Модель рабочего широкого профиля

В настоящее время основой разработки учебно-програм­мной документации является профессионально-квалификационная характеристика, которая, в свою очередь, разрабатывается на базе тарифно-квалификационных справочников. Но эти справочники служат, в первую очередь, целям тарификации и нормирования ра­бот, а разрабатываемые на их основе характеристики отражают лишь знания и навыки, необходимые рабочему в данное время, они не учитывают перспективы развития предприятий.



Основой для их разработки может быть прогностическая модель рабочего широкого профиля, своеобразный эталон. Основой такой модели являются: изучение труда передовых рабочих и новаторов производства; выяснение структуры их познавательной, обществен­но-политической и профессиональной деятельности, ее внутреннего строения и опосредовании; определение объема знаний, навыков и умений, которые они применяют в своей работе; установление усло­вий, в которых всесторонне развивалась данная личность, проявля­лись ее способности, воспитывались профессионально важные лично­стные качества; определение степени выраженности профессиональ­но важных качеств личности на основании данных педагогических наблюдений, анамнеза, педагогического эксперимента.

Сопоставляя идеальную модель с фактически сложившейся мо­делью, можно определить масштабы и содержание профессионально­го обучения и воспитания молодежи. Иными словами, разработка такой модели позволит пересмотреть всю систему подготовки и повы­шения квалификации рабочих. К достижению ее должен быть на­правлен комплекс учебно-воспитательных мероприятий на всех эта­пах формирования рабочего широкого профиля.

Для получения опережающей информации о содержании и средст­вах обучения необходимо прогнозирование. Оно позволит лучше уви­деть завтрашний день, разработать модель рабочего широкого профи­ля, ее параметры, определить те качества, которыми он должен обла­дать, чтобы не просто зафиксировать отдаленность или приближенность уровня профессиональной подготовки и воспитан­ности к идеалу, но и иметь возможность предметно судить о том, насколько он далек от эталона. Подобная модель необходима руково­дящим органам, чтобы контролировать ход учебно-воспитательного процесса; педагогу, чтобы изучать свой «материал» и целенаправлен­но работать с ним по специальным планам.

Подобная модель позволит выявить структуру личностных ка­честв, способностей, черт характера и особенностей развития форм мышления, объема знаний, навыков и умений, необходимых в про­цессе трудовой деятельности; представить цели и определить пути, а также основные виды, формы, средства и методы обучения и воспита­ния рабочих.

Уже сегодня формируются некоторые принципы разработки лично­стной модели рабочего широкого профиля. Это устремленность в буду­щее; проектирование личности рабочего на основе текущих и перспек­тивных социальных потребностей; учет многофакторности воспита­тельного воздействия прошлого и настоящего социального опыта учащихся, их активности; воспитание в процессе деятельности. Только оно способно включить в структуру личности то, что на вербальном уровне лишь познается. При этом учет многофакторности предполагает выяснение особенностей региона, специфики состава учащихся, усло­вий их жизни и учебы, характера учебно-воспитательного процесса, взаимодействия ПТУ с базовым предприятием и т.д.


Структура модели рабочего широкого профиля может быть пред­ставлена в следующем виде:

1) прогностическая характеристика отрасли и перспективы ее раз­вития;

2) требования к содержанию профессионально-технической под­готовки.

Процесс разработки модели заключается в следующем:

1. Составление прогностической характеристики отрасли. Для этих целей используются официальные директивные материалы мини­стерств; монографии, брошюры, журнальные статьи; информационные материалы центральной библиотеки научно-технической информации; данные различных научных организаций; сборники отчетов НИР, ОНР и диссертаций; патентная информация и авторские свидетельства; ма­териалы конференций, совещаний и симпозиумов; зарубежная инфор­мация; различные информационные материалы, определяющие науч­но-технический прогресс в данной отрасли промышленности.

Разработчикам учебных программ необходимо знать, какими бу­дут предприятия различных отраслей народного хозяйства через 5— 10—15 лет, какие профессии потребуются для обслуживания произ­водства, каким уровнем знаний, навыков и умений рабочие должны обладать, чтобы квалифицированно выполнять свою работу. Они должны предвидеть, как под влиянием технического прогресса изме­нятся условия труда рабочих, какие появятся новые машины, какие новые требования возникают в связи с этим к подготовке рабочих и как эти задачи будут решаться в будущем.

Такая подготовка рабочих позволит не только обеспечивать эксплуа­тацию оборудования, находящегося в данное время на предприятии, но и учитывать тенденции его развития. Благодаря этому на предприятии со­здается резерв квалифицированных рабочих. При таком подходе к перс­пективному планированию подготовки и повышения квалификации обу­чение рабочих будет проводиться с большим опережением; оно как бы «забегает» вперед, ведет за собой процесс развития человека, быстро уст­раняя разрыв со стремительно умножающимся объемом знаний.

Для этого следует ввести перспективное планирование подъема профессионально-квалифицированного уровня рабочих кадров, ус­тановив порядок, при котором предприятия проводят анализ профес­сий, разрабатывают специальные требования к подготовке квалифи­цированных рабочих кадров; определяют наиболее целесообразные направления совмещения профессий и содержание их подготовки.

Перспективный план подъема культурно-технического уровня должен составляться с учетом будущих требований к квалификации. Исходя из этого необходимо выбирать путь обучения и образования на более длительное время. Поскольку идет процесс нарастания на­учных знаний технических основ в каждой профессии, очень важно, чтобы учебный процесс, с одной стороны, моделировался на основе единства общего политехнического и профессионально-технического образования, а с другой стороны, не только отражал достигнутый уро-


вень современного производства, но и опережал его. Научные основы теории профессии в учебном плане должны базироваться на перспек­тивности научных знаний, характерных для данной отрасли про­мышленности, т.е. учитывать развитие производства в ближайшем будущем.

2. Разработка перспективных требований к содержанию про­фессиональной подготовки рабочих.

Ниже приводятся фрагменты прогностических требований к зна­ниям и умениям будущих подземных электрослесарей.

Подземный электрослесарь по автоматике и АСУ должен знать:

принцип построения датчиков, средств телемеханики и аппаратов автоматики;

принцип построения средств автоматической газовой защиты;

принципиальные и монтажные схемы шахтного электрооборудо­вания и электроаппаратуры;

принципиальные и монтажные схемы автоматизации производст­венных процессов; подземного транспорта, стационарных установок, технологических комплексов и др.;

принципиальные и монтажные схемы централизованного контро­ля и управления и другие вопросы.

Умения. Подземный электрослесарь по автоматике и АСУ должен уметь:

выполнять слесарные и электромонтажные работы, включая мон­таж и эксплуатацию кабельных линий;

читать схемы электроснабжения и автоматизации;

проверять электрические цепи, схемы автоматизации, включая измерения сопротивления элементов цепи постоянному току;

осуществлять контроль режимов работы полупроводниковых уст­ройств и аппаратуры на интегральных микросхемах и другие вопросы.

Прогностические сведения, зафиксированные в модели, позволяют с должным научным обоснованием подходить к отбору содержания про­фессионального обучения рабочих данного профиля. При этом следует различать этап стратегического дидактического прогнозирования, когда полученные прогностические сведения используются для совершенст­вования квалификационных характеристик, учебного плана, учебных программ, учебников и учебно-методических пособий, и этап оператив­но-тактического прогнозирования, который необходим для периодиче­ской корректировки перспективных календарно-тематических и поу­рочных планов непосредственно в профтехучилищах.

После того как модель рабочего разработана, следует установить:

что нужно изменить в работе преподавателя и мастера на основе научных данных;

что нужно изменить в работе коллектива;

что нужно изменить в работе руководителей ПТУ;

в чем заключается функция управления ПТО;

как ослабить мешающие процессу обучения и воспитания факторы;

как совершенствовать повышение квалификации педагогов;


какие идеи будут разрабатываться и какие рекомендации будут даны и др.

Модель разработки должна обладать механизмом, позволяющим отражать происходящие изменения в учебном заведении.

На основе прогностической модели современного рабочего следует также разработать перспективные модели учебно-воспитательного про­цесса с учетом нового режима работы профтехучилища; изменение вос­питательных функций коллектива профтехучилища, содержания и ор­ганизации воспитательной деятельности с учащимися, функций и структуры педагогического коллектива, материальной базы воспита­ния, характера взаимодействия педагогического и ученического кол­лектива; создание моделей жизненных ситуаций, в которые следует включать учащихся, предусматривая их формы поведения; организа­ция жизнедеятельности учащихся в соответствии с разработанными планами и моделями и привлечением различных категорий работников.

В учебной работе должен осуществляться непрерывный избира­тельный поиск прогностической информации.

В каждом ПТУ необходимо иметь информационно-методический фонд, который предусматривал бы наличие картотеки с материалами прогностической характеристики отрасли, содержания труда буду­щих рабочих, перспективных требований к содержанию деятельно­сти педагогов. При таком подходе содержание профессиональной подготовки будет «чувствительным» к тем изменениям, которые про­исходят на производстве.

§

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: