Структура педагогической деятельности

В отличие от принятого в психологии понимания деятельности как многоуровневой системы, компонентами которой являются цель, мотивы, действия и результат, в педагогике структура педагогической деятельности (ее компоненты) описывается как совокупность относительно самостоятельных функциональных видов деятельности педагога.

Н.В.Кузьмина выделила в структуре педагогической деятельности четыре взаимосвязанных компонента: конструктивный, организаторский, коммуникативный и гностический и соответственно, четыре вида деятельности. Для успешного осуществления этих функциональных видов педагогической деятельности необходимы соответствующие способности, проявляющиеся в умениях.

Конструктивная деятельность, в свою очередь, распадается на конструктивно-содержательную (отбор и композиция учебного материала, планирование и построение педагогического процесса), конструктивно-оперативную (планирование своих действий и действий учащихся) и конструктивно-материальную (проектирование учебно-материальной базы педагогического процесса).

Организаторская деятельность предполагает выполнение системы действий, направленных на включение учащихся в различные виды деятельности, создание коллектива и организацию совместной деятельности.

Коммуникативная деятельность направлена на установление педагогически целесообразных отношений педагога с воспитанниками, другими педагогами школы, представителями общественности, родителями.

Гностическая деятельность связана с умениями приобретения новых знаний, анализировать, систематизировать, обобщать, классифицировать, структурировать, оценивать подлежащие изучению явления, их связи и отношения.

Однако названные компоненты, с одной стороны, в равной мере могут быть отнесены не только к педагогической, но и почти к любой другой деятельности, а с другой — они не раскрывают с достаточной полнотой все стороны и области педагогической деятельности.

А.И.Щербаков относит выделенные компоненты к общетрудовым, т.е. проявляющимся в любой деятельности, но конкретизирует их относительно реализации педагогического процесса. Так, организаторский компонент педагогической деятельности он рассматривает как единство информационной, развивающей, ориентационной и мобилизационной функций. Особое значение, по его мнению, имеет исследовательская (гностическая) функция, хотя она и относится к общетрудовым. Реализация этой функции требует от учителя научного подхода к педагогическим явлениям, владения умениями эвристического поиска и методами научно-педагогического исследования, в том числе анализа собственного опыта и опыта других учителей.

Конструктивный компонент педагогической деятельности может быть представлен как внутренне взаимосвязанные аналитическая, прогностическая и проективная функции.

Коммуникативный компонент педагогической деятельности выступает как взаимосвязь перцептивной, собственно коммуникативной и коммуникативно-операциональной функций. Перцептивная функция связана с проникновением во внутренний мир человека, собственно коммуникативная направлена на установление педагогически целесообразных отношений, а коммуникативно-операциональная предполагает активное использование средств педагогической техники.

Эффективность педагогического процесса обусловлена наличием постоянной обратной связи. Она позволяет педагогу своевременно получать информацию о соответствии полученных результатов планируемым задачам. В силу этого в структуре педагогической деятельности необходимо выделить и контрольно-оценочный (рефлексивный) компонент(функцию).

Все компоненты, или функциональные виды, деятельности проявляются в работе педагога любой специальности. Их осуществление предполагает владение педагогом специальными умениями.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: