Политической власти

Власть — важнейший элемент коммуникации и гармони­зации современного общества. Она постоянно находится под влиянием различных социальных субъектов. Субъекты по­литической власти — это все те, кто принимает реальное участие во властном взаимодействии с государством и друг с другом. Первичными субъектами власти являются различ­ные общности людей (народ, социальные группы и слои) и индивиды (государственные должностные лица, политиче­ские деятели и рядовые граждане), вторичными — полити­ческие институты и организации (государство, политиче­ские партии, общественные организации и движения, бюро­кратия, институты мирового сообщества и т.д.). Основным субъектам политической власти будут посвящены отдельные главы учебного пособия.

Как мы уже отмечали, власть есть способность субъекта в соответствии со своими намерениями обеспечить подчине­ние объектов. Объекты власти — те, на кого направлено властное воздействие: индивиды, общества, отдельные госу­дарственные органы, все сферы их жизнедеятельности. В це­лях обеспечения своего влияния носители политической власти обладают уникальной системой ресурсов. На ресур­сах строится, держится и реализуется властвование. Ресур­сы власти — это совокупность средств и возможностей, ко­торыми располагают и пользуются властвующие субъекты для реализации своих целей. Ресурсы политической власти многообразны и (можно предположить) безграничны. По сфе­рам проявления они делятся на ресурсы, возникающие в сфе­ре политики; общественные ресурсы; собственно политиче­ские ресурсы власти.

К ресурсам, возникающим в сфере самой политики, от­носятся знания, компетентность, профессионализм, интел­лект политика, его речь со всеми ее характерными признаками; политические технологии (особенно избирательные); по­литическая символика, другие внешние атрибуты власти (здания, церемониал, ритуалы собраний, встреч, приемов, парады, салюты и т.д.). Наличие и умелое использование этих ресурсов формируют мнение о власти, ее политиках и политике.

К общественным ресурсам власти относятся устоявши­еся в обществе национальные, конфессиональные традиции, идеологические течения, общественные настроения. Всякая новая власть не может не опираться па идеологию, полити­ческую культуру, мощь и структуру производительных сил, науку, образование, творческий потенциал народа, уровень жизни, которые сложились в обществе до ее появления, а те­перь достаются ей в наследство.

Общественные ресурсы по сферам жизнедеятельности де­лятся на экономические, социальные, культурно-информа­ционные, силовые (принудительные).

Экономические ресурсы — природные богатства (полез­ные ископаемые, плодородные земли и т.п.), материальные ценности, финансы, производительные силы, население как создатель материальных благ (численность, трудоспособ­ность, квалификация, мобильность, дисциплина). Решение экономических проблем, как правило, подчинено главной и основной задаче сохранению и упрочению политической власти. Наличие и умелое, целесообразное использование властью экономических ресурсов, несомненно, повышает ее авторитет, доверие и поддержку народа.

Социальные ресурсы — это степень удовлетворения властью материальных и духовных потребностей своих граж­дан, условий их жизни и труда. Опора власти на данные ре­сурсы зависит от ее способности повышать или понижать со­циальный статус объекта. Социальная политика является предметом острой политической борьбы. При ее проведении власть и оппозиция часто обвиняют друг друга в популизме.

Культурно-информационные ресурсы есть создаваемые и применяемые властью средства управления сознанием лю­дей, способные повлиять на внутренний мир, мотивацию че­ловека. К ним относятся в первую очередь СМИ (пресса, ра­дио, телевидение), средства искусства (театр, кинематограф, изобразительное искусство). Данные ресурсы — мощное ору­жие власти, они оттеснили на второй план другие ресурсы.

Принудительные (силовые) ресурсы власти — это го­сударство с его аппаратом, армией, органами внутренних дел, правоохранительными структурами (суд, прокуратура), тюрьмами, службой безопасности и другими институтами физического и морального принуждения и специально под­готовленными для этого людьми. Принудительные ресур­сы — наиболее эффективный источник власти. Угроза нака­зания, страх перед наказанием заставляют человека повино­ваться. С помощью данных ресурсов можно лишить челове­ка тех или иных ценностей, высшей из которых является че­ловеческая жизнь.

Собственно политическими ресурсами власти служат репутация власти, ее этические (моральные и нравственные) качества. Речь идет о тех ресурсах, при которых власть опи­рается только на себя. Социальная безнравственность влас­ти, ее необязательность, недобросовестность, коррумпиро­ванность, преступность, самоуправство, злоупотребление пол­номочиями особенно опасны и неизбежно ведут к ее кризису. У населения исчезнет доверие к власти как таковой, к ее но­сителям. «Когда люди не имеют доверия к власти, государ­ство погибнет», — утверждал древнекитайский философ Конфуций (551-479 до н.э.).

Субъекты власти используют различные ресурсы обычно в комплексе, хотя каждый их тип имеет свои условия реали­зации и предел эффективности, наиболее удобные объекты и время действия.

Власть реализуется различными способами. Способы ре­ализации политической власти — система, определяющая место, функции и отношения друг с другом институтов влас­ти и управления в политическом процессе по реализации це­лей политики и власти.

Способами реализации власти являются господство, ру­ководство, управление, организация, контроль (рис. 1.1). Начальным этапом реализации власти является господство. Оно заключается в исследовании ситуации, анализе задач политики и власти, выборе важнейших из них и принятии необходимого решения по их выполнению и проектирова­нию соответствующих политических процессов, которые должны завершиться достижением намеченных целей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: