Учащихся

1. Воспитание добросовестного отношения к тру­
ду и сбережению материальных ценностей как фак­
тор морального формирования личности. Функции
трудового воспитания.

2. Сущность трудового воспитания, трудового обу­
чения и профессиональной ориентации. Понятие тру­
долюбия как личностного качества и его внутренняя
структура.

3. Основные виды трудовой деятельности школь­
ников.


4. Воспитание у учащихся потребности в /пруде,
бережном отношении к материальным ценностям об­
щества и личным вещам.

5. Развитие сознательного отношения к труду,
взглядов и убеждений по вопросам трудолюбия.

6. Организация трудовой деятельности учащихся
и формирование у них трудовых умений и навыков.
Обогащение и обновление форм трудовой деятельнос­
ти школьников.

7. Воспитательная работа по профессиональной
ориентации учащихся.

1. Воспитание добросовестного отношения к труду и сбережению материальных ценностей как фактор морального формирования личности. Функции трудо­вого воспитания. Как отмечалось в главе о целях вос­питания, успешное формирование личности в современ­ной школе может осуществляться только на основе разум­но организованного соединения учебно-воспитательной работы с практической трудовой деятельностью. Передо­вые представители философской и педагогической мыс­ли видели в труде большую преобразующую силу, которая обеспечивает прогрессивное развитие как общества в целом, так и каждого человека в отдельности.

Труд — основной источник материального и духовного богатства общества, главный критерий социального пре­стижа человека, его священный долг, фундамент личност­ного развития. Правильно осуществляемое трудовое вос­питание, непосредственное участие школьников в обще­ственно полезном, производительном труде является дей­ственным фактором гражданского взросления, морально­го и интеллектуального формирования личности, ее физи­ческого развития. Как бы ни сложилась дальнейшая судьба выпускников школы, трудовые умения и закалка потребу­ются им в любой сфере деятельности. Вот почему трудовой элемент в школьном воспитании с давних времен выступа­ет как весьма существенная педагогическая тенденция.

В этом отношении большой интерес представляет высказывание польского ученого и просветителя Яна Сня-децкого (1756-1830)1:

В знаменитых семействах наших два порока, демора­лизующих людей: праздность и отвращение к занятиям и

1 Цит. по: Антология педагогической мысли Белорусской ССР. М., 1986. С. 164.


труду, а потому основой хорошего воспитания должно стать трудолюбие.

Тем большее значение приобретает трудовое воспита­ние в условиях научно-технического прогресса и рыноч­ной экономики, когда от человека требуется высокая квалификация, широкий технический кругозор и спо­собность к быстрому овладению более совершенными тру­довыми умениями и навыками. Вот почему приобщение учащихся в той или иной форме к производительному труду, организация трудового воспитания все более и более пробивают себе дорогу в школах большинства стран мира, становятся неотъемлемой частью учебно-воспита­тельного процесса. Они осуществляются в США, Англии, Германии и других странах. С 1987/88 учебного года во всех основных школах (обычно с 9-х классов) Баварии введен предмет "Трудовое обучение", с учащимися про­водится производственная практика в течение одной-двух недель, во время которой они занимаются производитель­ным трудом, приобретают трудовые умения и навыки, знакомятся с рабочими профессиями. В то же время вла­делец предприятия, на котором организуется практика, присматривается к учащимся и, бывает, что некоторых из них после окончания школы он приглашает работать на предприятии.

Необходимость трудового обучения и воспитания школах обусловила большое значение их научного ис­следования. Немало ценных идей по этой проблеме содер­жится в трудах классиков педагогики — Я.А.Коменского, Дж. Локка, И.Г.Песталоцци, А.Дистервега, К.Д.Ушинского и др. Различные аспекты трудового воспитания исследо­ваны П.Р.Атутовым, Н.И.Болдыревым, Н.К.Гончаровым, К.А.Ивановичем, И.С.Марьенко, В.А.Сухомлинским, А.А.Шибановым, М.У.Пискуновым.

В педагогике детально раскрываются функции трудо­вого воспитания в развитии личности и ее нравственном формировании. В частности, обращается внимание на следующие из этих функций.

Труд, практическая производственная деятельность оказывают благотворное влияние на физическое разви­тие человека. Физиологические исследования показыва­ют, что физический труд, связанный с движениями и мускульными упражнениями, с пребыванием на свежем воздухе, укрепляет силы человека и его здоровье, повы-


шает его жизненную энергию и умственную работоспо­собность. Л.Н.Толстой в свое время писал:

При усидчивой умственной работе, без движения и теле­сного труда сущее горе. Не походи я, не поработай я ногами и руками в течение хоть одного дня, вечером я уже никуда не гожусь: ни читать, ни писать, ни даже внимательно слушать других, голова кружится, а в глазах звезды какие-то, и ночь проводится без сна.

Такую же мысль высказывал и К.Д.Ушинский1:

Кто не испытал живительного, освежающего влияния труда на чувства? Кто не испытал, как после тяжелого труда, долго поглощавшего все силы человека, и небо кажется светлее, и солнце ярче, и люди добрее? Как ночные при­зраки от свежего утреннего луча, бегут от светлого и спо­койного лица труда — тоска, скука, капризы, прихоти, все эти бичи людей праздных и романтических героев, стра­дающих обыкновенно высокими страданиями людей, ко­торым нечего делать.

Труд развивает умственные способности человека, его сообразительность, творческую смекалку. Работа на современном производстве требует широкой образователь­ной и технической подготовки, умения быстро овладе­вать новой технологией, способностей в области рациона­лизации и совершенствования трудовых приемов.

Исключительно велико значение труда в нравствен­ном воспитании личности. Многие педагоги связывали трудовую деятельность с развитием гражданского созна­ния школьников, патриотических чувств и понимания своего общественного долга. Каждый воспитанник гото­вится стать членом трудового коллектива. Его значение и ценность как гражданина будет зависеть исключитель­но от его умения трудиться и приносить пользу себе и людям. В то же время от трудовой подготовленности и личного вклада человека в общее дело зависит его мате­риальное благосостояние. В этой связи К.Д.Ушинский подчеркивал: "Самое воспитание, если оно желает счастья человеку, должно воспитывать его не для счастья, а при­готовлять к труду жизни"2.

1 Ушинский К.Д. Собр. соч. Т. 2. С. 342.

2 Там же. С. 348.


Существенная функция труда состоит в формиро­вании у учащихся товарищеских отношений, коллек­тивизма и взаимной требовательности. А.С.Макаренко утверждал1:

Только участие в коллективном труде позволяет челове­ку выработать правильное, нравственное отношение к другим людям - родственную любовь и дружбу по отношению ко всякому трудящемуся, возмущение и осуждение по отно­шению к лентяю, к человеку, уклоняющемуся от труда.

А.С.Макаренко считал труд существенным элементом выработки у воспитанников жизненной сноровки, укреп-ления характера и гражданских чувств2:

Мы хорошо знаем,что от природы все люди обладают приблизительно одинаковыми трудовыми данными, но в жизни одни люди умеют работать лучше, другие - хуже, одни способны только к самому простому труду, другие - к труду более сложному и, следовательно, более ценному. Эти различные трудовые качества не даются человеку от природы, они воспитываются в нем в течение его жизни и в особенности в молодости.

Наконец, труд как фактор воспитания способству­ет жизненному самоопределению и правильному выбору профессии. Как ни многогранно воспитательное значение учения, оно все же связано главным образом с умствен­ной деятельностью и, естественно, формирует интерес преимущественно к интеллектуальной работе. Между тем большинство учащихся после окончания школы влива­ются в сферу материального производства. Чтобы осуще­ствлять их профессиональную ориентацию, необходимо широко использовать организацию различных видов об­щественно полезного труда, дать им возможность испы­тать свои силы и способности в разнообразных сферах производственной деятельности. Все это показывает, какую огромную роль играет трудовое воспитание в ум­ственном, нравственном формировании и всестороннем развитии учащихся. В этом смысле особое значение при обретают слова К.Д.Ушинского о том, что "воспитание не только должно развить разум человека и дать ему из-вестный объем сведений, но должно зажечь в нем жажду

1 Макаренко А.С. Соч. Т.4. С. 397.

2 Там же. С. 395-396.


серьезного труда, без которой жизнь его не может быть ни достойной, ни счастливой"1. Л.Н.Толстой писал, что стыдиться можно и должно не какой-либо работы, хотя бы самой нечистой, а только одного: праздной жизни.

2. Сущность трудового воспитания, трудового обу­чения и профессиональной ориентации. Понятие тру­долюбия как личностного качества и его внутренняя структура. Эти термины являются родственными, но каждый из них имеет свою специфику.

Трудовое воспитание есть процесс организации и сти­мулирования разнообразной трудовой деятельности уча­щихся и формирования у них добросовестного отношения к выполняемой работе, проявления в ней инициативы, творчества, стремления к достижению более высоких результатов.

Понятно, что формирование положительного отноше-- ния к труду нельзя осуществлять без соответствующего научения трудовым умениям и навыкам.

Трудовое обучение выступает как специально органи­зованный педагогический процесс, направленный на ов­ладение практическими приемами того или иного труда, на формирование и совершенствование трудовых уме­ний и навыков.

Профессиональная же ориентация как педагогическая категория обозначает процесс ознакомления учащихся с различными профессиями и видами труда и оказания им помощи в выборе своей будущей профессии и специаль­ности в соответствии с имеющимися склонностями и спо­собностями.

Сопоставляя эти три педагогические категории, сле­дует отметить, что понятие трудовое воспитание явля­ется более широким по сравнению с трудовым обучени­ем и профориентацией. Последние выступают как его составные части. Но, выполняя свои специфические функции, все эти три процесса взаимосвязаны и при ус­пешном их осуществлении способствуют формированию у школьников трудолюбия. Что же такое трудолюбие?

Трудолюбие является результатом трудового воспита­ния, обучения и профессиональной ориентации и высту-

Ушинский К.Д. Собр. соч. Т. 2. С. 354-355.


пает как личностное качество, которое характеризуется прочной потребностно-мотивационной сферой, глубоким пониманием большой преобразующе-воспитательной силы труда (знания и убеждения), умением и стремлением доб­росовестно выполнять любую необходимую работу и про­являть волевые усилия в преодолении тех преград, кото­рые встречаются в процессе трудовой деятельности.

Будучи личностным качеством, трудолюбие, таким образом, включает в себя следующие структурные ком­поненты:

—потребность в созидательно-трудовой деятельности
и ее здоровые социальные и личные мотивы;

—понимание пользы труда для общества и для себя и
убеждение в его нравственной благотворности (сознание);

—наличие трудовых умений и навыков и их постоян­
ное совершенствование;

—достаточно прочную волю личности.

Знание этой структуры имеет определяющее значение для осмысления методических основ трудового воспитания.

3. Основные виды трудовой деятельности школьни­ков. Поскольку трудовое воспитание осуществляется в процессе включения учащихся в соответствующую их возрасту трудовую деятельность, возникает вопрос: в ка­кие виды труда необходимо вовлекать учащихся?

Широкое применение в школе находит прежде всего трудовая деятельность учащихся, связанная с учебны­ми занятиями. Начиная с 1-го класса, учащиеся зани­маются изготовлением разнообразных учебно-наглядных пособий: таблиц, картин, диаграмм, гербариев, коллек­ций, простейших моделей, а в средних и старших классах школьники создают различные механизмы, действующие модели, стенды и т.д. При изучении природоведения и ботаники учащиеся работают на пришкольном учебно-опытном участке, в теплицах и садах, занимаются выращиванием цветов, создают живые уголки, органи-зуют работу по подкормке птиц и диких животных.

Значительное место в трудовом воспитании и обуче-нии занимают ручной труд в начальных классах, заня-тия в учебных мастерских в средних классах и учебно-производственная практика в старших классах.

Большую роль в трудовом обучении и воспитании иг­рает труд по самообслуживанию. Он включает: уход за своими вещами, уборку классов и учебных кабинетов,


ремонт учебно-наглядных пособий, книг в школьной биб­лиотеке, мебели и инвентаря и т.д.

Важным видом трудовой деятельности учащихся явля­ется общественно полезная работа по благоустройству школьной территории, по сбору вторичного сырья, ле­карственных растений, озеленению улиц в населенных пунктах, дорог и т.д. К этой работе привлекаются уча­щиеся от 1 до 11-х классов.

Наконец, в трудовом воспитании большое значение имеет общественно полезный, производительный труд, который организуется в средних и старших классах на промышленных предприятиях, в сельском хозяйстве и который связан с созданием материальных ценностей. Далеко за пределами Азербайджана пользуется извест­ностью Холданская средняя школа.

В этой школе при активном участии школьников постро­ен спортивный стадион и плавательный бассейн. Учащиеся выращивают саженцы фруктовых деревьев и реализуют их за деньги, разводят также для продажи розы. Они не только приобретают трудовые умения и навыки, но и учатся хозяй­ствовать, проявлять предприимчивость. Понятно, что мно­гое здесь зависит от инициативы, активности и заботы пе­дагогического коллектива, от его желания сделать труд дей­ственным средством обучения и воспитания учащихся.

4. Воспитание у учащихся потребности в труде, береж­ном отношении к материальным ценностям общества и личным вещам. Как отмечено выше, существенной зада­чей трудового воспитания является формирование у уча­щихся потребности в труде и бережном отношении к мате­риальным ценностям общества и личным вещам.

Только потребность создает внутреннее влечение к тру­довой деятельности, побуждает учащегося бережно отно­ситься к материальным ценностям общества, способствует формированию таких личностных качеств, как трудолюбие и бережливость.

Успешное решение этой проблемы во многом зависит от характера воспитания детей в семье. Правильное се­мейное воспитание заключается в том, чтобы стержне­вой линией в развитии ребенка было постепенное втяги­вание его в посильную и разнообразную трудовую деятель­ность. Вначале это бывает простейшая работа по самооб­служиванию, связанная с уходом за своими игрушками,


одеждой и обувью. Затем сфера трудовых дел ребенка расширяется: поливка цветов в доме, участие в сухой уборке квартиры, поддержание чистоты в ванной и т.д. В лекции для родителей " Воспитание в труде" А.С.Макаренко перечисляет более 20 видов труда детей в семье1. Учас­тие в посильной и систематической трудовой деятельно­сти позволяет детям не только приучаться к домашнему ТРУДУ и приобретать практические умения и навыки, но и постепенно осознавать свои трудовые обязанности, при­выкать к бережливости. С такими детьми, естественно, легче работать и учителям.

Однако школе необходимо значительно расширять сферу трудовых дел учащихся, включать их в такие виды деятельности, результаты которых связаны с созданием материальных ценностей. Усложнение трудовой деятель­ности учащихся и повышение ее значения требуют воз­буждения у них тех специфических внутренних проти­воречий, под влиянием которых формируется потребность в труде и которые стимулируют развитие трудолюбия и бережливости. Что же это за противоречия и как они создаются?

Одно из этих внутренних противоречий состоит в переживании учащимися "расхождения" между характером домашнего труда и расширением сферы их трудовой деятельности в школе. Когда ученику прихо­дится выполнять различные задания по изготовлению учебных пособий, когда усложняется сфера его деятель­ности в работе по самообслуживанию и благоустройству школы, оказанию помощи близлежащим стройкам, про­мышленным предприятиям, сельскому хозяйству, его труд неизбежно приобретает элементы новизны, стано­вится интересным, что и способствует стимулированию его трудовой активности.

Расширение сферы трудовой деятельности учащихся способствует также возбуждению противоречия меж-ду объемом имеющихся у них умений и навыков и необ-ходимостью овладения новыми трудовыми процессами, а также совершенствования своей сноровки и аккурат­ности в работе. Для этого в процессе воспитания важно показывать учащимся, какие новые умения и навыки они могут приобрести и какие стороны своей трудовой подготовки могут усовершенствовать.

1 Макаренко А.С. Соч. Т. 4. С. 401-402.


Большие возможности для возбуждения потребнос­ти в труде и бережном отношении к материальным ценностям общества предоставляет разъяснение уча­щимся их трудовых обязанностей, а также бережливо­сти как нравственного качества. Когда ученик глубоко осознает общественное и личное значение труда, а также свои обязанности, у него формируется психологическая установка к активной трудовой деятельности, к выпол­нению любой работы.

В возбуждении у школьников переживания внутрен­них противоречий и воспитания потребности в труде и бережном отношении к материальным ценностям боль­шую роль играют формы организации трудовой деятель­ности. Какие же из этих форм получили распростране­ние в школьной практике? Важнейшими из них явля­ются следующие:

—создание постоянных или временных ученических
звеньев для выполнения той или иной работы. Напри­
мер, могут функционировать постоянные звенья по ухо­
ду за плодовыми деревьями в школьном саду, если он
есть, по выращиванию цветов. Временные звенья орга­
низуются для выполнения эпизодической работы, напри­
мер для оформления школьного здания к наступающему
празднику, для совместной работы с шефами и т.д.;

—накопление и развитие трудовых традиций в школе,
например, традиционная подготовка и проведение в школе
"Праздника труда" или праздника "В подарок школе",
когда ученики всех классов изготавливают учебные по­
собия, мастерят модели, закладывают памятные аллеи.
Стимулирующей трудовой традицией являются выстав­
ки технического творчества школьников и т.д.;

—в последние годы в школах создаются производствен­
ные кооперативы, в которых учащиеся занимаются про­
изводительным трудом и получают за это денежную
плату;

—эффективной формой возбуждения трудовой актив­
ности являются индивидуальные трудовые поручения,
которые даются учащимся учителями и ученическими
организациями. Нередко учителя просят того или иного
ученика помочь в уборке учебного кабинета, привести в
надлежащий порядок приборы, мебель и т.д.

5. Развитие сознательного отношения к труду, взгля­дов и убеждений по вопросам трудолюбия. Важной сто-


роной трудолюбия является глубокое понимание лич­ностью существенного значения труда в жизни общества и каждого человека, ее взгляды и убеждения в необходи­мости вносить свой вклад в развитие экономики, созда­ние личного материального добробыта.

Развитие сознательности, взглядов и убеждений по вопросам трудолюбия осуществляется прежде всего в процессе учебных занятий. Учебный материал по лите­ратуре, языкам, истории и другим предметам содержит немало примеров и фактов, позволяющих раскрывать благотворное влияние труда на человека, на его чувства и моральное формирование. Развитие общественных фор­маций основывалось в конечном итоге на создании мате­риальных ценностей и жизненных средств, что влекло за собой эволюцию социальных и моральных отношений. В этом смысле главным двигателем социального прогресса был человек труда, его творческо-преобразующая деятель­ность. Эти идеи пронизывают содержание такого учебно­го предмета, как история, и овладение им позволяет глу­боко осмысливать значение труда в развитии общества.

Возвышающая человека роль труда, его одухот­воряющая нравственная сущность ярко освещаются в произведениях художественной литературы. Благородство труда воспевали А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов, А.Н.Некрасов, М.А.Шолохов, Я.Купала, Я.Колас и другие писатели. Глубокое осмысление и овладение этим мате­риалом не только расширяет кругозор учащихся по воп­росам о роли труда в жизни общества, но и позволяет им осознавать его большое значение в личностном развитии человека, закладывает основы их взглядов и убеждений.

Широкие возможности в этом плане предоставляют также разнообразные формы морально-познавательной деятельности учащихся в системе внеклассной работы. Различные вопросы о роли труда в улучшении благосос­тояния народа раскрываются в этических беседах, лек­циях, докладах, на классных часах. На эти темы прово­дятся читательские конференции, школьные вечера, дис­путы, встречи с тружениками промышленности и сельско­го хозяйства, экскурсии на производство и др. Во многих школах поддерживаются шефские связи с предприятия­ми, колхозами и совхозами, создаются комнаты боевой и трудовой славы. Для развития сознательности, взглядов и убеждений учащихся в этих случаях используются методы убеждения-разъяснения, положительные примеры и т.д.


Воспитательное значение учебной и внеклассной работы в формировании трудолюбия учащихся, их взгля­дов и убеждений зависит от ее содержательности, эмоци­ональности и умелого учета возрастных особенностей школьников. Однако, как отмечалось выше, в структуре трудолюбия как личностного качества, пожалуй, чуть ли не главным являются трудовые умения и навыки в различных видах производственной деятельности. Какие же теоретические и методические проблемы здесь возни­кают?

6. Организация трудовой деятельности учащихся и формирование у них трудовых умений и навыков. Обо­гащение и обновление форм трудовой деятельности школьников. Чтобы трудовая деятельность учащихся развивала их сознательность, взгляды и убеждения и спо­собствовала формированию практической стороны тру­долюбия как личностного качества, ее необходимо мето­дически правильно организовать. Наиболее существенны­ми вопросами этой методики являются следующие.

1. В процессе воспитания, исходя из необходимости включения учащихся в разнообразную трудовую деятель­ность, учителям и классным руководителям следует не только заботиться о подборе объектов труда, но и тща­тельно продумывать систему его организации с тем, чтобы он носил регулярный характер. С этой точки зрения нуж­но планировать трудовую деятельность таким образом, чтобы наряду с более или менее постоянной работой (уча­стие в самообслуживании, сдача каждым школьником определенного количества макулатуры, работа на при­школьном учебно-опытном участке, в школьных мастер­ских и т.д.) учащиеся систематически изготовляли учеб­ные пособия для школьных кабинетов и выставок, зани­мались благоустройством прилегающей к школе терри­тории, работали по заданию подшефных предприятий как в процессе учебного года, так и во время каникул. В сред­них и старших классах полезно, чтобы школьники сами планировали свой труд и сами решали, как лучше его организовать. В этих случаях учителя и классные руко­водители выступают лишь как советчики и консультанты и оказывают помощь в решении тех вопросов, которые вызывают у школьников определенные затруднения. Если в школе обеспечивается регулярное участие всех уча­щихся в разнообразных видах труда, тогда создаются условия для нормального трудового воспитания.


2. При организации труда нужно четко определять те
задачи, которые должны решать учащиеся, а также
разъяснять их общественное и нравственное значение.
Например, учащиеся-подростки и старшеклассники на­
правляются на оказание помощи в уборке урожая. Нака­
нуне этого необходимо определить, какую работу они
будут выполнять и какие конкретные задачи стоят перед
ними, подробно разъяснить необходимость этой помощи
и ее народнохозяйственное значение. Все это должно
делаться кратко и тактично, без лишних призывов и тем
более морализирования. Осмысление важности труда и
связанных с ним задач способствует возбуждению у уча­
щихся потребности хорошо выполнить трудовое задание,
создает психологическую установку на преодоление труд­
ностей, рождает чувство ответственности и долга.

3. В методике трудового воспитания существенно
важным является определение порядка выполнения на­
меченного труда, распределение обязанностей между уча­
щимися, выделение ответственных за отдельные участ­
ки работы и определение формы подведения результатов
ее выполнения.

4. Весьма важной стороной организации трудовой
деятельности учащихся является практический показ и
обучение их способам и приемам работы, соблюдения
правил техники безопасности. В данном случае речь идет
об элементах трудового обучения, формировании трудовых
умений и навыков, трудовой сноровки, без которых нельзя
успешно работать.

5. Большое значение имеет руководство самим про­
цессом труда и оказание помощи учащимся в овладении
более рациональными способами его выполнения. Учи­
телю надо быть внимательным и следить, кто как работа­
ет, кто испытывает затруднения, кому нужно помочь.
Особое внимание нужно обращать на соблюдение правил
техники безопасности, предупреждать учащихся об ос­
торожности в обращении с орудиями труда и техничес­
кими средствами.

6. Неотъемлемой частью организации труда является
раскрытие и осмысление его связи с обучением, а также
его роли в углублении и расширении знаний школьни­
ков. Когда, например, учащиеся работают на пришколь­
ном участке, то эти вопросы всегда выступают на первый
план. Школьники на практике применяют свои знания о
способах посадки деревьев, различных растений, изуча-


ют влияние минеральных удобрений на рост и урожай­ность сельскохозяйственных культур и т.д. Тесно свя­заны с обучением такие виды труда, как изготовление учебных пособий, работа с приборами и реактивами в учебных кабинетах. Сложнее обстоит дело, когда речь идет о производительном труде. Тем более вдумчиво нуж­но относиться учителям к использованию его в учебно-воспитательных целях. Допустим, школьники работают на рыхлении междурядий свеклы, кукурузы или карто­феля. В этом случае полезно вспомнить, что рыхление почвы нередко называют "сухой поливкой" растений и разъяснить учащимся, что рыхление разрушает ка­пилляры в верхнем слое почвы и тем самым уменьшает испарение влаги. Практическое обращение с техникой, различными химикатами углубляет знания школьников по физике, химии, биологии.

Подобная связь труда с обучением не должна носить механического характера. Ее необходимо осуществлять тогда, когда есть возможность, когда между трудом и знаниями существует содержательная связь. Искусствен­ные же увязки пользы не приносят. Хорошо организо­ванный труд и его материальные результаты сами по себе положительно влияют на обучение учащихся: они вос­питывают упорство в преодолении трудностей, формиру­ют у них коллективизм, стремление к взаимопомощи, то есть те качества, которые обеспечивают успех как в фи­зической работе, так и в учебных занятиях.

7. Для воспитания добросовестного отношения к тру­ду большое значение имеет стимулирование трудовой активности учащихся, формирование и укрепление у них потребностно-мотивационной сферы в этом направлении, о чем шла речь выше. Но вместе с потребностями и моти­вами значительную роль в стимулировании трудовой активности школьников играет сама форма организации труда. Можно просто поехать классом на сельскохозяй­ственные уборочные работы, а можно позаботиться о том, чтобы эта работа приняла интересную форму, например, провести "трудовой десант", создать временную произ­водственную бригаду — и работа пойдет веселее.

Вообще нужно стремиться к тому, чтобы в организа­цию ученического труда непрерывно вносились новые творческие элементы, чтобы ее формы постоянно обнов­лялись и представляли собой определенные черты све­жести, а иной раз и романтики. Многое здесь дает ис-


пользование методики коллективных творческих дел учащихся, привлечение их самих к поиску объектов труда и придание ему привлекательных форм организации. Вот школьники обратили внимание на то, с какой радостью их встречают малыши из соседнего детского сада. Учи­тель подсказывает им провести операцию "ПМД" ("По­дарок младшим друзьям"), в процессе которой они гото­вят детям игрушки, сувениры, новые игры. В зимнее время учащиеся задумывают новую трудовую операцию "Снежная сказка" и по секрету от малышей делают различные скульптуры из снега, строят снежную кре­пость и т.д.

В предновогодние дни в школе проводится ролевая игра "Фабрика". Школьники распределяют между собой разные "роли": одним поручается подготовить оформле­ние помещения к новогоднему вечеру, другим — органи­зовать выставку юмористических рисунков, третьим — навести порядок и чистоту в школе, четвертым — изгото­вить кормушки и домики для птиц и т.д. В результате все заняты конкретными делами, в школе поддержива­ется бодрое трудовое настроение, дети с охотой выполня­ют свои обязанности, расширяется сфера их потребнос­тей в новых видах труда и практической деятельности1.

Таковы основные методические требования, с учетом которых организуется и стимулируется трудовая деятель­ность школьников и формируется их трудолюбие.

7. Воспитательная работа по профессиональной ори­ентации учащихся. В системе трудового воспитания важной задачей является работа по профессиональной ориентации школьников, оказание им действенной по­мощи в сознательном и правильном выборе профессии, их жизненном самоопределении. Эта работа включает в себя несколько направлений.

Одним из этих направлений является ознакомление учащихся с характером и своеобразием различных про­фессий и специальностей. Реализация этого направления осуществляется прежде всего в процессе обучения, когда учащиеся знакомятся с различными видами труда и профессий. В частности, они изучают жизнь и творчес­кую деятельность ученых, изобретателей, писателей,

1 Иванов И. Трудовое воспитание в коллективных творческих делах // Воспитание школьников. 1989. № 2. С. 38—48.


работников искусства, музыки и т.д. На занятиях по ис­тории и литературе они получают представление о людях физического труда и их работе, предпринимательстве. Это же направление воспитательной работы по профориента­ции лежит в основе системы внеклассных мероприятий, причем особый акцент необходимо делать на ознакомле­нии учащихся с производственными профессиями и спе­циальностями. Эффективными средствами являются беседы, лекции и доклады о различных профессиях, встре­чи с тружениками производства, экскурсии на промыш­ленные и сельскохозяйственные предприятия и стройки, вечера на тему "Кем и каким быть?" и т.д. Для проведе­ния этой работы полезно привлекать родителей, а также представителей различных профессий.

Вторым направлением работы по профессиональной ориентации учащихся является приобщение их к деятель­ности в сфере промышленности и сельского хозяйства. Она включает показ привлекательного характера произ­водительного труда, создания материальных ценностей общества. Когда ученик лично убеждается в том, какое большое удовлетворение вызывает труд слесаря, токаря, шофера, строителя, комбайнера, эти рабочие специаль­ности будут находиться в сфере выбора им своей буду­щей профессии.

Третьим направлением профориентации является со­здание условий для овладения учащимися начатками производственных специальностей. Производственное обу­чение в школьных производственных комбинатах и осо­бенно на промышленных предприятиях способствует выработке практических умений и навыков в тех или иных областях труда, позволяет учащимся проявлять свои творческие способности, познавать большую радость, ко­торую доставляет человеку работа, ее материальные и духовные результаты. Все это обусловливает необходи­мость поисков путей сочетания общеобразовательной под­готовки учащихся и обучения их трудовым умениям и навыкам. Хорошей формой трудового обучения и про­фессиональной ориентации оказались межшкольные учеб­но-производственные комбинаты. Они позволяют создать материально-техническую базу и коллектив мастеров производственного обучения, а также значительно расши­рить номенклатуру производственных специальностей, которыми могут овладевать учащиеся с учетом местных условий и потребностей окружающих предприятий.


Широкое распространение получило производственное обучение и организация общественно полезного произво­дительного труда учащихся на базовых промышленных предприятиях и стройках. Это помогает школьникам овладевать производственными умениями и навыками, выбрать себе специальность в соответствии со своими склонностями, и после окончания школы многие из них приобщаются к труду в сфере материального произ­водства.

Если в школе умело реализуется рассмотренная выше система трудового воспитания и профессиональной ори­ентации, она создает педагогические предпосылки для формирования у учащихся потребности в труде, понима­ния его важного экономического и нравственного значе­ния, способствует овладению трудовыми умениями и на­выками, закаляет волевые свойства, что в конечном ито­ге и формирует трудолюбие, а также бережливость как нравственные качества, помогает жизненному самоопре­делению школьников.

Нельзя, однако, не отметить того, что в решении этой проблемы имеется много недостатков и трудностей. Не­редко в школах нет необходимой системы и регулярнос­ти в организации труда учащихся. Не обращается долж­ного внимания на стимулирование их трудовой активно­сти, создание положительных трудовых традиций. До сих пор не решены как следует вопросы связи школ с пред­приятиями по профессиональной ориентации учащихся, которые в последние годы значительно ослаблены.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

1. Устно составьте план темы и выделите ее узловые вопросы.

2. Определите функции трудового воспитания в развитии личнос­
ти, как они исследованы в педагогике.

3. Раскройте значение понятий: трудовое воспитание, трудовое
обучение, профессиональная ориентация.
В какой связи они находятся
между собой?

4. Определите понятие трудолюбие и раскройте его внутреннюю
структуру.

5. Какие виды трудовой деятельности учащихся практикуются в
школе?

6. Какие воспитательные методы и приемы используются в школе
для формирования у учащихся потребности в труде?


7. Раскройте содержание и методику педагогической работы по
формированию у школьников взглядов и убеждений по вопросам тру­
долюбия и формированию сознательного отношения к труду.

8. Какие теоретические и методические положения необходимо со­
блюдать в процессе непосредственной организации трудовой деятель­
ности учащихся и воспитания трудовых умений и навыков?

9. В чем состоит сущность профессиональной ориентации учащихся
и каковы основные направления ее осуществления?

10. Можно ли применять меры принуждения в процессе трудовой
деятельности учащихся?

11. Какие новые моменты в трудовое воспитание учащихся вносит
рыночная экономика?

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Захаров Н.Н. Профессиональная ориентация школьников. М., 1988.

Иващенко Ф.И. Труд и развитие личности школьника. М., 1987.

Иовайше Л.А. Проблемы профессиональной ориентации школьни­ков. М., 1983.

Синицын И.С. Когда воспитывает труд. М., 1987.

Содержание трудового воспитания школьников /Под ред. Я.А.Журкиной, И.И.Зарецкого. М., 1989.

Ушинский К. Д. Труд в его психическом и воспитательном значении // Собр. соч.: В 11 т. М.; Л., 1948. Т. 2.

Чернышенко И.Д. Трудовое воспитание школьников: Вопр. теории и методики. М., 1986.

Глава 23


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: