Содержание отношений, которые необходимо фор-мировать в системе всестороннего развития личности

В процессе развития общества сложилось и развивается большое разнообразие отношений, которые определяют умонастроение, деятельность и поведение личности и выступают в качестве важнейших компонентов ее все­стороннего формирования. Эти отношения можно расчле­нить на следующие группы.

Первую группу составляют социальные отношения личности, определяющие ее мировоззрение и обществен­ную направленность поведения.

Вторую группу составляют нравственные отношения. Они включают:

—отношение к родине (патриотизм), к другим стра­
нам и народам (культура межнациональных отношений);

—отношение к труду (трудолюбие);

—отношение к общественному достоянию, охране при­
роды и материальных ценностей общества (бережливость
и т.д.);

—отношение к выполнению служебных обязанностей
(дисциплинированность);

—отношение к другим людям и к самому себе (кол­
лективизм, честность, правдивость, скромность, товари­
щество, чувство собственного достоинства).

Третью группу составляют эстетические отношения (понимание различных видов искусства, стремление к творчеству в области искусства и т.д.).

Четвертую группу составляют отношения, связанные с физической культурой личности.

Все это позволяет сделать вывод, что содержание вос­питательной работы в школе и других образовательно-воспитательных учреждениях включает в себя:

—формирование научного мировоззрения, социализа­
цию личности;

—нравственное развитие учащихся, составными частя­
ми которого являются формирование патриотизма и куль­
туры межнациональных отношений, добросовестного от­
ношения к труду, сознательной дисциплины, культуры
поведения и т.д.;

—эстетическое формирование учащихся;

—физическое развитие.


3. Сущность отношений как предмета воспитания и их переход в личностные качества. Структура лич­ностных качеств и ее значение для процесса воспита­ния. Говоря о необходимости воспитания у учащихся разнообразных отношений к различным сторонам дей­ствительности, к другим людям и самим себе, следует уяснить сущность отношений как предмета воспитания и педагогические подходы к их формированию.

Отношение можно трактовать как переживание и выражение определенных связей, которые устанавлива­ются между личностью и другими людьми, а также различ­ными сторонами окружающего мира и которые, затрагивая сферу ее потребностей, знаний, убеждений, поступков и волевых проявлений, так или иначе сказываются на ее поведении и развитии.

Например, каждый человек обязан трудиться, но трудиться можно по-разному — добросовестно, старательно и, как гово­рят, спустя рукава. По-разному можно относиться к родине, к тому месту, где человек родился, вырос и получил путевку в жизнь. По-разному можно относиться и друг к другу. Одни проявляют гуманность, чуткость, вежливость, скромность, другие же допускают грубость и черствость и т.д. Все это, естественно, не только характеризует поведение, но и сказы­вается на личностном развитии человека.

Однако степень сформированности и прочности отно­шений может быть различной. Например, иной школь­ник понимает положительную сущность вежливости, но в одних случаях он ее проявляет, в других же бывает резким, грубым. Если же вежливость закрепляется и определяет характер поведения человека, она превраща­ется в личностное качество.

Под личностным качеством следует понимать закре­пившееся и ставшее привычным отношение, которое оп­ределяет устойчивость поведения человека в любых из­меняющихся условиях*.

Скажем, если вежливость стала привычной, личность будет проявлять ее не только в условиях нормального общения, но и тогда, когда будет встречаться с грубостью и некорректностью со стороны других людей. Задача школы состоит в том, чтобы формировать у своих питом-

* В психологии личностное качество определяется как единство устойчиво проявляющихся потребностей и привычных способов их реализации, которые формируются у учащихся в процессе коллектив­ной и индивидуальной деятельности.


цев устойчивые отношения, закреплять их и переводить в личностные качества.

Но чтобы формировать личностные качества, необхо­димо знать их психологическую структуру. Как уже от­мечено, с психологической точки зрения, отношения как личностный феномен являются очень сложным образо­ванием и включают в себя сферу потребностей, знаний, чувств, убеждений, поступков и волевых проявлений. Если, например, снова обратиться к вежливости, то в ее структуре можно обнаружить: а) потребность личности быть всегда вежливой и укреплять у себя это каче­ство, б) знание правил и норм вежливости, в) внутрен­нее стремление (чувство) и убеждение в необходимости соблюдения этих норм и правил, г) владение умениями и навыками проявлять вежливость, д) способность к про­явлению волевых усилий и стремление оставаться веж­ливым даже в условиях, когда личность сталкивается с грубостью, непочтительностью и т.д.

Указанные структурные компоненты присущи и та­ким личностным качествам, как патриотизм, трудолю­бие, сознательная дисциплина, коллективизм и др. Все это позволяет заключить, что процесс воспитания лич­ностных качеств включает в себя:

формирование у учащихся потребности в выработке
того или иного качества;

—активную познавательную деятельность по овладе­нию знаниями о сущности формируемого качества, спо­собах его проявления и выработке соответствующих чувств, взглядов и убеждений;

— практическое формирование умений, навыков и привы­
чек поведения, связанных с вырабатываемыми качествами;

- развитие способностей к проявлению волевых уси­лий, позволяющих преодолевать встречающиеся трудно­сти и препятствия, связанные с соблюдением тех или иных норм поведения.

4. Интегративный и целостный характер формиро­вания личностных качеств. Явление генерализации при формировании личностных качеств. В последние годы в педагогике активно разрабатывается проблема интег-ративности (от лат. integratio — объединение в целое каких-нибудь частей, элементов) процесса формирования личностных качеств (В.М.Коротов, И.С.Марьенко, И.Ф.Харламов).


Процесс выработки всякого личностного качества на­чинается с формирования простейших элементов пове­дения, которые в дальнейшем усложняются, переплета­ются и, сочетаясь между собой, то есть интегрируясь, оп­ределяют развитие и укрепление этого качества.

Здесь имеют значение два момента. Во-первых, в силу возрастных особенностей учащихся нельзя сразу во всей полноте сформировать личностное качество. Во-вторых, любое личностное качество является слишком сложным образованием, и его формирование начинается с выработки сравнительно простых умений и навыков поведения и про­должается в дальнейшем путем их усложнения, обогаще­ния и интеграции в сложный комплекс привычек.

Возьмем тот же пример воспитания у детей вежливос­ти. Начинается этот процесс, как правило, с привития таких простейших умений, как первому здороваться со старши­ми, пригласить гостя сесть, уступать место старшим, про­являть готовность к оказанию помощи, выразить сочувствие в соответствующих случаях и т.д. Забегая вперед, отме­тим, что в принципе так же формируются дисциплиниро­ванность, трудолюбие и другие качества.

В этой связи всегда нужно иметь в виду следующее положение.

Когда возникает необходимость в воспитании у уча­щихся того или иного личностного качества, нужно хоро­шо продумать его содержание, выделить в нем простей­шие структурные элементы и определить систему работы по их формированию и интегрированию.

Без такого детального продумывания предстоящей вос­питательной работы нельзя успешно решить ни одной педагогической задачи.

Но в процессе воспитания у учащихся необходимо формировать не одно, а множество различных черт и качеств. Как же быть в этом случае?

При решении данной проблемы следует исходить из того, что, как отмечал А.С.Макаренко, человек не воспи­тывается по частям и что все его свойства и качества развиваются одновременно и в теснейшей связи между собой. В самом деле, учащиеся обычно вовлекаются в различные виды и формы учебной, общественной, пат­риотической, трудовой, нравственно-эстетической и са-нитарно-оздоровительной деятельности, а также нахо­дятся в постоянном индивидуальном и коллективном


общении. Все это способствует развитию у них соот­ветствующих потребностей и мотивов поведения, обога­щает их сознание, взгляды и убеждения, служит средством выработки поведенческих навыков и привычек, что в сво­ей совокупности и приводит к укреплению и совершен­ствованию разнообразных личностных свойств и качеств. Указанная многосторонность и целостность развития учащихся имеет весьма важное методическое значение.

Воспитательная работа в школе должна включать два взаи­мосвязанных направления, одно из которых должно способ­ствовать одновременному формированию всех личностных свойств и качеств учащихся, второе - предусматривать реше­ние в каждый отдельный период работы с детьми одной-двух ведущих воспитательных задач, связанных с выработкой тех черт и качеств, которые отстают в своем развитии.

Подобная организация воспитательной работы имеет большое значение. Дело в том, что развитие всех сторон и свойств личности происходит постепенно и медленно, иногда даже незаметно для самих учащихся. Между тем очень важно, чтобы они ощущали свой рост, совершен­ствование своей духовности и поведения и черпали в них силы для дальнейшей активной работы над собой. Реше­ние ведущих воспитательных задач и формирование свя­занных с ними личностных качеств как раз и способ­ствуют этому. Почувствовав успех в собственном разви­тии, учащийся переживает внутреннее удовлетворение, и у него появляется стремление не только закрепить этот успех, но и активизировать свои усилия в дальнейшем самосовершенствовании.

Немаловажную роль играет здесь и второе положение. Если то или иное личностное качество закрепляется, то по законам генерализации (распространения) оно оказы­вает положительное влияние на развитие других сторон и свойств личности.

Например, в процессе решения ведущей воспитатель­ной задачи учащийся стал более активно читать художе­ственную литературу. Это, несомненно, положительно ска­жется на его интеллектуальном, эстетическом и нравствен­ном формировании, на разумной организации досуга. То же самое происходит, когда школьник улучшает свою дис­циплину, культуру общения и т.д.

Только сочетание этих двух направлений в осуществ­лении воспитательной работы позволяет добиваться ее


высокой результативности и педагогической действенно­сти.

5. Реализация общих закономерностей воспитания в процессе формирования отношений (личностных качеств). Как уже отмечено, процесс формирования от­ношений (личностных качеств), взятый в совокупности с обучением, обусловливает целостное развитие личности, ее воспитанность и обученность. Но формирование отно­шений и обучение, рассматриваемые как две стороны целостного развития личности, принято называть воспи­танием в широком смысле, которое осуществляется на основе ряда общих закономерностей и принципов, о чем шла речь в пятой главе. Эти общие закономерности и принципы имеют кардинальное значение для процесса формирования отношений и должны определять его пе­дагогическую инструментовку. Это значит, что для вос­питания отношений (личностных качеств) необходимо включать учащихся в разнообразную деятельность (учеб­но-познавательную, патриотическую, трудовую и т.д.), возбуждать их собственную активность в работе над со­бой, сочетать уважение и гуманность с высокой требова­тельностью, помогать добиваться радости успехов и т.д. Только при условии умелой реализации всей совокупно­сти общих закономерностей и принципов воспитания можно успешно решать задачи формирования у учащихся личностных отношений (качеств).

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

1. Раскройте и обоснуйте специфические особенности воспитания в
отличие от обучения. Какие выводы на этот счет приводятся в педаго­
гике?

2. Какие проблемы являются предметом исследования теории вос­
питания?

3. Определите основные группы отношений, составляющих содер­
жание воспитания как специфического педагогического процесса.

4. Что такое отношение как предмет воспитания и при каких усло­
виях оно переходит в личностное качество? Что такое личностное каче­
ство?

5. Какова структура личностного качества и какой должна быть вос­
питательная работа по его формированию?

6. В чем выражается интегративный характер формирования личностных
качеств и какое значение имеет он для организации воспитания?


7. Какой должна быть методическая организация воспитательной
работы? В чем выражается явление генерализации при формировании
у учащихся личностных качеств?

8. Какое значение имеют общие закономерности воспитания для
процесса формирования у учащихся личностных качеств?

Глава 18


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: