- Перенести все данные испытуемых на индивидуальные карточки, пометив карточки 1-й выборки одним цветом, а 2-й - другим.
- Разложить все карточки в единый ряд по степени возрастания признака и проранжировать в таком порядке.
- Вновь разложить карточки по цвету на две группы.
- Подсчитать сумму рангов отдельно по группам и проверить, совпадает ли общая сумма рангов с расчетной.
- Определить большую из двух ранговых сумм .
- Вычислить значение : , где - количество испытуемых в - выборке , - количество испытуемых в группе с большей суммой рангов.
- Определить критическое значение (по таблице прил. 7). Если , то принимается.
Пример 191. Индивидуальные значения невербального интеллекта в выборках студентов специальности история и иностранный язык () и история и психология () приведены в таблице. Подсчитаем ранговые суммы по выборкам студентов исторического факультета.
Студенты спец. история и ин. язык | Студенты спец. история и психол. | |||
Показатель верб. интеллекта | Ранг | Показатель верб. интеллекта | Ранг | |
17,5 17,5 12,5 8,5 8,5 8,5 3,5 | 12,5 8,5 3,5 | |||
суммы | 127,5 | 148,5 | ||
средние |
Общая сумма рангов:
По табл. находим для и
Ответ: гипотеза {студенты группы история и психология не превосходят студентов группы история и ин. язык по уровню невербального интеллекта} принимается.