Воспитание дисциплины и культуры поведения

1. Формирование дисциплинированности и куль­
туры поведения как важнейшая задача нравствен­
ного воспитания.

2. Различные подходы к разработке проблемы вос­
питания дисциплины и культуры поведения в педа­
гогике.

3. Сущность сознательной дисциплины и культуры
поведения. Понятие дисциплинированности.

4. Формирование у учащихся потребности в со­
блюдении правил дисциплины и культуры поведения.


5. Воспитание сознательного отношения к соблю­
дению установленных в школе правил поведения и
внутреннего распорядка.

6. Выработка у учащихся умений и навыков дис­
циплинированного поведения. Воспитание культуры
поведения.

7. Использование общественного мнения воспита­
тельного коллектива в процессе формирования у уча­
щихся дисциплинированности и культуры поведения.
Индивидуальная работа с учащимися.

8. Выдвижение и решение ведущих воспитательных
задач в процессе формирования у учащихся дисцип­
лины и культуры поведения.

1. Формирование дисциплинированности и культуры
поведения как важнейшая задача нравственного вос­
питания.
При рассмотрении вопроса о содержании нрав­
ственного воспитания отмечалось, что важное место в нем
занимает формирование у учащихся сознательной дис­
циплины и культуры поведения. Чем же оно обусловли­
вается?

Дисциплина прежде всего обеспечивает успех деятель­ности человека. Если он пунктуален, аккуратен, строго выполняет все требования, которые предъявляются к его служебным обязанностям, это создает предпосылки для достижения высоких результатов в работе и повышении ее качества, что, безусловно, хорошо для общества и для самой личности.

Вместе с тем дисциплина обладает значительным воспитательным потенциалом. Она делает человека подтянутым, сдержанным, стимулирует его к самообла­данию, способствует формированию умения подчинять свои действия и чувства достижению поставленной цели, создает условия для преодоления своих недостатков и повышения культуры поведения. Именно это и делает воспитание сознательной дисциплины и культуры пове­дения исключительно важной задачей нравственного формирования личности в школе.

2. Различные подходы к разработке проблемы вос­
питания дисциплины и культуры поведения в педаго­
гике.
В разработке теории и методики воспитания у
школьников дисциплины, как и нравственного форми­
рования вообще, в педагогике сложились три основных


направления. Одно из них ведет свое начало от немецко­го педагога Иоганна Гербарта и целиком основано на авторитаризме. Основными средствами авторитарного воспитания в этом смысле являлись: внушение, угроза, контроль за поведением и различного рода наказания, не исключая и физического.

Второе направление связано с теорией так называе­мого "свободного воспитания", согласно которой дисцип­лину детей следует поддерживать и воспитывать не толь­ко не ограничивая их поведения, но, наоборот, обеспе­чивая им полную свободу и включая их в интересную и увлекательную деятельность, за что такой подход к вос­питанию получил название "потешающей педагогики".

Понятно, что как авторитарный подход к формирова­нию дисциплинированности школьников, так и теория "свободного воспитания" были излишне крайними и од­носторонними и не обеспечивали эффективных путей для решения этой сложной проблемы. Авторитарное воспи­тание было рассчитано на поддержание дисциплины в школе путем насаждения страха среди детей. Естествен­но, что сознательность учащихся здесь фактически ис­ключалась, хотя без этого не может быть настоящей дис­циплины.

"Свободное же воспитание" базировалось только на возбуждении интереса детей, игнорировало то, что в жизни и деятельности человека не все может быть инте­ресным и потому нужно приучать детей исполнять и "не­интересную" работу и преодолевать различные соблазны и нездоровые влечения.

Вот почему с давних времен многие прогрессивные педагоги по вопросам формирования дисциплинирован­ности учащихся придерживались третьего направления — гуманистического. Такие идеи, в частности, высказыва­ли Я.А.Коменский, И.Г.Песталоцци, А.Дистервег, К.Д.Ушинский и другие педагоги. Они считали, что дис­циплинированность растущей личности есть очень сложный феномен, в основе которого в органическом един­стве выступают ее сознание, чувства, а также навы­ки и привычки поведения и в котором сочетаются и хорошее понимание правил поведения, и переживание своих обязанностей, и внутреннее стремление к их доб­росовестному выполнению, и способность преодолевать различные препятствия, которые возникают на этом пути.


Структурная сложность данного качества сама по себе исключает использование только какого-то одного под­хода к его формированию — авторитарного или основан­ного на невмешательстве в детское поведение. Процесс этот требует и развития сознательности учащихся, и гуманного отношения к ним, и тактичной требователь­ности, и систематических упражнений (приучения) к со­блюдению правил поведения. Именно это направление и стало определяющим в воспитании у школьников дис­циплинированности и культуры поведения.

3. Сущность сознательной дисциплины и культуры поведения. Понятие дисциплинированности. Слово дис­циплина (disciplina) латинского происхождения и в пе­реводе на русский язык имеет два значения. В одном случае оно означает учение, определенную систему зна­ний, например, математическая дисциплина, лингвисти­ческая дисциплина и т.д. В другом же смысле, в каком мы употребляем его в данном случае, оно обозначает "обя­зательное для всех членов данного коллектива подчине­ние твердо установленному порядку; выдержанность, привычку к строгому порядку"1.

Обратим внимание: дисциплина понимается как на­личие в коллективе (учреждении, школе) твердо уста­новленного порядка, определенных правил, обязательное подчинение этому порядку и соблюдение этих правил всеми членами данного коллектива. Вот эта обязатель­ность дисциплины придает ей определенную специфику в системе морали. Будучи составной частью нравствен­ности, дисциплина охватывает главным образом те сто­роны поведения личности, которые являются для нее обязательными в силу служебных обязанностей и су­ществующих в том или ином учреждении правил внут­реннего распорядка.

Для понимания специфики дисциплины в системе нравственности личности необходимо иметь в виду, что одно и то же правило поведения в одном случае выступа­ет как требование дисциплины, в другом — как норма морали.

Если, например, молодой человек сидя беседует с жен­щиной, которая стоит рядом с ним, или со старшим по воз-

1 Словарь иностранных слов. СПб., 1994. С. 208.


расту мужчиной, его поступок квалифицируется не как нарушение дисциплины, а как отступление от норм веж­ливости и приличия. Но если ученик во время перерыва будет сидеть и разговаривать с учителем, который стоит, то это уже считается недисциплинированностью, так как школьные правила предписывают, чтобы ученик вставал, когда беседует с учителем.

О том, что дисциплина относится преимущественно к выполнению обязательных норм и правил поведения, свя­занных со служебными обязанностями личности, говорят также те особенности, которые она имеет в различных об­щественных сферах. Существует, например, воинская дис­циплина, дисциплина трудовая и т.д. Естественно, есть и школьная дисциплина. Она включает в себя целую систе­му обязательных для учащихся правил поведения, опреде­ленный порядок организации их учебной, трудовой и обще­ственной деятельности, причем выполнение этих правил дол­жно носить сознательный, а не принудительный характер.

Сущность сознательной дисциплины учащихся состоит в знании правил поведения и установленного в школе по­рядка, понимании их необходимости и закрепившейся, устойчивой привычки их соблюдения.

Но если правила дисциплины закрепляются в поведе­нии учащихся и определяют его устойчивость, они пре­вращаются в личностное качество, которое обычно при­нято называть дисциплинированностью. В конечном итоге школьное воспитание и должно направляться на форми­рование у учащихся дисциплинированности.

Сознательная дисциплина, дисциплинированность личности могут иметь различные уровни развития, что находит свое отражение в понятии культура поведения. Однако понятие культура поведения не ограничивается только характеристикой дисциплины учащихся. Оно вклю­чает в себя все стороны нравственного проявления лично­сти. Говорят, например, о культуре речи, о культуре труда, о культуре взаимоотношений в коллективе и т.д.

Культура поведения как специфический термин озна­чает высокую степень отточенности, отшлифованности дей­ствий и поступков человека, совершенство его деятельнос­ти в различных сферах жизни.

Содержание школьной дисциплины, как уже отмеча­лось, определяется теми нормами и требованиями, кото-


рые устанавливаются правилами для учащихся, а также внутренним распорядком школы. Важнейшими из этих правил являются следующие: школьники обязаны доб­росовестно выполнять учебные задания и овладевать знаниями; в хорошем состоянии поддерживать свои учебники, тетради и учебные пособия; соблюдать поря­док и тишину на занятиях; не допускать подсказок и списывания; беречь школьное имущество и личные вещи; проявлять вежливость в отношениях с учителями, старшими и товарищами; принимать участие в обще­ственно полезном труде и внеклассных мероприятиях; не допускать грубых и оскорбительных слов; быть тре­бовательными к своему внешнему виду; поддерживать честь своей школы и своего класса и т.д.

Конкретные требования предъявляются к поведению учащихся на улице и в общественных местах.

Поскольку содержание этих норм и требований долж­но учитывать возрастные особенности учащихся, они имеют свою специфику по отношению к учащимся на­чальных, средних и старших классов. К сожалению, в последние годы внимание к разработке правил поведе­ния школьников ослаблено, хотя четкое их определение имеет большое воспитательное значение. Дело в том, что правила для учащихся и внутренний распорядок школы являются нормативными документами, на основе которых осуществляется воспитание сознательной дисциплины и культуры поведения как личностных качеств школьни­ков. Какой же должна быть эта работа?

4. Формирование у учащихся потребности в соблю­дении правил дисциплины и культуры поведения. Как

и воспитание любого личностного качества, формирова­ние дисциплинированности и культуры поведения бази­руется на потребности учащихся в нравственном росте. Для этого учителя и классные руководители должны со­здавать такие педагогические ситуации, в которых школь­ники переживали бы внутренние противоречия между имеющимся и необходимым уровнем дисциплины и стре­мились к ее улучшению. В этих целях можно использо­вать целую систему методических приемов.

Прежде всего в школе необходимо поддерживать высокую санитарно-гигиеническую культуру и образцо­вый внутренний порядок. Чистота и уют в коридорах, классных помещениях и учебных кабинетах, их хорошая


освещенность и художественное оформление — все это благоприятно влияет на поведение учащихся, побуждает их не проходить мимо брошенной на пол бумажки, сле­дить за своим внешним видом.

Очень важно обеспечить подобный режим с первых дней учебного года. Нужно, чтобы к началу занятий школа была хорошо отремонтирована и поражала уча­щихся чистотой, порядком, эстетичным оформлением. Это придает не только торжественность и значимость началу учебного года, но и оказывает большое дисциплинирую­щее влияние на школьников, на их чувства и сознание.

Немаловажное значение имеет то, чтобы с первых дней занятий было четко организовано дежурство учителей и самих учащихся, продуманы меры поддержания по­рядка и дисциплины во время перемен, игры на свежем воздухе, хорошее проветривание классов и т.д. В от­дельных школах предусматривается все до мелочей.

Если в школе просторный коридор, куда сходятся на перерывах учащиеся нескольких классов, что, естествен­но, создает предпосылки для шума и беготни, в нем расставляются цветы таким образом, чтобы создать огра­ничения для излишней резвости... Особенно тщательно налаживается эта работа в первые дни и месяцы учебного года с тем, чтобы усилить присмотр за порядком и закре­пить необходимые стереотипы поведения.

Большую роль в возбуждении потребности в выработке дисциплинированности и культуры поведения играет так­тичное предъявление требований к учащимся в начале учебного года. Методика этих требований раскрыта в главе о воспитании ученического коллектива. Здесь же необхо­димо подчеркнуть, что требования в этом случае служат средством напоминания правил поведения и обостряют у учащихся переживания внутренних противоречий между имеющимися недостатками в их поведении и правилами, вытекающими из их школьных обязанностей.

Сильнейшее дисциплинирующее влияние на учащихся оказывает увлекательная и содержательная организация учебной работы, умелая активизация их познавательной деятельности и установление благожелательных отноше­ний с учителями. В этом смысле полностью сохраняет свое значение следующее педагогическое положение:

дисциплина в школе воспитывается путем установления стройного порядка в учебной работе, ее высоким качеством


и умелой организацией досуга детей, а также благожела­тельными отношениями между педагогами и учащимися.

Дети чаще всего допускают шалости на малосодержа­тельных и плохо организованных уроках, и именно в этих случаях учителю приходится прибегать к мерам внешне­го дисциплинирования — замечаниям, записям в дне­вниках и т.д.

В оперативном плане, если назрела острая необходи­мость в укреплении дисциплины и порядка в школе или отдельном классе, потребность учащихся в улучшении поведения можно вызвать путем анализа допускаемых ими недостатков и постановки задач по их неотложной ликвидации. Такие задачи ставят учителя и классные руководители, если, например, нужно срочно обратить внимание школьников на поддержание чистоты в школе или улучшить их отношение к общественно полезному труду и т.д.

Если рассмотренные меры — образцовый санитарно-гигиенический порядок в школе, правильная организа­ция поведения учащихся с первых дней учебного года, умелое предъявление к ним педагогических требований и содержательное осуществление учебных занятий — используются достаточно умело и комлексно, они созда­ют действенные предпосылки для воспитания у школь­ников потребности в соблюдении правил поведения и внутреннего распорядка.

5. Воспитание сознательного отношения к соблюде­нию установленных в школе правил поведения и внут­реннего распорядка. Органической частью формирова­ния дисциплинированности и культуры поведения явля­ется воспитание у учащихся понимания и сознательно­го отношения к выполнению своих школьных обязанно­стей и правил внутреннего распорядка. Решающую роль здесь играет проведение содержательной разъяснитель­ной работы и организация познавательной деятельности учащихся по осмыслению правил дисциплины и куль­туры поведения. Эта работа должна осуществляться во всей системе обучения и внеклассных занятий.

Обучение дисциплинирует учащихся прежде всего тем, что оно развивает их интеллектуальный кругозор, повы­шает моральную сознательность и способствует усвоению норм и правил поведения. Большое значение в этом име-


ет содержание изучаемого материала. В этой связи важно подчеркивать и добиваться глубокого усвоения тех аспек­тов основ наук, в которых раскрываются принципы мо­рали и дисциплины для достижения успеха в любой работе и укрепления чувства собственного достоинства. Так, на занятиях по литературе у учащихся формиру­ются представления о моральном облике человека, его убежденности в пользе дисциплины и культуры поведе­ния личности, осмысливаются ее гражданские обязанно­сти. Изучение каждого предмета дает возможность учи­телям разъяснять правила поведения и их влияние на успеваемость учащихся.

Значительная работа в этом направлении должна про­водиться учителями и классными руководителями во внеурочное время. Какими же должны быть ее содержа­ние и основные формы?

Большое место занимает разъяснение правил поведе­ния. С этой целью в школах проводятся беседы и клас­сные часы. Тематика их носит двуплановый характер. Так, в начале учебного года в основном раскрывается со­держание правил поведения учащихся в целом.

В школах практикуются беседы на такие темы: "Чего требуют от учащихся правила поведения?", "Каким долж­но быть поведение школьников?", "Что такое дисциплина?", "Об обязанностях и дисциплине школьников" и др. Обсуж­дение этих вопросов дает учащимся довольно широкое представление о тех требованиях к их поведению, кото­рые вытекают из их школьных обязанностей.

Но чтобы правила поведения оказывали действенное регулятивное влияние на дисциплину учащихся и спо­собствовали их воспитанию, они должны быть усвоены на понятийном уровне и доведены до моральных убеж­дений. Естественно, что воспитательной работе в этом слу­чае необходимо придавать более конкретный характер. Ее тематика должна предусматривать глубокое разъяс­нение важнейших вопросов поведения учащихся и спо­собствовать формированию у них соответствующих по­нятий. Ограничимся лишь одним примером.

Правила поведения учащихся 5—9-х классов требуют, чтобы они настойчиво овладевали знаниями, старательно учились и были внимательными и активными на уроках. Чтобы школьники глубоко уяснили и усвоили эти требова­ния, необходимо помочь им осмыслить, в чем должна за-


ключаться их настойчивость и активность в овладении зна­ниями. Для этого полезно провести не одну, а ряд бесед: "Что такое настойчивость в учении и в чем она проявля­ется", "Что значит быть внимательным на уроке", "О по­знавательной активности в обучении", "Об обязанностях учащихся в учебе" и т.д. Как видим, содержание бесед носит не общий характер, как это зачастую бывает, а на­правлено на раскрытие конкретных понятий: что такое на­стойчивость в учении, что такое обязанность, в чем прояв­ляется внимательность и т.д.

Подобным же образом проводится разъяснительная работа и по другим правилам поведения. Это позволяет не только формировать понятия о важнейших правилах дисциплины, но и многократно обращаться к разъясне­нию одних и тех же требований к поведению учащихся, постоянно расширяя и углубляя их знания. Естественно, что тематика и содержание этих бесед и собраний должны соответствовать возрастным особенностям школьников1.

Усвоение правил и требований дисциплины создает соответствующие психологические установки в поведе­нии, позволяет учащимся сравнивать свои действия и поступки с моральными нормами, способствует форми­рованию у них взглядов и убеждений, которые и опреде­ляют нравственное сознание как важнейший элемент дисциплинированности.

6. Выработка у учащихся умений и навыков дис­циплинированного поведения. Воспитание культуры поведения. Воспитание практической стороны дисцип­линированности и культуры поведения требует умелой и систематической организации упражнений "в правиль­ном поступке" (А.С.Макаренко). Все это обусловливает необходимость широкого использования метода упраж­нений (приучения) в системе обучения и внеклассных занятий. Остановимся на наиболее распространенных из этих упражнений.

Большое значение имеет прежде всего четкое начало занятий. Как уже отмечалось, нельзя начинать урок, пока в классе не установится должный порядок и не будет

1 Этические беседы с учащимися: 5 класс. Мн., 1992; Этические беседы с учащимися: 6 класс. Мн., 1985; Этические беседы с учащи­мися: 7 класс. Мн., 1986; Этические беседы с учащимися: 8 класс. Мн., 1987.


привлечено внимание учащихся к работе. Если же уча­щиеся чем-либо взбудоражены или не успокоились сразу после перемены, для установления дисциплины необхо­димо применять специальные педагогические приемы, чтобы настроить их к работе (о них шла речь в главе об уроке).

Исключительно важно, чтобы учитель перед началом занятий обратил внимание на чистоту в классе, на нали­чие мела у доски и нужных учебных пособий, а в необхо­димых случаях предложил закрыть учебники или при­готовить тетради и ручки для письма. Нет ничего хуже для дисциплины, как суетливость и неорганизованность самого учителя в классе.

Например, учитель начал опрос учащихся по пройден­ному материалу, а потом вдруг обнаружил, что некоторые из них не закрыли учебники. Приходится прерывать отве­чающего и устранять этот недостаток. Или другой пример.-Учитель объявляет о контрольной работе по математике, подходит к доске и записывает задачи, не сделав никаких указаний учащимся. И вот возникают вопросы: "Какое се­годня число?", "Как озаглавить контрольную работу?", "Можно ли выполнять контрольную работу на листках, так как я забыл принести тетрадь?" и т.д. Так по вине учителя на уроке возникает беспорядок.

На уроках необходимо организовывать упражнения и приучать учащихся бесшумно занимать свое место за партой после перемены, правильно сидеть, соблюдать тишину, поднимать руку при желании ответить на по­ставленный вопрос или обратиться к учителю, красиво и стройно стоять у доски, не отвлекаться от занятий и т.д. Ну, а если иной раз возникает, как говорят, "рабочий шумок", опять полезно прибегать к тренировке и, на­пример, предложить учащимся провести "минутку ти­шины". Нужно также упражнять школьников бесшумно выходить из класса после окончания урока, спокойно вести себя на переменах и т.д. Необходимо подчеркнуть, что метод упражнений (приучения) является весьма дей­ственным средством воспитания дисциплины и культуры поведения учащихся в процессе обучения. Но эти упраж­нения необходимо сопровождать краткими пояснениями и беседами об их целесообразности и важности. Особенно широкое применение подобная методика должна нахо­дить в начальных и средних классах.


Приучение к дисциплине на занятиях осуществляется -с помощью дидактических методов и приемов поддержа­ния внимания учащихся, активизации их познаватель­ной деятельности и возбуждения интереса к учению. Увлеченный учебной работой школьник сосредоточива­ется на овладении знаниями, постепенно привыкает к порядку и начинает сам активно бороться со всеми поме­хами, отвлекающими от занятий.

Если в классе обнаруживается, что учащиеся плохо справляются с выполнением домашних заданий, с ними полезно проводить практические занятия с целью при­учения к соблюдению правил умственного труда. Уча­ствуя в этих занятиях, школьники глубже усваивают материал, лучше отвечают на уроке и на собственном опыте убеждаются, насколько эффективнее оказывается учебная работа, если придерживаться необходимых пра­вил.

Не меньшее значение имеют упражнения и для орга­низации поведения учащихся на переменах, а также при проведении внеклассной работы. В некоторых школах для этого используют дежурство школьников. В начале учебного дня дежурные занимают свои посты у входа в школу, у гардероба, в коридорах и классах и следят за порядком и дисциплиной. При виде дежурного учащи­еся не нарушают порядка у гардероба, не бросают на пол бумажки, не проявляют излишней резвости и постепен­но приучаются соблюдать чистоту, порядок и аккурат­ность, шлифуют культуру своего поведения1.

Не чем иным, как упражнением в дисциплинирован­ном поведении, является участие школьников в хорошо налаженном труде, соблюдении правил уличного движе­ния и т.д.

7. Использование общественного мнения воспита­тельного коллектива в процессе формирования у уча­щихся дисциплинированности и культуры поведения. Индивидуальная работа с учащимися. Проводя воспи­тательную работу в коллективе и через коллектив, нуж­но широко использовать его влияние на воспитание дис­циплинированности и культуры поведения учащихся. Большую роль здесь играет опора на актив. Как наибо-

1 Щуркова Н. Как упражнять в дисциплинированности //Народное образование. 1965. № 9.


лее деятельная часть ученического коллектива, активисты проявляют высокую принципиальность при анализе по­ведения учащихся, предъявляют требования к своим то­варищам и ориентируют коллектив на повышение ответ­ственности за соблюдение правил внутреннего распорядка. Вот почему нужно практиковать специальные совеща­ния и беседы с активистами по вопросам выполнения правил для учащихся, предъявлять повышенные требо­вания к улучшению их поведения, поручать им прово­дить разъяснительную работу со своими товарищами.

Опираясь на активистов, необходимо тактично при­менять меры общественного воздействия в тех случаях, когда отдельные учащиеся допускают отклонения от пра­вил поведения. К этим мерам относятся следующие: за­слушивание объяснений учащихся, допускающих нару­шения дисциплины, на классных собраниях, заседаниях ученических комитетов, применение мер общественного порицания, а иногда и взысканий. Однако нужно серьез­но взвешивать целесообразность этих мер и использовать их осторожно и только тогда, когда тот или иной школь­ник умышленно нарушает порядок и не считается с кри­тическими замечаниями со стороны одноклассников и учителей. Общественное воздействие в этих случаях дол­жно выступать как коллективное осуждение недисцип­линированности и в то же время указывать пути к улуч­шению поведения.

Наконец, значительное место в системе внеклассных мероприятий занимает индивидуальная воспитательная работа с учащимися как по преодолению, так и по пре­дупреждению недисциплинированности. Учителям и классным руководителям необходимо внимательно изу­чать поведение школьников, замечать малейшие откло­нения от норм и правил дисциплины, а также выяснять причины этих отклонений. Нужно иметь в виду, что склонность к нарушению порядка появляется не вдруг, она зарождается постепенно, и причинами ее могут быть дурное влияние товарищей, потеря интереса к учебе, от­рицательное отношение к отдельным учителям, небла­гоприятное положение среди сверстников и др. Во всех этих случаях возникает необходимость в индивидуальной работе и оказании помощи ученику. Положительную роль здесь могут сыграть задушевная беседа учителя или клас­сного руководителя, внушение, товарищеский совет, со­вместное обсуждение путей улучшения поведения и т.д.


8. Выдвижение и решение ведущих воспитательных задач в процессе формирования у учащихся дисцип­лины и культуры поведения. В системе воспитательной работы постоянно возникают те или иные задачи, требу­ющие подтягивания отдельных сторон в поведении, дис­циплине, учебе школьников. Например, может обнару­житься неудовлетворительная дисциплина учащихся на переменах, систематическое нарушение режима дня, сни­жение старательности при выполнении домашних зада­ний и т.д. Такие недочеты могут относиться к учащимся как всей школы, так и отдельных классов. Как их пре­одолевать?

При решении данных вопросов в школах нередко ог­раничиваются проведением тех или иных одноразовых мероприятий. Ухудшилась дисциплина на переменах в классе — проводится беседа или собрание на эту тему. Обнаружилось небрежное отношение к школьному иму­ществу — опять собрание или беседа, опять обсуждение. Вполне естественно, что с помощью даже хорошо подго­товленных разовых словесных мероприятий подобные недостатки преодолеть практически невозможно.

Чтобы помочь учащимся в тех или иных вопросах поведения, необходимо осуществить в этом направлении целый комплекс воспитательной работы и в течение не­которого времени воздействовать на их сознание, чувства, поведение и волю. Обратимся к примеру.

После окончания уроков дети беспорядочно бегут к гардеробу, устраивают суету при получении одежды и, таким образом, нарушают порядок. Можно ли этот недо­статок преодолеть с помощью одной, хотя и содержатель­ной беседы или ученического собрания? Конечно, нет. Правду говоря, нужно было бы планировать и строить та­кие гардеробы, чтобы учащиеся могли спокойно, без суеты взять свою одежду. Но пока они небольшие и тесные, нужно преодолевать этот недостаток продолжительной воспита­тельной работой и приучать школьников без шума и суеты идти к гардеробу. Следует поставить перед учащимися задачу не нарушать порядка, одеваясь после занятий, по­высить в этом отношении педагогические требования с тем, чтобы вызывать у них потребность в улучшении своей дисциплины и культуры поведения. Затем нужно позабо­титься о том, чтобы школьники могли быстро получить свою одежду и не простаивать в очереди. Полезно в какой-то форме обсудить этот вопрос на классном собрании. Од-


нако и этого мало. Необходимо специально тренировать учащихся, чтобы они спокойно следовали к гардеробу, и установить надлежащий контроль за их поведением. Только такое сочетание требований, разъяснительной работы и приучения в конечном итоге будет реально влиять на по­ведение учащихся.

Подобным же должен быть подход к воспитанию, если возникает необходимость привлечь внимание учащихся к соблюдению чистоты в школе, формированию береж­ного отношения к школьному имуществу и т.д.

Таковы содержание, внутренняя логика и методичес­кие основы воспитания у учащихся сознательной дис­циплины и культуры поведения.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

1. Раскройте значение дисциплины и культуры поведения в систе­
ме нравственного формирования учащихся.

2. Какие подходы сложились в педагогике при разработке вопросов
теории и методики воспитания дисциплинированности и культуры по­
ведения?

3. Дайте определение понятий: дисциплинированность и культура
поведения.

4. Какие педагогические условия и методы способствуют формиро­
ванию у учащихся потребности в соблюдении правил дисциплины и
культуры поведения?

5. Какой должна быть система воспитательной работы по формиро­
ванию у учащихся взглядов и убеждений (сознания) по вопросам дис­
циплины и культуры поведения?

6. Какие методы необходимо использовать для формирования у
школьников навыков и привычек дисциплины и культуры поведения?

7. Какую роль играет ученический коллектив и как он влияет на
воспитание дисциплины и культуры поведения?

8. Чем обусловливается необходимость выдвижения ведущих вос­
питательных задач в системе формирования у учащихся дисциплины и
культуры поведения и как они должны решаться?

9. Какие общие методы воспитанш используются в процессе фор­
мирования дисциплины и культуры поведения учащихся?

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Воспитание сознательной дисциплины и культуры поведения школь­ников /Сост. Ф.А.Бобков; Под ред. И.С Марьенко. М., 1982.


Колесов Д.М. Предупреждение вредных привычек у школьников. Мн., 1987.

Короткина Т.К., Шалыт Л.Б. Закон школьной жизни. Мн., 1989.

Шамова Т.И., Нефедова К.А. Воспитание сознательной дисциплины школьников в процессе обучения. М., 1985.

Щуркова Н. Как упражнять в дисциплинированности //Народное образование. 1965. № 9.

Этические беседы с учащимися: 5-й класс: Материалы в помощь учителям и классным руководителям /Науч. ред. И.Ф.Харламов. Мн., 1992.

Этические беседы с учащимися: 6-й класс: Пособие для учителя / Науч. ред. И.Ф.Харламов. Мн., 1985.

Этические беседы с учащимися: 7-й класс: Пособие для учителя / Науч. ред. И.Ф.Харламов. Мн., 1986.

Этические беседы с учащимися: 8-й класс: Пособие для учителя / Науч. ред. И.Ф.Харламов. Мн., 1987.

Глава 24 ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

1. Роль эстетического воспитания в развитии лич­
ности.

2. Сущность эстетического воспитания и его со­
держание.

3. Формирование у школьников художественно-
эстетических потребностей.

4. Воспитание у учащихся эстетических представ­
лений, понятий и вкусов.

5. Приобщение школьников к художественному
творчеству и развитие их способностей в области
литературы, музыки и изобразительного искусства.

6. Использование эстетического воспитания в
целях нравственного формирования учащихся.

7. Формирование эстетики поведения.

1. Роль эстетического воспитания в развитии лич­ности. Роль эстетического воспитания в развитии лично­сти, в ее всестороннем формировании трудно переоценить. Уже в древности встречается мысль об элементах эсте­тики и красоты в деятельности и жизни человека. Об этом, в частности, говорится в одной притче Плутарха.

Три раба везут тачку с камнями. Каждому из них фило­соф задает один и тот же вопрос: "Зачем ты везешь эти


тяжелые камни?" Первый отвечает: "Приказали везти эту проклятую тачку". Второй говорит: "Везу тачку, чтобы за­работать на хлеб". Третий же сказал: "Строю прекрасный храм".

Видеть в труде созидательное начало красоты — зна­чит творить прекрасное и в соответствии с ним преобра­зовывать окружающий мир.

Исключительно велико и многообразно влияние ис­кусства как важнейшего элемента красоты и эстетичес­кого отношения к действительности на человека. Оно прежде всего выполняет большую познавательную фун­кцию и тем самым способствует развитию сознания и чувств личности, ее взглядов и убеждений.

В.Г.Белинский отмечал, что в познании окружающего мира имеются два пути: путь научного познания и позна­ние средствами искусства. Он указывал, что ученый гово­рит фактами, силлогизмами, понятиями, а писатель, худож­ник — образами, картинами, но говорят они об одном и том же. Экономист, вооружаясь статистическими данны­ми, доказывает, что положение того или иного класса ухуд­шилось или улучшилось вследствие таких-то и таких-то причин. Поэт же показывает эти изменения с помощью образного, художественного изображения действительно­сти, воздействуя на фантазию и воображение читателей. В этой связи Белинский подчеркивал, что искусство спо­собствует развитию сознания и убеждений человека не меньше, чем наука.

Большую роль играют искусство и эстетическое вос­питание в формировании нравственности. Еще Аристо­тель писал, что музыка способна оказывать влияние на эстетическую сторону души, и, поскольку она обладает таким свойством, она должна быть включена в число пред­метов воспитания молодежи. Отмечая эту сторону воз­действия искусства на личность, А.М.Горький называл эстетику этикой будущего.

Многие наши воины в годы Великой Отечественной войны, идя в бой, несли в вещевых мешках полюбившиеся им художественные произведения. Нельзя не усматривать определенной связи между жизненным подвигом Николая Островского и почти полностью повторившего его судьбу писателя Николая Бирюкова - автора известного романа "Чайка" об отважной партизанке Лизе Чайкиной, который около 30 лет пролежал пораженный тяжелой болезнью


и нашел в себе силы и мужество овладеть мастерством художественного слова, чтобы остаться в строю. Такая же судьба постигла и белорусского писателя Виссариона Гор-бука, который после тяжелого ранения в боях с фашистс­кими захватчиками потерял способность к передвижению и, будучи надолго прикованным к постели, остался в жиз­ненном строю, создал немало художественных произве­дений для детей и взрослых.

Искусство и в особенности литература являются могу­чим средством духовного возвышения человека. "Чем больше я читаю, - писал А.М.Горький, - тем больше книги роднят меня с миром, тем ярче и значительнее становится для меня жизнь". А.И.Герцен отмечал, что без чтения нет и не может быть ни вкуса, ни стиля, ни многосторонней шири понимания. Чтением человек пе­реживает века. Книги оказывают влияние на глубинные сферы человеческой психики. Недаром Э.Хемингуэй срав­нивал книгу с айсбергом, большая часть которого нахо­дится под водой. Искусство развивает эстетическую куль­туру человека, учит его понимать прекрасное и строить, как уже отмечалось, жизнь по "законам красоты".

Однако влияние искусства на воспитание человека в определяющей мере зависит от его художественно-эсте­тического развития. В восточных странах говорят: "Нет красоты в песках пустыни, есть красота в душе араба". Без знания законов художественного отражения действи­тельности, без понимания языка и художественных средств искусство не возбуждает ни мыслей, ни глубо­ких чувств. Оно приносит удовлетворение и наслажде­ние только тому человеку, который имеет определенную подготовку и владеет эстетической образованностью.

Чтобы чувствовать красоту оперного искусства, напри­мер, необходимо знать его особенности, понимать язык музыки и вокала, с помощью которых композитор и певцы передают все оттенки жизни и чувств и воздей­ствуют на мысли и эмоции слушателей. Восприятие по­эзии и изобразительного искусства также требует опре­деленной подготовки и соответствующего понимания. Даже занимательный рассказ не будет возбуждать интереса, если у человека не выработана техника выразительного чтения, если всю свою энергию он будет затрачивать на составле­ние произносимых звуков в слова и не чувствовать их худо­жественно-эстетического влияния.


Задача школы — обеспечить необходимую эстетичес­кую подготовку учащихся, ввести их в большой мир ис­кусства, сделать его действенным средством познания, окружающей действительности, развития мышления и нравственного совершенства.

2. Сущность эстетического воспитания и его содер­жание. Понятие эстетическое воспитание органически связано с термином эстетика, обозначающим науку о прекрасном. Само слово эстетика происходит от гречес­кого aisthesis, что в переводе на русский язык означает ощущение, чувство. Поэтому в общем плане эстетическое воспитание обозначает процесс формирования чувств в об­ласти прекрасного. Но в эстетике это прекрасное связано с искусством, с художественным отражением действительнос­ти в сознании и чувствах человека, с его способностью пони­мать прекрасное, следовать ему в жизни и творить его.

Сущность эстетического воспитания состоит в органи­зации разнообразной художественно-эстетической деятельности учащихся, направленной на формирование у них способностей полноценного восприятия и правиль­ного понимания прекрасного в искусстве и в жизни, на выработку эстетических представлений, понятий и вкусов, а также развитие творческих задатков и дарований в об­ласти искусства.

Поскольку эстетическое воспитание осуществляется с помощью искусства, его содержание должно охватывать изучение и приобщение учащихся к различным видам и жанрам искусства — литературе, музыке, изобразитель­ному искусству. Именно этой цели служит включение в программу школьного обучения белорусского и русского языка и литературы, рисования, пения и музыки. Су­щественной стороной эстетического воспитания является также познание прекрасного в жизни, в природе, в нрав­ственном облике и поведении человека.

Не менее важной стороной содержания эстетического воспитания является его направленность на личностное развитие учащихся. Какие же стороны этого развития оно должно охватывать?

Прежде всего необходимо формировать у учащихся эстетические потребности в области искусства, в по­стижении художественных ценностей общества.

Важнейшим элементом содержания эстетического воспитания является развитие у учащихся художе-


ственных восприятий. Эти восприятия должны охваты­вать широкую сферу эстетических явлений. В частности* необходимо научить школьников воспринимать прекрас­ное как в различных видах искусства, так и в природе, а также в окружающей жизни и поведении людей.

Существенным компонентом эстетического воспитания является овладение знаниями, связанными с понимани­ем искусства и умением выражать свои суждения (взгляды) по вопросам художественного отражения дей­ствительности. Сюда относится формирование у учащихся представлений и понятий о специфике отражения этой действительности в разных видах и жанрах искусства, выработка умения анализировать содержание и нравствен­но-эстетическую направленность произведений искусства.

Большое место в содержании эстетического воспита­ния занимает формирование художественного вкуса, свя­занного с восприятием и переживанием прекрасного. Нужно научить школьников чувствовать красоту и гармонию подлинного произведения искусства, проявлять художественную взыскательность, а также стремление к повышению культуры поведения.

Важным содержательным компонентом эстетическо­го воспитания является приобщение учащихся к худо­жественному творчеству, развитие их склонностей и способностей в музыке, изобразительном искусстве и литературе. Л.Н.Толстой высказывал убеждение в том, что у каждого ребенка есть разнообразные потребности в художественном творчестве, которые необходимо разви­вать и использовать в целях воспитания.

Наконец, эстетическое воспитание должно направ­ляться на раскрытие и осмысление гражданской основы искусства и способствовать формированию у учащихся общественных взглядов и убеждений, а также нравствен­ности. Как же должно осуществляться эстетическое вос­питание?

3. Формирование у школьников художественно-эсте­тических потребностей. Эстетическое воспитание в школе начинается с младших классов в процессе изучения языка, доступных литературных произведений, а также на уроках пения, рисования, природоведения. Основное направление этой работы сводится к практическому оз­накомлению с различными видами искусства, приуче­нию их к эстетическому восприятию и простейшим эсте-


тическим суждениям. В решении указанной задачи боль­шую роль играет пример и художественная подготовка самого учителя. Ему необходимо владеть умением кра­сиво писать, выразительно и эмоционально читать стихи и рассказы, хорошо проводить уроки пения, иметь навы- ки музыкального и изобразительного искусства. Подго- товка учителя и его компетентность в различных видах искусства не только создают условия для переживания детьми внутренних противоречий между имеющимся и необходимым уровнем их эстетического развития, но и возбуждают потребность в приобщении к искусству. Для воспитания художественного восприятия у млад- ших школьников существенное значение имеют исполь­зование приема сравнения при изучении литературных произведений, прослушивании музыки и рассматривании картин и побуждение их к оценке этих произведений, выражению собственного отношения к их достоинствам и недостаткам. Постановка простейших вопросов, направ- ленных на выяснение того, что детям нравится в том или ином произведении, какая картина или музыкальная мелодия лучше, обостряет их восприятие и побуждает к оценочным суждениям.

В воспитании эстетических восприятий необходимо широко использовать заучивание наизусть стихов, песен, демонстрацию репродукций картин лучших художников. Большое значение в младших классах имеет показ кра­соты родной природы, причудливо сочетающей в себе уплывающую в синеву даль полей, бирюзовое течение рек, спокойную, окаймленную кустами и деревьями гладь озер, неповторимую гамму птичьего пения, величавые массивы леса и т.д.

К.Д.Ушинский называл природу одним из лучших воспитателей1:

А воля, а простор, природа... А эти душистые овраги и колыхающиеся поля, а розовая весна и золотая осень, разве не были нашими воспитателями?...Я вынес из впе­чатлений моей жизни глубокое убеждение, что прекрас­ный ландшафт имеет такое огромное воспитательное вли­яние на развитие молодой души, с которым трудно сопер­ничать влиянию педагога...

Для ознакомления учащихся с красотой природы про­водятся экскурсии, организуются наблюдения за сезон-

' Ушинский К.Д. Собр. соч. Т. 11. С. 52-53.


ными изменениями окружающего ландшафта, создаются гербарии, оформляются выставки картин, посвященные животному миру, и т.д. Вместе с тем необходимо воспи­тывать активное отношение к охране природы, органи­зуя для этого кружки "Друзья природы", "Зеленый пат­руль", акции "В защиту леса" и т.д. Все это показывает, что эстетическое воспитание учащихся должно занимать видное место в комплексе учебных и внеклассных заня­тий в начальных классах.

Воспитательная работа по развитию и укреплению эсте­тических потребностей, стремления к восприятию пре­красного продолжается и в последующих классах, но, разумеется, на более высоком уровне.

4. Воспитание у учащихся эстетических представ­лений, понятий и вкусов. Это весьма сложная педагоги­ческая задача. Простейшие эстетические представления и суждения, как уже отмечалось, формируются в на­чальных классах. Однако основная работа в этом направ­лении осуществляется с учащимися-подростками и стар­шими школьниками, обладающими для этого необходи­мыми способностями к более глубокому пониманию ис­кусства.

Очень важно в этих классах обогащать учащихся пред­ставлениями о художественных средствах передачи на­строения человека, которые используются в литературе, музыке и изобразительном искусстве. К примеру, в 7-м классе изучается поэма Янки Купалы "Курган", в кото­рой повествуется о старом певце, не побоявшемся ска­зать князю правду и погибшем от его жестокой руки. Само начало поэмы — образное, со множеством эпитетов — показывает немного грустный рисунок кургана, который прячет трагические тайны прошлого:

Пам1ж пустак, балот беларускай зямл!, На узбярэжжы рак! шумнацечнай, Дрэмле памятка дзён, што у нябыт уцякл!,— Удз1рванелы курган векавечны.

Дуб галле pacnycujy каранасты над 1м, Сухазелле у грудз! упшося; Вецер стогне над 1м уздыханнем глух!м,— Аб м!нуушчыне у жальбах галосе.


На купалле там птушка садзщца, пяе, У пш1пауку воук нема вые; Сонца днём распускав там косы свае, Ночкай зоры глядзяць залатыя.

Хмары неба усцшал! мо тысячу раз, Перуны бш! з краю да краю,— Ён стащь — тэта памяць людская, паказ... Тольк! гутарка ходзщь такая.

А каким лиризмом и теплотой проникнуты строки стихов П.Труса, посвященные матери:


Не засн1,— Пабудз! мяне рана, О!., мая

дарагая матуля!.. Дзе дароп бягуць за курганам, пойдзем зелле зб!раць мы на Яна... Толью ты

Пабудз! мяне рана, О!., мая дарагая матуля!


Пабудз!,

як будзша у маленстве,

Кал! крылася

поле туманам...

Над абл!ччам ма!м

ды заспаным

ты снавала

да сонца —

ой, рана —

пражу сноу

залатога маленства.


В познании художественных средств изображения дей­ствительности в искусстве большое значение имеет ос­мысление и усвоение учащимися таких понятий, как композиция произведения, его сюжет, фабула, художе­ственный образ, эпитет, метафора, сравнение, минор и мажор в музыке, перспектива в изобразительном искус­стве и др.

В последние годы в школьной практике с целью разви­тия эстетических суждений и углубления эстетических взглядов широко используется написание сочинений, устное и письменное рецензирование произведений лите­ратуры, музыки, театральных постановок, кинофильмов и художественных выставок.

В связи с важностью эстетического воспитания и разви­тия у учащихся художественных представлений, поня­тий и суждений большое значение имеет осмысление ими той связи, которая существует между различными вида­ми искусства в отображении жизненных явлений. Вот


почему на занятиях по литературе необходимо использо­вать произведения музыки и изобразительного искусства. Так, при изучении повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка" учитель может использовать иллюстрации С.Герасимова и П.Соколова к этой повести. Изучение сказок Салтыкова-Щедрина обычно сопровождается рассмотрением иллюстраций художников Н.Муратова и Кукрыниксов. Прослушивание романса А.Варламова "Бе­леет парус одинокий" организуется при изучении лири­ки М.Ю.Лермонтова. Подобное синтетическое использо­вание искусства в процессе учебной работы помогает уяс­нению специфики изобразительных средств различных видов искусства и развитию разностороннего и более глу­бокого эстетического восприятия действительности.

Исключительно острой и слабо решаемой в школьной практике является проблема формирования у учащихся полноценных художественных вкусов, умения отличать подлинные высокохудожественные произведения от при­митивного ремесленничества, художественных поделок. Это особенно относится к музыке и изобразительному искусству, когда учащиеся зачастую увлекаются како­фонией и бездумным модернизмом и недооценивают клас­сики, а иногда и форм отечественного искусства. Трудно­сти школы в привитии учащимся художественного вкуса здесь усугубляются тем, что средства массовой информа­ции, дискотеки и видеотеки слишком широко популяри­зируют западную музыку и кинофильмы в ущерб отече­ственному искусству. Преодолеть это влияние можно толь­ко одним — широким использованием классической ли­тературы, лучших образцов современной музыки и худо­жественного творчества.

5. Приобщение школьников к художественному твор­честву и развитие их способностей в области литера­туры, музыки и изобразительного искусства. Будучи по своей природе существом творческим, человек обла­дает склонностью к художественно-творческой деятель­ности. С раннего возраста дети пробуют свои силы в об­ласти пения, рисования, искусства слова. Развивать и совершенствовать эти склонности и способности — одна из задач эстетического воспитания. В младших и сред­них классах она решается прежде всего на занятиях по языку и литературе, рисованию и пению. С этой целью учителя дают школьникам задания делать свои иллюст-



рации к литературным произведениям., пейзажные зари­совки родной природы, пробовать писать стихи или рассказы. Такие задания не имеют целью сформирование профессиональных умений в области художественного творчества, а рассчитаны главным образом на их эстети­ческое развитие.

Для тех же школьников, у которых обнаруживаются творческие способности, подобные занятия служат сред­ством совершенствования художественного опыта, уме­ний и навыков. Здесь иногда имеет значение первое по­буждение, которое дает толчок к серьезным занятиям искусством. Как писалось в одной статье для родителей, "...стоит пробудить в ребенке художника — и его не удер­жишь от творчества: он обязательно будет рисовать, пи­сать стихи или сочинять музыку"1.

Известный композитор Д.Б.Кабалевский выдвигал идею о том, чтобы уроки музыки посвящались практи­ческому изучению музыкальных произведений, глубоко­му ознакомлению учащихся с отражением в музыкальных произведениях явлений жизни, нравственности людей. Художник Б.М.Неменский разработал программу по рисо­ванию, которая, вместо традиционного обучения уча­щихся рисованию отдельных предметов, предусматрива­ет побуждение их к творческому отражению окружаю­щей жизни средствами изобразительного искусства. Это существенно улучшает эстетическое развитие учащихся, понимание ими тесной связи искусства с человеческой жизненной практикой.

Важным средством организации разнообразной худо­жественно-творческой деятельности учащихся являются различные формы внеклассной работы: кружки и сту­дии по литературе, музыке и изобразительному искусст­ву, коллективы художественной самодеятельности, орга­низация встреч с работниками искусства, проведение художественно-творческих конкурсов, олимпиад и т.д. В процессе этой работы школьники приобщаются к твор­честву и делают первые шаги в литературе, музыке и изобразительном искусстве. Результаты художественной деятельности школьников оформляются в виде руко­писных (машинописных) литературных журналов, выста­вок картин и рисунков, организации музыкальных кон­цертов и т.д.


1 Скрылев Ю. Листья самые прекрасные //Семья и школа. 1961. № 12. С. 12.


6. Использование эстетического воспитания в целях нравственного формирования учащихся. При изучении произведений искусства важнейшее значение имеет раскрытие их гражданской и нравственной направлен­ности и использование их в целях морального формиро­вания учащихся. Для этого необходимо вырабатывать у учащихся понимание того, что подлинное произведение искусства всегда утверждает правду жизни, пафос твор­ческого созидания прекрасного, стимулирует стремление людей к прогрессу, к осуществлению идеалов добра, сво­боды и справедливости. Любовь к родине, борьба со всеми искажениями в жизни общества, развитие духовной кра­соты человека-творца — такова идейная направленность произведений лучшей художественной классики. Вот почему при изучении белорусской поэзии нужно обра­щать внимание учащихся на ее свободолюбивые и патри­отические мотивы. Кого не волнуют, например, такие строки из стихотворения Максима Богдановича "Слущия ткачых!", в которых выражается любовь к своему родно­му краю:

А за сцяной смяецца поле, 31яе неба з-за акна,— I думк! мкнуцца м!мавол1 Туды, дзе расцвша вясна; Дзе бл!шча збожжа у яснай дал!, Сшеюць мша васшьк!, Халодным срэбрам ззяюць хвал! Mix гор лючайся раю; Цямнее край зубчаты бора... I тчэ, забыушыся, рука, Замест персщскага узора, Цвяток радз!мы васшька.

Героические патриотические подвиги людей раскры­ваются в произведениях белорусских писателей Я.Купалы, Я.Коласа, М.Лынькова, М.Танка, И.Шамякина, К.Черного, П.Панченки и др.

Для раскрытия нравственного содержания искусства широко используются различные формы внеклассной работы. В школах проводятся тематические литератур­но-художественные вечера: "Песни и музыка Великой Отечественной войны", "Мотивы морали и нравственной чистоты в музыке", "Идеи патриотизма в изобразитель-


ном искусстве" и др. Эти мероприятия оказывают боль­шое влияние на интеллектуальную и эмоционально-нрав­ственную сферу учащихся, развивают и укрепляют чувства, воспитывают моральную чистоту мыслей и по­ведения. Но с чем же связано это влияние? Здесь прояв­ляет себя так называемая эмпатия, то есть перенесение себя в состояние другого человека, побуждение к сопере­живанию его (положительного героя художественного произведения) чувств и эмоционального состояния, стрем­ление следовать его действиям и поступкам.

7. Формирование эстетики поведения. Одновремен­но и в органическом единстве с развитием эстетических потребностей, понятий и вкусов необходимо формировать эстетику поведения учащихся. Эта работа проводится как в системе урочных занятий, так и во внеурочное время. На уроках воспитываются культура соблюдения тишины и порядка, бережное отношение к книгам и тетрадям, школьной мебели и учебному оборудованию, благожела­тельное отношение и вежливость между учащимися. Все это составляет важную область эстетики их повседневно­го поведения.

Эстетика должна характеризовать организацию труда и разнообразной практической деятельности учащихся во внеурочное время. Д.Б.Кабалевский отмечал, что об­ласть прекрасного должна пронизывать все проявления человеческой жизни, одухотворять его труд и поведение. Привлекая школьников к трудовой деятельности, необ­ходимо заботиться о разумной ее организации, раскры­вать ее плодотворное влияние на физические силы и мо­ральные чувства человека.

Учащиеся по заданию учителя сделали уборку и наве­ли чистоту в школьном дворе, привели в порядок посадки декоративных кустов, выкрасили забор. "Смотрите, как уютно и хорошо стало возле нашей школы!" - говорит учи­тель, — и учащиеся любуются делом своих рук, пере­живая радость и воодушевление от сделанного. Школьни­ки вырастили цветы, которые горят яркими красками до глубокой осени под окнами школы. Их руками создан и ухожен учебно-опытный участок, на который можно за­смотреться. Надо помочь ребятам увидеть красоту своих усилий, что, как правило, побуждает их к дальнейшему улуч­шению своего труда.


Не меньшее значение для воспитания эстетики пове­дения имеют беседы с учащимися о нравственном этике­те, о культуре речи, о внешнем виде человека и его по­ступках, о современной моде в одежде, обуви и причес­ке. Особенно важно предупреждать учащихся от утриро­вания и искажения моды. В этих целях хороший эффект дают встречи с модельерами, работниками парикмахерс­ких и швейных ателье, артистами и т.д. Эти встречи помогают школьникам не только осмысливать проблемы моды и поведения, но и учат их хорошим манерам, пре­дупреждают ультрамодные увлечения, способствуют выработке этической культуры.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

1. Какую роль играет эстетическое воспитание в развитии личности?

2. В чем состоит сущность эстетического воспитания и каково его
содержание?

3. Какие методы и приемы воспитания используются для формиро­
вания у учащихся потребности в эстетическом развитии?

4. Какой должна быть система воспитательной работы по формиро­
ванию у школьников эстетических представлений, понятий и вкусов?

5. Как использовать литературу, музыку и изобразительное искус­
ство для нравственного воспитания учащихся?

6. Какие формы воспитательной работы используются для приоб­
щения учащихся к различным видам художественного творчества и
развития их способностей в области искусства?

7. Как воспитывать у учащихся эстетику поведения?

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Гавриловец К.В., Казимирская И.И. Нравственно-эстетическое вос­питание школьников. Мн., 1988.

Идеи эстетического воспитания: Антология: В 2 т. /Сост. В.П.Шестаков. М., 1973.

Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца. М., 1984.

Неменский Б.М. Мудрость красоты. М., 1981.

Основы эстетического воспитания /Под ред. М.А.Кушаева. М., 1986.

Прасолова Е.Л. В союзе с красотой. М., 1987.

Система эстетического воспитания школьников /Под ред. С.А.Герасимова. М., 1983.

Щиряков Н.Н. Эстетическое воспитание учащихся. Мн., 1970.

Эстетическая культура и эстетическое воспитание /Сост. Г.С.Лабковская. М., 1983.


Глава 25 ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

1. Физическое воспитание в системе всесторонне­
го развития личности. Сущность физического воспи­
тания и его содержание.

2. Основные средства и методы физического вос­
питания.

3. Физическое воспитание в процессе учебных за­
нятий.

4. Внеклассная работа по физическому воспита-

нию.

1. Физическое воспитание в системе всестороннего развития личности. Сущность физического воспитания и его содержание. По значению эта тема должна зани­мать первое место в педагогике, так как физическое вос­питание является основой для развития личности вооб­ще. Но в чем же заключается его значение во всесторон­нем формировании учащихся?

Прежде всего физическое развитие человека создает предпосылки для полноценной умственной работы. Из­вестно, что интеллектуальный труд требует большого напряжения физических сил. Болезненность же человека, отсутствие физической закалки значительно снижают эффективность умственной деятельности. Вот почему многие деятели культуры и ученые (Л.Н.Толстой, И.П.Павлов и др.) стремились сочетать умственные за­нятия с физическими упражнениями, а некоторые актив­но занимались и занимаются спортом.

Физически здоровый человек может лучше проявлять себя в производительном труде, преодолевать большие нагрузки, меньше утомляться.

Наконец, правильное физическое воспитание, участие в спортивно-массовых мероприятиях способствуют фор­мированию нравственности, товарищества, коллекти­визма, требовательности к себе, а также укреплению воли.

В чем же состоит сущность физического воспитания? Для осмысления этого понятия попытаемся сравнить его с другим, близким по значению термином — физическое развитие. Физическое развитие включает в себя те каче­ственные изменения, которые происходят в укреплении


и совершенствовании физических сил человека и его здо­ровья под воздействием благоприятной природной среды и специально организованного воспитания. В этом смыс­ле оно выступает лишь как один из результатов физичес­кого воспитания. Само же физическое воспитание охва­тывает более широкую область педагогического влияния на учащихся. Наряду с физическим развитием оно при­звано возбуждать у них потребность и интерес к занятиям физической культурой и спортом, способствовать глубоко­му осмыслению психофизиологических основ физическо­го развития и укреплению здоровья, а также умственно­му, нравственному и эстетическому формированию.

Физическое воспитание выступает как многогранный процесс организации активной физкультурно-оздорови­тельной деятельности учащихся, направленной на укреп­ление потребности в занятиях физической культурой и спортом, осмысление их психофизиологических основ, развитие физических сил и здоровья, а также выработку санитарно-гигиенических навыков и привычек и здорово­го образа жизни.

Уяснение сущности физического воспитания позволя­ет более конкретно представить его внутреннюю струк­туру и содержание.

С этой точки зрения важное значение в содержании физического воспитания имеет формирование у учащихся потребности в занятиях физкультурой и спортом и укреплении своих физических сил и здоровья. Потреб­ность в данном случае мыслится не только как внутрен­ний побудительный стимул, но и как определенная при­вычка личности заниматься различными физическими упражнениями с целью совершенствования своих физи­ческих сил и общей работоспособности, а также укрепле­ния воли.

Существенным компонентом содержания физическо­го воспитания является обогащение учащихся системой знаний о сущности и общественном значении физкуль­туры и спорта и их влиянии на всестороннее развитие личности. Такие знания расширяют умственный и нрав­ственный кругозор учащихся, повышают их общую куль­туру. Вместе с тем большое значение имеют знания о психофизиологических механизмах влияния физкуль­туры и спорта на формирование личности, укрепление ее здоровья и развитие физических задатков и способнос­тей.


Видное место в физическом воспитании занимает фор­мирование у школьников санитарно-гигиенических на­выков организации труда и разу много отдыха, правиль­ного чередования умственных занятий с физическими упражнениями и разнообразной практической деятель­ностью. Сюда относятся поддержание надлежащей гиги­ены тела и одежды, соблюдение требований режима дня, а также санитарно-гигиенических правил в школе.

Весьма важной содержательной частью физического воспитания является развитие у учащихся двигательных умений и навыков, воспитание и совершенствование вне­шней культуры поведения: осанки, походки, ловкости, быстроты двигательных реакций и т.д.

Наконец, физическое воспитание включает в себя развитие у учащихся физических способностей и стрем­ления к занятиям в различных видах физкультуры и спорта: в легкой или тяжелой атлетике, в спортивных играх, плавании и т.д.

Все эти содержательные компоненты физического вос­питания находят свою реализацию в санитарно-гигиени­ческом режиме школы, в программах учебных занятий по физической культуре, а также в организации спортив­но-массовой работы во внеурочное время. Работа по фи­зическому воспитанию в школе должна направляться в конечном итоге на "гармоничное развитие форм и функ­ций организма человека..., всестороннее совершенство- вание физических способностей, укрепление здоровья, обеспечение творческого долголетия... людей..., воспи­тание моральных, волевых и эстетических качеств лич­ности..., содействие развитию интеллекта"1.

2. Основные средства и методы физического воспи­тания. Формирование у учащихся физической культуры и решение основных задач физического воспитания тре­буют использования разнообразных средств и методов физического развития учащихся. К средствам физичес­кого воспитания относятся: а) естественные силы при­роды: солнце, воздух и вода; б) режим питание, труда и отдыха, в) утренняя гимнастика; г) уроки фз-з


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: