Проведенный в соответствии с предложенной методикой анализ материальной культуры позволяет показать, что во II тыс. до н.э. в обширном регионе Евразии существовали две больших зоны: центрально-евразийская и индопе-реднеазиатская, развивавшиеся независимо начиная с эпохи неолита-энеолита. По своему хозяйственно-культурному типу андроновская общность принадлежала центрально-евразийской зоне, имея наиболее полные параллели в пастушеских культурах южнорусских степей, особенно синхронной и эволюционировавшей параллельно срубной. Выявляемые между ними различия касаются только некоторых деталей конструкции жилищ и керамики, рассматриваемой нами как определяющий культуру этнически значимый признак, что подтверждает правомерность выделения двух самостоятельных культурных общностей. Третьей родственной, но самостоятельной культурой представляется тазабагъ-ябская, отличающаяся, однако, от срубной и андроновской не только керамикой, но и деталями жилища и хозяйством (большая роль поливного земледелия).
|
|
Сопоставление категорий андроновской материальной культуры с хронологически следующей на той же территории культурной ираноязычных народов савромат и саков позволяет выявить генетическую преемственность, устанавливаемую не по единичным категориям инвентаря, а системно по комплексу взаимосвязанных сквозных типологических рядов. Важно подчеркнуть, что переход к раннему железному веку не был осложнен в степях никакими определяющими воздействиями с юга - из зоны древних земледельцев. Все элементы материальной культуры саков, идеально приспособленной с экологическим условиям степей, медленно вызревали на протяжении предшествующего тысячелетия, а переход к кочевому скотоводству был обусловлен самой спецификой пастушеского хозяйства и начался еще в конце бронзового века, когда был
отобран состав стада, созданы транспорт, орудия труда, костюм, тип жилища, явившиеся предпосылками перехода к новому типу скотоводства. Военное дело кочевников — важная часть их культуры, подчеркиваемая и персидскими, и греческими авторами, уходит корнями в бронзовый век: всадничество приходит на смену колесничной тактике боя в конце II тыс. до н.в., когда появляются типы псалиев, получающие развитие в железном веке; основные типы ранне-скифских стрел восходят к андроновским алакульским [Кузьмина, 19756], как и различные типы сакских копий, топоров, тесел, ножей, серпов, составляя сквозные типологические ряды [Кузьмина, 1966, с. 14, 20, 23, 27—49, 56, 98]. Преемственность устанавливается не только по элементам материальной культуры, обусловленным принадлежностью к хозяйственно-культурному типу, но и по функционально не обусловленным этнически значимым: технологии и орнаментации керамики. Несмотря на г.ереход к массовому кочеванию, традиции архитектуры жилища каркасно-столбовой конструкции сохраняются в доме мертвых — подкурганном сооружении — ритуализованном и потому являющемся важнейшим этническим индикатором. Детали костюма, в частности — головные уборы, служившие племенными показателями, даже выступающими в этнонимах (саки острошапочные), также восходят к андроновским. К.Ф.Смирнов [19576; 1964], К.А.Акишев [1973; Акишев, Кушаев, 1963], Б.АЛитвинский [1972] и М.К.Кадырбаев [1966, с. 408-409] установили преемственность погребального обряда, в частности конструкций курганов, каменных оград, различных типов могил, господствующей западной ориентировки. Это дает объективные основания генетически связать культуру савромат и саков VII—IV вв. до н.э. с андроновской и тем самым корректно обосновать ретроспективным методом иранскую или индоиранскую атрибуцию последней.
|
|