Эластичность предложения – характеризует степень изменения объема предложения товаров в зависимости от изменения цены.
Коэффициент эластичности предложения показывает, на сколько процентов изменится величина предложения при изменении цены на 1%:
ΔQs ΔP
Es = Qs ׃ P
где Δ QS/QS – изменение объема предлагаемой продукции; Δ Р/Р – изменение цены.
Для практических расчетов часто используют формулу:
Qs2 - Qs1 P2 - P1
Еs = Qs1 ׃ P1
Предложение может быть:
- эластичное (ЕS > 1), - неэластичное (ЕS < 1),
- характеризоваться единичной эластичностью (ЕS = 1),
- совершенно эластичным (ЕS = ∞), - совершенно неэластичным (ЕS = 0).
Степень эластичности предложения зависит от:
– способности производства к быстрой переналадке;
– возможности хранения продукции (предложение скоропортящихся продуктов менее эластично, чем продуктов длительного хранения);
– фактора времени, т.е. времени, имеющегося в распоряжении производителя для того, чтобы отреагировать на изменение цены. Очевидно, чем больше в распоряжении производителя времени, чтобы перераспределить ресурсы в пользу продукта, цена на который возросла, тем выше эластичность предложения, и наоборот.
Эластичность предложения по цене имеет важное значение, как и эластичность спроса. Анализ эластичности предложения позволяет определить реакцию рынков на определенные изменения в экономике. Чем более эластичным является предложение, тем чаще продавцы увеличивают объем выпуска продукции. Они пытаются использовать преимущества от увеличения цены для наращивания объемов производства.
В хозяйственной практике значение эластичности имеет огромную роль в микроэкономическом анализе:
1. Позволяет определить размеры производства отдельных товаров и услуг;
2. Дает возможность изучить и изменить поведение потребителей;
3. Позволяет планировать ценовую политику фирмы;
4. Помогает формировать стратегию фирмы в краткосрочном и долгосрочном периодах для максимизации прибыли и минимизации убытков;
5. Дает возможность прогнозировать изменения потребителей в расходах и производителей в доходах в связи с изменением цен на товары и услуги.