На первом этапе бурному развитию приграничной торговли способствовали большие различия в соотношении цен на товары потребительского и производственного назначения, а также безвизовый режим. В результате введения в 1993 г. визового режима трансграничного движения, а впоследствии ужесточения бартерной и челночной торговли объемы приграничной торговли стали сокращаться.
С 1993 г. активно развивается однодневный приграничный туризм на безвизовой основе, причем поток туристов из России в Китай значительно превышает обратный поток. В результате активизации приграничной (челночной) торговли в приграничных городах наблюдался бурный рост деловой активности. Ускоренными темпами развивалась инфраструктура, строились дороги и т.д. Благодаря безвизовой форме приграничного туризма резко (в десятки раз) возросло количество гостиниц.
К настоящему времени эта торговля приобрела более цивилизованный вид. На российско-китайской границе вблизи крупных приграничных пунктов пропуска в основном по инициативе китайской стороны за последние годы были созданы приграничные торговые комплексы, через которые осуществляется мелкооптовая приграничная торговля. В 1998 и 1999 гг. были подписаны межправительственные Соглашения о взаимном упрощенном пропуске граждан РФ и Китая в торговые комплексы, создаваемые по обе стороны границы. Приграничное сотрудничество России и Китая строится в основном по традиционной модели.
|
|
Китай в отличие от России проводит активную политику по использованию потенциала ПС, которая выражается в предоставлении приграничным территориям налоговых и таможенных преференций, дополнительных прав местным властям по ведению ПС. Зона действия преференциального режима приграничной торговли ограничена округами и территориями, выделенными из приграничных уездов. В 1992 г. на основе решений Госсовета во Внутренней Монголии (Манчжоули), в провинциях Хэйлунцзян (Хэйхэ и Суй- фынхэ) и Гирин (Хуньчунь) стали создаваться большие СЭЗ и ряд мелких субзон провинциального уровня. В свою очередь правительство приграничной провинции Хэйлунцзян приняло ряд решений, расширяющих сферу открытости районов вдоль границы, путем предоставления им преференций в рамках провинциальных полномочий.
С 1 января 1999 г. была введена так называемая нулевая импортная пошлина на круглый лес и пиломатериалы. Любое предприятие, имеющее право на осуществление экспортно-импортных операций, получило возможность импортировать лесопродукцию. В результате этого доля российских поставок в китайском импорте древесины за нескольких лет выросла с 14% в конце 1990-х годов до 50% в настоящее время. Российские приграничные регионы превратились в поставщиков лесного сырья с угрозой подрыва своей лесозаготовительной базы, а в приграничных китайских регионах стала бурно развиваться лесопереработка.
|
|
Важным элементом ПС стали трудовые миграции. Китай использует российский фактор для решения проблем безработицы в своих приграничных районах. Китайская трудовая миграция, в свою очередь, способствует решению проблем нехватки рабочей силы в сибирских и дальневосточных регионах России.
В последние годы эффективность приграничной торговли для Китая несколько понизилась в связи с переходом к единому таможенному тарифу и отменой 50%-ной налоговой скидки для приграничной торговли. Возможности применять механизм региональных внешнеэкономических преференций сильно снизились в связи с вступлением Китая в ВТО.
Сегодня очевидно, что подъемная сила приграничной и челночной торговли уже выработана, а новые стимулы и направления развития приграничной кооперации пока не заработали. Поэтому Китаем прилагаются серьезные усилия по поиску новых направлений и инструментов сотрудничества, адекватных современным условиям. Одним из направлений является создание финансовой инфраструктуры сотрудничества. Наряду с соглашениями между крупнейшими банками России и КНР, используемыми для обслуживания межправительственных соглашений, важной задачей стала организация прямых расчетов с дальневосточными банками для обслуживания растущего приграничного бизнеса.
Активизации межбанковского сотрудничества способствовала договоренности между Центральным банком РФ и Народным банком Китая об использовании национальных валют (рубля и юаня) в расчетах по торговым операциям в приграничных регионах, которая начала реализовываться осенью 2003 г.
Китайская сторона разработала концепцию приграничных зон свободной торговли (ПЗСТ), которые могут вырастать из приграничных торгово-экономических комплексов (ПТЭК). Это один из возможных инструментов активизации приграничного сотрудничества при сохраняющихся больших различиях в институциональных условиях трансграничного сотрудничества регионов России и Китая. ПЗСТ — своего рода восточная альтернатива еврорегионам, которые возникают на основе сближения институциональных условий трансграничного сотрудничества регионов, что имеет место в странах — членах ЕС и странах, стремящихся к членству в этой организации. У Федерального центра пока не сложилось четкого видения развития ПТЭК и ПЗСТ. В частности, созданный по инициативе администрации Приморского края и администрации провинции Хэйлунцзян ПТЭК «Пограничный-Суйфынхэ» не мог нормально функционировать из-за ограничения в него доступа российских и китайских граждан, поскольку российская часть комплекса оказалась в пограничной зоне за линией инженерно-технических сооружений.
Китай активизирует инвестиционное сотрудничество, с одной стороны, вкладывая инвестиции в объекты, создаваемые на территории России, с другой — создавая привлекательные условия для российских инвестиций в своих приграничных районах. По количеству создаваемых на российском Дальнем Востоке предприятий с иностранным капиталом КНР занимает одно из ведущих мест, но доля накопленных китайских инвестиций — лишь около 5% от всего объема иностранных инвестиций в регион. Поскольку в приграничных районах КНР созданы более привлекательные условия для иностранного капитала, чем в российских, здесь размещается значительно больше инвестиций. Объем российских инвестиций в провинции Хэйлунцзян в четыре раза выше, чем объем накопленных китайских инвестиций на Дальнем Востоке.
|
|
Китай в наибольшей степени заинтересован в создании предприятий в приграничных районах в таких отраслях, как торговля, гостиничный, ресторанный и игорный бизнес, лесная и деревообрабатывающая промышленность, строительство.
Таким образом, китайская модель ПС, построенная в основном на торговле и экспорте трудовых ресурсов в Россию, способствует консервации сырьевой направленности экономики прилежащих российских регионов, причем на тех стадиях, на которых создается минимальная добавленная стоимость.
В начале 2008 г. Россия и Китай подписали межправительственное соглашение о рациональном использовании и охране трансграничных вод. Это Соглашение дополняет повестку дня ПС экологической тематикой, что является важным шагом для его последующего развития.
У российской стороны никаких новых идей по поводу использования ПС в целях развития соответствующих сибирских и дальневосточных регионов, отстающих от среднероссийских экономических показателей, пока нет. Отсутствие соответствующих правовых основ фактически заморозило развитие приграничных торговых комплексов на российско-китайском порубежье.
Экономическое оживление связывают со строительством предприятий и инфраструктуры ТЭК. Наиболее крупными проектами здесь являются сооружение Бурейской ГЭС, ЛЭП от Богучанской ГЭС и газопроводов в Западный и Северный Китай, нефтепровода ВСТО с ответвлением от Сковородино в Амурской области на Китай. Определенный импульс развитию российского порубежья может дать также строительство новых транспортных коммуникаций и современных пунктов пропуска, финансирование которых многократно увеличено новой федеральной целевой программой развития Дальнего Востока и Забайкалья.
Главная проблема развития приграничного сотрудничества России с соседями сегодня заключается в том, что пока не понятно его место в стратегии экономического развития страны и ее включения в процессы глобального и регионального сотрудничества. Отсутствуют представления об экономических эффектах, возникающих в результате ПС. В то же время вполне очевидна роль порубежья в укреплении безопасности России. Акцент на безопасность в определенной степени сокращает ресурсы экономического развития ПР. Нельзя не согласиться с выводом Б. Волхонского, содержащемся в его статье «Особенности национальной границы» (журн. «Власть». 2007. № 28) в том, что «... наличие границы по определению — мощный стимул развития приграничных регионов. Но если китайские торговые города, финские порты и норвежские доки используют этот потенциал по полной программе, то для россиян соседство с заграницей становится в лучшем случае лазейкой, позволяющей обойти многочисленные бюрократические процедуры, таможенные и прочие поборы».
|
|
Резюме
•Территориальная организация российской экономики, ее столичный моноцентризм и концентрация экономической жизни в небольшом числе регионов в западной половине страны не способствует реализации многовекторной внешнеэкономической политики, затрудняет выполнение Россией функций центра консолидации постсоветского пространства, а глубинное, внутриматериковое размещение экспортного потенциала повышает риски и понижает эффективность участия страны в мировой экономике. Это продемонстрировал валютно-финансовый кризис. Для преодоления этого необходима не только диверсификация товарной структуры экспорта, но и повышение доли приграничных регионов во внешнеэкономических связях.
• В приграничных регионах необходимо целенаправленное формирование российских центров международного сотрудничества. Речь идет о развитии торгово-посреднической, выставочно-ярмарочной, информационно-консалтинговой, финансово-банковской и другой деятельности.
•Санкт-Петербург уже сейчас выполняет функции регионального центра сотрудничества с ЕС, а в будущем его роль в российско- европейском сотрудничестве будет возрастать. Подобные региональные центры сотрудничества России необходимы на Тихом океане со странами АТЭС, в Сибири с Китаем и странами Центральной Азии, на Урале со странами Центральной Азии и Прикаспийского региона и т.д.
• Подходы России к международному экономическому сотрудничеству в ближайшие десятилетия должны определяться задачами модернизации и колонизации российского пространства. Необходимо создание институциональных условий сотрудничества на глобальном, региональном, национальном и приграничном уровнях, способствующих решению этих задач.
• Остановка демографической депопуляции и увеличение численности населения, улучшение условий и качества жизни, целенаправленная миграционная политика и другие факторы будут способствовать реализации региональных интеграционных проектов.
Контрольные вопросы
1. Что представляет собой многовекторная внешняя политика?
2. Чем определяются различия между регионами по объемам экспорта и импорта?
3. Что такое регионализация российского пространства по внешнеэкономическому тяготению?
4. В чем состоят главные социально-экономические особенности российского приграничного периметра?
5. Почему российские регионы, пограничные с ЕС, более втянуты во внешнеэкономические связи, чем регионы южного порубежья?
6. Что такое институты приграничного и межрегионального сотрудничества и какова их роль в международных связях регионов?
7. Что сдерживает приграничное сотрудничество российских регионов?
8. Чем отличается европейский тип приграничного сотрудничества от азиатского?
9. Почему не работают еврорегионы на взаимных границах стран СНГ?
Глава 10. УКРАИНСКИЙ РЕГИОНАЛИЗМ
Геополитический и геоэкономический код. Политикоадминистративное устройство. Унитарная региональная политика. Западная, Восточная и Южная Украина. Проблемы европейской интеграции
Многомерное пространство Украины как независимого государства никогда не планировалось. Украина — государство де- юре, а в действительности его еще предстоит построить. Перманентные политические кризисы на Украине трансформировались в кризис государственности. Украина утратила за годы независимости статус ядерной державы. Декларируемый курс на европейскую интеграцию на основе уже несуществующей советской модели дружбы народов закончился дальнейшим дистанцированием от ЕС. Украине не удалось создать цивилизованной формы гражданского общества, способной выявить и поддержать высокий созидательный потенциал человеческой энергии, структуризацию общества снизу в бизнесе, искусстве, науке и политике. В стране была выбрана стратегия имитации деловой активности и бизнес на государственных ресурсах.
В современном мире межгосударственные отношения строятся не только на политическом расчете, но и на прагматическом фундаменте экономической целесообразности. Украина проиграла крупные геоэкономические войны, среди которых нарушенный баланс основных векторов внешней политики, утрата торгового флота и транзитных функций, упадок промышленности и сельского хозяйства, низкий жизненный уровень и разрушающиеся крупные природно-техногенные объекты.
10.1. Геополитический и геоэкономический код
Геополитический код. Украина — европейская (по местоположению) держава в Юго-Восточной Европе между Евразией — Россией и Центрально-Восточной Европой. Украина — рубежная страна, что отражено не только в ее названии, но и в положении на западе Великой Евразийской степи, на суперэтнических рубежах западноевропейской, славянской и исламской цивилизаций. Рубежная биполярность проявляется в наличии на территории страны географического центра Европы в Карпатах и евразийского геополитического полюса в Крыму. На протяжении веков мировые империи Запада, Востока, Юга и Севера формировали на этноприродных рубежах Евразийской степи и Черноморья геополитические форпосты вражды и мира, обеспечивающие как военный паритет, так и комплиментарные отношения между народами, включая свободную торговлю.
Киевская Русь распалась на Залесскую, Поднепровскую, Червонную, Черную и Белую Украину. Залесская Украина стала ядром Московской Руси, а Поднепровье — этническим ядром украинцев. В эпоху Руины (XVII в.) Украина была разделена между Польшей и Россией. Это усилило этнокультурные различия между восточными и западными украинцами, которые проявляются и ныне. Историческая Украина разделилась на Левобережную и Правобережную. Для Украины характерна социокультурная и конфессиональная многополярность титульного этноса, однако украинская культура и язык пока не могут выступать в качестве транслятора в межциви- лизационном диалоге.
Принципиальное отличие Украины от России заключается в отсутствии синдрома евразийства, «третьего Рима» и других великодержавных устремлений. Украина утратила за годы независимости статус ядерной державы. Из среднеразвитой страны она превратилась в маргинала мировой политики и экономики. В геополитическом коде Украины выделяются внешние и внутренние векторы, обеспечивающие баланс национальных интересов. Генеральным направлениям Запад (Европейский Союз), Восток (Россия) и Юг (страны Средиземноморья) соответствует внутренний код, отражающий особенности Западной, Восточной и Южной Украины. Утрата одного из внешних направлений ведет к разрушению многомерного коммуникационного пространства государства. Уникальность Украины заключается в том, что здесь процессы становления государственности совпали с необходимостью перехода к рыночным отношениям. В соответствии с теорией Больших многомерных пространств в геополитическом коде Украины заложено три «страты»: традиционной, новой (геоэкономической) и новейшей (цивилизационной) геополитики. Поэтому в зависимости от выбранной размерности будет меняться определение кода.
Геополитический код Украины с позиций традиционной политики характеризуется утратой военной мощи и добровольным отказом от статуса ядерной державы. Геоэкономический код обусловлен утратой экономической мощи, частичным разрушением российского внешнеэкономического вектора. После провозглашения независимости был в буквальном смысле уничтожен южный (морской) геэкономический вектор, создаваемый последние два столетия в российском геополитическом пространстве.
Главная особенность геополитического кода Украины с позиций новейшей геополитики заключается в цивилизационном (конфессиональном) разломе, проходящем через территорию государства.
Об этом свидетельствует и география президентских выборов в 2004 г. (рис. 5). В цивилизационном коде заложены особенности украинского менталитета. Казалось, что обретя независимость, «истинные украинцы» бросятся строить государственность, однако у них возобладал инстинкт дележа добычи, когда власть не думает о ближайшем будущем. Возможно, объяснение этого парадокса лежит в различиях менталитета русских и украинцев. У русских доминирует стратегическое мышление. Русский с удовольствием рассуждает о том, что за горизонтом, об освоении Арктики, Сибири, Космоса, Мирового океана, о всемирной революции, тогда как собственный дом часто остается необустроенным.
Регионы, поддерживающие В. Януковича на президентских выборах в 2004 г.
Рис. 5. Электоральные предпочтения Запада, Востока и Юга Украины на президентских выборах в 2004 г.
Для украинцев с менталитетом запорожских казаков наиболее характерно тактическое мышление. Утром совершил набег на кочевников в степи, взял добычу и полонил женщин. Вечером разделил добычу, и на следующий день цикл повторяется. Думать о далеком будущем, когда можно было погибнуть в ближайшем завтра, было бессмысленно.
Различаются стартовые возможности России и Украины на пути к открытому обществу. Россия стала правопреемником не только Советского Союза, но и профессионального государственного аппарата, сформировавшейся политической, деловой и научной элиты. Украина — пока еще часть постсоветского пространства, где государственность надо построить. В России в борьбе за власть использовалась зарождающаяся демократия, а на Украине — национальная идея. В результате принципы демократии и национального государства в условиях «шоковой» либерализации были скомпрометированы с одинаковым успехом.
Вооруженные силы Украины сформированы на основе сухопутных войск трех военных округов, ракетной армии, армий ПВО и ВВС и части Черноморского флота. В начале 1990-х годов численность вооруженных сил составляла 525 тыс. чел. Украина отказалась от статуса ракетно-ядерной державы (третье место в мире после США и России) и уничтожила пусковые установки с баллистическими ракетами и стратегические бомбардировщики. Согласно обязательствам по Договору об обычных вооружениях в Европе в 1,5 раза сократилось количество боевых самолетов, танков, бронированных машин.
Украинская власть и геополитическая трансформация. Парламентские выборы 2006 г. показали, что на Украине произошла политическая структуризация не общества, а борющихся за власть корпоративных групп. Большинство политических партий, образованных непосредственно перед выборами, формировались по технологии «мыльных опер», включая в авангард партийный паровоз, больших или малых олигархов, владельца рекламной фирмы и телеканала, а также артиста, певца или спортсмена, а в «левых» партиях — крестьянина или рабочего.
Многие кандидаты в народные депутаты выбирали партии (покупали места в списке) не по идейным соображениям, а исходя из прогнозируемых возможностей вхождения во власть. Поэтому в списке коммунистов можно было встретить капиталистов, а среди социал-демократов — представителей бывшей коммунистической номенклатуры.
В политическом пространстве Украины при слабом центре наблюдается соперничество региональных корпоративных кланов, имеющих ту или иную политическую окраску. Если попытаться нарисовать собирательный образ партий, то, скорее всего, это будут беспартийные региональные группировки, ведущие борьбу за передел собственности или ее сохранение. Различия между реформаторами и консерваторами настолько условны, что, когда начинается борьба за власть, «цвета» местных партийных организаций не имеют существенного значения.
Искусственная политическая структуризация украинского общества «сверху» не привела к созданию цивилизованного политического поля, а только усилила анархические тенденции. Несмотря на множество зарегистрированных партий любителей власти (130) ни одна из них не является таковой по европейским понятиям. Большинство созданных партийных группировок обслуживают интересы крупного бизнеса, не имеют выраженной идеологии, обладают слабым интеллектуальным потенциалом и не способны взять ответственность за будущее страны и преодоление цивилизационного разлома.
Парламентские выборы 2006 г. показали углубление геополитического (цивилизационного) раскола Украины. Через год после «оранжевой революции» правящий блок «Наша Украина» потерпел сокрушительное поражение и набрал 13,95%, арифметическим победителем стала партия регионов (32,14%) и неожиданно для местных социологов на второе место вышел блок Юлии Тимошенко (22,29%), далее с большим отрывом шли социалисты и коммунисты. Всего в выборах приняло участие несколько десятков партий и блоков, между которыми оказалась рассеяна зарождающаяся и профессионально слабая политическая элита страны. В результате, при переходе от президентского к парламентско-президентскому устройству государства власть будет еще более некомпетентной. Одновременно усилится роль внешних сил на формирование векторов внешней политики.
Обратим внимание на геополитические результаты парламентских выборов. На Западной Украине[2] на преимущественно грекокатолической Галичине, включающей Львовскую, Тернопольскую и Ивано-Франковскую области, наибольшее число голосов получил блок «Наша Украина», реальным лидером которого является действующий президент Виктор Ющенко. Фактически здесь голосовали за вступление в НАТО, ЕС и дальнейшее дистанцирование от России.
Если посмотреть на карту Российской империи 1914 г., то окажется, что за Юлию Тимошенко и ее одноименный блок голосовали бывшие украинские православные губернии, входящие в Киевское генерал-губернаторство. Преимущественно русскоязычная Новороссия голосовала традиционно против украинской Украины. Поэтому партия регионов, выступающая в период предвыборной компании за союз с Россией и за русский язык, возглавляемая Виктором Януковичем, фактически использовала особенности геополитического разлома (см. рис. 5). Если бы на ее месте была какая- либо другая партия, выступающая за союз с Россией, результат был бы тот же. И в этом, как нам представляется, заключается одна из распространенных ошибок российской власти.
Российская Федерация не имеет четкой политики в отношении Украины. Кремль, как правило, выступает на стороне финансовопромышленных группировок, использующих в борьбе за власть российский фактор. В очередной раз допускается одна и та же ошибка — поддерживается партийный лидер, декларирующий курс на интеграцию с Россией и введение русского языка в качестве государственного. После вхождения во власть прокремлевский политик, как правило, забывает о своих обещаниях. И это объясняется не только дефектами памяти. В стране, через которую проходит цивилизационный разлом, чисто пророссийский или проамериканский политик не способен консолидировать общество. Но какую Украину должна поддерживать российская власть? Если стратегический курс Российской Федерации направлен на возрождение великой державы, то Москва должна быть заинтересована в целостной Украине. Тем более, что с победой «оранжевой» революции усилился американский фактор присутствия в регионе.
Американский геополитический фактор. Так как в геополитическом коде Украины западный и восточный вектор действуют одновременно, Европейский Союз, Российская Федерация и Соединенные Штаты вторглись в регион, в зону действия южного морского геополитического вектора Украины. Особые перспективы Украины на южном направлении связывались с формированием Черноморского экономического сотрудничества (ЧЭС). Однако большинство стран — участниц ЧЭС декларируют намерения о вступлении в Европейский Союз. Многолетний безуспешный опыт Турции свидетельствует о трудностях интеграции стран, принадлежащих к разным цивилизациям, имеющим социокультурные и конфессиональные различия.
Учитывая, что Москва может утратить окончательный контроль над Черноморьем после завершения срока аренды военно-морской базы в Севастополе, Соединенные Штаты после неудач на Ближнем Востоке устремились на Украину. Для этого имеется несколько оснований.
Во-первых, после распада Советского Союза у США появилась возможность создания новых зон «жизненных интересов» на рубежах евразийских цивилизаций в непосредственной близости к России и главным соперникам в глобальной конкуренции — Западной Европе и Китаю.
Во-вторых, в Пентагоне давно со вниманием прочитали классиков геополитики и отлично представляют, что такое Хартленд и почему Крым называют геополитическим полюсом Евразии, позволяющим контролировать огромные пространства на рубежах мировых цивилизаций. Преследуя свои геополитические цели в Евразии, Белый дом с его американским прагматизмом решил превратить Украину в регионального лидера — проводника демократии.
В-третьих, учитывая обстановку на Ближнем Востоке, Соединенные Штаты обратили внимание на возможность с помощью энергетического моста на Украине оказывать воздействие на Россию и особенно ЕС. Хотя Россия взяла курс на диверсификацию поставок природного газа в Европу и строит трубопроводы в обход Украины, в будущем будет создан и энергетический мост от Каспия через Южный Кавказ и Черноморье (Констанцу) в ЕС. То есть Черноморье с Крымом в любом случае должны стать для Америки важной зоной жизненных интересов.
Соединенные Штаты, оставаясь в Ираке на неопределенное время, приняли решение о постепенном уходе с Ближнего Востока (сокращение зависимости от поставок нефти из региона). Это еще больше усилит давление США на Украину, так как очередная проигранная борьба за американскую демократию в Евразии (Восточной Европе) нанесет невосполнимый удар по геополитической мощи Америки. Не случайно в Америке некоторые аналитики считают, что Украина — центральный вопрос национальной безопасности США. В докладе Совета по международным отношениям, подготовленном С. Сестановичем, С. Тэлботтом и М. Макфолом в 2006 г., утверждается, что у России нет национальных интересов на Украине. В свою очередь Соединенные Штаты имеют право делать все возможное, чтобы присоединить Украину к НАТО.
Таким образом, после окончательного провала экспорта демократии на Ближний Восток (Ирак) усилится стремление создать американский форпост на Украине. Сделают это Соединенные Штаты не ради высоких гуманистических идей, а для закрепления своей роли на рубежах евразийских цивилизаций, контроля энергетических потоков.
Произошла трансформация евразийской политики Соединенных Штатов, создающих новый «розово-оранжевый» геополитический пояс на рубежах евразийских цивилизаций. С учетом известной американской геополитической доктрины этот пояс можно назвать «петлей Анаконды». Реальностью стали военные базы НАТО в странах Балтии, Польше, Юго-Восточной Европе (Румынии и Болгарии), американское присутствие на Южном Кавказе (Грузии) и в Центральной Азии (Киргизия).
Для создания нового евразийского пояса в США был разработан геополитический проект. В Черноморье по инициативе Украины совместно с Молдовой, Грузией, Азербайджаном, Туркменией и Узбекистаном было создано искусственное межгосударственное политическое и экономическое объединение ГУУАМ (см. подробно п. 7.5).
Несомненно, что этот проект чисто геополитический, не имеющий экономическую целесообразность, так как внешнеэкономические связи стран, вошедших в эту региональную группировку, ничтожны. Доля ГУАМ во внешнеторговом обороте Украины составляет около 2%. Задача этого геополитического проекта после ухода на Запад стран Балтии заключается в том, чтобы оторвать остальные бывшие советские республики от России, сделав Украину новой региональной державой. Первая попытка в 1990-е годы закончилась неудачно. После «оранжевой» революции вновь была предпринята попытка назначить Украину на роль региональной державы.
США видят Украину «пятой колонной» США в Европе между ЕС и Россией. Однако внешнеполитический курс Украины на роль регионального лидера в ГУАМ вновь провалился. Создана пародия на региональную державу в серой зоне Европы, включающей кроме Украины Грузию, непризнанную Приднестровскую республику и временно Молдову, тяготеющую к Румынии.
В долгосрочной перспективе не выдерживает критики широко разрекламированный проект Евро-Азиатского международного транспортного коридора (ТРАСЕКА) через Украину из Западной и Северной Европы на Кавказ и Центральную Азию в Китай. Достаточно взглянуть на глобус, чтобы убедиться, что наиболее короткий маршрут Великого шелкового пути из Китая в Западную Европу проходит через Россию и Белоруссию.
Со вступлением Румынии и Болгарии процесс продвижения ЕС на Восток приостановлен. Не только из-за финансовых ограничений. В тылу ЕС оказались Западные Балканы, где холодный мир поддерживается только благодаря войскам НАТО и потребуется длительное время для мирной европейской интеграции региона.