Убеждение как важнейший метод воспитания

Уже в 20-е годы этот метод получает научное признание. Его педагогическая роль определяется тем, что процесс воспитания органически связан с развитием сознатель­ности учащихся, с пониманием ими правил поведения и своего места в преобразовании окружающей жизни. В педагогике подчеркивалось, что организация жизни и деятельности учащихся должна находиться в органичес­ком единстве с развитием их нравственного сознания, с расширением их гражданского кругозора, с постоянной разъяснительной работой. Все это говорит о необходимо­сти широкого использования метода убеждения в воспи­тании, о многогранности его педагогического влияния на развитие и социализацию учащихся.

Указывая на сущность этого метода, Н.И.Болдырев писал, что убеждение - это воздействие воспитателя на

Пинкевич А.П. Педагогика. М., 1924. Т. 1. С. 85.


сознание, чувства и волю воспитуемых с целью форми­рования и закрепления у них положительных моральных качеств и устранения отрицательных черт в их характе­ре и поведении. Данная дефиниция нуждается в уточне­нии, поскольку она исходит из идеи внешнего воздей­ствия на детей. Более правильным будет сказать:

убеждение - это такой метод воспитания, который выража­ется в эмоциональном и глубоком разъяснении сущности социальных и духовных отношений, норм и правил поведе­ния, в развитии сознания и чувств воспитуемой личности.

Только через механизмы содержательной и эмоцио­нально окрашенной разъяснительной работы этот метод находит свое педагогическое осуществление. Конечным же результатом этого процесса должно быть формирова­ние твердых, глубоко осмысленных и эмоционально пе­режитых убеждений по различным вопросам отношения к окружающему миру, то есть убеждений как цементи­рующей основы сознания и поведения. Вот почему необ­ходимо отличать убеждение как метод, как процесс вос­питания и убеждение как результат этого процесса, как устойчивая жизненная позиция личности.

Психологической основой этого метода является прин­цип опережающего отражения в сознании ученика тех действий и поступков, которые он собирается совершить. Это опережающее отражение (планирование, мысленное моделирование) поведения базируется не только на при­обретенном опыте, но и на знании норм, правил и прин­ципов деятельности. Предпринимая те или иные действия, личность так или иначе сообразует их с моральными пред­писаниями и общественными требованиями. Именно по­этому весьма важно развивать сознательность учащихся в различных видах деятельности, приучать их к обдумы­ванию своего поведения.

Сопоставляя свои действия и поступки с тем, как необ­ходимо себя вести, личность полнее осознает и пережи­вает внутренние противоречия, которые возникают между достигнутым и необходимым уровнем интеллектуального, нравственного, эстетического и физического развития, и на этой основе у нее появляется потребность в совершен­ствовании своего поведения и личностных качеств.

Существенное значение имеют те конкретные средства метода убеждения, которые используются в процессе его применения. К важнейшим из этих средств относятся:


формы учебной работы, разъяснительные индивидуальные и коллективные беседы, ученические вечера, конферен­ции на научные, нравственные, эстетические и санитар­но-гигиенические темы, диспуты, встречи с деятелями науки, техники, искусства и т.д.

Об использовании этих средств воспитания и их мето­дике более подробно будет идти речь при освещении воп­росов нравственного, эстетического и физического воспи­тания. Здесь же следует подчеркнуть, что только глубокая содержательность и эмоциональность убеждений способ­ствует развитию сознательности учащихся и действенно­му формированию у них личностных черт и качеств и при­дает воспитанию подлинно гуманистический характер.

4. Метод положительного примера. Развитие лично­сти происходит не только в результате воздействия слова и мысли как средств разъяснения и убеждения. Исклю­чительно большое воспитательное значение имеют поло­жительные образцы и примеры поведения и деятельнос­ти других людей. Недаром один мудрый человек сказал, что для духовного развития личности нужны три усло­вия: большие цели, большие препятствия и большие при­меры. Вот почему в процессе формирования личностных качеств учащихся широкое применение находит положи­тельный пример как метод воспитания.

Многие мыслители и педагоги отмечали высокую пе­дагогическую эффективность этого метода.

Древнеримский философ Сенека утверждал: "Трудно привести к добру нравоучением, легко — примером". К.Д.Ушинский подчеркивал, что воспитательная сила из­ливается только из живого источника человеческой лич­ности, что на воспитание личности можно воздействовать только личностью.

Сущность положительного примера как метода воспи­тания состоит в использовании лучших образцов поведе­ния и деятельности других людей для возбуждения у уча­щихся стремления (потребности) к активной работе над собой, к развитию и совершенствованию своих личностных свойств и качеств и преодолению имеющихся недостатков.

Психологической основой влияния положительного примера на воспитание детей является их подражатель­ность. Раскрывая характер подражательной деятельнос­ти ребенка, французский психолог Анри Валлон писал: "Подражание — это вызывание действия внешней мо-


делью". Я.А.Коменский, указывая на воспитательную роль подражательности, отмечал, что дети "учатся раньше подражать, чем познавать".

Психологический механизм воздействия подражания заключается в том, что, воспринимая различные образцы поведения и деятельности, дети переживают внутренние противоречия между достигнутым и необходимым уров­нем развития, и у них появляется потребность в совер­шенствовании своих личностных черт и качеств.

Хотя пример как метод воспитания основывается на подражательности детей, его психолого-педагогическое значение не сводится только к приспособительной деятель­ности. Он оказывает сильнейшее влияние на развитие сознательности и моральных чувств детей. Наблюдая и анализируя живые образцы высокого патриотического мужества, трудолюбия, культуры отношений между людь­ми, школьник отчетливее осмысливает сущность и со­держание этих качеств. С этой точки зрения метод поло­жительного примера выполняет своеобразную роль убеж­дения и служит важным средством повышения влияния различных форм разъяснительной работы, формирова­ния у учащихся духовных потребностей, мотивов пове­дения и моральных установок.

В процессе воспитания используются самые разнооб­разные примеры. Это прежде всего поучительные эпизоды из жизни и деятельности известных людей — ученых, писа­телей, общественных деятелей и т.д. Школьников увлекают научные свершения Н.И.Лобачевского, Д.И.Менделеева, К.Э.Циолковского, И.П.Павлова, мужество и отвага летчика Алексея Маресьева и многих других.

Немаловажное значение в воспитании имеют примеры добросовестного поведения, труда и учебы, которые про­являют лучшие школьники. Однако их необходимо тактич­но использовать. Примеры положительного поведения луч­ших учащихся не должны превращаться в нудное морали­зирование и сводиться к постоянным рассказам о "добро­детельных мальчиках и девочках". Нужно заострять вни­мание не столько на их расхваливании, сколько на осмыс­лении моральной сущности их поступков с тем, чтобы не вносить в детскую среду соперничества и не противопос­тавлять учащихся друг другу.

Большого внимания заслуживает и такая деталь. Неко­торые школьники не всегда вдумчиво подходят к оценке тех примеров, которые они перенимают. Между тем в ряде случаев эти примеры имеют отрицательный характер. Так,


следуя рискованному примеру своих товарищей, отдель­ные учащиеся проявляют "смелость", прыгая со второго этажа здания или включаясь в воровство и т.д.

В этих случаях большую роль играют разъяснитель­ные мероприятия, коллективные и индивидуальные беседы, а главное — организация содержательной и разно­образной внеклассной работы.

При использовании положительного примера в воспи­тании существенное значение имеет учет особенностей личностного развития учащихся. С возрастом у школь­ников повышается критичность в оценке поведения то­варищей и взрослых. В их глазах только тот хороший поступок заслуживает одобрения и подражания, который совершен авторитетным и уважаемым человеком. Это особенно относится к учителям. В одной из лекций А.С.Макаренко говорил, что "без авторитета невозможен воспитатель"1. По этому поводу Н.К.Крупская высказы­вала такую мысль2:

Для ребят идея не отделена от личности. То, что гово­рит любимый учитель, воспринимается совсем по-друго­му, чем то, что говорит презираемый ими, чуждый им чело­век. Самые высокие идеи в его устах становятся ненавис­тными.

У нас требуют от учителя известного уровня подготов­ки. Это правильно. Но нужно не только это. Нужно обду­мать, как проверять также и умение учителя влиять на ребят, заслуживать их любовь и уважение.

5. Метод упражнений (приучения). Как уже отмеча­лось, в структуре личностных качеств важное значение имеют навыки и привычки поведения и деятельности. Их формированию способствует метод упражнений, или приучения.

Метод этот как специфический способ воспитания не сразу получил признание в нашей педагогике. В 20-е годы, когда острой критике подвергались методы воспитатель­ной муштры и в некоторой степени идеализировалась теория "свободного воспитания", понятие упражнение ассоциировалось с понуждением к той или иной форме поведения. Главными и, пожалуй, чуть ли не единствен-

1 Макаренко А.С. Соч. Т. 4. С. 351.

2 Крупская Н.К. Пед. соч. Т. 5. С. 265-266.


ными считались методы разъяснения, убеждения и апел­лирования к сознанию ребят.

Существенным образом положение изменяется в сере­дине 30-х годов, когда широкое признание в педагогике получили творческие достижения А.С.Макаренко и его выступления по теоретическим и методическим вопро­сам воспитания. Выдающийся педагог подвергал резкой критике те тенденции в воспитании, согласно которым дисциплина детей якобы целиком должна вытекать из сознания. Указывая на то, что наша дисциплина должна быть сознательной, А.С.Макаренко отмечал1:

В 20-х годах, когда такой широкой популярностью пользовалась... тенденция свободного воспитания... эту формулу о сознательной дисциплине расширяли, счита­ли, что дисциплина должна вытекать из сознания. Уже в своем раннем опыте я видел, что такая формулировка может привести только к катастрофе, то есть убедить чело­века в том, что он должен соблюдать дисциплину, и наде­яться, что при помощи такого убеждения можно добиться дисциплины, это значит рисковать 50—60 % успеха.

А.С.Макаренко не только не отрицал роли сознания в нравственном развитии воспитанников, но всячески под­черкивал его огромное значение. Однако он считал, что в процессе воспитания крайне важно и необходимо воору­жать детей практическим опытом, формировать у них навыки и привычки поведения. Он писал2:

Наше поведение должно быть сознательным поведе­нием... но это вовсе не значит, что в вопросах поведения мы всегда должны апеллировать к сознанию... Настоящая широкая этическая норма становится действительной толь­ко тогда, когда ее "сознательный" период переходит в пе­риод общего опыта, традиции, привычки, когда эта норма начинает действовать быстро и точно.

А.С.Макаренко со всей определенностью указывал на необходимость нравственной натренированности воспи­танников, вооружения их моральным опытом3:

Нужно стремиться к тому, чтобы у детей как можно креп­че складывались хорошие привычки, а для этой цели

1 Макаренко А.С. Соч. Т. 5. С. 435.

2 Там же. С. 436.

3 Там же. Т. 2. С. 257.

338.


наиболее важным является постоянное упражнение в пра­вильном поступке. Постоянные же рассуждения и разгла­гольствования о правильном поведении могут испортить какой угодно опыт.

Впоследствии проблема формирования умений, навы­ков и привычек поведения в процессе воспитания стала привлекать внимание психологов. Л.И.Божович отме­чала1:

Качество личности нельзя воспитывать только путем убеждений, требований, поощрений и наказаний. Спосо­бам устойчивого поведения надо учить ребенка так же, как мы учим его русскому языку и арифметике.

Что же следует понимать под методом упражнений (приучения)? Как писал Н.И.Болдырев, под методом упражнений (приучения) понимается многократное повторение действий и поступков учащихся в целях образования и закрепления у них необходимых навыков и привычек поведения. Это определение в основном пра­вильно раскрывает сущность упражнения, хотя и нуж­дается в некотором дополнении. Речь идет о том, что в процессе формирования у учащихся навыков и привычек поведения повторяться должны не только действия и поступки, но и вызывающие их потребности и мотивы, то есть те внутренние стимулы, которыми определя­ется поведение личности.

Сущность упражнений (приучения) как повторения одних и тех же действий и поступков и вызывающих их потребностей и мотивов поведения находит свое подтвер­ждение в физиологии и психологии. С физиологической точки зрения, навыки и привычки поведения представ­ляют собой результат повторения и закрепления опреде­ленного образа действий, определенных нервных связей между организмом и средой. И.П.Павлов подчеркивал2:

Наше воспитание, обучение, дисциплинирование вся­кого рода, всевозможные привычки представляют собой длинные ряды условных рефлексов. Кто не знает, как ус­тановленные, приобретенные связи известных условий, то есть определенных раздражений, с нашими действиями

1 Божович Л.И. Изучение качеств личности и аффективной сферы ребенка: Тез. докл. на II съезде общества психологов. М., 1963. Вып. 5. С.105.

2Павлов И.П. Соч. М.; Л., 1947. Т. 4. С. 327.


упорно воспроизводятся сами собой, часто даже несмотря на нарочитое противодействие с нашей стороны? Это оди­наково касается как производства тех или других действий, так и выработанного их задерживания, то есть как поло­жительных, так и отрицательных рефлексов. Известно далее, как иногда нелегко развить нужное торможение в случае как отдельных лишних движений при играх, при манипуляции в разных искусствах, так и действий. Точно так же практика давно научила, как исполнение трудных задач достигается только постепенными и осторожными подходами к ним.

Но если физиологи рассматривают деятельную сторо­ну образования навыков и привычек поведения, то пси­хологи связывают их с многократным повторением одних и тех же переживаний. Указывая на эту сторону упражнений, С.Л.Рубинштейн писал, что проблема фор­мирования характера и свойств личности должна "сосре­доточиться... на... проблеме перехода ситуационно, сте­чением обстоятельств порожденных мотивов (побужде­ний) в устойчивые личностные побуждения"1.

Упражнения (приучение) как общий метод воспита­ния применяются для решения самых разнообразных задач нравственного, эстетического и физического разви­тия учащихся. Например, в процессе нравственного воспи­тания этот метод способствует формированию у детей при­вычки правильно сидеть за партой, обращаться к товари­щам, учителям и взрослым, а также принципиальности, патриотизма, дисциплинированного поведения и т.д. Уп­ражнения выступают как основной метод выработки у уча­щихся санитарно-гигиенических умений и навыков, разви­тия художественно-эстетических способностей.

Широкий диапазон воспитательного влияния этого метода на учащихся обусловливает большое разнообра­зие средств его реализации. В качестве таких средств выступают различные формы учебной работы, разнооб­разные внеклассные мероприятия, а также общение как особый вид деятельности, в процессе которого вырабаты­ваются культура речи, навыки и привычки вежливости, правдивости, товарищества и т.д. Иначе говоря, всякая практическая деятельность учащихся, если она соответ­ствующим образом организована, является средством метода упражнений (приучения).

1 Рубинштейн С.Л. Принципы и пути развития психологии. М., 1959. С. 135.


Но важно не только то, что этот метод охватывает все стороны развития растущей личности. Главное заключа­ется в том, что без разумно осуществляемых упражне­ний (приучения) нельзя добиться эффективности воспи­тания. А.С.Макаренко говорил1:

Попробуйте серьезно, искренно, горячо задаться целью воспитать мужественного человека. Ведь в таком случае уже нельзя будет ограничиться душеспасительными разго­ворами. Нельзя будет закрыть форточки, обложить ребенка

ватой и рассказывать ему о подвиге Папанина. Нельзя будет потому, что результат для вашей чуткой совести в этом случае ясен: вы воспитываете циничного наблюда-

теля, для которого чужой подвиг — только объект для гла-зения, развлекательный момент.

Нельзя воспитать мужественного человека, если не по­ставить его в такие условия, когда бы он мог проявить мужество,— все равно в чем,— в сдержанности, в прямом открытом слове, в некотором лишении, в терпеливости, в смелости.

Педагогические основы организации упражнений (приучения) с целью формирования у учащихся прак­тических умений, навыков и привычек в тех или иных областях деятельности и поведения обстоятельно и глу­боко раскрыл К.Д.Ушинский. В соответствии с психо­логической структурой личностных качеств в процес­се выработки навыков и привычек он выделял следу­ющие приемы:

постановку воспитательной задачи и возбуждение
у учащихся потребности в том или ином виде
деятельности;

разъяснение способов деятельности и вооружение
их соответствующими знаниями (развитие сознания);

практический показ действия по решению постав­
ленной задачи;

организацию первоначального воспроизведения уча­
щимися показанных действий (образцов поведения);

последующую тренировку в совершенствовании и
закреплении способов деятельности и поведения;

предъявление требований к учащимся в совершен­
ствовании организуемых упражнений;

напоминание и контроль за поведением.

Макаренко А.С. Соч. Т. 5. С. 424-425.


К.Д.Ушинский писал1:

Привычка укореняется повторением какого-нибудь дей­ствия, повторением его до тех пор, пока в действии нач­нет отражаться рефлективная способность нервной сис­темы и пока в нервной системе не установится наклон­ность к этому действию. Повторение одних и тех же дей­ствий есть, следовательно, необходимое условие установ­ления привычки.

В то же время Ушинский отмечал, что вначале это повторение должно быть более частым с тем, чтобы оно быстрее закрепилось в поведении, а в последующее время выработанный навык следует подкреплять напоминани­ем, контролем и периодическим повторением трениро­вок.

К сожалению, до сих пор в практике воспитательной работы существует боязнь в применении метода упраж­нений. Не все учителя осознают, что если ученики не умеют соблюдать порядок в классе и на переменах, опаз­дывают на занятия и т.д., то в данном случае нужны не только разъяснительные беседы, увещевания и требова­ния, но главным образом организация специальных уп­ражнений, нравственная тренировка. Многие недочеты в поведении, которые нередко наблюдаются в школах, объясняются недостаточной натренированностью уча­щихся, отсутствием должной системы в организации упражнений в правильных поступках.

6. Методы одобрения и осуждения. В процессе вос­питания применяются методы одобрения и осуждения. Однако в 20-е годы отношение к ним было негативное, поскольку они считались атрибутами старой школы. Неприемлемость одобрения и осуждения пытался, напри­мер, обосновать П.П.Блонский. Он считал, что меры осуж­дения вызывают у ребят неприязнь к воспитателям, по­рождают страх и создают моральных циников. Исполь­зование же различных наказаний может порождать у воспитателей соблазн сделать их основными средства­ми воздействия на детей и забывать о других воспита­тельных мерах2. С позиций отрицания педагогической

Ушинский К.Д. Собр. соч. Т. 10. С. 388. Блонский П.П. Педагогика. М., 1924. С. 91.


целесообразности поощрений и наказаний выступал С.Т.Шацкий.

Эту точку зрения не разделял А.П.Пинкевич. Он счи­тал, что в процессе воспитания полезно использовать разумные меры взыскания, побуждающие ребят быть более требовательными к своему поведению1:

От простого шутливого укора, добродушного выговора до временного удаления из помещения, где идет общая работа, — такова дистанция в применении наказаний.

Что же касается поощрений, то они, по мнению А.П.Пинкевича, вызывают нездоровое честолюбие, и он решительно их отвергал.

Одним из первых, кто стал критически оценивать су­ществующее в теоретической педагогике негативное от­ношение к наказаниям, был А.С.Макаренко. Обосновывая правомерность наказания как одного из методов воспи­тания, он указывал на то, что они помогают "оформиться крепкому человеческому характеру", способствуют повы­шению ответственности детей за свои поступки, воспи­тывают волю и человеческое достоинство, вырабатывают "уменье сопротивляться соблазнам и преодолевать их"2.

Что же следует понимать под методами одобрения и осуждения?

Одобрение как метод воспитания есть не что иное, как признание, положительная оценка поведения или качеств учащегося со стороны педагога или коллектива товарищей, выражаемые публично или в личной форме. В противопо­ложность этому осуждение выражается в неодобрении и отрицательной оценке действий и поступков личности, ко­торые противоречат нормам и правилам поведения.

Психологической основой методов одобрения и осуж­дения выступают те внутренние противоречия и пережи­вания, которые возникают у учащихся при их примене­нии. Дело в том, что каждый ученик стремится к разви­тию и совершенствованию своих личностных качеств. Реализуя свои целевые установки, он чутко прислуши­вается к оценочным суждениям учителей, коллектива и отдельных учащихся. Если его действия и поступки одоб­ряются, он переживает чувство удовлетворения. Это сти-

1Пинкевич А.П. Педагогика. Т. 1. С. 79. 2 Макаренко А.С. Соч. Т. 5. С. 399.


мулирует его к улучшению своего поведения, вызывает прилив бодрости и энергии и укрепляет уверенность в дальнейшем росте.

Такое же влияние оказывает на учащихся и метод осуждения, вызывая у них отрицательные внутренние переживания. Эти переживания заставляют школьника анализировать свои поступки и недостатки, обращать внимание на те внутренние противоречия, которые воз­никают между характером его поведения и более высо­ким уровнем требований коллектива. Все это побуждает более детально обдумывать свое поведение и способству­ет выработке так называемых задерживающих способно­стей, умения сопротивляться соблазнам и тормозить неблаговидные действия, нарушение порядка и дис­циплины.

Следовательно, смысл одобрения и осуждения зак­лючается в том, чтобы развивать у школьников нрав­ственное сознание и чувства, критичность к своему по­ведению и более требовательное отношение к себе.

Каждый из этих методов имеет соответствующие средства реализации и требует особого искусства в их при­менении. Так, средствами метода одобрения являются следующие виды (меры) поощрения: личная похвала учи­теля, классного руководителя, директора школы, благо­дарность в приказе по школе, награждение похвальными грамотами, медалями, ценными подарками. Кроме того, в школах имеются Доски почета, Книги почета, которые также являются своеобразными средствами одобрения.

Используя этот метод, прежде всего нужно учитывать возрастные особенности учащихся. В младших классах поощрения применяются чаще. Каждый положительный поступок ученика учитель должен заметить и как-то по­ощрить. Ученик правильно сидит за партой, правильно поднимает руку, не шумит на уроке — все это в младших классах должно привлекать внимание учителя. В стар­ших же классах одобряются уже более значительные поступки, например, если школьник систематически са­мостоятельно выполняет домашние задания, изготовля­ет приборы, активно участвует в труде и т.д. Но нельзя слишком часто расточать в этих классах благодарности и похвалы.

Поощрение надо применять как по отношению к от­дельным ученикам, так и по отношению к коллективу.


Лучшие учителя не просто поощряют ребят, а стремятся давать оценку их положительных действий и поступков. Например, они отмечают, что хорошая работа на пришколь­ном учебно-опытном участке — это не только показатель трудолюбия, но и проявление сознательной дисциплины. При использовании поощрений следует также учиты­вать то, как относятся к ученику его товарищи, коллек­тив. Поощрение ученика, который делает все для показа, будет приносить не пользу, а вред. В этой связи надо заме­чать и отмечать положительные поступки тех школьни­ков, которые обычно не отличаются хорошим поведением. Это будет побуждать их к преодолению своих недостатков.

Вообще надо стремиться больше привлекать внима­ние учащихся ко всему хорошему, положительному, осу­ществляя принцип опоры на их лучшие поступки и качества.

С этой целью оформляются стенды "Что хорошего в нашей школе", "Их поступками гордится школа", "За честь школы" и т.д.

Средствами (мерами) метода осуждения выступают: замечание учителя, устный выговор, постановка уче­ника у парты, выговор в приказе по школе, вызов для внушения на педсовет, перевод в параллельный класс или в другую школу, исключение из школы по согласо­ванию с районным отделом образования и, наконец, на­правление в школу для трудновоспитуемых.

Осуждение только тогда достигает цели, когда оно является справедливым и поддерживается общественным мнением коллектива. Вот почему А.С.Макаренко считал, что на первых порах работы с ученическим коллективом следует по возможности воздерживаться от наказаний, а многие учителя и классные руководители, прежде чем прибегать к осуждению поступков тех или иных уча­щихся, советуются с коллективом.

Всякое осуждение должно сопровождаться анализом неблаговидного поступка и его моральной оценкой. Не следует использовать меры осуждения в тех случаях, когда ученик нарушил правила поведения необдуманно, случайно, — здесь вполне можно ограничиться разъяс­нительной беседой или же простым упреком. Особо вни­мательно следует относиться к тем ученикам, которые отличаются повышенной раздражительностью и неурав­новешенным характером. В таких случаях меры осужде­ния могут побуждать этих учеников на необдуманные и


рискованные поступки: уход с уроков, из дому и т.д. В подходе к таким учащимся нужно проявлять особую ос­торожность и очень тактично анализировать допускае­мые ими нарушения правил поведения.

Признавая правомерность применения одобрения и осуждения в системе школьного воспитания, нельзя, од­нако, преувеличивать их педагогическое значение, так как неправильное или слишком широкое их использова­ние может оборачиваться отрицательными последствия­ми. Именно поэтому одобрение и осуждение относят к вспомогательным методам воспитания, которые приме­няются главным образом для коррекции поведения.

7. Методы требования и контроля за поведением. Метод переключения. Комплексное использование методов воспитания. Личность постоянно испытывает влияние множества разнообразных внешних воздействий и внутренних побуждений. Нередко эти воздействия и побуждения отвлекают учащихся от выполнения уста­новленных норм и правил поведения. Например, чрез­мерное увлечение отдельными играми может создавать помехи в учебе, дружба с недисциплинированными свер­стниками — вызывать склонность к неблаговидным действиям и поступкам и т.д. Подобных помех в воспита­нии встречается немало. Вот почему наряду с убеждением, положительным примером, упражнениями, одобрением и осуждением возникает необходимость в применении таких методов воспитания, как предъявление требований, осу­ществление контроля за поведением учащихся, а также переключение с одного вида деятельности на другой.

В чем же заключается сущность этих методов и их педагогическое значение?

Требование есть способ непосредственного побужде­ния учащихся к тем или иным поступкам или действиям, направленным на улучшение поведения.

Требования помогают учащимся осознавать и пережи­вать возникающие у них внутренние противоречия меж­ду имеющимся и необходимым уровнем развития и тем самым вызывают потребность в работе над собой. Педа­гогическими средствами этого метода являются просьба, тактичные указания и распоряжения учителей, классных руководителей, директора школы и его заместителей. Значение этого метода состоит в том, что он позволяет


оперативно и действенно реагировать на отклонения в поведении учащихся и соответствующим образом коррек­тировать его. Естественно, что его эффективность опре­деляющим образом зависит от благожелательных отно­шений между учащимися и учителями, от педагогичес­кого такта и чуткости последних.

Под контролем (от фр. controle — надсмотр с целью проверки) понимается такой метод воспитания, который выражается в наблюдении за деятельностью и поведени­ем учащихся с целью побуждения их к соблюдению уста­новленных правил поведения, а также к выполнению предъявляемых заданий или требований.

Средствами осуществления контроля являются: повсед­невное наблюдение за поведением и работой учащихся, ин­дивидуальные беседы о выполнении полученных заданий или общественных поручений, отчеты школьников перед товарищами о своей работе и дисциплине. Контроль выпол­няет роль напоминающего фактора в поведении учащихся, выступая в качестве действенного стимула их деятельнос­ти и соблюдения установленного порядка.

Несколько иной является психолого-педагогическая основа воспитательного влияния метода переключения. В процессе воспитания иногда наблюдаются факты одно­стороннего увлечения учащихся той или иной деятель­ностью, которая нередко способствует формированию негативного поведения (например, чрезмерное увлечение детективной литературой, нездоровыми играми, в том числе и в карты, хождение группами по улицам поздно вечером и т.д.). Запреты и увещевания в этих случаях не всегда помогают. Гораздо более действенным методом преодоления подобных недостатков является переключе­ние учащихся на другие, более положительные виды деятельности и постепенное формирование нового стерео­типа поведения.

Весьма действенным оказывается этот метод, когда нужно возбудить у школьника или коллектива новые психические переживания, например, сгладить появив­шуюся обиду, снизить угнетающее воздействие неудачи или плохого настроения. Хорошо влияет этот метод тогда, когда учитель наталкивается на упрямство ученика и прямые требования не дают положительных результатов. В этих случаях лучше всего переключить внимание на другую деятельность, а в процессе ее побудить его к осоз­нанию допущенных ошибок.


Педагогическая действенность метода переключения связана с тем, что, переключая ученика или целый коллек­тив на новые виды деятельности, педагог возбуждает у них новые психические переживания, создает новые внутрен­ние установки в поведении и таким образом усиливает свое воздействие на их сознание, чувства и волевую сферу.

Очень полезен метод переключения в тех случаях, когда учителя сталкиваются с детской драчливостью, капризами и непослушанием. Хорошую мысль по поводу этого высказывал в свое время А.П.Пинкевич1:

Детская драчливость, даже капризы в большинстве случаев ничего "ужасного" не представляют, нужно толь­ко суметь направить энергию в другое русло. Наступатель­ные инстинкты найдут себе прекрасное выражение в различных играх, в спорте, в старшем возрасте — в заня­тиях исследовательского типа, в соревновании при работе, в физическом труде и т.д. И скорее отсутствие наступа­тельного инстинкта у ребенка в первые годы его развития должно нас беспокоить, чем его присутствие.

Заканчивая рассмотрение общих методов и средств воспитания, следует подчеркнуть, что только умелое их применение обеспечивает успех в развитии учащихся в целом и в формировании у них личностных качеств в частности. Вот почему всегда нужно помнить следующее положение А.С.Макаренко2:

Никакое средство нельзя рассматривать отдельно взя­тое от системы. Никакое средство вообще, какое бы ни взяли, не может быть признано ни хорошим, ни плохим, если мы рассматриваем его отдельно от других средств, от целой системы, от целого комплекса влияний.

Это ставит перед учителем задачу овладения искус­ством комплексного применения всех методов и средств воспитания и повышения их педагогической действен­ности.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

1. Дайте определение сущности методов и средств воспитания. Пе­речислите основные методы воспитания.

1 Пинкевич А.П. Введение в педагогику. М., 1925. С. 37.

2 Макаренко А.С. Соч. Т. 5.,С. 116.


2. В чем заключается сущность и неприемлемость авторитарного
воспитания и его методов?

3. Как формировался в педагогике гуманистический подход к осу­
ществлению воспитательной работы и какое влияние он оказал на разра­
ботку методов воспитания?

4. Раскройте сущность и психологические основы каждого из
рассмотренных методов воспитания, а также педагогические средства
их осуществления.

5. Сопоставьте методы воспитания со структурой личностных ка­
честв человека. Какая связь существует между методами воспитания и
процессом формирования личностных качеств?

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Болдырев Н.И. Методика воспитательной работы в школе. М., 1984.

Гордин Л.Ю. Поощрения и наказания в воспитании детей. М., 1980.

Журавлев В.И. Сочетание средств и методов воспитания// Сов. пе­дагогика.1985. № 6.

Kopomoв B.M. Общая методика учебно-воспитательного процесса.М., 1983.

Харламов И.Ф. Основные вопросы организации воспитательной работы в школе. Мн., 1967.

Глава 19


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: