1. Воспитание добросовестного отношения к тру
ду и сбережению материальных ценностей как фак
тор морального формирования личности. Функции
трудового воспитания.
2. Сущность трудового воспитания, трудового обу
чения и профессиональной ориентации. Понятие тру
долюбия как личностного качества и его внутренняя
структура.
3. Основные виды трудовой деятельности школь
ников.
4. Воспитание у учащихся потребности в /пруде,
бережном отношении к материальным ценностям об
щества и личным вещам.
5. Развитие сознательного отношения к труду,
взглядов и убеждений по вопросам трудолюбия.
6. Организация трудовой деятельности учащихся
и формирование у них трудовых умений и навыков.
Обогащение и обновление форм трудовой деятельнос
ти школьников.
7. Воспитательная работа по профессиональной
ориентации учащихся.
1. Воспитание добросовестного отношения к труду и сбережению материальных ценностей как фактор морального формирования личности. Функции трудового воспитания. Как отмечалось в главе о целях воспитания, успешное формирование личности в современной школе может осуществляться только на основе разумно организованного соединения учебно-воспитательной работы с практической трудовой деятельностью. Передовые представители философской и педагогической мысли видели в труде большую преобразующую силу, которая обеспечивает прогрессивное развитие как общества в целом, так и каждого человека в отдельности.
|
|
Труд — основной источник материального и духовного богатства общества, главный критерий социального престижа человека, его священный долг, фундамент личностного развития. Правильно осуществляемое трудовое воспитание, непосредственное участие школьников в общественно полезном, производительном труде является действенным фактором гражданского взросления, морального и интеллектуального формирования личности, ее физического развития. Как бы ни сложилась дальнейшая судьба выпускников школы, трудовые умения и закалка потребуются им в любой сфере деятельности. Вот почему трудовой элемент в школьном воспитании с давних времен выступает как весьма существенная педагогическая тенденция.
В этом отношении большой интерес представляет высказывание польского ученого и просветителя Яна Сня-децкого (1756-1830)1:
В знаменитых семействах наших два порока, деморализующих людей: праздность и отвращение к занятиям и
1 Цит. по: Антология педагогической мысли Белорусской ССР. М., 1986. С. 164.
труду, а потому основой хорошего воспитания должно стать трудолюбие.
Тем большее значение приобретает трудовое воспитание в условиях научно-технического прогресса и рыночной экономики, когда от человека требуется высокая квалификация, широкий технический кругозор и способность к быстрому овладению более совершенными трудовыми умениями и навыками. Вот почему приобщение учащихся в той или иной форме к производительному труду, организация трудового воспитания все более и более пробивают себе дорогу в школах большинства стран мира, становятся неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса. Они осуществляются в США, Англии, Германии и других странах. С 1987/88 учебного года во всех основных школах (обычно с 9-х классов) Баварии введен предмет "Трудовое обучение", с учащимися проводится производственная практика в течение одной-двух недель, во время которой они занимаются производительным трудом, приобретают трудовые умения и навыки, знакомятся с рабочими профессиями. В то же время владелец предприятия, на котором организуется практика, присматривается к учащимся и, бывает, что некоторых из них после окончания школы он приглашает работать на предприятии.
|
|
Необходимость трудового обучения и воспитания школах обусловила большое значение их научного исследования. Немало ценных идей по этой проблеме содержится в трудах классиков педагогики — Я.А.Коменского, Дж. Локка, И.Г.Песталоцци, А.Дистервега, К.Д.Ушинского и др. Различные аспекты трудового воспитания исследованы П.Р.Атутовым, Н.И.Болдыревым, Н.К.Гончаровым, К.А.Ивановичем, И.С.Марьенко, В.А.Сухомлинским, А.А.Шибановым, М.У.Пискуновым.
В педагогике детально раскрываются функции трудового воспитания в развитии личности и ее нравственном формировании. В частности, обращается внимание на следующие из этих функций.
Труд, практическая производственная деятельность оказывают благотворное влияние на физическое развитие человека. Физиологические исследования показывают, что физический труд, связанный с движениями и мускульными упражнениями, с пребыванием на свежем воздухе, укрепляет силы человека и его здоровье, повы-
шает его жизненную энергию и умственную работоспособность. Л.Н.Толстой в свое время писал:
При усидчивой умственной работе, без движения и телесного труда сущее горе. Не походи я, не поработай я ногами и руками в течение хоть одного дня, вечером я уже никуда не гожусь: ни читать, ни писать, ни даже внимательно слушать других, голова кружится, а в глазах звезды какие-то, и ночь проводится без сна.
Такую же мысль высказывал и К.Д.Ушинский1:
Кто не испытал живительного, освежающего влияния труда на чувства? Кто не испытал, как после тяжелого труда, долго поглощавшего все силы человека, и небо кажется светлее, и солнце ярче, и люди добрее? Как ночные призраки от свежего утреннего луча, бегут от светлого и спокойного лица труда — тоска, скука, капризы, прихоти, все эти бичи людей праздных и романтических героев, страдающих обыкновенно высокими страданиями людей, которым нечего делать.
Труд развивает умственные способности человека, его сообразительность, творческую смекалку. Работа на современном производстве требует широкой образовательной и технической подготовки, умения быстро овладевать новой технологией, способностей в области рационализации и совершенствования трудовых приемов.
Исключительно велико значение труда в нравственном воспитании личности. Многие педагоги связывали трудовую деятельность с развитием гражданского сознания школьников, патриотических чувств и понимания своего общественного долга. Каждый воспитанник готовится стать членом трудового коллектива. Его значение и ценность как гражданина будет зависеть исключительно от его умения трудиться и приносить пользу себе и людям. В то же время от трудовой подготовленности и личного вклада человека в общее дело зависит его материальное благосостояние. В этой связи К.Д.Ушинский подчеркивал: "Самое воспитание, если оно желает счастья человеку, должно воспитывать его не для счастья, а приготовлять к труду жизни"2.
|
|
1 Ушинский К.Д. Собр. соч. Т. 2. С. 342.
2 Там же. С. 348.
Существенная функция труда состоит в формировании у учащихся товарищеских отношений, коллективизма и взаимной требовательности. А.С.Макаренко утверждал1:
Только участие в коллективном труде позволяет человеку выработать правильное, нравственное отношение к другим людям - родственную любовь и дружбу по отношению ко всякому трудящемуся, возмущение и осуждение по отношению к лентяю, к человеку, уклоняющемуся от труда.
А.С.Макаренко считал труд существенным элементом выработки у воспитанников жизненной сноровки, укреп-ления характера и гражданских чувств2:
Мы хорошо знаем,что от природы все люди обладают приблизительно одинаковыми трудовыми данными, но в жизни одни люди умеют работать лучше, другие - хуже, одни способны только к самому простому труду, другие - к труду более сложному и, следовательно, более ценному. Эти различные трудовые качества не даются человеку от природы, они воспитываются в нем в течение его жизни и в особенности в молодости.
Наконец, труд как фактор воспитания способствует жизненному самоопределению и правильному выбору профессии. Как ни многогранно воспитательное значение учения, оно все же связано главным образом с умственной деятельностью и, естественно, формирует интерес преимущественно к интеллектуальной работе. Между тем большинство учащихся после окончания школы вливаются в сферу материального производства. Чтобы осуществлять их профессиональную ориентацию, необходимо широко использовать организацию различных видов общественно полезного труда, дать им возможность испытать свои силы и способности в разнообразных сферах производственной деятельности. Все это показывает, какую огромную роль играет трудовое воспитание в умственном, нравственном формировании и всестороннем развитии учащихся. В этом смысле особое значение при обретают слова К.Д.Ушинского о том, что "воспитание не только должно развить разум человека и дать ему из-вестный объем сведений, но должно зажечь в нем жажду
|
|
1 Макаренко А.С. Соч. Т.4. С. 397.
2 Там же. С. 395-396.
серьезного труда, без которой жизнь его не может быть ни достойной, ни счастливой"1. Л.Н.Толстой писал, что стыдиться можно и должно не какой-либо работы, хотя бы самой нечистой, а только одного: праздной жизни.
2. Сущность трудового воспитания, трудового обучения и профессиональной ориентации. Понятие трудолюбия как личностного качества и его внутренняя структура. Эти термины являются родственными, но каждый из них имеет свою специфику.
Трудовое воспитание есть процесс организации и стимулирования разнообразной трудовой деятельности учащихся и формирования у них добросовестного отношения к выполняемой работе, проявления в ней инициативы, творчества, стремления к достижению более высоких результатов.
Понятно, что формирование положительного отноше-- ния к труду нельзя осуществлять без соответствующего научения трудовым умениям и навыкам.
Трудовое обучение выступает как специально организованный педагогический процесс, направленный на овладение практическими приемами того или иного труда, на формирование и совершенствование трудовых умений и навыков.
Профессиональная же ориентация как педагогическая категория обозначает процесс ознакомления учащихся с различными профессиями и видами труда и оказания им помощи в выборе своей будущей профессии и специальности в соответствии с имеющимися склонностями и способностями.
Сопоставляя эти три педагогические категории, следует отметить, что понятие трудовое воспитание является более широким по сравнению с трудовым обучением и профориентацией. Последние выступают как его составные части. Но, выполняя свои специфические функции, все эти три процесса взаимосвязаны и при успешном их осуществлении способствуют формированию у школьников трудолюбия. Что же такое трудолюбие?
Трудолюбие является результатом трудового воспитания, обучения и профессиональной ориентации и высту-
Ушинский К.Д. Собр. соч. Т. 2. С. 354-355.
пает как личностное качество, которое характеризуется прочной потребностно-мотивационной сферой, глубоким пониманием большой преобразующе-воспитательной силы труда (знания и убеждения), умением и стремлением добросовестно выполнять любую необходимую работу и проявлять волевые усилия в преодолении тех преград, которые встречаются в процессе трудовой деятельности.
Будучи личностным качеством, трудолюбие, таким образом, включает в себя следующие структурные компоненты:
—потребность в созидательно-трудовой деятельности
и ее здоровые социальные и личные мотивы;
—понимание пользы труда для общества и для себя и
убеждение в его нравственной благотворности (сознание);
—наличие трудовых умений и навыков и их постоян
ное совершенствование;
—достаточно прочную волю личности.
Знание этой структуры имеет определяющее значение для осмысления методических основ трудового воспитания.
3. Основные виды трудовой деятельности школьников. Поскольку трудовое воспитание осуществляется в процессе включения учащихся в соответствующую их возрасту трудовую деятельность, возникает вопрос: в какие виды труда необходимо вовлекать учащихся?
Широкое применение в школе находит прежде всего трудовая деятельность учащихся, связанная с учебными занятиями. Начиная с 1-го класса, учащиеся занимаются изготовлением разнообразных учебно-наглядных пособий: таблиц, картин, диаграмм, гербариев, коллекций, простейших моделей, а в средних и старших классах школьники создают различные механизмы, действующие модели, стенды и т.д. При изучении природоведения и ботаники учащиеся работают на пришкольном учебно-опытном участке, в теплицах и садах, занимаются выращиванием цветов, создают живые уголки, органи-зуют работу по подкормке птиц и диких животных.
Значительное место в трудовом воспитании и обуче-нии занимают ручной труд в начальных классах, заня-тия в учебных мастерских в средних классах и учебно-производственная практика в старших классах.
Большую роль в трудовом обучении и воспитании играет труд по самообслуживанию. Он включает: уход за своими вещами, уборку классов и учебных кабинетов,
ремонт учебно-наглядных пособий, книг в школьной библиотеке, мебели и инвентаря и т.д.
Важным видом трудовой деятельности учащихся является общественно полезная работа по благоустройству школьной территории, по сбору вторичного сырья, лекарственных растений, озеленению улиц в населенных пунктах, дорог и т.д. К этой работе привлекаются учащиеся от 1 до 11-х классов.
Наконец, в трудовом воспитании большое значение имеет общественно полезный, производительный труд, который организуется в средних и старших классах на промышленных предприятиях, в сельском хозяйстве и который связан с созданием материальных ценностей. Далеко за пределами Азербайджана пользуется известностью Холданская средняя школа.
В этой школе при активном участии школьников построен спортивный стадион и плавательный бассейн. Учащиеся выращивают саженцы фруктовых деревьев и реализуют их за деньги, разводят также для продажи розы. Они не только приобретают трудовые умения и навыки, но и учатся хозяйствовать, проявлять предприимчивость. Понятно, что многое здесь зависит от инициативы, активности и заботы педагогического коллектива, от его желания сделать труд действенным средством обучения и воспитания учащихся.
4. Воспитание у учащихся потребности в труде, бережном отношении к материальным ценностям общества и личным вещам. Как отмечено выше, существенной задачей трудового воспитания является формирование у учащихся потребности в труде и бережном отношении к материальным ценностям общества и личным вещам.
Только потребность создает внутреннее влечение к трудовой деятельности, побуждает учащегося бережно относиться к материальным ценностям общества, способствует формированию таких личностных качеств, как трудолюбие и бережливость.
Успешное решение этой проблемы во многом зависит от характера воспитания детей в семье. Правильное семейное воспитание заключается в том, чтобы стержневой линией в развитии ребенка было постепенное втягивание его в посильную и разнообразную трудовую деятельность. Вначале это бывает простейшая работа по самообслуживанию, связанная с уходом за своими игрушками,
одеждой и обувью. Затем сфера трудовых дел ребенка расширяется: поливка цветов в доме, участие в сухой уборке квартиры, поддержание чистоты в ванной и т.д. В лекции для родителей " Воспитание в труде" А.С.Макаренко перечисляет более 20 видов труда детей в семье1. Участие в посильной и систематической трудовой деятельности позволяет детям не только приучаться к домашнему ТРУДУ и приобретать практические умения и навыки, но и постепенно осознавать свои трудовые обязанности, привыкать к бережливости. С такими детьми, естественно, легче работать и учителям.
Однако школе необходимо значительно расширять сферу трудовых дел учащихся, включать их в такие виды деятельности, результаты которых связаны с созданием материальных ценностей. Усложнение трудовой деятельности учащихся и повышение ее значения требуют возбуждения у них тех специфических внутренних противоречий, под влиянием которых формируется потребность в труде и которые стимулируют развитие трудолюбия и бережливости. Что же это за противоречия и как они создаются?
Одно из этих внутренних противоречий состоит в переживании учащимися "расхождения" между характером домашнего труда и расширением сферы их трудовой деятельности в школе. Когда ученику приходится выполнять различные задания по изготовлению учебных пособий, когда усложняется сфера его деятельности в работе по самообслуживанию и благоустройству школы, оказанию помощи близлежащим стройкам, промышленным предприятиям, сельскому хозяйству, его труд неизбежно приобретает элементы новизны, становится интересным, что и способствует стимулированию его трудовой активности.
Расширение сферы трудовой деятельности учащихся способствует также возбуждению противоречия меж-ду объемом имеющихся у них умений и навыков и необ-ходимостью овладения новыми трудовыми процессами, а также совершенствования своей сноровки и аккуратности в работе. Для этого в процессе воспитания важно показывать учащимся, какие новые умения и навыки они могут приобрести и какие стороны своей трудовой подготовки могут усовершенствовать.
1 Макаренко А.С. Соч. Т. 4. С. 401-402.
Большие возможности для возбуждения потребности в труде и бережном отношении к материальным ценностям общества предоставляет разъяснение учащимся их трудовых обязанностей, а также бережливости как нравственного качества. Когда ученик глубоко осознает общественное и личное значение труда, а также свои обязанности, у него формируется психологическая установка к активной трудовой деятельности, к выполнению любой работы.
В возбуждении у школьников переживания внутренних противоречий и воспитания потребности в труде и бережном отношении к материальным ценностям большую роль играют формы организации трудовой деятельности. Какие же из этих форм получили распространение в школьной практике? Важнейшими из них являются следующие:
—создание постоянных или временных ученических
звеньев для выполнения той или иной работы. Напри
мер, могут функционировать постоянные звенья по ухо
ду за плодовыми деревьями в школьном саду, если он
есть, по выращиванию цветов. Временные звенья орга
низуются для выполнения эпизодической работы, напри
мер для оформления школьного здания к наступающему
празднику, для совместной работы с шефами и т.д.;
—накопление и развитие трудовых традиций в школе,
например, традиционная подготовка и проведение в школе
"Праздника труда" или праздника "В подарок школе",
когда ученики всех классов изготавливают учебные по
собия, мастерят модели, закладывают памятные аллеи.
Стимулирующей трудовой традицией являются выстав
ки технического творчества школьников и т.д.;
—в последние годы в школах создаются производствен
ные кооперативы, в которых учащиеся занимаются про
изводительным трудом и получают за это денежную
плату;
—эффективной формой возбуждения трудовой актив
ности являются индивидуальные трудовые поручения,
которые даются учащимся учителями и ученическими
организациями. Нередко учителя просят того или иного
ученика помочь в уборке учебного кабинета, привести в
надлежащий порядок приборы, мебель и т.д.
5. Развитие сознательного отношения к труду, взглядов и убеждений по вопросам трудолюбия. Важной сто-
роной трудолюбия является глубокое понимание личностью существенного значения труда в жизни общества и каждого человека, ее взгляды и убеждения в необходимости вносить свой вклад в развитие экономики, создание личного материального добробыта.
Развитие сознательности, взглядов и убеждений по вопросам трудолюбия осуществляется прежде всего в процессе учебных занятий. Учебный материал по литературе, языкам, истории и другим предметам содержит немало примеров и фактов, позволяющих раскрывать благотворное влияние труда на человека, на его чувства и моральное формирование. Развитие общественных формаций основывалось в конечном итоге на создании материальных ценностей и жизненных средств, что влекло за собой эволюцию социальных и моральных отношений. В этом смысле главным двигателем социального прогресса был человек труда, его творческо-преобразующая деятельность. Эти идеи пронизывают содержание такого учебного предмета, как история, и овладение им позволяет глубоко осмысливать значение труда в развитии общества.
Возвышающая человека роль труда, его одухотворяющая нравственная сущность ярко освещаются в произведениях художественной литературы. Благородство труда воспевали А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов, А.Н.Некрасов, М.А.Шолохов, Я.Купала, Я.Колас и другие писатели. Глубокое осмысление и овладение этим материалом не только расширяет кругозор учащихся по вопросам о роли труда в жизни общества, но и позволяет им осознавать его большое значение в личностном развитии человека, закладывает основы их взглядов и убеждений.
Широкие возможности в этом плане предоставляют также разнообразные формы морально-познавательной деятельности учащихся в системе внеклассной работы. Различные вопросы о роли труда в улучшении благосостояния народа раскрываются в этических беседах, лекциях, докладах, на классных часах. На эти темы проводятся читательские конференции, школьные вечера, диспуты, встречи с тружениками промышленности и сельского хозяйства, экскурсии на производство и др. Во многих школах поддерживаются шефские связи с предприятиями, колхозами и совхозами, создаются комнаты боевой и трудовой славы. Для развития сознательности, взглядов и убеждений учащихся в этих случаях используются методы убеждения-разъяснения, положительные примеры и т.д.
Воспитательное значение учебной и внеклассной работы в формировании трудолюбия учащихся, их взглядов и убеждений зависит от ее содержательности, эмоциональности и умелого учета возрастных особенностей школьников. Однако, как отмечалось выше, в структуре трудолюбия как личностного качества, пожалуй, чуть ли не главным являются трудовые умения и навыки в различных видах производственной деятельности. Какие же теоретические и методические проблемы здесь возникают?
6. Организация трудовой деятельности учащихся и формирование у них трудовых умений и навыков. Обогащение и обновление форм трудовой деятельности школьников. Чтобы трудовая деятельность учащихся развивала их сознательность, взгляды и убеждения и способствовала формированию практической стороны трудолюбия как личностного качества, ее необходимо методически правильно организовать. Наиболее существенными вопросами этой методики являются следующие.
1. В процессе воспитания, исходя из необходимости включения учащихся в разнообразную трудовую деятельность, учителям и классным руководителям следует не только заботиться о подборе объектов труда, но и тщательно продумывать систему его организации с тем, чтобы он носил регулярный характер. С этой точки зрения нужно планировать трудовую деятельность таким образом, чтобы наряду с более или менее постоянной работой (участие в самообслуживании, сдача каждым школьником определенного количества макулатуры, работа на пришкольном учебно-опытном участке, в школьных мастерских и т.д.) учащиеся систематически изготовляли учебные пособия для школьных кабинетов и выставок, занимались благоустройством прилегающей к школе территории, работали по заданию подшефных предприятий как в процессе учебного года, так и во время каникул. В средних и старших классах полезно, чтобы школьники сами планировали свой труд и сами решали, как лучше его организовать. В этих случаях учителя и классные руководители выступают лишь как советчики и консультанты и оказывают помощь в решении тех вопросов, которые вызывают у школьников определенные затруднения. Если в школе обеспечивается регулярное участие всех учащихся в разнообразных видах труда, тогда создаются условия для нормального трудового воспитания.
2. При организации труда нужно четко определять те
задачи, которые должны решать учащиеся, а также
разъяснять их общественное и нравственное значение.
Например, учащиеся-подростки и старшеклассники на
правляются на оказание помощи в уборке урожая. Нака
нуне этого необходимо определить, какую работу они
будут выполнять и какие конкретные задачи стоят перед
ними, подробно разъяснить необходимость этой помощи
и ее народнохозяйственное значение. Все это должно
делаться кратко и тактично, без лишних призывов и тем
более морализирования. Осмысление важности труда и
связанных с ним задач способствует возбуждению у уча
щихся потребности хорошо выполнить трудовое задание,
создает психологическую установку на преодоление труд
ностей, рождает чувство ответственности и долга.
3. В методике трудового воспитания существенно
важным является определение порядка выполнения на
меченного труда, распределение обязанностей между уча
щимися, выделение ответственных за отдельные участ
ки работы и определение формы подведения результатов
ее выполнения.
4. Весьма важной стороной организации трудовой
деятельности учащихся является практический показ и
обучение их способам и приемам работы, соблюдения
правил техники безопасности. В данном случае речь идет
об элементах трудового обучения, формировании трудовых
умений и навыков, трудовой сноровки, без которых нельзя
успешно работать.
5. Большое значение имеет руководство самим про
цессом труда и оказание помощи учащимся в овладении
более рациональными способами его выполнения. Учи
телю надо быть внимательным и следить, кто как работа
ет, кто испытывает затруднения, кому нужно помочь.
Особое внимание нужно обращать на соблюдение правил
техники безопасности, предупреждать учащихся об ос
торожности в обращении с орудиями труда и техничес
кими средствами.
6. Неотъемлемой частью организации труда является
раскрытие и осмысление его связи с обучением, а также
его роли в углублении и расширении знаний школьни
ков. Когда, например, учащиеся работают на пришколь
ном участке, то эти вопросы всегда выступают на первый
план. Школьники на практике применяют свои знания о
способах посадки деревьев, различных растений, изуча-
ют влияние минеральных удобрений на рост и урожайность сельскохозяйственных культур и т.д. Тесно связаны с обучением такие виды труда, как изготовление учебных пособий, работа с приборами и реактивами в учебных кабинетах. Сложнее обстоит дело, когда речь идет о производительном труде. Тем более вдумчиво нужно относиться учителям к использованию его в учебно-воспитательных целях. Допустим, школьники работают на рыхлении междурядий свеклы, кукурузы или картофеля. В этом случае полезно вспомнить, что рыхление почвы нередко называют "сухой поливкой" растений и разъяснить учащимся, что рыхление разрушает капилляры в верхнем слое почвы и тем самым уменьшает испарение влаги. Практическое обращение с техникой, различными химикатами углубляет знания школьников по физике, химии, биологии.
Подобная связь труда с обучением не должна носить механического характера. Ее необходимо осуществлять тогда, когда есть возможность, когда между трудом и знаниями существует содержательная связь. Искусственные же увязки пользы не приносят. Хорошо организованный труд и его материальные результаты сами по себе положительно влияют на обучение учащихся: они воспитывают упорство в преодолении трудностей, формируют у них коллективизм, стремление к взаимопомощи, то есть те качества, которые обеспечивают успех как в физической работе, так и в учебных занятиях.
7. Для воспитания добросовестного отношения к труду большое значение имеет стимулирование трудовой активности учащихся, формирование и укрепление у них потребностно-мотивационной сферы в этом направлении, о чем шла речь выше. Но вместе с потребностями и мотивами значительную роль в стимулировании трудовой активности школьников играет сама форма организации труда. Можно просто поехать классом на сельскохозяйственные уборочные работы, а можно позаботиться о том, чтобы эта работа приняла интересную форму, например, провести "трудовой десант", создать временную производственную бригаду — и работа пойдет веселее.
Вообще нужно стремиться к тому, чтобы в организацию ученического труда непрерывно вносились новые творческие элементы, чтобы ее формы постоянно обновлялись и представляли собой определенные черты свежести, а иной раз и романтики. Многое здесь дает ис-
пользование методики коллективных творческих дел учащихся, привлечение их самих к поиску объектов труда и придание ему привлекательных форм организации. Вот школьники обратили внимание на то, с какой радостью их встречают малыши из соседнего детского сада. Учитель подсказывает им провести операцию "ПМД" ("Подарок младшим друзьям"), в процессе которой они готовят детям игрушки, сувениры, новые игры. В зимнее время учащиеся задумывают новую трудовую операцию "Снежная сказка" и по секрету от малышей делают различные скульптуры из снега, строят снежную крепость и т.д.
В предновогодние дни в школе проводится ролевая игра "Фабрика". Школьники распределяют между собой разные "роли": одним поручается подготовить оформление помещения к новогоднему вечеру, другим — организовать выставку юмористических рисунков, третьим — навести порядок и чистоту в школе, четвертым — изготовить кормушки и домики для птиц и т.д. В результате все заняты конкретными делами, в школе поддерживается бодрое трудовое настроение, дети с охотой выполняют свои обязанности, расширяется сфера их потребностей в новых видах труда и практической деятельности1.
Таковы основные методические требования, с учетом которых организуется и стимулируется трудовая деятельность школьников и формируется их трудолюбие.
7. Воспитательная работа по профессиональной ориентации учащихся. В системе трудового воспитания важной задачей является работа по профессиональной ориентации школьников, оказание им действенной помощи в сознательном и правильном выборе профессии, их жизненном самоопределении. Эта работа включает в себя несколько направлений.
Одним из этих направлений является ознакомление учащихся с характером и своеобразием различных профессий и специальностей. Реализация этого направления осуществляется прежде всего в процессе обучения, когда учащиеся знакомятся с различными видами труда и профессий. В частности, они изучают жизнь и творческую деятельность ученых, изобретателей, писателей,
1 Иванов И. Трудовое воспитание в коллективных творческих делах // Воспитание школьников. 1989. № 2. С. 38—48.
работников искусства, музыки и т.д. На занятиях по истории и литературе они получают представление о людях физического труда и их работе, предпринимательстве. Это же направление воспитательной работы по профориентации лежит в основе системы внеклассных мероприятий, причем особый акцент необходимо делать на ознакомлении учащихся с производственными профессиями и специальностями. Эффективными средствами являются беседы, лекции и доклады о различных профессиях, встречи с тружениками производства, экскурсии на промышленные и сельскохозяйственные предприятия и стройки, вечера на тему "Кем и каким быть?" и т.д. Для проведения этой работы полезно привлекать родителей, а также представителей различных профессий.
Вторым направлением работы по профессиональной ориентации учащихся является приобщение их к деятельности в сфере промышленности и сельского хозяйства. Она включает показ привлекательного характера производительного труда, создания материальных ценностей общества. Когда ученик лично убеждается в том, какое большое удовлетворение вызывает труд слесаря, токаря, шофера, строителя, комбайнера, эти рабочие специальности будут находиться в сфере выбора им своей будущей профессии.
Третьим направлением профориентации является создание условий для овладения учащимися начатками производственных специальностей. Производственное обучение в школьных производственных комбинатах и особенно на промышленных предприятиях способствует выработке практических умений и навыков в тех или иных областях труда, позволяет учащимся проявлять свои творческие способности, познавать большую радость, которую доставляет человеку работа, ее материальные и духовные результаты. Все это обусловливает необходимость поисков путей сочетания общеобразовательной подготовки учащихся и обучения их трудовым умениям и навыкам. Хорошей формой трудового обучения и профессиональной ориентации оказались межшкольные учебно-производственные комбинаты. Они позволяют создать материально-техническую базу и коллектив мастеров производственного обучения, а также значительно расширить номенклатуру производственных специальностей, которыми могут овладевать учащиеся с учетом местных условий и потребностей окружающих предприятий.
Широкое распространение получило производственное обучение и организация общественно полезного производительного труда учащихся на базовых промышленных предприятиях и стройках. Это помогает школьникам овладевать производственными умениями и навыками, выбрать себе специальность в соответствии со своими склонностями, и после окончания школы многие из них приобщаются к труду в сфере материального производства.
Если в школе умело реализуется рассмотренная выше система трудового воспитания и профессиональной ориентации, она создает педагогические предпосылки для формирования у учащихся потребности в труде, понимания его важного экономического и нравственного значения, способствует овладению трудовыми умениями и навыками, закаляет волевые свойства, что в конечном итоге и формирует трудолюбие, а также бережливость как нравственные качества, помогает жизненному самоопределению школьников.
Нельзя, однако, не отметить того, что в решении этой проблемы имеется много недостатков и трудностей. Нередко в школах нет необходимой системы и регулярности в организации труда учащихся. Не обращается должного внимания на стимулирование их трудовой активности, создание положительных трудовых традиций. До сих пор не решены как следует вопросы связи школ с предприятиями по профессиональной ориентации учащихся, которые в последние годы значительно ослаблены.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ
1. Устно составьте план темы и выделите ее узловые вопросы.
2. Определите функции трудового воспитания в развитии личнос
ти, как они исследованы в педагогике.
3. Раскройте значение понятий: трудовое воспитание, трудовое
обучение, профессиональная ориентация. В какой связи они находятся
между собой?
4. Определите понятие трудолюбие и раскройте его внутреннюю
структуру.
5. Какие виды трудовой деятельности учащихся практикуются в
школе?
6. Какие воспитательные методы и приемы используются в школе
для формирования у учащихся потребности в труде?
7. Раскройте содержание и методику педагогической работы по
формированию у школьников взглядов и убеждений по вопросам тру
долюбия и формированию сознательного отношения к труду.
8. Какие теоретические и методические положения необходимо со
блюдать в процессе непосредственной организации трудовой деятель
ности учащихся и воспитания трудовых умений и навыков?
9. В чем состоит сущность профессиональной ориентации учащихся
и каковы основные направления ее осуществления?
10. Можно ли применять меры принуждения в процессе трудовой
деятельности учащихся?
11. Какие новые моменты в трудовое воспитание учащихся вносит
рыночная экономика?
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Захаров Н.Н. Профессиональная ориентация школьников. М., 1988.
Иващенко Ф.И. Труд и развитие личности школьника. М., 1987.
Иовайше Л.А. Проблемы профессиональной ориентации школьников. М., 1983.
Синицын И.С. Когда воспитывает труд. М., 1987.
Содержание трудового воспитания школьников /Под ред. Я.А.Журкиной, И.И.Зарецкого. М., 1989.
Ушинский К. Д. Труд в его психическом и воспитательном значении // Собр. соч.: В 11 т. М.; Л., 1948. Т. 2.
Чернышенко И.Д. Трудовое воспитание школьников: Вопр. теории и методики. М., 1986.
Глава 23