Цель занятия: ознакомиться с методами оценки степени риска при принятии управленческих решений и приобрести навыки построения модели упрощенной конфликтной ситуации с помощью теории игр.
Игроки.
Фирма А. Кафе — молодое предприятие, образовавшееся год назад. Руководитель — частный предприниматель. Помещение кафе уютное, достаточно просторное; его отличают современный дизайн, хорошее музыкальное оформление. Ассортимент предлагаемых блюд небогатый.
Все они закупаются в готовом виде у посредников. Своих возможностей приготовления пищи у кафе нет. В связи с этим продукция не отличается высоким качеством. Чтобы покрыть издержки, фирма вынуждена устанавливать достаточно высокие цены.
Фирма Б. Бывшая столовая, приобретенная частным предпринимателем месяц назад. Очень большое помещение, нуждающееся в капитальном ремонте. Сервис на очень низком уровне, так как пока не было времени для значительных преобразований. На базе столовой функционирует цех по приготовлению пищи. Продукты поступают с оптовых складов. Цены достаточно низкие. Качество пищи невысокое.
Ситуация. Оба предприятия находятся недалеко от небольшого завода и института, которые не имеют собственных столовых.
Выигрыш. Увеличение числа клиентов одной фирмы на 50 человек (за счет уменьшения клиентов другой).
Идеальные условия игры предусматривают только такую ситуацию, когда выигрыш одного игрока равен проигрышу другого. Это значит, что не может быть такого исхода, когда, например, 26 человек станут клиентами одной фирмы, а 24 — клиентами другой. Возможна лишь такая ситуация, когда все 50 человек станут клиентами либо одной, либо другой фирмы.
Правила игры: игроки по очереди совершают ход, которой представляет собой выбор одной из ниже перечисленных стратегий.
Перечень стратегий (в скобках указан выявленный в результате анкетирования приток клиентов).
• фирма А:
А, — организация цеха по приготовлению пищи (15);
А2 — увеличение ассортимента (7);
А3 — смена поставщиков (2);
А4 — временное снижение цен (10);
А5 — закупка нового оборудования для подогревания пищи (9);
А6 — введение скидок (4);
А, — увеличение рабочего дня (3);
• фирма Б:
Б, — проведение капитального ремонта (7);
Б2 — введение новых стандартов приготовления пищи (10);
Б3 — обновление оборудования цеха (6);
Б4 — увольнение старых и наем новых рабочих (7);
Б5 — создание уютного интерьера (10);
Б6 — сдача в аренду части помещения (2);
Б7 — расширение ассортимента (8).