И тех­нология, и методика обладают системностью (в их основе должна лежать систе­ма научных законосообразных положений), но идеальная технология обладает жестко определенной системой предписаний, гарантированно ведущих к цели (например, система программированного обучения), т.е. инструментальностью. Методика же предусматривает разнообразие, вариативность способов реа­лизации теоретических положений, а, следовательно, и не предполагает гаранти­рованного достижения цели, т.е. даже идеальная методика не обладает высокой инструментальностью (табл. 5).

Идеальная технология и идеальная методика встречаются редко, любая дидак­тическая (педагогическая) система в зависимости от уровня ее интрументальности может быть ближе либо к технологии (высокий уровень инструментальности), либо к методике (низкий уровень инструментальности).

Инструментальность образовательных технологий означает проработанность и алгоритмизацию кон­кретных действий, начиная с постановки целей, определенность этапов, шагов, операций, ведущих к цели. Данное свойство обеспечивает воспроизводи­мость технологии и гарантированность результата. Уровень развития инструментальности может служить признаком, на основе которого в дидактической системе можно выявить степень ее приближения либо к технологии, либо к методике.

Таблица 5


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: