Модульное обучение, общие положения которого были сформулированы в конце 60-х годов ХХ в. в США, возникло как альтернатива традиционному обучению, интегрируя в себе многие прогрессивные идеи, накопленные в педагогической теории и практике.
Модульное обучение – это инновационный вид обучения, основанный на деятельностном подходе и принципе сознательности (осознаются программа обучения и собственная траектория учения), характеризующийся замкнутым типом управления благодаря модульной программе и модулям.
Модульная программа – это дидактическая парадигма, состоящая из модулей, каждый из которых имеет определенные деятельностные дидактические цели. Достижение целей обеспечивается конкретным объемом содержания учебного материала, при этом усвоение материала диагностируется конкретными заданиями.
Модуль (учебный модуль) – организационно-методическая структура учебной дисциплины, включающая дидактические цели, логически завершенную единицу учебного материала, методическое руководство и систему контроля.
|
|
На современном этапе модульное обучение является одним из наиболее целостных и системных подходов к процессу обучения, обеспечивающим высокоэффективную реализацию дидактического процесса. Отличительными особенностями модульного обучения являются:
· обязательная проработка каждого компонента дидактической системы и наглядное иллюстрирование его в модульной программе и модулях;
· четкая структуризация содержания обучения, последовательное изложение теоретического материала, обеспечение учебного процесса дидактическими материалами и системой контроля усвоения знаний, позволяющими корректировать процесс обучения;
· вариативность обучения, адаптация учебного процесса к индивидуальным возможностям и запросам обучающихся.
Целью модульного обучения является создание наиболее благоприятных условий для развития личности обучаемого путем обеспечения гибкого содержания обучения, приспособление дидактической системы к индивидуальным возможностям, запросам и уровню базовой подготовки обучаемого посредством организации учебно-познавательной деятельности по индивидуальной учебной программе.
Сущность модульного обучения состоит в относительно самостоятельной работе обучаемого по освоению индивидуальной программы, составленной из отдельных модулей (модульных единиц). Каждый модуль представляет собой законченное профессиональное действие, освоение которого идет по операциям-шагам (рис. 11).
Модульной программой реализуется комплексная дидактическая цель, включающая в себя интегрирующие дидактические цели, достижение каждой из которых обеспечивает конкретный модуль. Содержание модуля структурируют на учебные элементы (УЭ), которым соответствуют частичные дидактические цели, при этом каждый учебный элемент должен соотноситься с определенным функциональным элементом профессиональной деятельности.
|
|
Рис. 11. Структура модульной программы
Дидактическая система модуля обучения прогнозируется, проектируется и осуществляется на основе общих и специфических научных принципов. При проектировании модульной программы необходимо учитывать следующие общие принципы:
· компоновка содержания учебного процесса вокруг базовых понятий и методов;
· систематичность и логическая последовательность изложения учебного материала;
· целостность и практическая значимость содержания;
· наглядность представления учебного материала.
К специфическим принципам проектирования модульной программы относятся следующие (рис. 12).
Рис. 12. Специфические принципы проектирования модульной
программы
В соответствии с принципом модульности обучение должно строиться по отдельным модулям как основным средствам усвоения обучающимися учебной информации о предполагаемой профессиональной деятельности. Выделение модулей происходит в соответствии с содержанием деятельности специалистов, а усвоение знаний, умений и навыков - строится через систему действий.
Принцип структуризации требует разделения учебного материала модуля на структурные элементы-шаги, перед каждым из которых ставится конкретная дидактическая цель, а содержание обучения представляется в объеме, обеспечивающем ее достижение.
Принцип динамичности обеспечивает вариативность модульных программ, изменение их с учетом динамики востребуемых профессий и профессиональной специализации обучаемых.
Принцип гибкости определяет построение модульных программ таким образом, чтобы они легко адаптировались к изменяющимся научно-техническим и социально-экономическим условиям, к индивидуальным запросам и уровням подготовки обучаемых.
Принцип паритетности предполагает субъект-субъектные отношения между педагогом и обучаемыми.
Принцип реализации обратной связи способствует созданию системы контроля и самоконтроля, коррекции и оценки успешности изучения учебного материала модуля.
Принцип осознанной перспективы подчеркивает, что условием успешности обучения являются сформированная профессиональная мотивация учения, осознание его близких и дальних перспектив.
В теории и практике модульного обучения выделяют два подхода: предметно-деятельностный; системно-деятельностный.
На основе этих подходов разрабатываются различные концепции подготовки специалистов, в которых процесс обучения или целиком, или в рамках конкретного предмета (предметов) ориентирован на последовательное усвоение обучаемыми элементов профессиональной деятельности и содержания модульной образовательной программы. Модульные образовательные программы имеют различный состав и структурное построение, могут быть представлены в различных формах, но три основных компонента включаются обязательно: целевая содержательная программа; банк информации; методические руководства для обучаемых.
В контексте предметно-деятельностного подхода проектирование модульной образовательной программы осуществляется по следующему алгоритму:
1) анализ профессиональной деятельности специалиста, его умений и навыков;
2) определение перечня дисциплин, их содержание, необходимое для обучения конкретной профессии;
3) формирование модульной образовательной программы, включающей блочный учебный план и комплект модульных программ учебных предметов.
|
|
Модульный учебный план – это модель содержания образования, состоящая из образовательных блоков (гуманитарного, общенаучного, общетехнического, профессионального), структурированных на дисциплины профессионально-обязательные, дисциплины по выбору и факультативы.
В основе модульных программ профессионально-обязательных учебных предметов лежат модули, представляющие собой профессионально значимые действия. Для каждой модульной программы учебного предмета составляется пакет обучающих модулей. Существуют три варианта составления пакетов обучающих модулей:
а) применение разработанных и опубликованных в литературе обучающих модулей, их адаптация к конкретным условиям;
б) трансформация накопленного преподавателем учебного и методического материала в обучающие модули;
в) создание обучающих модулей на проектной основе.
Одним из вариантов системно-деятелъностного подхода к модульным технологиям является концепция профессионального обучения «Модули трудовых навыков» (МТН-концепция), разработанная Международной организацией труда. Для МТН-концепции характерны:
1) ориентация на целостное обучение с отсутствием деления на учебные предметы;
2) реализация основных функций педагогики: координирующей, консультационной и контролирующей;
3) адаптация к индивидуальным потребностям и возможностям обучаемого;
4) наличие свободного временного фактора.
Модульная программа МТН-обучения составляется на основе анализа деятельности специалиста, изучения ее содержания и структуры и представляет собой совокупность модульных блоков. Процесс проектирования модульных программ профессионального обучения конкретной профессии состоит из четырех этапов (табл. 6).
Достоинством МТН-программы является гибкость и вариативность, особенно актуальные в условиях рыночной экономики: при количественном и качественном изменении рабочих мест, перераспределении рабочей силы, необходимости массового переобучения рабочих.
|
|
Таблица 6