double arrow

Тема 6. Социальная стратификация и мобильность


Социальное неравенство, стратификация и класс. Понятие социальной стратификации и мобильности. Универсальность стратификации в сложных обществах. Исторические типы стратификационных систем: рабство, кастовый строй, сословная система феодализма, социальные классы индустриального капитализма. Богатство, власть, доходы, престиж, занятие и другие как критерии социальной стратификации.

Первоисточники классового анализа: К.Маркс и М.Вебер. К.Маркс о человеческой истории как истории борьбы классов, об антагонизме интересов пролетариата и буржуазии, о классовой поляризации средних слоев в условиях индустриального капитализма и неизбежности коммунистической революции. Отношение к средствам производства, собственность - главный признак социального неравенства. ²Класс в себе² и ²класс для себя². М.Вебер о социальных классах, статусных группах. ²Классовая ситуация² и рыночные ²жизненные шансы². Идея среднего класса и оценка прогноза К.Маркса о неизбежной поляризации средних слоев. Многомерная модель стратификации: собственность, образование и квалификация в рыночной ситуации; социальное уважение (престиж); власть как основные измерения неравенства. Класс, статус, партия.

П.А.Сорокин о видах и формах социальной стратификации и мобильности. Каналы социальной мобильности. Понятие ²открытого² и ²закрытого² обществ.

Э.Дюркгейм и функционалистская теория неравенства. Т.Парсонс о системе общих ценностей и стратификации как неизбежной, функциональной, справедливой. К.Дэвис и У.Мур: стратификация как механизм эффективного ролевого размещения наиболее квалифицированных и талантливых на функционально важные позиции и мотивации их исполнения. Аргументы против позиции К.Дэвиса и У.Мура: критика М.Тумина, Ч.Р.Миллса. Социально-классовая структура современных западных индустриальных стран.

Контуры и критерии расслоения советского общества конца 1980-х - начала 1990-х гг. Многообразие иерархически расположенных социальных групп: высшая политическая элита, средние слои правящего аппарата, ведущие хозяйственные руководители предприятий и объединений, низовые работники правящего аппарата, хозяйственные руководители среднего ранга, низовые начальники (мастера, бригадиры), специалисты и служащие, рабочие разной квалификации, колхозники, пенсионеры и инвалиды, деклассированные элементы и лица, находящиеся в местах заключения.

Стратификация современного российского общества: конфликтный, стратификационный, деятельностно-активистский подходы. Понятие маргинальности. Маргинальные группы и эффекты маргинализации в постсоветской России. Динамика социально-классового расслоения в постсоветский период: социальная дифференциация и классообразование в контексте перехода от редистрибутивной экономики к рыночному хозяйству. Многообразие критериев дифференциации. Социальное расслоение современного российского общества (Т.И.Заславская): верхний слой, средний слой, базовый слой и нижний слой. Перспективы становления среднего класса.




Методические указания студентам для самостоятельного изучения темы:

Основные вопросы темы:

1. Понятие и формы социальной стратификации. Социальное неравенство и стратификация. Исторические типы стратификационных систем.

2. Концепции социальной стратификации К.Маркса и М.Вебера: сходство и различия.

3. Функционалистская концепция социальной стратификации (Т.Парсонс, К.Дэвис, У. Мур) и ее критика.

4. Социальная мобильность: сущность, основные формы. “Открытое” и “закрытое” общество.

5. Социально-классовая структура западных индустриальных стран.

6. Система расслоения современного российского общества.

В изучении данной темы следует исходить из того, что теория социальной стратификации и мобильности составляет «ядро» макросоциологии и представляет область социологического знания, которое находит выражение в каждой из отраслей социологической науки в связи с оценкой отношений социального равенства и неравенства, критериев и контуров социально-классовой дифференциации, механизмов и траекторий социальной мобильности. Ключевыми понятиями темы являются: «социальная стратификация», «социальное неравенство», «социальный класс», «сословие», «каста», «страта», «социальная мобильность», «открытое общество», «закрытое общество» и др.



Слово «стратификация» происходит от лат. «stratum» – «слой» и «facio» – «делаю» и означает «слоистость», «напластование». Оно было заимствовано социологией из геологии и отчасти археологии – дисциплин, в которых использовалось для описания слоистого залегания осадочных пород земли. Применительно к обществу оно означает социальное неравенство, расслоение, социальную дифференциацию общества. До начала 1990-х гг. в нашей стране теория социальной стратификации и мобильности носила на себе ярлык «буржуазной», «псевдонаучной», что сопровождалось запретом на использование термина «стратификация» и подменой категории «мобильность» словом «социальное перемещение». Со сменой идеологического климата в постсоветской России исследование стратификации общества и процессов социальной мобильности получили права гражданства в контексте более широкого признания социологии как научной дисциплины.

С точки зрения видного социолога П.А.Сорокина, социальная стратификация – это «дифференциация некой (данной) совокупности людей (населения) на классы в иерархическом ранге. Она находит выражение в существовании высших и низших слоев».[3] Иерархичность размещения социальных групп в системе неравенства – неотъемлемое свойство социальной стратификации. Следовательно, социальное неравенство и социальная стратификация - это не тождественные явления. Стратификация – это специфическая форма социального неравенства, а именно: неравенства иерархического, структурного, систематического. Социологи отмечают универсальность социальной стратификации и различают 4 основных исторических типа стратификационных систем: 1) кастовый строй, 2) рабовладение, 3) сословная система феодализма, 4) классовая стратификация в условиях рыночного хозяйства, различающихся основополагающими критериями дифференциации. Социологов, фокусирующих свое внимание на модерном индустриальном обществе, более всего интересует процесс разложения сословных статусов и формирования классовых иерархий.

Социальная мобильность – это перемещение индивида или социальной группы в социальном пространстве, при котором происходит смена их социального статуса. Среди видов социальной мобильности можно выделить: индивидуальную и групповую, вертикальную (восходящую или нисходящую) и горизонтальную, межпоколенную (интергенерационную) и внутрипоколенную (интрагенерационную). «Интенсивность мобильности» – это вертикальная социальная дистанция или количество слоев – экономических, политических, профессиональных – проходимых субъектом (индивидом или группой) в его восходящем или нисходящем движении за определенный период времени. «Всеобщность мобильности» - число социальных субъектов, которые изменили свое социальное положение за определенный промежуток времени. Соединенные вместе эти два показателя характеризуют совокупный показатель вертикальной мобильности общества.[4] «Открытое» и «закрытое общество», оцениваемые с точки зрения социальной мобильности, представляют собой идеальные типы общества с полярными показателями интенсивности и всеобщности мобильности: максимальными в первом случае и минимальными – во втором.

Общий курс «Социологии» знакомит студентов с основными традициями стратификационного и классового анализа, восходящими к работам Э.Дюркгейма, М.Вебера и К.Маркса. К.Маркс и М.Вебер стали основоположниками классового анализа. Э.Дюркгейм является зачинателем структурно-функциональной интерпретации социальной стратификации. К.Маркс (1818 – 1883) по праву известен как основатель конфликтного подхода к пониманию человеческой истории и, в частности, капиталистического общества. Главный критерий социального неравенства – экономический (отношение к средствам производства). Политическая власть проистекает из экономической, что означает: буржуазия – это не только экономически могущественный, но и правящий класс общества. В условиях зрелого капитализма средние слои вымываются, а общество раскалывается на два антагонистические класса общества – буржуазию и пролетариат; в силу неустранимости противоречия между классом собственников и классов наемных работников физического труда неизбежен классовый конфликт и коммунистическая революция, ликвидирующая частную собственность на средства производства.

М.Вебер (1864 – 1920) признает реальность неравенства жизненных шансов социальных классов, понимаемых как группы индивидов, имеющие одинаковое положение в рыночной экономике, сходное экономическое вознаграждение и жизненные шансы. Однако среди классов капиталистического общества он видит не только высший класс собственников, традиционную мелкую буржуазию, рабочий класс, но и растущий беловоротничковый средний класс (или интеллектуальный, административный, менеджериальный класс). Немецкий социолог показывает, что не только собственность, но и образование и квалификация определяют положение индивидов и групп на рынке труда и услуг, а значит, являются классообразующими критериями. В отличие от К.Маркса М.Вебер показал многомерность системы расслоения: помимо экономических классов существуют «статусные группы» (расовые, этнические, профессиональные и др.), социальное положение которых определяется неравным распределением престижа (социального почета), и политические партии как организации, конкурирующие за обладание государственной властью. Таким образом, класс, статус и партия являются, по М.Веберу, основными измерениями социального расслоения в условиях рыночного хозяйства.

Функционалистская теория социальной стратификации (Э.Дюркгейм, Т.Парсонс, К.Дэвис, У.Мур) в 1930-1950-х гг. оценивает роль социальной стратификации в поддержании стабильности социальной системы и социального порядка. Утверждается, что социальное неравенство – универсально, функционально и справедливо; существующая система общих культурных ценностей оправдывает неравное распределение социальных ресурсов; классовый конфликт контролируется и сдерживается общей системой ценностей. Причина социального неравенства – в общественном разделении труда, неизбежной специализации одних на выполнении исполнительского или физического труда, а других – на осуществлении управленческих функции и умственных видов труда. К.Дэвис и У.Мур полагали, что социальная стратификация – это механизм эффективного ролевого распределения и исполнения, выражающийся в том, что разные социальные роли вознаграждаются по-разному (дифференцируется зарплата, объем властных полномочий, престиж). Стремление людей к более высокому вознаграждению мотивирует их на получение образования, повышение квалификации, более производительный труд, что должно вознаграждаться со стороны общества.

Наиболее известным оппонентом К.Дэвиса и У.Мура стал М.Тумин, утверждавший, что социальная стратификация является барьером для мотивации и продвижения талантов на высшие позиции в обществе. Он доказал, что нет идеального способа измерения функциональной важности социальной роли; в доводах сторонников структурного функционализма недооценивается влияние властной асимметрии на распределение вознаграждения; принадлежность к низшим слоям общества может стать препятствием на пути продвижения талантов к высшим позициям. Кроме того, дифференциация вознаграждения может вызывать враждебность, неуважение и конфликты между секторами общества.

В оценке социально-классовой структуры современных западных обществ используются неовеберианские и неомарксистские подходы. Последователи М.Вебера выделяют следующие внутренне гетерогенные социальные классы: 1) высший класс собственников, 2) средний класс (включающий высших профессионалов, низших профессионалов и «белых воротничков»), 3) рабочий (низший) класс («синие воротнички»). Высшие профессионалы (высший средний класс) – это архитекторы, юристы, врачи, ученые и т.д. Низшие профессионалы (средний средний класс) – учителя, медсестры, фермеры, журналисты и др. «Белые воротнички» (низший средний класс) - кассиры, секретари, банковские служащие и т.п.

Э.О.Райт, современный американский социолог, с позиций неомарксизма выделяет две «базисные классовые позиции» в американском обществе: буржуазию и рабочих. Однако общество характеризуется наличием целого ряда срединных «противоречивых классовых позиций»: менеджеров, супервайзеров, полуавтономных служащих, мелких предпринимателей. Они названы противоречивыми потому, что имеют ряд черт господствующего класса и одновременно наемных работников с точки зрения отношений собственности и господства.

Социально-классовая структура современного российского общества характеризуется симбиозом двух классовых систем: государственного и капиталистического способов производства. Т.И.Заславская оценивает социальное расслоение российского общества с учетом таких критериев, как уровень образования, основное занятие и род деятельности, отрасль занятости, сектор экономики по форме собственности, размер предприятия (организации, фирмы) по числу работников, профессионально-должностная группа, качественная ступень материального благосостояния. В итоге, в 2005 г. в социально-классовой структуре России выделены: 1) политическая и экономическая элита (0,5%), 2) верхний слой (6,5%), 3) средний слой - представители мелкого бизнеса, квалифицированные профессионалы, среднее звено управления, офицеры (20%), 4) базовый слой - рядовые специалисты (массовая интеллигенция), помощники специалистов (полуинтеллигенция: техники, фельдшеры, медсестры, ассистенты, референты, лаборанты), индустриальные рабочие, работники сельского хозяйства, работники торговли и сервиса (60%), 5) социальное дно (5%). Существенную роль в российском обществе играет межотраслевое, региональное и поселенческое неравенство.

Обязательная литература

Радаев В.В., Шкаратан О.И. Социальная стратификация: Учебное пособие.- М.,1995.

Социология: Учебное пособие.- Казань, 2001.- Гл. 5.

Сорокин П.А. Социальная стратификация и мобильность// Человек. Цивилизация. Общество.- М., 1992.

Социальные трансформации в России: теории, практики, сравнительный анализ. Учебное пособие. Под ред. В.А.Ядова.- М., 2005.- Ч. 1 Гл.3.

Дополнительная литература

Маркс К., Энгельс Ф. Манифест Коммунистической Партии// Собр. Соч. Т.4.

Вебер М. Основные понятия стратификации// СоцИс.- 1994.- № 5.

Гидденс Э. Социология.- М., 1999.

Ильин В.И. Социальное неравенство / Центр социолог. образования Ин-та социологии РАН.- М., 2000.

Ильин В.И. Государство и социальная стратификация советского и постсоветского обществ 1917 – 1996 гг.: Опыт конструктивистско-структуралистского анализа.- Сыктывкар, 1996.- Гл. 1.

Добреньков В.И., Кравченко А.И. Социология: В 3-х т.- Т. 2. Социальная структура и стратификация.- М., 2000.

Смелзер Н. Социология.- М., 1994.- Гл. 8.

Райт Э. Марксистские концепции классовой структуры // Рубеж. Альманах социальных исследований.- 2000.- № 15.

Заславская Т.И. Структура российского общества через призму трансформационного процесса // Мониторинг общественного мнения. Экономические и социальные перемены.- 2002.- № 4.

Тихонова Н.Е. «Новые капиталисты»: кто они? // Общественные науки и современность.- 2005.- № 2.

Шкаратан О.И., Ильин В.И. Социальная стратификация России и Восточной Европы: сравнительный анализ.- М., 2006.

Контрольные вопросы для самопроверки:

1. Что такое социальная стратификация? Каковы ее исторические типы?

2. Идентичны ли понятия «социальное неравенство» и «социальная стратификация»?

3. Что такое социальная мобильность? Назовите ее основные формы.

4. В чем сходство и различие классовых теорий К.Маркса и М.Вебера?

5. Какова социально-классовая стратификация западных индустриальных стран?

6. Какова социально-классовая структура современного российского общества?

7. Приведите примеры «открытых» и «закрытых» обществ с точки зрения характеристик социальной мобильности.

Контрольные тестовые задания для самопроверки:

1. Какие из предложенных определений характеризуют понятия: 1) «неравенство», 2) «стратификация», 3) «класс»?

А) Социальные группы, имеющие неравный доступ к богатству, власти и неодинаковый социальный статус;

Б) Условия, при которых люди имеют неравный доступ к социальным благам;

В) Способы, с помощью которых неравенство передается от одного поколения к другому; при этом формируются различные слои общества.

2. Какая стратификационная система является наиболее закрытой?

1. Классовая 2. Сословная 3. Кастовая

3. Как называется изменение социального статуса индивида?

1. Карьера 2. Социальная мобильность 3. Рейтинг

4. Критерием выделения «статусных групп», по М. Веберу, является:

1. Собственность 2. Власть 3. Престиж

5. Главным признаком выделения «классов», по К.Марксу и М.Веберу, является следующий критерий:

1. Доходы 2. Собственность 3. Власть

6. Среди приведенных ниже примеров выделите 2 примера профессионально-должностных групп, относящихся к высшему среднему классу:

Садовник, кассир, архитектор, ученый, фотограф, медсестра, водитель, шахтер, менеджер, секретарь-референт

7. Среди приведенных ниже примеров выделите 2 примера профессионально-должностных групп, относящихся к рабочему классу:

Фотограф, медсестра, водитель, шахтер, менеджер, швея-мотористка, медсестра, слесарь, инженер

8. П.А.Сорокин выделял 3 основные измерения социальной стратификации. Выделите неверный вариант ответа:

1) Экономическая стратификация;

2) Политическая стратификация;

3) Культурная стратификация;

4) Профессиональная стратификация.

9. Кастовый строй как исторический тип стратификационной системы – это:

1) Тип социальных отношений, при которых общество дифференцируется на группы (страты), членство в которых определяется фактом рождения и связано с представлениями о реинкарнации и возрождении в другой жизни;

2) Тип социальных отношений, при которых один человек выступает собственностью другого человека и низший слой общества лишен всяких прав и свобод;

3) Тип социальных отношений, при которых социальная группа отличается правами и обязанностями, закрепленными обычаем или законом и передаваемыми по наследству.

10. Что такое «класс» в теории социальной стратификации?

1) Это социальная группа, обладающая правами и обязанностями, закрепленными обычаем или юридическим законом и передаваемыми по наследству;

2) Это социальная группа (страта), членством в которой человек обязан исключительно своему рождению;

3) Это большая социальная группа, выделяемая по ее отношению к средствам производства, месту в системе общественного разделения труда и способу получения дохода.

11. Последователи подхода М.Вебера выделяют в структуре современных индустриальных обществ:

1) Высший, средний, рабочий и низший класс;

2) Капиталистический и рабочий классы;

3) Высший, средний, базовый и низший слои.

12. Вертикальная мобильность в теории социальной стратификации – это:

1) Переход индивида (группы) из одной социальной группы в другую, расположенную в социальном пространстве на одном и том же уровне;

2) Перемещение индивида (группы) из одной социальной страты в другую, при этом возможны как социальный подъем, так и социальный спуск;

3) Перемещение вниз, вверх или по горизонтали, происходящее с конкретным индивидом, независимо от других людей.

13. Индивидуальная мобильность в теории социальной стратификации - это:

1) Переход индивида (группы) из одной социальной группы в другую, расположенную в социальном пространстве на одном и том же уровне;

2) Перемещение индивида (группы) из одной социальной страты в другую, при этом возможны как социальный подъем, так и социальный спуск;

3) Перемещение вниз, вверх или по горизонтали, происходящее с конкретным индивидом, независимо от других людей.

14. Среди приведенных ниже вариантов выделите 2 примера, характеризующих сословное неравенство как исторический тип стратификации:

Брахман, раб-член семьи, дворянство, духовенство, холоп на Руси, кшатрия, неприкасаемые, плантационный раб, мещанство.

15. Среди приведенных ниже вариантов выделите 2 примера, характеризующих кастовый строй как исторический тип стратификации:

Брахман, безработные, дворянство, духовенство, средний класс, кшатрия, неприкасаемые, буржуазия, мещанство.

Контрольное задание по теме:

В письменной работе охарактеризовать межпоколенные и внутрипоколенные процессы социальной мобильности с точки зрения их интенсивности и всеобщности на примере трех поколений своей семьи (или любой другой реальной или вымышленной семьи, например, из известных произведений художественной литературы и кино). Раскрыть значение дифференцирующих признаков: собственность, доходы, власть, престиж, образование, пол, возраст и др.; выделить ключевые каналы и факторы, основные траектории социальной мобильности членов семьи.

Заказать ✍️ написание учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Сейчас читают про: