Посредством тренингов также можно повысить личную эффективность сотрудников – ориентацию на результат, стрессоустойчивость, управление конфликтами, коммуникативные навыки, лидерство. На тренингах более 70 процентов времени посвящено деловым играм и их анализу, а также закреплению наиболее эффективных стратегий поведения в типичных деловых ситуациях.
| Тип | Описание | Цели | Преимущества | Недостатки | |
| Тренинг | В ходе проживания или моделирования ситуаций обучающиеся имеют возможность развить и закрепить необходимые умения и навыки (планирование, делегирование, мотивирование, тайм-менеджмент, эффективные продажи, переговоры, презентации), изменить отношение к собственному опыту | Выработать новые умения и навыки, - сформировать отношение и изменить или закрепить поведение | - используются многие методы активного обучения, - высокая активность учащихся,- широко используется опыт учащихся,- высокая эффективность усвоения знаний и умений | Высокая цена, результат существенно зависит от профессионализма тренера | |
| Групповое обсуждение (дискуссия) | Обмен мнениями по конкретному вопросу с участием всех членов группы | Групповые обсуждения полезны для изучения и проработки сложного материала для формирования нужных установок | Обеспечивает хорошие возможности для обратной связи, перенос полученных знаний в практическую деятельность, участники активно взаимодействуют между собой | Качество обучения зависит от уровня подготовленности группы, возможность отклониться от темы | |
| Мозговой штурм | Групповой способ быстрого накопления большого количества материала | Обеспечение генерации идей | Простая процедура, интерактивность участников, возможность выйти за пределы стандартного мышления | Неполнота процесса (ступень решения проблемы) | |
| Разбор практических ситуаций (кейсов) | Метод предполагает анализ и групповое обсуждение реальных ситуаций, которые могут быть представлены в виде описания видеофильма | Научить слушателей анализировать информацию, выделять главное, генерировать пути решения, у обучающихся развиваются навыки командной работы | - позволяет участникам познакомиться с опытом других организаций (людей), развить навыки анализа принятия решений, разработки стратегии и тактики, реализм, - погружают участника в бизнес-процессы,- не имеют единственно верного решения | Требует времени на подготовку, тема должна быть близка участникам, предъявляет требования к профессионализму ведущего | |
| Деловая игра | Модель какой-либо ситуации с непрерывно меняющимися условиями. Как правило, в ней действуют несколько групп участников с разными интересами и каждая должна решить свою проблему, предполагает наличие сценария, правил работы и вводной информации, сценарий игр часто предполагает конкуренцию между несколькими командами | Моделирование различных ситуаций, встречающихся в реальной профессиональной деятельности | - близость к реальной профессиональной деятельности участников,- возможность изучать проблемную ситуацию всесторонне, - высокая включенность и мотивация участников, - обучает работать с информацией, - принимать решения | Требует профессионализма ведущего, обучение может занимать много времени | |
| Ролевые игры | Предполагают разыгрывание типичных ситуаций, с которыми участники имеют дело в работе. Ситуации предъявляются в форме смоделированных рабочих ситуаций, где каждый обучающийся играет роль конкретного участника в заданных инструкцией обстоятельствах | Получение и отработка практических умений, возможность встать на место другого человека (клиента, подчиненного) | - практическая направленность, - приобретенный опыт сохраняется надолго, -возможность проиграть разные варианты, - получение обратной связи от партнеров | Ограниченный размер группы, искусственность. Может возникнуть сопротивление участию в игре. Достаточно высокая стоимость | |
| Программированное обучение | Отличает высокая степень структурированности предъявляемого материала и пошаговая оценка степени его усвоения, информация предъявляется небольшими блоками и, изучив каждый блок материала, обучающийся должен ответить на вопросы по нему, затем дается обратная связь в виде правильного ответа | Передача и закрепление знаний, информационное введение в тему | - обучающийся может двигаться в удобном для него темпе, возможность самостоятельно регулировать размер порций осваиваемого материала;- обеспечивает высокую степень подкрепления и немедленную обратную связь;- хорошая структуризация учебного материала | Затруднен перенос знаний и навыков, полученных в ходе обучения, в повседневную профессиональную деятельность, высокие затраты на разработку таких программ | |
Методы обучения на рабочем месте – отличаются практической направленностью, непосредственной связью с производственными функциями сотрудника, предоставляют значительные возможности для повторения и закрепления вновь изученного.
