Цивилизационные рубежи. Скандинавия. Балтия. Балканы и Юго-Восточная Европа. Крым. Черноморье 5 страница

Геоэкономический код. Геоэкономический код Украины формиро­вался под воздействием традиций городского (западноевропейского) и казачьего самоуправления. В Речи Посполитой магдебургское пра­во было даровано многим украинским городам. Природный фактор также наложил отпечаток на местный хозяйственный уклад. В от­личие от московской Руси, где природно-климатические условия требовали объединения крестьян, обрабатывающих землю общи­ной, на Украине было распространено единоличное хозяйство.

За годы независимости Украина разрушила сложившийся гео­экономический код. Добровольный отказ от статуса ядерной держа­вы не был подкреплен международным соглашением о компенса­ционных программах, позволяющих сохранить научно-технический потенциал в области высоких технологий. По этому сценарию Ук­раина под нажимом Запада закрыла Чернобыльскую АЭС, не ком­пенсировав утраченные мощности с зарубежной помощью. Суммар­ная энергетическая мощность 1990 г. будет достигнута при успешном развитии экономики лишь к 2015 г.

В экономическом отношении Украина обладает ограниченным суверенитетом. Экономика страны зависит от поставок преимуще­ственно российской нефти и газа. Газотранспортная система (ГТС) Украины имеет исключительное геостратегическое положение, яв­ляясь своеобразным «газовым мостом» между крупнейшими в мире газодобывающими регионами России и Западом.

Широкое распространение получил миф об украинских «рефор­мах», повторяющих с некоторым запаздыванием шаги России. Но на Украине сама власть стала главным предпринимателем, когда пол­ностью восстановился принцип номенклатуры — не капитал дает власть, а власть дает капитал. Украина, объединив власть и капитал, создала модель бизнеса на государственных ресурсах, которая являет­ся преступной по нормам европейского права. За годы независимо­сти наблюдалась лишь имитация уголовного преследования высо­копоставленных представителей партии власти за бизнес «в законе».

Первые годы независимости Украины показали деструктивный характер имитации заемных экономических моделей. «Мания рынка» с эйфорией приватизации без высоких моральных обязательств, политической воли и стратегического видения, падение уровня и ка­чества жизни поставили страну на грань национальной катастрофы и социальных потрясений. Кроме того, на Украине сохраняется комплекс «младшего брата», когда власть принимает безответствен­ные решения с надеждой, что кто-то «старший» исправит и окажет за лояльность помощь капиталом.

Украина отказалась от поэтапного перехода к правовому граж­данскому обществу и рыночным отношениям через сохранение ве­дущей роли государства в модернизации общества и реформирова­ния экономии. Переоценка возможностей макроэкономического регулирования при слабой власти привела к усталости ожидания и отсутствию общественного согласия.

По важнейшим макроэкономическим показателям Украина уда­ляется от Европы. По данным Всемирного банка, она входит в груп­пу стран, которая в мирное время допустила снижение ВВП почти в три раза: с 91 млрд долл. в 1991 г. до 31 млрд долл. в 2000 г. В дальнейшем отмечался рост ВВП до 2008 г., но в период «оран­жевой власти» и мирового финансового кризиса произошел ре­кордный обвал ВВП. Украина — единственная страна в мире, до­бившаяся таких темпов падения ВВП в мирное время. И этот пока­затель сопоставим с африканским государством Сьерра-Леоне, где местные племена двадцать пять лет ведут борьбу за власть, и Палестинскими территориями. По данным Международного бан­ка, в 2007 г. Украина по ВВП на душу населения 7,8 тыс. долл. ус­тупала всем своим соседям, за исключением Молдовы, в том чис­ле Румынии, Белоруссии и Болгарии — в 1,7—1,8 раза, России и Польше — в 2,2—2,3 раза, Венгрии и Словакии — в 3 раза. Из среднеразвитой страны Украина превратилась в маргинала мировой политики и по макроэкономическим показателям стала одним из самых бедных государств Европы. ВВП на душу населения стал меньше, чем во всех соседних странах, за исключением Молдавии.

Если в 1990 г. советская Украина занимала примерно 25-е место в мировом рейтинге человеческого развития Программы ООН (ПРООН), то в 2007 г. независимая Украина сместилась на 82-е место между Колумбией и Арменией.

После провозглашения независимости продолжалось падение ВВП, который в 1999 г. опустился до уровня 40, 8% от 1990 г. (рис. 6). Наступившая относительная политическая стабильность в стране в начале нового века позволила к 2004 г. выйти по темпам эконо­мического роста (12,1% ВВП) в лидеры среди стран СНГ. Но уже в 2005 г. были зафиксированы самые низкие темпы роста (2,7%). ВВП Украины к началу мирового финансового кризиса составлял 75% показателя 1990 г. По итогам первого полугодия 2009 г. ВВП упал на 22% по сравнению с соответствующим периодом прошлого года и составил примерно 60% уровня 1990 г. Тогда как мировой ВВП вырос за этот период на 40%. По данным статистического ежегодника Factbook, ВВП Украины (по ППС) на душу населения составил 7,8 тыс. долл. (97-е место в мире после Сербии). Россия занимает 58-е место, Белоруссия и Казахстан — соответственно 74-е и 75-е место.

120 "------------------------------------------------

80 ■

60 —

40--

1990 1991 19921993 199419951996 19971998199920002001 2002 2003 2004200520062007 2008 2009

(прогноз)

Динамика ВВП к предыдущему году

Источник. Беликов А. Украина установила мировой рекорд! // 2000.net.ua. 10—16 июля 2009 г.

Рис. 6. Динамика ВВП Украины за период 1990—2009 гг.

Бюджетные поступления осуществлялись за счет продажи стра­тегически важных производств («Криворожстали» и др.). Традици­онно политика украинской властной элиты ограничивается поис­ками объектов советской индустрии, возможных к продаже, чтобы покрыть дефицит бюджета и частично выполнить свои популист­ские обещания. Растет дефицит квалифицированных инженерных и рабочих кадров, что угрожает национальной безопасности и дела­ет невозможным выбор пути инновационного развития. Из-за не­качественного высшего образования происходит перепроизводство юристов и экономистов с низким качеством образования.

Макроэкономические и социальные показатели опровергают многочисленные декларации об устойчивом развитии Украины. Экономический рост за счет «инерционного воспроизводства ар­хаики» (без обновления основных фондов) и депопуляции ведет, по мнению украинского академика-экономиста Юрия Пахомова, к еще большей отсталости.

Основу роста ВВП составляют денежные переводы трудовых ми­грантов (гастарбайтеров), превышающий доход от транспортировки российского газа. За годы независимости рост ВВП осуществлялся также за счет сокращения продолжительности жизни (высоких темпов вымирания) населения. По данным CIA World Factbook, Украина вышла на 2-е место в мире (после Ботсваны) по естест­венной убыли населения 5,57 на 1000 чел. в год. Численность насе­ления страны за годы независимости сократилась на 6 млн чел. Ук­раина занимает 98-е место в мире по качеству жизни среди 111 стран. Сокращение средней продолжительности жизни на один год дает прирост ВВП в 1% (по данным голландских ученых). Таким обра­зом, сокращение продолжительности жизни на Украине за период 1990—2007 гг. с 70 до 65 лет дало примерно прирост ВВП в 5%.

В экономическом росте Украины национальная статистика учитывает прибыль офшорных компаний, которая вывозится в даль­нее зарубежье. А в последние годы и «мыльный пузырь» на фи­нансовом рынке.

В настоящее время Украина в рейтинге конкурентоспособности Всемирного экономического форума занимает 73-е место из 131 стра­ны мира, в том числе по институциональной эффективности (каче­ству власти) — 115-е место. В рейтинге покупательной способности в Европе Украина занимает 39-е место из 40 стран.

В рейтинге по восприятию коррупции Украина находится на 118-м месте из 180. Индекс восприятия уровня коррупции Украины составляет 2,7 пункта из 10. Самые лучшие результаты в воспри­ятии уровня коррупции имеют Новая Зеландия, Дания и Финлян­дия — 9,4. Финляндия традиционно является воротами Советского Союза/России в Европу (ЕС), проводя курс политики, получивший название «линии Паасикиви — Кекконена», двух бывших президен­тов Финляндии.

Разрушение технологической пирамиды. Еще никому в мире не удалось реализовать инновационную модель развития в условиях деиндустриализации. В первые годы независимости Украина отка­залась от статуса ядерной державы в обмен на прозападную леги­тимность власти и создание «семейного» бизнеса. В результате страна лишилась возможности иметь ядерный технологический цикл, необходимый для атомной энергетики.

Международный консорциум «Морской старт», в проекте которого должны были использоваться украинские ракеты, объявил о банк­ротстве, долги составляют до 1 млрд долл. При этом украинская сторона передала американцам секретную документацию. Россия перестала видеть в Украине надежного партнера и начала восста­навливать собственный полный технологический цикл.

В 2007 г. впервые за полвека прекратился серийный выпуск са­молетов. Сегодня вершина технологической пирамиды находится даже не на уровне производства танков (для которых необходимы российские или западные комплектующие), а на уровне производ­ства неконкурентных на внешнем рынке тракторов и сборки мик­роавтобусов. Технологическая пирамида разрушена и опустилась на уровень 1930-х годов.

За годы независимости было разработано свыше ста государствен­ных программ в области экономики и транспорта на основе методики от достигнутого и популизма партий или политических блоков, вре­менно находящихся у власти. Все они оказались нереализованны­ми, в том числе из-за постоянной смены руководства министерств и ведомств, которое формируется не по профессиональному, а по партийному принципу.

Наглядным примером популизма и непрофессионализма яви­лась государственная программа «Золото Украины», принятая в пер­вые годы независимости. Вместо выхода к 2005 г. на рубеж ежегод­ной добычи «быстрого золота» в 20 тонн его реальная добыча на Мужиевском полиметаллическом месторождении составила в 2002 г.... 18 кг. В настоящее время Мужиевский государственный золото­полиметаллический комбинат находится на грани банкротства. Ев­ропейский Союз требует решения экологических проблем, так как производственные стоки комбината загрязняют международную реку Тису. Однако комбинат не имеет средств на консервацию руд­ника (минимум 6—7 млн долл. США).

Многочисленные отраслевые программы ориентированы на восстановление достигнутого в 1970-е и 1980-е годы уровня произ­водства и не учитывают качественных изменений, происходящих в мировой экономике. Большинство экономических прогнозов со­ставляется без учета масштабов коррупции в экономики и других сферах деятельности. В результате их результативность исключи­тельно низка.

Самым прибыльным сегментом украинских рынка стал «бизнес» на государственных ресурсах. Когда капитализация избирательных компаний позволяет войти во власть и получить государственную должность, дающую возможность нецелевого использования бюд­жетных средств, в том числе в результате преодоления последствий природных и техногенных катастроф.

Несмотря на декларируемый курс на европейскую интеграцию в последние годы президентской властью активно используются административные меры по привлечению американских компаний на украинский рынок. Происходит искусственная американизация внутреннего рынка с помощью административных преференций. Однако вместо крупных и авторитетных американских компаний на стратегические рынки Украины (продовольственный рынок, рынки ядерного топлива, энергоресурсов) идут фирмы с сомнительной репутацией.

После вступления в ВТО не произошло активизации торгового оборота зарубежных стран с Украиной (табл. 10.1). Вступление в ВТО рассматривалось властью как возможность создания зоны свободной торговли с Европейским Союзом. Однако процесс идет медленно. Украина разрушила перспективный и емкий для ЕС по­требительский рынок. В настоящее время потребительский рынок Чехии, где проживает в четыре раз меньше населения, более емкий, чем украинский.

Таблица 10.1. Экспортно-импортные операции Украины, млн долл. США
     
Всего Страны СНГ Другие страны Всего Страны СНГ Другие страны Всего Страны СНГ Другие страны
Экспорт
14 573     49 296 18 615 30 681 63 046 22 270 40 776
Импорт
13 956     60 618 25 570 35 048 80 757 32 061 48 696
Сальдо
  -3542   -11322 -6955 -4367 -17711 -9791 -7920

Источник. http://www.cisstat.com/rus/

В настоящее время важной основой относительного благополу­чия внешней торговли является экспорт российских энергоносите­лей (табл. 10.2), однако в обозримом будущем это преимущество будет утрачено.

Общий объем прямых инвестиций, включая ссудный капитал, на

1 января 2008 г. составил 33 млрд 491 млн долл. США (для сравне­ния в РФ 220 млрд). За годы независимости наибольшие зарубежные инвестиции поступили с Кипра и из Германии (по 6 млрд долл.).

Общий объем ПИИ в Украину составил в 2007 г. 8,7 млрд долл., из них реинвестиции составили 1,2 млрд долл. При этом внешний долг Украины превысил 90 млрд долл. США, что составляет 61% ВВП Украины. Основу внешнего долга (77 млрд долл.) составляют дол­говые обязательства частных банков по иностранным кредитам, что стало в условиях мирового финансового кризиса причиной банкротства ряда из них на фоне политической дестабилизации.

Таблица 10.2. Экспорт-импорт услуг Украины в 2007 г.
Услуги Экспорт Импорт
млрд долл. США % к общему объему млрд долл. США % к общему объему
Услуги — всего 9,0 100,0 4,8 100,0
Транспортные 6,1 67,9 1,1 22,9
В том числе        
трубопроводный 2,4 27,0   0,1
финансовые услуги 0,3 3,6 0,9 18,2

Источник. Официальный сайт Госкомстата Украины.

Преференции для ввоза иностранного капитала и ограничения для импорта товаров должны сочетаться с селективным протекцио­низмом по отношению к отечественным рынкам стратегических товаров. Однако в коррумпированном государстве реализация этих механизмов затруднена или невозможна. Анализ товарных рынков должен учитывать коррупционный НДС, делающий украинскую продукцию неконкурентоспособной.

Мировой финансовый кризис на Украине. Экономика Украины слабо связана с мировыми фондовыми рынками, за исключением кредитных заимствований у международных и частных финансовых институтов. Системный кризис на Украине в основном обусловлен проблемами становления государственности, политической неста­бильностью и негативными тенденциями в экономики. Мировой кризис обострил эти проблемы и требует поиска путей эффектив­ного реформирования, прежде всего государственного управления.

В первом квартале 2009 г. зафиксировано самое крупное паде­ние ВВП Украины за послевоенные годы на 20,3%. По прогнозам МВФ, глобальный ВВП снизится в 2009 г. на 1,3%, а ВВП Украины — на 15—20%. Произошло сокращение объема инвестиций в основ­ной капитал на 39,5%, а прирост прямых иностранных инвестиций (1,2 млрд долл.) уменьшился на 63,8%.

При дефиците государственного бюджета примерно в 20% нет реальных источников его покрытия из-за падения мировых цен на стратегический товар (экспорт стали), частично заблокированной приватизации, невозможности заимствования на мировых финан­совых рынках из-за крайне негативного отношения инвесторов к Украине. Практически прекращен доступ к дешевым зарубежным кредитам. В результате правительство прибегает к увеличению объ­ема государственных ценных бумаг.

В условиях мирового финансового кризиса особую актуальность приобретает усиление роли государства в экономической сфере, направленной на защиту национальных интересов и местных рын­ков. В экономике искусство политики заключается в поиске опти­мальных для данного места и социального времени отношений ме­жду протекционизмом и либерализацией. Пути преодоления нега­тивного влияния мирового финансового кризиса зависят от осо­бенностей геополитической и геоэкономической трансформации мировых стратегических рынков и формирования нового мирового порядка. В этой связи особую актуальность приобретают усиление институционной мощи государственного управления, формирова­ния новой модели экономики, основанной на инновационной по­литике, науки и образования, переход на европейские принципы региональной политики.

Трансформация стратегических рынков. В условиях трансформа­ции мирового порядка, глобализации и регионализации междуна­родных экономических отношений происходит трансформация и ре­структуризация мировых стратегических рынков, что оказывает су­щественное влияние на экономику Украины.

Мировые рынки переживают кардинальную геоэкономическую трансформацию в связи с изменением мирового порядка, индуст­риализацией Азии и формирования единого европейского эконо­мического пространства, дефицитом энергетических и других ре­сурсов. В качестве наиболее активных субъектов, определяющих архитектуру мировой экономики, выступают страны БРИК (Брази­лия, Россия, Индия, Китай) и ЕС. Евросоюз представляет самый крупный рынок в мире и опережает США по производству основ­ных видов промышленной продукции (выплавки стали, выпуску автомобилей, производству химической продукции и пр.).

Возможности Украины в будущем будут ограничены свертыванием мощностей оборонного промышленного комплекса в связи с кур­сом на евроатлантическую интеграцию, азиатской конкуренцией на рынке металлопродукции, утратой конкурентоспособности продукции авиапрома, автопрома и транспортного машиностроения. В услови­ях резкого и ожидаемого снижения мировых цен на металлургиче­скую продукцию переход Украины на европейские цены на при­родный газ и мировые цены на обогащенный уран (топлива для атомных станций) будет иметь катастрофические последствия для экономики Украины.

Необоснованно декларируемое стремление Украины стать мор­скими воротами Западной Европы (Европейского сообщества) или Центрально-Восточной Европы. Несомненно, большое значение для развития в Причерноморье крупного коммуникационного узла имеет необходимость диверсификации для Украины поставок неф­ти и газа. Однако значение украинского маршрута из Центральной Азии и Закавказья через Каспий и Черное море сильно преувеличено.

Организация Черноморского экономического сотрудничества не стала полноценной региональной группировкой. Черноморский регион втягивается в международный глобальный конфликт. Собы­тия на Кавказе показали, что геополитическое образование ГУАМ не принесло Киеву политического капитала и экономических вы­год. А роль этой искусственной группировки в разрешении регио­нальных конфликтов ничтожна.

Антироссийская внешняя политика государства отрицательно сказывается на рынке транспортных услуг Украины. Сложившаяся устойчивая тенденция в формировании международных транспорт­ных коридоров в Восточной Европе в обход Украины подрывает морскую мощь государства.

Перед Украиной стоит проблема 2012 г. Исполнится двадцать лет деиндустриализации и деинтелллектуализации страны и попыток создания националистического государства без ощутимых результа­тов в социально-экономической сфере. Будут окончательно разру­шены доставшиеся в наследие верхние высокотехнологические «стра­ты» советской технологической пирамиды. Украина утратит значе­ние главной транзитной страны (13% дохода бюджета от транзита), завершится полным провалом имитации создания международных транспортных коридоров. Вступление Украины в НАТО и возмож­ный вывод российской военно-морской базы из Севастополя будет сопровождаться дестабилизацией обстановки в Крыму.

Трансформация мировых стратегических рынков в значитель­ной степени сказывается на конкурентоспособности государства, его способности реагировать на внешние вызовы. Тенденции про­изводства стратегических видов продукции на Украине, развития совместного предпринимательства, внешней торговли, международ­ного туризма и трудовой миграции свидетельствуют об отсутствии государственной политики, учитывающей современные геоэконо- мические факторы конкурентоспособности. В промышленной и аг­рарной доктрине государства экспортные возможности оцениваются преимущественно по внутреннему спросу без учета конъюнктуры мирового рынка и необходимости модернизации производства. С другой стороны, в условиях экономического кризиса экспорт продукции стал самоцелью выживания. В результате начали разру­шаться создаваемые десятилетиями технологические циклы в чер­ной металлургии, других отраслях промышленности и АПК. Высо­коразвитые государства длительное время осуществляли антидем­пинговые мероприятия против украинских производителей.

Энергетический рынок. После распада СССР Украине наряду с Белоруссией и Литвой достались крупные мощности по перера­ботке нефти, в том числе Кременчугский НПЗ (18,6 млн т). По суммарной мощности НПЗ (50,3 млн т) Украина занимала 2-е место в Европе после Российской Федерации. В 2004 г. объем переработ­ки сырой нефти на шести украинских НПЗ составил 21,2 млн т. Однако политика «оранжевой» власти на увеличение импорта неф­тепродуктов привела к резкому сокращению отечественной перера­ботки нефти. В 2008 г. было переработано всего 9,6 млн т. Мощно­сти украинских НПЗ использовались лишь на 19,2%, а доля оте­чественных нефтепродуктов на внутреннем рынке снизилась со 100 до 45%. Кременчугский НПЗ переработал всего 2 млн т нефти, а загрузка производственных мощностей составила 14,5%. Одновре­менно увеличились поставки бензина и нефтепродуктов из Белорус­сии и Литвы.

Российская нефтяная компания «ЛУКойл» и российско-британ­ский холдинг «ТНК — ВР» сделали крупные инвестиции в реконст­рукцию производств принадлежащих им соответственно Одесского НПЗ и Лисичанского НПЗ. Однако украинские противники коопе­рации с Россией продолжают говорить о засилье российского биз­неса. Для примера в Великобритании все 9 действующих НПЗ мощностью 90 млн т в год принадлежат иностранным компаниям, но никто не говорит о потери независимости государства.

Контрольный пакет акций Дрогобыческого НПЗ и Надвирнян- ского НПЗ принадлежит офшорным компаниям. Уход от налогооб­ложения и выкачивание средств предприятий за рубеж привел к срыву программы реконструкции и модернизации. Государство вместе с офшорными компаниями (владельцами НПЗ) не построи­ло ни одного комплекса по глубокой переработке нефти. В 2008 г. украинское правительство вместо выполнения программ реконст­рукции НПЗ сделало ставку на импорт нефтепродуктов. На этом рынке доминируют многочисленные компании, использующие се­рые схемы ухода уплаты от налогов.

Украина остается крупнейшей транзитной страной для россий­ского и среднеазиатского топлива в ЕС (около 110 млрд м3 в 2007 г.). Доходы от транзита превышают 2 млрд долл. в год. Ежегодное по­требление газа на Украине составляет 76 млрд м3, в том числе 70% за счет импорта (на 7,15 млрд долл. в 2007 г.). Украинская газо­транспортная система остается по протяженности второй в мире после российской и характеризуется высокой степенью изношенно­сти и массовой стресс-коррозией.

Россия до сокращения поставок природного газа в 2006 г. еже­годно субсидировала Украину на сумму от 3 до 5 млрд долл. Что более чем в четыре раза превышало помощь США Украине в 2000— 2005 гг. (менее 800 млн долл.). В настоящее время в России реали­зуются альтернативные газо- и нефтетрубопроводы в обход Украи­ны. Это обусловлено смещением добычи углеводородов на север России и антироссийской политикой Украины (табл. 10.3, 10.4). К 2012 г. с вводом в строй газопроводов «Северный поток» (55 млрд м3 в год) и «Южный поток» (30 млрд м3 в год). Украина утратит значение главной транзитной страны (рис. 7).

Таблица 10.3. Проекты российских газопроводов в Западную Европу в обход Украины
Проект Направление Протяжен­ность, км Мощность, млрд м3 в год Год завер­шения
Северный поток Россия — Герма­ния (по дну Бал­тийского моря)      
Южный поток Россия — Болга­рия — Сербия — Венгрия (по дну Черного моря) 900 + 400 + 400    

Источник. Центр стратегических разработок (СПб, Россия).

Таблица 10.4. Проект российских нефтепроводов в Западную Европу в обход Украины
Проект Направление Протяжен­ность, км Мощность, млн т в год Год завер­ шения
Бургас — Алексан- друполис Болгария — Гре­ция   35—50  
Балтийская трубо­проводная система (БТС) — 2 Россия (Унеча — Приморск)   50—75  
Продуктопровод «Север» Россия (Второво — Приморск)   10,0—24,6 2007—
Расширение Кас­пийского трубо­проводного кон­сорциума (КТК) Казахстан — Россия   Рост с 28,2 до 67,0  

Источник. Центр стратегических разработок (СПб, Россия).

Строительство нефтепровода Одесса — Броды обошлось госу­дарству в 2,5 млрд долл. Однако польское правительство в связи с кризисом собирается исключить проект строительства трубопро­вода «Броды — Полоцк» из перечня стратегических проектов, фи­нансирование которых осуществляется совместно с ЕС.

Крупнейшая румынская нефтегазовая компания приступила к разработке нефтегазовых месторождений у острова Змеиный на участке шельфа, который отошел к Румынии по решению Между­народного суда ООН в Гааге.

В 2007 г. сдан в эксплуатацию газопровод по дну Мраморного моря между Турцией и Грецией. Завершился первый этап строи­тельства газопровода Турция — Греция — Италия, по которому азербайджанский газ начал поступать европейским потребителям в обход России (проектная мощность 11,6 млрд м3). Реализация этого проекта и строительство по дну Черного моря российского газопро­вода «Южный поток» делают туманными перспективы проекта «Набукко», стоимость которого оценивается в 7 млрд долл., а кас­пийского газа для него недостаточно. Особенно после подписания 29 июня 2009 г. российско-азербайджанского контракта купли- продажи азербайджанского природного газа. «Газпром» будет заку­пать для использования на внутреннем российском рынке от 500 млн м3 газа в год и более.

Энергоемкость украинского ВВП в 2,6 раза превышает среднеми­ровой уровень. Удельное годовое потребление электроэнергии на Ук­раине в 1,8 раза меньше, чем в ЕС. Украина является энергодефицит­ном государством, обеспечивающим свои потребности всего на 53% (табл. 10.5, 10.6). Крупнейшими потребителями топливно-энергетичес­ких ресурсов являются металлургия (75%) и коксохимия (18%).

Таблица 10.5. Структура потребления первичной энергии, %
Энергоносители ЕС Украина
Газ    
Нефть    
Уголь    
Уран    
Гидроресурсы и другие возобновляемые ресурсы    
Всего    
Таблица 10.6. Динамика потребления природного газа, млрд м3
Страна      
Украина 121,5 73,1 72,9
Россия 431,0 377,2 432,1
Германия 62,9 79,5 87,2
Польша 8,8 11,1 13,7

Источник. Statistical Review of World Energy, 2007.

Источник. http://www.izvestia.ru/economic/article3126857/ Рис. 7. Маршруты транспортировки российского газа в Европу в 2020 г.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: