В процессе развития общества сложилось и развивается большое разнообразие отношений, которые определяют умонастроение, деятельность и поведение личности и выступают в качестве важнейших компонентов ее всестороннего формирования. Эти отношения можно расчленить на следующие группы.
Первую группу составляют социальные отношения личности, определяющие ее мировоззрение и общественную направленность поведения.
Вторую группу составляют нравственные отношения. Они включают:
—отношение к родине (патриотизм), к другим стра
нам и народам (культура межнациональных отношений);
—отношение к труду (трудолюбие);
—отношение к общественному достоянию, охране при
роды и материальных ценностей общества (бережливость
и т.д.);
—отношение к выполнению служебных обязанностей
(дисциплинированность);
—отношение к другим людям и к самому себе (кол
лективизм, честность, правдивость, скромность, товари
щество, чувство собственного достоинства).
Третью группу составляют эстетические отношения (понимание различных видов искусства, стремление к творчеству в области искусства и т.д.).
|
|
Четвертую группу составляют отношения, связанные с физической культурой личности.
Все это позволяет сделать вывод, что содержание воспитательной работы в школе и других образовательно-воспитательных учреждениях включает в себя:
—формирование научного мировоззрения, социализа
цию личности;
—нравственное развитие учащихся, составными частя
ми которого являются формирование патриотизма и куль
туры межнациональных отношений, добросовестного от
ношения к труду, сознательной дисциплины, культуры
поведения и т.д.;
—эстетическое формирование учащихся;
—физическое развитие.
3. Сущность отношений как предмета воспитания и их переход в личностные качества. Структура личностных качеств и ее значение для процесса воспитания. Говоря о необходимости воспитания у учащихся разнообразных отношений к различным сторонам действительности, к другим людям и самим себе, следует уяснить сущность отношений как предмета воспитания и педагогические подходы к их формированию.
Отношение можно трактовать как переживание и выражение определенных связей, которые устанавливаются между личностью и другими людьми, а также различными сторонами окружающего мира и которые, затрагивая сферу ее потребностей, знаний, убеждений, поступков и волевых проявлений, так или иначе сказываются на ее поведении и развитии.
Например, каждый человек обязан трудиться, но трудиться можно по-разному — добросовестно, старательно и, как говорят, спустя рукава. По-разному можно относиться к родине, к тому месту, где человек родился, вырос и получил путевку в жизнь. По-разному можно относиться и друг к другу. Одни проявляют гуманность, чуткость, вежливость, скромность, другие же допускают грубость и черствость и т.д. Все это, естественно, не только характеризует поведение, но и сказывается на личностном развитии человека.
|
|
Однако степень сформированности и прочности отношений может быть различной. Например, иной школьник понимает положительную сущность вежливости, но в одних случаях он ее проявляет, в других же бывает резким, грубым. Если же вежливость закрепляется и определяет характер поведения человека, она превращается в личностное качество.
Под личностным качеством следует понимать закрепившееся и ставшее привычным отношение, которое определяет устойчивость поведения человека в любых изменяющихся условиях*.
Скажем, если вежливость стала привычной, личность будет проявлять ее не только в условиях нормального общения, но и тогда, когда будет встречаться с грубостью и некорректностью со стороны других людей. Задача школы состоит в том, чтобы формировать у своих питом-
* В психологии личностное качество определяется как единство устойчиво проявляющихся потребностей и привычных способов их реализации, которые формируются у учащихся в процессе коллективной и индивидуальной деятельности.
цев устойчивые отношения, закреплять их и переводить в личностные качества.
Но чтобы формировать личностные качества, необходимо знать их психологическую структуру. Как уже отмечено, с психологической точки зрения, отношения как личностный феномен являются очень сложным образованием и включают в себя сферу потребностей, знаний, чувств, убеждений, поступков и волевых проявлений. Если, например, снова обратиться к вежливости, то в ее структуре можно обнаружить: а) потребность личности быть всегда вежливой и укреплять у себя это качество, б) знание правил и норм вежливости, в) внутреннее стремление (чувство) и убеждение в необходимости соблюдения этих норм и правил, г) владение умениями и навыками проявлять вежливость, д) способность к проявлению волевых усилий и стремление оставаться вежливым даже в условиях, когда личность сталкивается с грубостью, непочтительностью и т.д.
Указанные структурные компоненты присущи и таким личностным качествам, как патриотизм, трудолюбие, сознательная дисциплина, коллективизм и др. Все это позволяет заключить, что процесс воспитания личностных качеств включает в себя:
— формирование у учащихся потребности в выработке
того или иного качества;
—активную познавательную деятельность по овладению знаниями о сущности формируемого качества, способах его проявления и выработке соответствующих чувств, взглядов и убеждений;
— практическое формирование умений, навыков и привы
чек поведения, связанных с вырабатываемыми качествами;
- развитие способностей к проявлению волевых усилий, позволяющих преодолевать встречающиеся трудности и препятствия, связанные с соблюдением тех или иных норм поведения.
4. Интегративный и целостный характер формирования личностных качеств. Явление генерализации при формировании личностных качеств. В последние годы в педагогике активно разрабатывается проблема интег-ративности (от лат. integratio — объединение в целое каких-нибудь частей, элементов) процесса формирования личностных качеств (В.М.Коротов, И.С.Марьенко, И.Ф.Харламов).
Процесс выработки всякого личностного качества начинается с формирования простейших элементов поведения, которые в дальнейшем усложняются, переплетаются и, сочетаясь между собой, то есть интегрируясь, определяют развитие и укрепление этого качества.
|
|
Здесь имеют значение два момента. Во-первых, в силу возрастных особенностей учащихся нельзя сразу во всей полноте сформировать личностное качество. Во-вторых, любое личностное качество является слишком сложным образованием, и его формирование начинается с выработки сравнительно простых умений и навыков поведения и продолжается в дальнейшем путем их усложнения, обогащения и интеграции в сложный комплекс привычек.
Возьмем тот же пример воспитания у детей вежливости. Начинается этот процесс, как правило, с привития таких простейших умений, как первому здороваться со старшими, пригласить гостя сесть, уступать место старшим, проявлять готовность к оказанию помощи, выразить сочувствие в соответствующих случаях и т.д. Забегая вперед, отметим, что в принципе так же формируются дисциплинированность, трудолюбие и другие качества.
В этой связи всегда нужно иметь в виду следующее положение.
Когда возникает необходимость в воспитании у учащихся того или иного личностного качества, нужно хорошо продумать его содержание, выделить в нем простейшие структурные элементы и определить систему работы по их формированию и интегрированию.
Без такого детального продумывания предстоящей воспитательной работы нельзя успешно решить ни одной педагогической задачи.
Но в процессе воспитания у учащихся необходимо формировать не одно, а множество различных черт и качеств. Как же быть в этом случае?
При решении данной проблемы следует исходить из того, что, как отмечал А.С.Макаренко, человек не воспитывается по частям и что все его свойства и качества развиваются одновременно и в теснейшей связи между собой. В самом деле, учащиеся обычно вовлекаются в различные виды и формы учебной, общественной, патриотической, трудовой, нравственно-эстетической и са-нитарно-оздоровительной деятельности, а также находятся в постоянном индивидуальном и коллективном
общении. Все это способствует развитию у них соответствующих потребностей и мотивов поведения, обогащает их сознание, взгляды и убеждения, служит средством выработки поведенческих навыков и привычек, что в своей совокупности и приводит к укреплению и совершенствованию разнообразных личностных свойств и качеств. Указанная многосторонность и целостность развития учащихся имеет весьма важное методическое значение.
|
|
Воспитательная работа в школе должна включать два взаимосвязанных направления, одно из которых должно способствовать одновременному формированию всех личностных свойств и качеств учащихся, второе - предусматривать решение в каждый отдельный период работы с детьми одной-двух ведущих воспитательных задач, связанных с выработкой тех черт и качеств, которые отстают в своем развитии.
Подобная организация воспитательной работы имеет большое значение. Дело в том, что развитие всех сторон и свойств личности происходит постепенно и медленно, иногда даже незаметно для самих учащихся. Между тем очень важно, чтобы они ощущали свой рост, совершенствование своей духовности и поведения и черпали в них силы для дальнейшей активной работы над собой. Решение ведущих воспитательных задач и формирование связанных с ними личностных качеств как раз и способствуют этому. Почувствовав успех в собственном развитии, учащийся переживает внутреннее удовлетворение, и у него появляется стремление не только закрепить этот успех, но и активизировать свои усилия в дальнейшем самосовершенствовании.
Немаловажную роль играет здесь и второе положение. Если то или иное личностное качество закрепляется, то по законам генерализации (распространения) оно оказывает положительное влияние на развитие других сторон и свойств личности.
Например, в процессе решения ведущей воспитательной задачи учащийся стал более активно читать художественную литературу. Это, несомненно, положительно скажется на его интеллектуальном, эстетическом и нравственном формировании, на разумной организации досуга. То же самое происходит, когда школьник улучшает свою дисциплину, культуру общения и т.д.
Только сочетание этих двух направлений в осуществлении воспитательной работы позволяет добиваться ее
высокой результативности и педагогической действенности.
5. Реализация общих закономерностей воспитания в процессе формирования отношений (личностных качеств). Как уже отмечено, процесс формирования отношений (личностных качеств), взятый в совокупности с обучением, обусловливает целостное развитие личности, ее воспитанность и обученность. Но формирование отношений и обучение, рассматриваемые как две стороны целостного развития личности, принято называть воспитанием в широком смысле, которое осуществляется на основе ряда общих закономерностей и принципов, о чем шла речь в пятой главе. Эти общие закономерности и принципы имеют кардинальное значение для процесса формирования отношений и должны определять его педагогическую инструментовку. Это значит, что для воспитания отношений (личностных качеств) необходимо включать учащихся в разнообразную деятельность (учебно-познавательную, патриотическую, трудовую и т.д.), возбуждать их собственную активность в работе над собой, сочетать уважение и гуманность с высокой требовательностью, помогать добиваться радости успехов и т.д. Только при условии умелой реализации всей совокупности общих закономерностей и принципов воспитания можно успешно решать задачи формирования у учащихся личностных отношений (качеств).
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ
1. Раскройте и обоснуйте специфические особенности воспитания в
отличие от обучения. Какие выводы на этот счет приводятся в педаго
гике?
2. Какие проблемы являются предметом исследования теории вос
питания?
3. Определите основные группы отношений, составляющих содер
жание воспитания как специфического педагогического процесса.
4. Что такое отношение как предмет воспитания и при каких усло
виях оно переходит в личностное качество? Что такое личностное каче
ство?
5. Какова структура личностного качества и какой должна быть вос
питательная работа по его формированию?
6. В чем выражается интегративный характер формирования личностных
качеств и какое значение имеет он для организации воспитания?
7. Какой должна быть методическая организация воспитательной
работы? В чем выражается явление генерализации при формировании
у учащихся личностных качеств?
8. Какое значение имеют общие закономерности воспитания для
процесса формирования у учащихся личностных качеств?
Глава 18