Самообразования

Формы воспитания - это способы организации воспитательного процесса, способы целесообразной организации коллективной и индивидуальной деятельности учащихся посредством воспитательных мероприятий.

Мероприятие - организованное действие коллектива, направленное на достижение каких-либо воспитательных целей.
В педагогической литературе нет единого подхода к классификации форм воспитательной работы. Наиболее распространенной является классификация организационных форм воспитания в зависимости от того, как организованы учащиеся:

· массовые формы (участие всей группы обучаемых);

· кружковая (групповая) форма;

· индивидуальная форма.

При определении форм воспитательной работы, связанных с направлениями воспитательной деятельности принято выделять:

· для организации познавательно-развивающей деятельности учащихся - более подходят такие формы, как викторина, аукцион знаний, конкурс знатоков «Что? Где? Когда?», конкурс «Умники и умницы», конкурс проектов, деловые игры, научные конференции учащихся, конкурс изобретателей и т.п.;

· при осуществлении задач нравственного воспитания - могут применяться такие формы, как диспуты, круглый стол, беседа на этические темы, акции милосердия, литературно-музыкальные композиции и т.п.

Для каждого коллектива обучаемых следует выбирать наиболее подходящие формы. Чем разнообразнее и богаче по содержанию формы организации воспитательного процесса, тем он эффективнее. В основе выбора форм воспитательной работы должна находиться педагогическая целесообразность.

Когда речь идет о специально организованной воспитательной деятельности, то обычно эта деятельность ассоциируется с определенным воздействием, влиянием на формируемую личность. Поэтому, в педагогике воспитание традиционно определяется как специально организованное педагогическое воздействие на развивающуюся личность с целью формирования у нее определяемых обществом социальных свойств и качеств.
При этом необходимо учитывать, что само по себе внешнее воспитательное воздействие не всегда ведет к желаемому результату: оно может вызывать у воспитуемого как положительную, так и отрицательную реакцию или же быть нейтральным. Воспитательное воздействие оказывает на личность обучаемого эффективное развивающее и формирующее влияние только при условии, если оно вызывает у личности внутреннюю положительную реакцию (отношение) и возбуждает ее собственную активность в работе над собой.

В процессе воспитания необходимо побудить воспитуемого к осуществлению самовоспитания. Сам человек активен уже с рождения, он рождается со способностью к развитию. Он не сосуд, куда «сливается» опыт человечества, он сам способен этот опыт приобретать и творить что-то новое. Поэтому основными душевными факторами развития человека являются самовоспитание, самообразование, самообучение, самосовершенствование.

Самовоспитание - это деятельность человека, направленная на изменение своей личности в соответствии с сознательно поставленными целями, сложившимися идеалами и убеждениями. Самовоспитание предполагает определенный уровень развития личности, ее самосознания, способности к самоанализу при сознательном сопоставлении своих поступков с поступками других людей. «Отношение человека к своим потенциальным возможностям, правильность самооценки, умение видеть свои недостатки характеризуют зрелость человека и являются предпосылками организации самовоспитания» (Е.П. Ильин).

Поэтому, воспитание, если оно не насилие, без самовоспитания невозможно. Их следует рассматривать как две стороны одного и того же процесса. Осуществляя самовоспитание, человек может самообразовываться.

Самообразование- это система внутренней самоорганизации по усвоению опыта поколений, направленной на собственное развитие.

Самообучение - это процесс непосредственного получения человеком опыта поколений посредством собственных устремлений и самим выбранных средств.

В понятиях «самовоспитание», «самообразование», «самообучение» педагогика описывает внутренний духовный мир человека, его способность самостоятельно развиваться. Внешние факторы - воспитание, образование, обучение – являются лишь условиями, средствами их пробуждения и приведения в действие. Вот почему философы, педагоги, психологи утверждают, что именно в душе человека заложены движущие силы его развития.
А.К. Маркова выделяет высокий и низкий уровни самовоспитуемости, саморазвиваемости и самообучаемости. Основными характеристиками высокого уровня являются:

· инициатива без толчков и стимулов извне;

· самостоятельная постановка целей саморазвития;

· построение программы саморазвития и вариативность ее стратегий;

· самопрогнозирование;

· перспективное целеполагание;

· внутренняя устойчивость и цельность;

· построение новых смыслов (смыслообразование) в трудных условиях;

· повседневная рефлексия;

· владение приемами мобилизации и расслабления.

Низкий уровень характеризуется:

· отсутствием потребности и способности самому что-то делать для своего развития (что может сочетаться с высокой дисциплиной как исполнителя);

· отсутствие внутреннего смысла и стержня существа личности;

· отсутствие интереса к самоанализу;

· напряженность и комплексы в учебной работе.

Самовоспитание предполагает использование таких приемов, как:

1) самообязательство - добровольное задание самому себе осознанных целей и задач самосовершенствования, решение сформировать у себя те или иные качества;

2) самоотчет - ретроспективный взгляд на пройденный за определенное время путь;

3) осмысление собственной деятельности и поведения - выявление причин успехов и неудач;

4) самоконтроль - систематическая фиксация своего состояния и поведения с целью предотвращения нежелательных последствий.

Самовоспитание осуществляется в процессе самоуправления, которое строится на основе сформулированных человеком целей, программы действий, контроля за выполнением программы, оценки полученных результатов, самокоррекции.

К основным методам самовоспитания относятся:

1. Самопознание - которое включает: самонаблюдение, самоанализ, самооценивание, самосравнение.

2. Самообладание - которое опирается на: самоубеждение, самоконтроль, самоприказ, самовнушение, самоподкрепление, самоисповедь, самопринуждение.

3. Самостимулирование - которое предполагает: самоутверждение, самоободрение, самопоощрение, самонаказание, самоограничение

Контрольные вопросы

1. Дайте характеристику основным видам воспитания.

2. Определите ориентиры умственного воспитания.

3. Что лежит в основе нравственного воспитания?

4. Какие задачи определяет трудовое воспитание?

5. Что является целью эстетическоговоспитания?

6. Определите основные задачи физическоговоспитания.

7. Что предполагает гражданское воспитание?

8. В чем сущность экономического воспитания?

9. Что предполагает правовое воспитание?

11. В чем сущность методов воспитания?

12. Основная направленность методов формирования сознания.

13. Какую направленность имеют методы организации деятельности и формирования поведения?

14. Дайте характеристику методов формирования чувств и отношений.

16. Основные способы влияния: убеждение, внушение, заражение, подражание.

17. Формы воспитаниякак способы организации воспитательного процесса.

18. Самовоспитание, самообразование, самообучение, самосовершенствование как основные факторы развития человека.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: