Структура педагогической науки

Развитие связей педагогики с другими науками привело к выделению отраслей педагогики — пограничных научных дисциплин. Сегодня педагогика представляет собой разветвленную систему педагогических наук. Базовой научной дисциплиной в структуре педагогики является общая педагогика, исследующая основные закономерности образования. Традиционно общая педагогика содержит четыре больших раздела: общие основы педагогики; теория обучения (дидактика), теория воспитания, управление образовательными системами.

В последние десятилетия объем материала по этим разделам настолько увеличился, что их стали выделять как отдельные самостоятельные научные дисциплины.

Педагогика, пройдя длительный путь развития, накопив информацию, превратилась в разветвленную систему педагогических наук.

Особую группу педагогических наук, изучающих возрастную специфику образования как педагогического процесса, объединяет возрастная педагогика. Она включает в себя преддошкольную и дошкольную педагогику, педагогику школы, педагогику высшей школы, педагогику взрослых.

Преддошкольная (ясельная) педагогика изучает закономерности и условия целенаправленного развития детей до трех лет. Значимость ее стремительно возрастает по мере выявления особенностей развития интеллекта, эмоциональной и чувственной сфер личности ребенка, его здоровья. Особенностью ясельной педагогики является ее особо тесное взаимодействие с такими отраслями знаний, как психология, физиология, медицина.

Дошкольная педагогика – наука о закономерностях целенаправленного развития личности ребенка дошкольного возраста. Существуют дидактика дошкольного образования, теория и методика воспитания дошкольников, технологии воспитания детей данного возраста в различных типах образовательных учреждений, в условиях семьи.

Педагогика школы изучает закономерности обучения и воспитания детей школьного возраста. Она относится к самым развитым отраслям науки об образовании.

Педагогика высшей школы изучает закономерности образовательного процесса в условиях высшего учебного заведения.

Педагогика взрослых (андрагогика) изучает особенности образования взрослых.

Педагогические науки также подразделяются в зависимости от того, какая сторона конкретного вида человеческой деятельности взята за основу классификации: военная, инженерная, спортивная, театральная, музейная, музыкальная, производственная педагогики, педагогика исправительно-трудовых учреждений и т.д.

Каждая из этих педагогик имеет свой предмет. Например, военная педагогика вскрывает закономерности и условия обучения и воспитания военнослужащих всех рангов.

Закономерности обучения работающих, повышения квалификации и переподготовки изучает производственная педагогика.

Педагогика профессионально-технического образования представляет собой отрасль науки, предметом которой являются закономерности подготовки рабочих высокой квалификации.

Исправительно-трудовая педагогика изучает закономерности перевоспитания лиц, находящихся в заключении за совершенные преступления.

К педагогическим дисциплинам также относятся история педагогики и образования, сравнительная педагогика, этнопедагогика, философия образования (воспитания), социальная педагогика, педагогическая психология, социология образования и др.

История педагогики и образования исследует возникновение и развитие образовательной практики и педагогических теорий в различные исторические эпохи и периоды. Знание истории педагогики необходимо для того, чтобы глубже понимать современные педагогические проблемы.

Сравнительная педагогика занимается анализом, сравнением образовательных систем в разных странах.

Существует также специальная педагогика (дефектология). Она исследует закономерности воспитания и обучения людей с физическими и психическими недостатками. В состав дефектологии входят следующие научные дисциплины: сурдопедагогика, тифлопедагогика, олигофренопедагогика и логопедия.

Сурдопедагогика изучает закономерности обучения и воспитания слабослышащих и глухих; тифлопедагогика – слепых и слабовидящих; олигофренопедагогика – умственно отсталых; логопедия – наука об обучении и воспитании детей с нарушениями речи.

Особую группу педагогических наук составляют так называемые частные, или предметные, методики, исследующие закономерности преподавания и изучения конкретных учебных дисциплин в различных типах образовательных учреждений.

Такова внутренняя структура педагогической науки, возникновение новых отраслей которой порождается развитием общества и научного знания.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: