Условия формирования делинквентного поведения

Несмотря на разнообразные общественные меры, направлен­ные на побуждение граждан следовать установленным законам и правилам, множество людей ежедневно их нарушают. Нередко бывает трудно понять, почему вполне обычные с виду люди вдруг совершают серьезное преступление. Чаще всего это психически здоровые личности, в том числе дети и подростки.

При рассмотрении детерминации противоправных действий обычно говорят о совокупности внешних условий и внутренних причин, вызывающих подобное поведение. Безуслов­но, в каждом конкретном случае имеет место уникальное сочета­ние факторов, тем не менее можно определить некоторые общие тенденции в формировании делинквентного по­ведения.

Социальные условия играют определенную роль в происхожде­нии противоправного поведения. К ним прежде всего относятся многоуровневые общественные процессы. Это, например, слабость власти и несовершенство законодательства, социальные катаклиз­мы и низкий уровень жизни.

Согласно Р.Мертону [15, с. 202], некоторые люди не могут от­казаться от делинквентного поведения, потому что в нынешнем обществе потребления подавляющее большинство любой ценой стремится к доходу, потреблению и успеху. Людям, так или иначе «отодвинутым в сторону» от общественных благ, трудно достичь желанных целей легальным путем.

Социальной причиной антиобщественного поведения конкрет­ной личности также может быть склонность общества навешивать ярлыки. В ряде случаев устойчивое антиобщественное поведение формируется по принципу порочного круга: первичное, случайно совершенное преступление — наказание — опыт насильственных от­ношений (максимально представленный в местах заключения) — последующие трудности социальной адаптации вследствие ярлы­ка «преступника» — накопление социально-экономических трудно­стей и вторичная делинквентность — более тяжкое преступление ■" и т.д.

Данное трагическое обстоятельство замечательно представлено в киноверсии тюремной драмы Стивена Кинга «Побег из ШоУ'


щенка» (1994 г., постановка Ф.Дарабонт). Главный герой фильма Энди Дюфрейн осужден на пожизненное заключение за убийство жены, которого он не совершал. Его способность сопротивляться узаконенному насилию, его гениально подготовленный побег — незаурядное исключение из общего правила. Другой персонаж дра­мы — библиотекарь Брукс Хатмид, проведя 45 лет в тюрьме, без­успешно пытается совершить новое преступление, чтобы остаться «дома». Он совершает самоубийство вскоре после «вынужденно­го» освобождения, не вынеся бремени свободы. В этом случае лич­ность становится жертвой системы насилия и социальных сте­реотипов.

Более того, П.Кутер [15, с. 203] указывает на то, что многие законопослушные люди имеют агрессивно-криминальные импуль­сы, которые не реализуются ими в конкретных действиях, но прое­цируются на других людей, например, совершающих правонару­шения. Вследствие данных проективных процессов правонаруше­ния могут чрезмерно строго оцениваться и несправедливо нака­зываться, что в свою очередь приводит к усилению делинквент -ности.

Таким образом, общество само, как это ни парадоксально, по­средством неоправданных действий и чересчур серьезных наказа­ний воспитывает преступников, от которых хотелось бы избавиться. Государство, провозглашая борьбу с насилием, само его исполь­зует (нередко еще в большем количестве) по отношению к прови­нившемуся. Сегодня 86 стран мира имеют в законодательстве ста­тью о смертной казни. В целом людям навязывается насильствен­ный стереотип взаимоотношений. Представители власти преследу­ют делинквентных личностей, демонстрируя им свою силу так, как те поступали по отношению к своим жертвам. Возникает по­рочный круг, двигаясь по которому, делинквентные личности на­носят вред себе и окружающим.

Об особой роли социальной ситуации в детерминации преступ­ного поведения свидетельствуют наблюдения за поведением лю­дей в условиях тоталитарного режима. П.Кутер [15] приводит ре­зультаты исследований Дикса, изучавшего наследственность и раз­витие личности у ряда массовых убийц из германских СС (до и после их работы в концентрационных лагерях). Было выявлено, что преступное поведение эсэсовцев, хотя и сопровождалось их различными личностными расстройствами, но проявлялось толь­ко в социально санкционированных условиях — в период обуче­ния и работы в концлагерях. До нацистского режима и после него изучаемые личности, как правило, не совершали преступлений.

Существенную роль в происхождении делинквентного поведе­ния играет микросоциальная ситуация. Его формированию, на­пример, способствуют: асоциальное и антисоциальное окружение (алкоголизм родителей, асоциальная и антисоциальная семья или


компания); безнадзорность; многодетная и неполная семья; внут­рисемейные конфликты; хронические конфликты со значимыми другими.

В. Н. Кудрявцев указывает на состояние отчуждения преступни­ка от своей среды, возникающее уже в раннем возрасте. Так, 10% агрессивных преступников считали, что мать их не любила в дет­стве (в «нормальной» выборке только 0,73%) [12].

Суммируя литературные данные, можно перечислить следу­ющие микросоциальные факторы, вызывающие делинквентность:

— фрустрация детской потребности в нежной заботе и привя­
занности со стороны родителей (например, чрезвычайно суровый
отец или недостаточно заботливая мать), что в свою очередь вы­
зывает ранние травматические переживания ребенка;

— физическая или психологическая жестокость или культ силы
в семье (например, чрезмерное или постоянное применение нака­
заний);

— недостаточное влияние отца (например, при его отсутствии),
затрудняющее нормальное развитие морального сознания;

— острая травма (болезнь, смерть родителя, насилие, развод)
с фиксацией на травматических обстоятельствах;

— потворствование ребенку в выполнении его желаний; недо­
статочная требовательность родителей, их неспособность выдви­
гать последовательно возрастающие требования или добиваться их
выполнения;

— чрезмерная стимуляция ребенка — слишком интенсивные
любовные ранние отношения к родителям, братьям и сестрам [2,

с. 61];

— несогласованность требований к ребенку со стороны родите­
лей, вследствие чего у ребенка не возникает четкого понимания
норм поведения;

— смена родителей (опекунов);

— хронически выраженные конфликты между родителями (осо­
бенно опасна ситуация, когда жестокий отец избивает мать);

— нежелательные личностные особенности родителей (напри­
мер, сочетание нетребовательного отца и потворствующей мате-

ри);

— усвоение ребенком через научение в семье или в группе Де'

линквентных ценностей (явных или скрытых).

Как правило, на первых порах, переживая фрустрацию, реб£' нок испытывает боль, которая при отсутствии понимания и смяг­чения переходит в разочарование и злость. Агрессия привлекает внимание родителей, что само по себе важно для ребенка. Кро^е того, используя агрессию, ребенок нередко добивается своих Ue' лей, управляя окружающими. Постепенно агрессия и нарушен*1 правил начинают систематически использоваться как спосо&ь


оЛучения желаемого результата. Делинквентное поведение за­крепляется.

15 исследовании «Преступность несовершеннолетних: тенденции и перспективы» М. Раттер и Д. Гидлер [25] указывают на четкую связь между особенностями раннего детского развития в семье и последующей степенью послушания индивида, но утверждают, что механизмы такого влияния семьи по-прежнему неясны. Они также отмечают корреляцию между социальными переменами и ростом преступности, вновь подчеркивая недостаточность знаний отно­сительно механизмов этой связи. На примере несовершеннолетних исследователи приходят к заключению, что для преступного пове­дения существуют множественные причины, включая влияние групп сверстников, социального контроля и социального науче­ния, биологических и ситуационных факторов. С их точки зрения, абсурдно искать единственное объяснение или единую стратегию профилактики.

Индивидуальные детерминанты противоправного поведения пред­ставляют особый интерес для психологического анализа.

В свою очередь, индивидуальные особенности существенно оп­ределяются половыми различиями. Например, хорошо известно, что противоправное поведение более характерно для мужского пола. Несмотря на рост женской преступности, ее относительные пока­затели значительно ниже мужских, например женские преступле­ния в России в 1998 г. составили 15 % от общего числа зарегистри­рованных случаев [14].

Можно говорить о преступлениях, более свойственных женщи­нам или мужчинам. Такие деликты, как убийство детей, проститу­ция, воровство в магазинах, чаще совершают женщины. Мужчины же чаще угоняют автомобили, учиняют разбои, кражи, наносят телесные повреждения, убивают. Существуют и типично мужские преступления, например изнасилование.

Возрастной фактор определяет своеобразие поведения на раз­ных этапах онтогенеза. Возрастная динамика частоты правонару­шений проявляется следующим образом: возраст большинства пре­ступников колеблется в пределах от 25 до 35 лет; количество пре­ступлений неуклонно растет от 14 до 29; максимум случаев со-ВеРшения преступлений приходится на 29 лет; с 29 до 40 лет Наблюдается постепенное снижение; после 40 лет преступления Редки [14].

Как

Очевидно, что об антисоциальном поведении (в отличие, на-Ример, от агрессивного) имеет смысл говорить лишь по дости­гни определенного возраста, на наш взгляд, не ранее 6—8 лет.

правило, маленький ребенок не может достаточно осознавать

в°е поведение, контролировать его и соотносить с социальными РМами. Только в школе ребенок впервые и по-настоящему стал-Вается с принципиальными социальными требованиями, и толь-


ко начиная со школьного возраста от ребенка ожидается строгое следование основным правилам поведения.

Имеют место и «качественные» особенности проявления де_ линквентного поведения в различном возрасте. Нарушения соци­ального поведения на ранних этапах онтогенеза, вероятно, пред­ставляют собой проблемы психического развития ребенка или не­вротические реакции, носящие преходящий характер. Например воровство ребенка пяти лет может быть связано с гиперактивно­стью, невротической потребностью во внимании и любви, реак­цией на утрату близкого человека, задержкой в интеллектуальном развитии, невозможностью получить необходимые питание и вещи.

С момента поступления в школу ситуация принципиально из­меняется — начинается этап интенсивной социализации личности в условиях возросших психических возможностей ребенка. С этого времени определенные действия ребенка действительно можно рассматривать как приближенные к противоправным. В младшей школьном возрасте (6 — 11 лет) делинквентное поведение может проявляться в следующих формах: мелкое хулиганство, наруше­ние школьных правил и дисциплины, прогулы уроков, побеги из дома, лживость и воровство.

Следует отметить, что социально-экономический кризис в Рос­сии способствовал росту делинквентного поведения, в том числе и в детской возрастной группе. Обнищание части населения, рас­пад институтов общественного воспитания, изменение обществен­ных установок — все это неизбежно приводит к тому, что асоци­альный ребенок беспризорного вида становится привычным геро­ем городских улиц. Уличное хулиганство младших школьников (кра­жи, аферы возле телефонных автоматов, вымогательство) сочета­ется с бродяжничеством, употреблением наркотических веществ и алкоголя. Очевидно, что в подобных случаях детское девиантное поведение закономерно переходит в делинквентное поведение в подростковом и взрослом возрасте.

Противоправные действия в подростковом возрасте (12— 17 лет) являются еще более осознанными и произвольными. Наряду с «при­вычными» для данного возраста нарушениями, такими, как кра­жи и хулиганство — у мальчиков, кражи и проституция — у дево­чек, приобрели широкое распространение новые их формы — тор­говля наркотиками и оружием, рэкет, сутенерство, мошенниче­ство, нападение на бизнесменов и иностранцев. В 1998 г. было заре­гистрировано около 190 тыс. несовершеннолетних преступников (10% от общего числа нарушителей закона) [14]. По статистик большая часть преступлений, совершенных подростками, — грУ11' повые. В группе снижается страх наказания, резко усиливаются аг­рессия и жестокость, снижается критичность к происходящему й к себе. Наиболее показательным примером группового противО' правного поведения является «разгул» болельщиков после футболь'


ноГо матча, среди которых молодые люди составляют большин­ство.

В.Н.Кудрявцев [12] считает, что преступная карьера, как пра­вило, начинается с плохой учебы и отчуждения от школы (нега-хивно-враждебного отношения к ней). Затем происходит отчужде­ние от семьи на фоне семейных проблем и «непедагогических» методов воспитания. Следующим шагом становится вхождение в преступную группировку и совершение преступления- На прохож­дение этого пути требуется в среднем 2 года. По имеющимся дан­ным 60 % профессиональных преступников (воров и мошенников) начали этот путь в шестнадцатилетнем возрасте.

По детерминации можно выделить следующее группы подростков-правонарушителей.

Первую группу представляют подростки, у которых вслед­ствие ряда причин оказываются не развитыми высший чувства (со­весть, чувство долга, ответственность, привязанность к близким) или представления о добре и зле, что искажает их эмоциональную реакцию на поступки.

Ко второй группе можно отнести подростке^ с гипертро­фированными возрастными реакциями, что указываем на преходя­щий характер их оппозиционного и антисоциального поведения (при прочих благоприятных условиях).

Третью группу составляют те, кто устойчивей воспроизво­дит делинквентное поведение своего непосредственного окружения и для кого такое поведение является привычнонормалън&м (с отрица­тельным образом самого себя, отсутствием навыков самоконтро­ля, слабо развитой совестью, потребительским отношением к лю­дям).

К четвертой группе относят подростков с психическими и невротическими расстройствами (у них наряду с де^инквентным поведением присутствуют болезненные симптомы й*ли признаки интеллектуального недоразвития).

Наконец, выделяется пятая группа подростков, сознательно выбирающих делинквентное поведение (не страдающих^ психически­ми расстройствами, обладающих достаточным самоконтролем и понимающих последствия своего выбора).

Наиболее неблагоприятными прогностическими: признаками ^в плане дальнейшего формирования антиобщественного пове­дения) можно считать: отсутствие совести и чувства* вины, пато-огическую лживость, потребительское отношение к? людям, рав-°ДУШие, неряшливость, выраженную психопатологию.

{н>оме полового и возрастного, выделяется консп*1итуциональ-
** 'Фактор.
Исследователи отмечают, что конституциональные
ц° ти вполне могут направить развитие личноости в антисо-

Ю сторону. Например, влечения ребенка моогут быть на-ко сильными, что он с трудом переносит состояние голода,


под влиянием чего он может начать воровать. Или существуют вероятно, выраженные индивидуальные различия в способности маленьких детей устанавливать близкие отношения [2, с. 54].

Вопрос о влиянии психопатологии (в любом возрасте) на де_ линквентное поведение личности остается дискуссионным. «Про­блема соотношения психических отклонений и антиобщественно­го поведения — одна из самых сложных и запутанных в психиат­рии», замечает В.В.Королев [10, с. 5]. В качестве наиболее распро­страненных аномалий, сочетающихся с делинквентным поведе­нием, называются: психопатия; алкоголизм; невротические расстрой­ства; остаточные явления черепно-мозговых травм и органические заболевания головного мозга; интеллектуальная недостаточность [9 10, 16].

Люди, имеющие психические аномалии, проявляют сниженную способность осознавать и контролировать свои действия вследствие интеллектуальной или эмоционально-волевой патологии. В то же время отклонения от медицинской нормы нельзя считать конк­ретными причинами, вызывающими преступные действия, хотя в ряде случаев они сочетаются.

При сочетании психического расстройства с определенными условиями можно ожидать возникновение патологического аффек­та, существенно снижающего вменяемость человека, т.е. его спо­собность осознавать свои действия и контролировать их.

Многие авторы также рассматривают маломотивированные, не­редко неожиданные для окружающих жестокие убийства именно как проявление патологического поведения. Ю. Б. Можгинский [19] указывает, что в случае подобных преступлений, совершенных подростком без признаков психического расстройства до убийства, прослеживаются две основные патологические тенденции: наруше­ние аффектов (депрессии, дистимии) и кризис личности (психопа­тическое развитие). Данные нарушения безусловно сочетаются с конкретным социально-психологическим контекстом. Среди них автор называет конфликтную ситуацию, длительный стресс (за­тяжной конфликт в семье), влияние подростковой группы (груЛ" повых ценностей и правил), комплекс неполноценности, незна­чительную внешнюю угрозу.

X. Ремшмидт [27] в этиологии делинквентного поведения под­ростков выделяет легкие эмоциональные повреждения без признаков других психических заболеваний; выраженные эмоциональные нарУ' шения, которые манифестируются страхами, тоской или насиЛЬ' ственным способом поведения.

Расстройства настроения в ряде случаев сочетаются с патолО'^ гией влечений, например патологическое поведение с периодйЧе ским неодолимым влечением к поджогам (пиромания) или в ^ ровству (клептомания). К этому же ряду расстройств влечений от носятся склонность к побегам и бродяжничество. В целом синдр0


„рушенных влечений характеризуется: импульсивностью, стойко­стью, чуждостью для личности и неодолимостью. X. Ремшмидт, пписывая депрессивных делинквентов, говорит о чередовании со­стояний «усиления влечений и агрессии» и «абсолютной утраты „лечений» [24].

Приведенные данные позволяют говорить о том, что аффек­тивный профиль является одним из наиболее значимых свойств личности, связанных с антисоциальным поведением и зависящих в свою очередь от совокупности внутренних и внешних факторов.

Таким образом, по детерминации поведения можно выделить несколько основных групп делинквентных лич­ностей:

ситуативный правонарушитель (противоправные действия ко­торого преимущественно спровоцированы ситуацией);

субкультурный правонарушитель (нарушитель, идентифициро­вавшийся с групповыми антисоциальными ценностями);

невротический правонарушитель (асоциальные действия которого выступают следствием интрапсихического конфликта и тревоги);

«органический» правонарушитель (совершающий противоправные действия вследствие мозговых повреждений с преобладанием импуль­сивности, интеллектуальной недостаточности и аффективности);

психотический правонарушитель (совершающий деликты вслед­ствие тяжелого психического расстройства — психоза, помраче­ния сознания);

антисоциальная личность (антиобщественные действия которой вызваны специфическим сочетанием личностных черт: враждебно­стью, неразвитостью высших чувств, неспособностью к близости).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: