Господство

Выбор целей деятельности


Рис. 1.1. Способы функционирования и реализации политической власти

Цели могут быть социальными, экономическими, поли­тическими, экологическими и т.д. (например, формирова­ние правительства, обновление общества, выход из кризиса). В господстве всегда присутствует приказ, содержащий сущ­ность волепредъявления, и его цели — для чего делать. По определению французского социолога Рэймона Арона (1905-1983), «Господство — подчинение, основанное на при­знании приказов теми, кто им подчиняется». Господство (полномочия волепредъявителя) обычно получает законода­тельное закрепление в государственно-правовых актах, опре­деляет в целом тип власти, ее объем и режим.

Руководство вторая составляющая способа реализа­ции власти, является первым шагом при материализации намеченных целей. Оно определяет стратегию (методы, спо­собы, пути, средства, участников, финансирование, нормативно-правовую базу, сроки) достижения намеченных це­лей. На стадии руководства устанавливается, что делать для того, чтобы поставленные цели были достигнуты в полном объеме. Руководство осуществляется через особую группу по­литических руководителей, представляющих наиболее влия­тельную и авторитетную часть субъектов политики.

Управление — важнейший способ любой успешной дея­тельности. Это целенаправленная, систематическая работа организующего характера административно-распорядитель­ного аппарата по конкретизации и координации цепочки на­чальных, промежуточных и конечных дел, их очередности, значения по достижению установленных целей. Управление занимается оперативным планированием, выполняет функ­ции синхронизации деятельности всех участников процесса по реализации намеченных целей. Оно определяет, как де­лать то, что надо делать: кому, когда, для кого, где и т.п. На этом этапе осуществляется выбор адекватной социально-эко­номической мотивации, которая в наибольшей степени необ­ходима для реализации поставленных целей. Элементами мотивации могут быть зарплата, налогово-бюджетная поли­тика, здравоохранение, питание, обеспечение безопасности труда и т.д. Особое место здесь принадлежит СМИ, которые способны активно воздействовать на сознание и трудовую ак­тивность граждан.

Организация — способ оперативной практической дея­тельности по реализации принятых решений и сформиро­ванных целей. Есть те, кто говорит, и те, кто выполняет. Организация предполагает согласование, упорядочение, обес­печение взаимосвязи, мобилизации действий отдельных лю­дей, групп, рядовых исполнителей. В прежних условиях участники данного звена реализации власти выступали ис­ключительно в роли исполнителей. Сейчас им предоставле­ны большие возможности для самостоятельной, творческой, высокопрофессиональной и эффективной деятельности. Орга­низация протекает в горизонтальной плоскости и является заключительным звеном по обеспечению регулирования, функционирования, субординации и координации исполни­телей.

Контроль как способ реализации власти отслеживает ре­зультаты, реальные показатели, проверяет и корректирует деятельность людей. Кроме того, контроль воздействует на корректировку политики власти, выполняет функцию об­ратной связи, устанавливает, что должно было дать и дало, к каким последствиям (предсказуемым или непредсказуемым) привело достижение носителями власти намеченной цели.

Эффективная власть — это ее результативность, степень выполнения ею своих функций, оценивание ее с точки зре­ния того, что она дает и может дать людям.

Политическая власть может функционировать эффектив­но, когда она организована, институализирована (опирается на институты) и институционализирована (опирается на право, рационально-легальную легитимность).

Такое инструментальное построение власти предполага­ет наличие ее соответствующих институтов (учреждений, организаций, политических и общественных формирований, субъектов хозяйствования, органов государственного управ­ления) и их функциональной специализации.

Процесс создания эффективных институтов политической власти сопровождается их институционализацией: выработ­кой норм права, регламентирующих круг полномочий власти, ее прав и обязанностей, ответственности, правила взаимодей­ствия ее институтов. Масштабы, объемы, границы политиче­ской власти или властвующего лица должны быть соизмери­мы с реальными потребностями и здравым смыслом.

В современных условиях легитимность и эффективность власти два важнейших фактора ее стабильности, доверия к ней и поддержки ее гражданами.

Тест

1. Власть существует в политической, публичной форме с
момента образования:

а) гражданского общества;

б) государства;

в) политических партий;

г) этнических общностей.

2. Сущностными чертами политической власти не явля­ются:

а) суверенитет и неделимость; б) авторитет;

в) волевой характер; д) единовластие;

г) принуждение; е) наследование.

3. Типологию легитимности власти разработал:

а) К. Маркс; в) И. Кант;

б) М. Вебер; г) Дж. Локк.

4. Под лигитимностыо власти понимается:

а) приобретение власти на основе узаконенных процедур
и правил;

б) общественное признание законности власти;

в) осознание правящими верхами своего права на власть;

г) согласие граждан подчиняться власти.

5. Тип легитимности власти по формуле «Король умер, да
здравствует король!»:

а) харизматический; в) рационально-легальный;

б) традиционный; г) номенклатурный.

6. Легальность власти - это:

а) юридическое бытие власти;

б) правовая аргументация законности власти;

в) авторитет власти;

г) власть авторитета.

7. Способами реализации власти являются:

а) господство, руководство, управление, организация, кон­троль;

б) избрание, назначение, связь с массами, публичность,
правовые и политические нормы.

8. Ресурсы власти — это:

а) опорные ценности, на которых строится, держится и
реализуется властвование;

б) совокупность методов и средств, использование кото­рых обеспечивает и поддерживает власть.

9. По сферам жизнедеятельности общественные ресурсы влас­ти делятся:

а) на экономические, социальные, информационные, си­ловые;

б) легальные, легитимные, традиционные, правовые.

10. Вставьте пропущенное:

Политическая ______________ − это реальная способ­ность и возможность социальных субъектов проводить свою
волю в политике и правовых нормах, оказывать решающее
воздействие на деятельность и поведение людей посредством
авторитета, права, насилия.

Вопросы для повторения

1. Дайте определение сущности политической власти.

2. Почему не всякая политическая власть является госу­дарственной?

3. Как вы понимаете утверждение «Принцип разделения властей не отрицает единства власти, но отрицает единовлас­тие»?

4. Что означают понятия «легитимность» и «легаль­ность» власти?

5. Назовите способы реализации политической власти.

6. Назовите ресурсы политической власти и дайте их краткую характеристику.

7. Дайте определение субъектов политической власти. Охарактеризуйте их.

8. Назовите критерии эффективности функционирова­ния политической власти.

Литература

1. Власть. Политика. Государство и государственная служба: аналит. слов.-справ. / В.Ф. Халипов [и др.]. — М., 2006.

2. Халипов, В.Ф. Энциклопедия власти / В.Ф. Халипов. — М.,2005.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: