Модульных программ

Модульное обучение, общие положения которого были сформулированы в конце 60-х годов ХХ в. в США, возникло как альтернатива традиционному обучению, интегрируя в себе многие прогрессивные идеи, накопленные в педагогической теории и практике.

Модульное обучение – это инновационный вид обучения, основанный на деятельностном подходе и принципе сознательности (осознаются программа обучения и собственная траектория учения), характеризующийся замкнутым типом управления благодаря модульной программе и модулям.

Модульная программа – это дидактическая парадигма, состоящая из модулей, каждый из которых имеет определенные деятельностные дидактические цели. Достижение целей обеспечивается конкретным объемом содержания учебного материала, при этом усвоение материала диагностируется конкретными заданиями.

Модуль (учебный модуль) – организационно-методическая структура учебной дисциплины, включающая дидактические цели, логически завершенную единицу учебного материала, методическое руководство и систему контроля.

На современном этапе модульное обучение является одним из наиболее целостных и системных подходов к процессу обучения, обеспечивающим высокоэффективную реализацию дидактического процесса. Отличительными особенностями модульного обучения являются:

· обязательная проработка каждого компо­нента дидактической системы и наглядное иллюстрирование его в модульной про­грамме и модулях;

· четкая структуризация содержания обучения, последовательное изложение теоретическо­го материала, обеспечение учебного процес­са дидактическими материалами и системой контроля усвоения знаний, позволяющими корректировать процесс обучения;

· вариативность обучения, адаптация учебно­го процесса к индивидуальным возможностям и запросам обучающихся.

Целью модульного обучения является создание наи­более благоприятных условий для развития личности обучаемого путем обеспечения гиб­кого содержания обучения, приспособление дидактической системы к индивидуальным возможностям, запросам и уровню базовой подготовки обучаемого посредством организа­ции учебно-познавательной деятельности по индивидуальной учебной программе.

Сущность модульного обучения состоит в от­носительно самостоятельной работе обучае­мого по освоению индивидуальной програм­мы, составленной из отдельных модулей (мо­дульных единиц). Каждый модуль представ­ляет собой законченное профессиональное дей­ствие, освоение которого идет по операциям-шагам (рис. 11).

Модульной программой реализуется комп­лексная дидактическая цель, включающая в себя интегрирующие дидактические цели, достижение каждой из которых обес­печивает конкретный модуль. Содержание модуля структурируют на учебные элементы (УЭ), которым соответствуют частичные дидактические цели, при этом каждый учебный элемент должен соотноситься с определенным функциональ­ным элементом профессиональной деятельности.

Рис. 11. Структура модульной программы

Дидактическая система модуля обучения прогнозируется, проектируется и осуществляется на основе общих и специфических научных принципов. При проектировании модульной программы необходимо учитывать следую­щие общие принципы:

· компоновка содержания учебного процесса вокруг базовых понятий и методов;

· систематичность и логическая последовательность изложения учебного ма­териала;

· целостность и практическая значимость содержания;

· наглядность представления учебного материала.

К специфическим принципам проектирования модульной программы отно­сятся следующие (рис. 12).

Рис. 12. Специфические принципы проектирования модульной

программы

В соответствии с принципом модульности обучение должно строиться по отдельным модулям как основным средствам усвоения обучающимися учебной информации о предполагаемой профессиональной деятельности. Выделение модулей происходит в соответствии с содержанием деятельности специалистов, а усвоение знаний, умений и навыков - строится через систему действий.

Принцип структуризации требует разделения учебного материала модуля на структурные элементы-шаги, перед каждым из которых ставится конкретная дидактическая цель, а содержание обучения представляется в объеме, обеспечи­вающем ее достижение.

Принцип динамичности обеспечивает вариативность модульных программ, из­менение их с учетом динамики востребуемых профессий и профессиональной специализации обучаемых.

Принцип гибкости определяет построение модульных программ таким обра­зом, чтобы они легко адаптировались к изменяющимся научно-техническим и социально-экономическим условиям, к индивидуальным запросам и уровням подготовки обучаемых.

Принцип паритетности предполагает субъект-субъектные отношения между педагогом и обучаемыми.

Принцип реализации обратной связи способствует созданию системы контро­ля и самоконтроля, коррекции и оценки успешности изучения учебного матери­ала модуля.

Принцип осознанной перспективы подчеркивает, что условием успешности обучения являются сформированная профессиональная мотивация учения, осознание его близких и дальних перспектив.

В теории и практике модульного обучения выде­ляют два подхода: предметно-деятельностный; системно-деятельностный.

На основе этих подходов разрабатываются различные концепции подготовки специалистов, в которых процесс обучения или целиком, или в рамках конкрет­ного предмета (предметов) ориентирован на последовательное усвоение обуча­емыми элементов профессиональной деятельности и содержания модульной об­разовательной программы. Модульные образо­вательные программы имеют различный состав и структурное построение, могут быть представлены в различных формах, но три основных компонента включаются обязательно: целевая содержательная программа; банк информации; методические руководства для обучаемых.

В контексте предметно-деятельностного подхода проектирование модульной образовательной программы осуществляется по следующему алгоритму:

1) анализ профессиональной деятельности специалиста, его умений и навыков;

2) определение перечня дисциплин, их содержание, необходимое для обучения конкретной профессии;

3) формирование модульной образовательной программы, включающей блочный учебный план и комплект модульных программ учебных предметов.

Модульный учебный план – это модель содержания образования, состоящая из образовательных блоков (гуманитарного, общенаучного, общетехнического, профессионального), структурированных на дисциплины профессионально-обязательные, дисциплины по выбору и факультативы.

В основе модульных программ профессио­нально-обязательных учебных предметов ле­жат модули, представляющие собой профес­сионально значимые действия. Для каждой модульной программы учебного предмета со­ставляется пакет обучающих модулей. Существуют три варианта составления па­кетов обучающих модулей:

а) применение разработанных и опубли­кованных в литературе обучающих модулей, их адаптация к конкретным условиям;

б) трансформация накопленного преподавателем учебного и методического материала в обучающие модули;

в) создание обучающих модулей на проектной основе.

Одним из вариантов системно-деятелъностного подхода к модульным технологиям является концепция профессионального обучения «Модули тру­довых навыков» (МТН-концепция), разработанная Международной организа­цией труда. Для МТН-концепции характерны:

1) ориентация на целостное обучение с отсутствием деления на учебные пред­меты;

2) реализация основных функций педагогики: координирующей, консультационной и кон­тролирующей;

3) адаптация к индивидуальным потребностям и возможностям обучаемого;

4) наличие свободного временного фактора.

Модульная программа МТН-обучения составляется на основе анализа деятельности специалиста, изучения ее содержания и структуры и пред­ставляет собой совокупность модульных блоков. Процесс проектирования модульных программ профессионального обучения конкретной профессии состоит из четырех этапов (табл. 6).

Достоинством МТН-программы является гибкость и вариативность, особенно актуальные в условиях рыночной экономики: при количественном и качествен­ном изменении рабочих мест, перераспределении рабочей силы, необходимости массового переобучения рабочих.

Таблица 6


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: