Эластичность предложения. Экономическое значение теории эластичности в микроэкономическом анализе

Эластичность предложения – характеризует степень изменения объема предложения товаров в зависимости от изменения цены.

Коэффициент эластичности предложения показывает, на сколько процентов изменится величина предложения при изменении цены на 1%:

ΔQs ΔP

Es = Qs ׃ P

где Δ QS/QS – изменение объема предлагаемой продукции; Δ Р/Р – изменение цены.

Для практических расчетов часто используют формулу:

Qs2 - Qs1 P2 - P1

Еs = Qs1 ׃ P1

Предложение может быть:

- эластичное (ЕS > 1), - неэластичное (ЕS < 1),

- характеризоваться единичной эластичностью (ЕS = 1),

- совершенно эластичным (ЕS = ∞), - совершенно неэластичным (ЕS = 0).

Степень эластичности предложения зависит от:

– способности производства к быстрой переналадке;

– возможности хранения продукции (предложение скоропортящихся продуктов менее эластично, чем продуктов длительного хранения);

– фактора времени, т.е. времени, имеющегося в распоряжении производителя для того, чтобы отреагировать на изменение цены. Очевидно, чем больше в распоряжении производителя времени, чтобы перераспределить ресурсы в пользу продукта, цена на который возросла, тем выше эластичность предложения, и наоборот.

Эластичность предложения по цене имеет важное значение, как и эластичность спроса. Анализ эластичности предложения позволяет определить реакцию рынков на определенные изменения в экономике. Чем более эластичным является предложение, тем чаще продавцы увеличивают объем выпуска продукции. Они пытаются использовать преимущества от увеличения цены для наращивания объемов производства.

В хозяйственной практике значение эластичности имеет огромную роль в микроэкономическом анализе:

1. Позволяет определить размеры производства отдельных товаров и услуг;

2. Дает возможность изучить и изменить поведение потребителей;

3. Позволяет планировать ценовую политику фирмы;

4. Помогает формировать стратегию фирмы в краткосрочном и долгосрочном периодах для максимизации прибыли и минимизации убытков;

5. Дает возможность прогнозировать изменения потребителей в расходах и производителей в доходах в связи с изменением цен на товары и услуги.





Подборка статей по вашей теме: