Формы воспитания - это способы организации воспитательного процесса, способы целесообразной организации коллективной и индивидуальной деятельности учащихся посредством воспитательных мероприятий.
Мероприятие - организованное действие коллектива, направленное на достижение каких-либо воспитательных целей.
В педагогической литературе нет единого подхода к классификации форм воспитательной работы. Наиболее распространенной является классификация организационных форм воспитания в зависимости от того, как организованы учащиеся:
· массовые формы (участие всей группы обучаемых);
· кружковая (групповая) форма;
· индивидуальная форма.
При определении форм воспитательной работы, связанных с направлениями воспитательной деятельности принято выделять:
· для организации познавательно-развивающей деятельности учащихся - более подходят такие формы, как викторина, аукцион знаний, конкурс знатоков «Что? Где? Когда?», конкурс «Умники и умницы», конкурс проектов, деловые игры, научные конференции учащихся, конкурс изобретателей и т.п.;
· при осуществлении задач нравственного воспитания - могут применяться такие формы, как диспуты, круглый стол, беседа на этические темы, акции милосердия, литературно-музыкальные композиции и т.п.
Для каждого коллектива обучаемых следует выбирать наиболее подходящие формы. Чем разнообразнее и богаче по содержанию формы организации воспитательного процесса, тем он эффективнее. В основе выбора форм воспитательной работы должна находиться педагогическая целесообразность.
Когда речь идет о специально организованной воспитательной деятельности, то обычно эта деятельность ассоциируется с определенным воздействием, влиянием на формируемую личность. Поэтому, в педагогике воспитание традиционно определяется как специально организованное педагогическое воздействие на развивающуюся личность с целью формирования у нее определяемых обществом социальных свойств и качеств.
При этом необходимо учитывать, что само по себе внешнее воспитательное воздействие не всегда ведет к желаемому результату: оно может вызывать у воспитуемого как положительную, так и отрицательную реакцию или же быть нейтральным. Воспитательное воздействие оказывает на личность обучаемого эффективное развивающее и формирующее влияние только при условии, если оно вызывает у личности внутреннюю положительную реакцию (отношение) и возбуждает ее собственную активность в работе над собой.
В процессе воспитания необходимо побудить воспитуемого к осуществлению самовоспитания. Сам человек активен уже с рождения, он рождается со способностью к развитию. Он не сосуд, куда «сливается» опыт человечества, он сам способен этот опыт приобретать и творить что-то новое. Поэтому основными душевными факторами развития человека являются самовоспитание, самообразование, самообучение, самосовершенствование.
Самовоспитание - это деятельность человека, направленная на изменение своей личности в соответствии с сознательно поставленными целями, сложившимися идеалами и убеждениями. Самовоспитание предполагает определенный уровень развития личности, ее самосознания, способности к самоанализу при сознательном сопоставлении своих поступков с поступками других людей. «Отношение человека к своим потенциальным возможностям, правильность самооценки, умение видеть свои недостатки характеризуют зрелость человека и являются предпосылками организации самовоспитания» (Е.П. Ильин).
Поэтому, воспитание, если оно не насилие, без самовоспитания невозможно. Их следует рассматривать как две стороны одного и того же процесса. Осуществляя самовоспитание, человек может самообразовываться.
Самообразование- это система внутренней самоорганизации по усвоению опыта поколений, направленной на собственное развитие.
Самообучение - это процесс непосредственного получения человеком опыта поколений посредством собственных устремлений и самим выбранных средств.
В понятиях «самовоспитание», «самообразование», «самообучение» педагогика описывает внутренний духовный мир человека, его способность самостоятельно развиваться. Внешние факторы - воспитание, образование, обучение – являются лишь условиями, средствами их пробуждения и приведения в действие. Вот почему философы, педагоги, психологи утверждают, что именно в душе человека заложены движущие силы его развития.
А.К. Маркова выделяет высокий и низкий уровни самовоспитуемости, саморазвиваемости и самообучаемости. Основными характеристиками высокого уровня являются:
· инициатива без толчков и стимулов извне;
· самостоятельная постановка целей саморазвития;
· построение программы саморазвития и вариативность ее стратегий;
· самопрогнозирование;
· перспективное целеполагание;
· внутренняя устойчивость и цельность;
· построение новых смыслов (смыслообразование) в трудных условиях;
· повседневная рефлексия;
· владение приемами мобилизации и расслабления.
Низкий уровень характеризуется:
· отсутствием потребности и способности самому что-то делать для своего развития (что может сочетаться с высокой дисциплиной как исполнителя);
· отсутствие внутреннего смысла и стержня существа личности;
· отсутствие интереса к самоанализу;
· напряженность и комплексы в учебной работе.
Самовоспитание предполагает использование таких приемов, как:
1) самообязательство - добровольное задание самому себе осознанных целей и задач самосовершенствования, решение сформировать у себя те или иные качества;
2) самоотчет - ретроспективный взгляд на пройденный за определенное время путь;
3) осмысление собственной деятельности и поведения - выявление причин успехов и неудач;
4) самоконтроль - систематическая фиксация своего состояния и поведения с целью предотвращения нежелательных последствий.
Самовоспитание осуществляется в процессе самоуправления, которое строится на основе сформулированных человеком целей, программы действий, контроля за выполнением программы, оценки полученных результатов, самокоррекции.
К основным методам самовоспитания относятся:
1. Самопознание - которое включает: самонаблюдение, самоанализ, самооценивание, самосравнение.
2. Самообладание - которое опирается на: самоубеждение, самоконтроль, самоприказ, самовнушение, самоподкрепление, самоисповедь, самопринуждение.
3. Самостимулирование - которое предполагает: самоутверждение, самоободрение, самопоощрение, самонаказание, самоограничение
Контрольные вопросы
1. Дайте характеристику основным видам воспитания.
2. Определите ориентиры умственного воспитания.
3. Что лежит в основе нравственного воспитания?
4. Какие задачи определяет трудовое воспитание?
5. Что является целью эстетическоговоспитания?
6. Определите основные задачи физическоговоспитания.
7. Что предполагает гражданское воспитание?
8. В чем сущность экономического воспитания?
9. Что предполагает правовое воспитание?
11. В чем сущность методов воспитания?
12. Основная направленность методов формирования сознания.
13. Какую направленность имеют методы организации деятельности и формирования поведения?
14. Дайте характеристику методов формирования чувств и отношений.
16. Основные способы влияния: убеждение, внушение, заражение, подражание.
17. Формы воспитаниякак способы организации воспитательного процесса.
18. Самовоспитание, самообразование, самообучение, самосовершенствование как основные факторы развития человека.