Власть возникла задолго до появления государства и первоначально не выполняла чисто политических функций. Так, в первобытно-родовом обществе не существовало политических отношений. Около 40 тыс. лет процессы взаимодействия людей и их общностей поддерживались в основном механизмами общественной саморегуляции. Они проявлялись в виде локальных родственных связей, управления вождей, шаманов и других лидеров первобытных обществ. Их ведущими звеньями выступали обычаи, традиции, нравы, религиозные догмы и другие неписаные простейшие нормы и способы общежития. Общество обходилось властью авторитета, общественного мнения. Властные отношения определялись добровольным подчинением, основанном на вере в справедливость и разумность, рациональность заповедей, этико-нравственных правилах, входящих в так называемое естественное право. Повиновение, согласие членов общества обеспечивалось без внешнего принуждения.
Вследствие же усложнения и интенсификации общественных взаимосвязей, нарастания демографической, территориальной, религиозной, социальной и иных форм дифференциации населения прежние «домашние» методы и формы управления исчерпали свои ресурсы и оказались неспособными регулировать совместную жизнь людей. Это привело к появлению новых специализированных общественных институтов и механизмов, увеличению числа людей, занимающихся управлением на профессиональной основе, а также к рационализации самой власти.
|
|
Власть начала обретать и развивать свои функции. Возник особый вид управления — государственное, оказавшееся способным в том числе и за счет использования средств принуждения обеспечить необходимые общеобязательные формы социального поведения всех слоев населения. Власть и сила авторитета, основанные на разумности и рациональности, дополняются авторитетом и силой власти, основанной на ее правовой законности. С момента образования государства, т.е. в течение последних 5 тыс. лет, власть существует в своей политической, публичной форме. Таковы природа, происхождение политической власти, ее трансформация из неполитической в политическую.
Политическая власть - особый вид властных отношений, в орбиту которых вовлекаются все члены общества. Политическая власть существует только в обществе. Это не вид и не тип власти, а особенность многих видов власти.
Политическая власть − это реальная возможность и способность социальных субъектов проводить свою волю в политике и правовых нормах, оказывать решающее воздействие на деятельность и поведение людей посредством авторитета, права, насилия. Политическая власть принадлежит народу.
|
|
Разновидностью политической является государственная власть право и возможность государства и его органов направлять, контролировать жизнедеятельность общества и подчинять действия и поведение людей своей воле. Государственная власть — основной, высший тип власти. Она требует наличия высокоразвитых политических институтов и их воплощения в нормах права. Ее источником является народное волеизъявление.
Сущностными чертами политической власти являются:
· суверенитет (независимость) и неделимость. Суверенитет означает, что политическая власть вправе самостоятельно повелевать, принимать решения, осуществлять свои функции независимо от каких-либо сил, обстоятельств и лиц. Неделимость власти означает, что все ветви власти реализуют единые цели, проводят согласованную стратегическую линию внутренней и внешней политики. Принцип разделения властей отрицает единовластие, но не единство власти при решении одних и тех лее проблем. Президент, правительство и парламент не могут рассматриваться как некие институты политического противостояния;
· авторитет, т.е. обозначение особого качества власти и способа ее осуществления. Авторитетная власть основана на ее признании, вере в ее законность, справедливость и добровольном, осознанном ей подчинении. Авторитет есть соответствие деятельности власти ценностным представлениям большинства граждан, степень их удовлетворения ее действиями;
· волевой характер. Означает наличие у власти цели, программы, готовности добиваться их реализации. Бесцельная власть есть ее кризис либо паралич;
· принуждение. Основано на использовании силы и всех других средств, которыми располагает власть, чтобы обеспечить повиновение, согласие с ней. Власть — это всегда принуждение, но чем выше ее авторитет, тем ниже степень принуждения. Власть должна быть авторитетной, а не авторитарной.
Власть имеет определенную структуру, включающую функции, субъекты, объекты, ресурсы. Политическая власть выполняет в обществе функции: организации (формирование политической системы общества); управления (руководство органами власти, политическими и неполитическими процессами); регуляции (распределение и перераспределение общественных благ, статусов, ресурсов с учетом групповых приоритетов); координации (согласование действий субъектов политики); мобилизации (сосредоточение средств, ресурсов на достижение политических целей); контроля; политической социализации (включение личности в жизнь государства и общества); созидания действительности (проективная функция «Куда идешь, Беларусь?»).