Законы профессиональной педагогики

На заре цивилизации образование выделилось из произ­водственной деятельности людей и стало относительно самостоятель­ной областью системы разделения общественного труда. Претерпев в течение тысячелетий ряд качественных изменений, оно приближает­ся в своем развитии к такому моменту, когда на принципиально новой качественной основе вновь воссоединяется с общественным произ­водством. Сегодня, как никогда прежде, речь идет о наиболее полном взаимодействии науки, образования и производства.Щоскольку про­фессиональная педагогика — не изолированная система знаний, она должна отразить этот процесс, осмыслить его и оказать на него свое влияние. А для этого следует знать как законы производства, так и законы педагогики. К ним мы относим следующие:

I. Знание типов производства, для которых осуществляется подготовка рабочих. По типу производства определяется производ­ственный профиль рабочего.

В зависимости от производственной программы (номенклатуры и характера изготовляемых изделий, их выпуска в течение года и иных технических и экономических условий) все разнообразные производ­ства условно подразделяются на три основных вида (типа): единичное (индивидуальное), серийное и массовое. Каждый вид производства имеет свои производственные и технологические процессы, свои ха­рактерные особенности, свою определенную форму организации тру­да. Следует отметить, что на одном и том же предприятии и даже в одном и том же цехе могут существовать различные виды производ­ства, т.е. различные детали могут изготовляться по разным техноло­гическим принципам: в одних случаях — по технологии единичного производства, в других — массового, в-третьих — серийного и т.д.


Профессионально-квалификационная структура рабочих и содержа­ние их труда при разных типах производства складывается по-разному.

Индивидуальное производство по своему характеру является уни­версальным, оно охватывает разнообразные типы изделий широкой номенклатуры и потому приспособлено к выполнению разнообраз­ных заданий. Широкая номенклатруа изделий, требующих выполне­ния различных операций на универсальном оборудовании, отсутст­вие типизированных процессов производства, неравномерность по времени поступления в производство более или менее сходных конст­рукций, различие требований, предъявляемых к изделию в отноше­нии точности обработки и качества применяемых материалов, разно­образие выполняемых работ (операций) на каждом рабочем месте — характерные особенности индивидуального производства.

Выполнение на одном станке разнохарактерных работ каждый раз требует от рабочего подготовки и наладки станка для выполнения новой работы. Успех его трудовой деятельности, производительность труда зависит не только от конструкции и особенностей применяемой техники, но и от степени овладения профессиональным мастерством, от его умения управлять техникой и вести технологический процесс. Индивидуальное производство требует от рабочего умений налажи­вать станки, устанавливать детали и инструмент, пользоваться изме­рительными инструментами общего назначения, поэтому его квали­фикация должна быть высокой.

Серийное производство занимает промежуточное положение между индивидуальным и массовым производством. В нем организу­ется изготовление изделий сериями или партиями, состоящими из одноименных, однотипных по конструкции и одинаковых по разме­рам изделий.

Технологический процесс в серийном производстве, в отличие от индивидуального, расчленен на отдельные операции, которые за­креплены за определенным оборудованием. Важнейшим преимуще­ством серийного производства является то, что вся партия деталей запускается в производство одновременно. Поэтому характерной осо­бенностью организации производства является повторяемость опера­ций, при которой выгодно широкое применение специальных приспо­соблений и специальных режущих и измерительных инструментов, обеспечивающих повышение производительности труда. В условиях серийного (массового) производства в общих трудовых затратах воз­растает доля затрат, связанных с установкой и снятием деталей. Ра­боты по обслуживанию оборудования — осмотр, наладка и подналад-ка, проверка точности, мелкий ремонт — выполняются специальны­ми рабочими и специалистами — наладчиками и ремонтниками.

Массовое производство характеризуется выпуском одинаковых изделий, непрерывным выполнением на рабочих местах одних и тех же постоянно повторяющихся операций. Качество оборудования на участке, в цехе, его типы, комплектность и производительность дол­жны соответствовать заданному выпуску продукции.


По форме организации массовое производство может быть поточ­ным и непоточным. При поточном операции обработки или сборки изделия закреплены за определенным рабочими местами, которые расположены в порядке выполнения операций, а обрабатываемая за­готовка или собираемая сборочная единица передается с одной опера­ции на другую без задержки, детали движутся беспрерывно. При непоточном производстве технологические операции выполняются также на определенных рабочих местах, расположенных в порядке операций, но время выполнения отдельных операций может быть различным.

Подготовка рабочих для массового производства организуется, во-первых, путем их обучения непосредственно на производстве (на заводах-изготовителях автоматических линий), где они после пред­варительной теоретической подготовки проходят практику в процес­се сборки, отладки, испытания и сдачи изделий, во-вторых, путем подготовки наладчиков и ремонтников в профтехучилищах.

П. Знание уровня механизации и автоматизации производствен­ных процессов. По уровню механизации и автоматизации производ­ственных процессов определяется содержание труда рабочих.

На протяжении сравнительно короткой истории можно выделить несколько стадий развития автоматизации.

На первой стадии частично или полностью автоматизируется режим работы специальных или универсальных станков. Введение автомати­ческих станков уже исключает функции рабочего-операционника.

На второй стадии автоматические станки связываются между со­бой транспортными устройствами, составляя одну непрерывную ав­томатическую линию.

На третьей стадии автоматизации для обеспечения пооперацион­ного контроля за качеством изделий и их разбраковки после выполне­ния каждой операции в автоматическую линию вводятся контрольно-измерительные приборы и механические управляющие устройства. Рабочий наблюдает за приборами и реагирует на возникающие от­клонения.

На четвертой стадии автоматизации появляются автоматические линии с программным управлением. Станки переналаживаются на производство изделий, параметры которого изменяются в определен­ных пределах.

На пятой стадии в производство внедряются компьютеры, микро­процессоры, электронно-вычислительные машины (ЭВМ), самонаст­раивающиеся самоуправляемые автоматические системы, оснащен­ные специальным узлом, так называемым электронным мозгом, осо­бым кибернетическим устройством.

Ведущая роль рабочих в трудовом процессе — осуществление рас­четных, контрольно-управленческих, регулировочных и аналитиче­ских функций, а также математических вычислений и расчетов с применением законов физики, электротехники, электроники, пнев­матики.


На каждой стадии автоматизации требования к подготовке рабо­чих и специалистов изменяются. Их функции обуславливаются уров­нем развития средств автоматизации, поэтому и подготовка их долж­на исходить из особенностей работы рабочего и специалиста на дан­ном производстве.

III. Знание степени непрерывности технологических процессов.
По степени непрерывности технологнических процессов определяют- •
ся формы организации труда.

Для этого необходимо установить характер построения технологи­ческих процессов. Сюда, прежде всего, относятся режим работы (ди­апазон тарификации работ), методы изготовления изделий и принци­пов построения технологических процессов (концентрация или диф­ференциация операций), степень повторяемости технологических процессов при переходе к производству новой продукции. Кроме это­го, следует учитывать применение новых видов технологий: безот­ходной, гибкой, энергосберегающей, безлюдной, биотехнологии, применение биологических процессов для повышения эффективно­сти воздействия на производство. Знание этих данных позволяет оп­ределить форму организации труда — коллективную или индивиду­альную.

IV. Знание состояния организации труда. По состоянию органи­
зации труда определяются обязанности рабочих.

Прежде всего, необходимо установить качество обслуживаемых ма­шин, совмещение профессий (совмещение основными рабочими про­фессий основных рабочих; совмещение основными рабочими профессий вспомогательных профессий и совмещение вспомогательными рабочи­ми профессий вспомогательных профессий); методы контроля качества выпускаемой продукции; степень самостоятельности в работе (выпол­нение наладочных и операторских функций).

Речь идет о том, чтобы установить широту закрепленных за рабо­чим и специалистом работ, какие методы он применяет в своей про­изводственной деятельности, в каких технологических процессах принимает участие, какие действия совершает и как часто эти дейст­вия совершаются, их значение для повышения производительности труда.

В конечном счете, речь идет о том, выполняются ли все виды работ только машинами, или все виды работ по изготовлению изделия вы­полняет рабочий, или технологический процесс расчленяется на опе­рации и в производственной деятельности используется труд рабо-чих-операционников.

V. Знание состава оборудования и применяемые в процессе труда
предметы труда.
По знанию состава оборудования и применяемых
предметов труда определяется специализация рабочих.

Очень важно выяснить, какие новые типы машин применяются в производственной деятельности, а также компьютеры, ЭВМ и другие средства для автоматизации производства. В то же время важно опре­делить номенклатуру и разнообразие применяемых в производствен-


ной деятельности предметов труда: основных материалов (вид, габа­риты и конфигурация); вспомогательных материалов (охлаждающие жидкости, смазочные вещества) и двигательных видов энергии (элек­трическая, пневматическая или гидравлическая).

Таким образом, выполнение рабочим или специалистом на том или ином предприятии производственных функций зависит от уровня развития техники, от того, трудятся ли они при помощи машинной или автоматизированной техники, что и определяет диапазон, широ­ту профиля, разносторонность или односторонность их практических навыков и умений.

VI. Знание федерального и регионального компонентов в содер­жании профессионально-технического образования.

Наличие в содержании труда и, как следствие, — в содержании образования рабочих основных мало изменяющихся элементов, а также элементов, подверженных сравнительно быстрым переменам, требует разделения профессионального обучения на две неравные по объему части: основную (заданную на много лет вперед) и динамич­ную, т.е. специальную, рассчитанную на срок, соответствующий не­полному циклу смены техники. Поэтому нужно определить содержа­ние основного периода обучения (федерального компонента) и пери­ода специализации учащихся (регионального компонента).

Критериями отбора материала для изучения на основной стадии (федеральном уровне), как показывают исследования, являются: типичность для основных отраслей производства и видов трудовой деятельности; относительная стабильность и неизменяемость в те­чение более или менее длительного периода; полное соответствие основным направлениям развития современной науки и техники; возможность организации учебного материала в целостную систе­му взаимосвязанных знаний; тесную связь изучаемого материала с будущей практической деятельностью; достаточный объем поли­технических знаний.

Критерием отбора материала на региональном уровне (специаль­ной стадии обучения) является:

— компетентность (должны содержать различные трудовые и тех­нологические операции, дающие возможность формировать широкий круг профессиональных навыков и умений);

— разноматериальность (должны предусматривать работу обуча­ющихся с теми материалами, которые будут использованы на произ­водстве при выполнении различных профессиональных функций);

— разносложность (должны предусматривать работу с деталями, узлами, комплектами, отличающимися степенью сложности изготов­ления, а также сборки по точности, сопряжению, монтажу, взаимо­действию узлов и технологии обработки);

— профессиоемкость (должны содержать такие виды работ, кото­рые давали бы возможность использовать труд учащихся при выпол­нении многих видов работ по основной и тем смежным профессиям, по которым осуществляется подготовка рабочих);


—товарность (вырабатываемая во время практики продукция должна иметь ценность, пользоваться спросом);

—технологичность (практика, проводимая в мастерских, должна соответствовать производственно-техническим возможностям учеб­ного заведения, его оборудованию и т.д.);

—безопасность (во время практики должны соблюдаться требова­ния безопасности труда, санитарии и гигиены).

VII. Знание основ взаимосвязи общеобразовательной и профес­сиональной подготовки учащихся. Знание основных направлений взаимосвязи общеобразовательной и профессиональной подготовки позволит создать систему знаний, навыков и умений у учащихся по разным предметам.

Сущность этой работы заключается в том, что она охватывает как учебную, так и трудовую (внеучебную) деятельность учащихся. Из всего многообразия явлений жизни преподаватели общеобразова­тельных предметов и мастера производственного обучения, не нару­шая логики учебных программ (предметов), из всего многообразия жизненных явлений выбирают те задачи, с которыми учащиеся будут иметь дело в процессе предстоящей работы в учебной мастерской либо на том или ином предприятии. Выработка у учащихся умений решать практические задачи, требующие применения знаний, полученных в процессе изучения основ наук, — важное средство подготовки их к производительному труду.

В настоящее время в педагогической науке выдвинута теория группировки взаимосвязей по трем видам, соответствующим трем видам межнаучного взаимодействия.

Первый вид взаимодействия — изучение одного и того же объекта в разных учебных предметах. Например, если речь идет об изучении такого материала, как медь, в училищах, готовящих электромонте­ров, то на уроках физики и материаловедения изучаются ее физиче­ские свойства, при изучении химии — химические характеристики, на уроках географии — распределение месторождений медных руд в нашей стране и за рубежом, на уроках электротехники — некоторые электрические свойства меди, особенности применения медных про­водов, в материаловедении же — основы технологии добывания меди, марки медных проводов и т.д.

В данном случае речь должна идти о синхронизации изучения вопросов, общих для разных предметов, о преодолении противоречий между временем их изучения и логикой, о всестороннем изучении предметов и явлений, познании их взаимосвязей.

Второй вид взаимосвязи — использование одного и того же науч­ного метода в разных учебных предметах. Примером может служить спектроскопия — в физике, химии, биологии, общей и специальной технологии. При таком подходе учащиеся лучше понимают метод познания и способ изучения.

Третий вид взаимосвязи: использование одной и той же теории (закона) в разных учебных предметах. Например, атомно-молеку-


лярная теория строения вещества используется для объяснения такого явления, как изменение агрегатного его состояния, тепловых процессов, газовых законов и др. (в физике); выяснения зависимости между свой­ствами вещества и строения атомов (в химии); объяснения механизма жизненных процессов на молекулярном уровне (в биологии).

Новое качество политехнической подготовки учащихся — форми­рование системы знаний, навыков и умений об общих научных осно­вах производства на основе взаимосвязи общеобразовательных пред­метов с предметами профтехцикла.

Общеобразовательные предметы не только являются базой для изучения специальных предметов, но и способствуют повышению профессиональной подготовки учащихся. С другой стороны, изуче­ние специальных предметов помогает учащимся не только закрепить полученные знания по общеобразовательным предметам, но допол­няет и углубляет их при рассмотрении научных основ техники, тех­нологии, организации и экономики производства. Речь идет не о на­сыщении уроков общеобразовательных предметов материалом про­фессионального цикла или, наоборот, о том, чтобы наполнить уроки профессионально-технического цикла материалом общеобразова­тельных предметов, придавая им структуру других предметов, но лишь о синтезе знаний, навыков и умений по разным предметам, о совершенствовании структуры собственного предмета.

Изучение практики работы профтехучилищ показывает, что взаи­мосвязь предметов можно осуществлять по следующим направлениям:

1. Профессиональная направленность общеобразовательных предметов и углубленное изучение такого предмета, который близок к определенной группе изучаемых профессий. Такая направленность общеобразовательных предметов имеет несколько аспектов:

а) познавательный аспект профессиональной направленности,
связанный с формированием профессионального мастерства. Один и
тот же общеобразовательный предмет может иметь несколько вари­
антов профессиональной направленности. Выбирается такая схема и
такая совокупность основополагающих понятий, которые больше
всего применяются на практике и удовлетворяют требованиям разви­
тия как в системе общеобразовательных, так и профессионально-тех­
нических предметов.

Для этих целей по каждому общеобразовательному предмету вычле­няются основные знания, навыки и умения, которыми должны овладеть будущие рабочие. Отобранный для учебных целей материал должен быть профессионально значимым и постоянно использоваться в каждой теме, на каждом уроке. Его необходимо строго дозировать;

б) мировоззренческий аспект, позволяющий формировать у учащих­
ся систему взглядов на природу, общество, человеческие отношения, а
также определять ведущие идеи, влияющие на формирование личности;

в) нравственно-этический аспект, связанный с формированием
личности будущего рабочего; воспитанием коллективистских черт,
верности гражданскому долгу и др.


2. Более углубленное изучение профессионально значимых тео­рий, законов и закономерностей, а также категорий, понятий и зави­симостей в общеобразовательных предметах. Из всей системы знаний следует выделять и интенсивно формировать те из них, которые наи­более близки к профессиональной подготовке.

3. Более углубленное изучение профилирующих тем общеобразо­вательных предметов.

4. Разработка системы лабораторных работ, позволяющей создавать реальную производственную деятельность в учебных условиях и форми­ровать не только общетрудовые, но и профессиональные навыки и умения.

5. Составление и решение задач с производственным содержанием и преподаванием предметов естественно-математического цикла как органической части общей системы обучения.

6. Конкретизация общих математических законов и зависимо­стей на учебном материале предметов профтехучилища. Например, в обучении математике решение задач с применением материала других предметов; решение задач с применением математики к про­изводственному обучению.

7. Отбор узловых (опорных) вопросов, характерных для данной группы профессий, позволяющих генерализовать основные идеи и выделить знания, близкие к изучаемой профессии.

8. Использование тренажеров для повышения научного уровня преподавания.

9. Осуществление взаимосвязи общего и профессионального обу­чения через разработку системы комплексных домашних заданий.

10. Опора содержания профессионально-технического обучения на систему знаний по основам наук.

11. Разработка комплексных межпредметных заданий с производ­ственным содержанием, синтезирующих знания, навыки и умения из разных предметов, требующих от мастера и преподавателя мер посте­пенного обобщения связей путем разработки совокупных заданий.

Обеспечение взаимосвязи общеобразовательной и профессио­нально-технической подготовки потребует существенной перестрой­ки методов и средств обучения, организации учебно-воспитательного процесса на новых началах.

§

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: