Категории персонала и структура персонала

Роль человека в организации, развитие управления персоналом.

Трудовые ресурсы, персонал и трудовой потенциал организации.

Понятие и функции кадрового менеджмента в организации

Модели управления персоналом

Категории персонала и структура персонала

Вопрос 1.

В США в 1912 году впервые возник отдел кадров в современном понимании. А в 20е годы они уже получили широкое распространение.

Функции первых отделов кадров:

1) Отношение работодателя и работника

2) Выяснение настроения рабочих, представление их требований руководству

3) Награждение рабочих за многолетний труд и преданность организации

4) Организация совместных праздников (корпоративы)

5) Некоторые жилищно-бытовые вопросы работников

6) Оформление кадровой документации

В Америке был значительный рост профсоюзов, поэтому это так и распространилось.

50-60е годы – развитие новых отраслей и модернизация старых. Происходит глубокая технологическая реконструкция, трудовые ресурсы приобретают новые качества (появляется большое количество грамотных работников).

Создается бюрократический административный механизм на предприятиях – разрабатывается внутриорганизационные нормативные документы, стандарты предприятия, касается это в первую очередь оплаты труда.

90е годы – оказываются неэффективными шаблонные методы, необходимо решать социально-экономические проблемы, появляется необходимость внедрения новых технологий работы с людьми.

Факторы под влиянием которых складывается индустриальное общество:

1) Преимущественно индустриальный характер труда, требующий жесткого разделения, узкой специализации, функциональной разобщенности управляющих и исполнителей.

2) Довольно ограниченный уровень образования и профессионально-культурного развития работника.

3) Господство представлений об управления согласно механистической трактовке предприятия (предприятие - единая машина, каждый узел- это отдел, подразделение и винтик – работник. Винтики и узлы быстро и четко выполняют свои функции и не вмешиваются в работу других)

Факторы повышения роли персонала в постиндустриальном обществе:

1) Принципиальные изменении в содержании труда вызваны применением новой техники, технологии, методов производственной деятельности.

2) Изменение возможности контроля над сотрудниками и повышение значимости самоконтроля и самодисциплины.

3) Макроэкономические факторы – связаны с изменением спроса, с удовлетворением этого спроса производством; Обострение конкуренции на мировом рынке; Повышение значимости качества продукции

4) Изменение форм организации труда на предприятии

5) Повышение образовательного и культурного уровня работников, рост его личностных запросов в трудовой деятельности.

6) Развитие демократии на производстве и в обществе

7) Рост цены рабочей силы

Вопрос 2.

Трудовые ресурсы – трудоспособная часть населения страны, которая в силу психофизиологических и индивидуальных качеств способна производить материальные блага или услуги.

Численность трудовых ресурсов = Ртр-Ринв+Рпен+Рмол

Ртр – численность в трудоспособном возрасте (с 16 до 55-60 лет)

Ринв – инвалиды, численность населения в том же возрасте, нетрудоспособные, инвалиды 1 и 2 группы, лица льготных пенсионных возрастов.

Рпен – работающие лица в пенсионном возрасте и молодежь до 16 лет.

Персонал – от латинского персоналис (личный) – это личный состав организации, включающий всех наемных работников, а так же работающих собственников и совладельцев.

Основные признаки персонала:

1) Наличие трудовых взаимоотношений с работодателем, которые оформляются трудовым договором. Собственники, совладельцы, работающие на организации

2) Обладание качественными характеристиками, которые определяют деятельность на определенном месте и отнесение к определенной должности.

3) Целевая направленность к деятельности персонала – обеспечение достижения цели организации через цели отдельного работника и создание условий для эффективной реализации.

Человеческие ресурсы – понятие, отражающее главное понятие любого общества, процветание которого возможно при создании условий для воспроизводства, развития, использования этого ресурса с учетом интересов каждого человека. Специфика человеческих ресурсов:

1) Люди наделены интеллектом

2) Люди способны к постоянному совершенствования и развитию и это является долговременным источником повышения эффективности любого общества.

3) Люди выбирают определенный вид деятельности осознанно и ставят перед собой определенные цели.

Трудовой потенциал работника – совокупность физических и духовных качеств человека, определяющих его границы и возможности в трудовой деятельности, способность достигать в данных условиях определенных результатов и совершенствоваться в процессе труда.

Составляющие

1) Психофизиологическая составляющая – состояние здоровья, работоспособность, выносливость, способности и склонности человека, тип нервной системы.

2) Социально-демократическая составляющая – возраст, пол, семейное положение и другие составляющие

3) Квалификационная составляющая-уровень образования, объем специальных знаний, трудовых навыков, способность к инновациям, интеллект, творческие способности, профессионализм, отношение к труду, дисциплинированность, активность, мотивированность, нравственность.

Методы измерения трудового потенциала:

1) Количественная – пол возраст, стаж, состояние здоровья.

2) Бальная –


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: