Количество товара

Рис 3. Кривая предложения

Графическое выражение между ценой товара и величиной его предложения продавцами, называется кривой предложения. Кривая предложения показывает количество предлагаемого товара при каждом значении цены и обычно является возрастающей.

Кроме цены, на изменение спроса оказывают влияние и неценовые факторы:

1. Цены на ресурсы. Ресурсы делятся на постоянные и переменные, к постоянным относятся основные производственные фонды, к переменным – оборотные производственные фонды. При этом, чем больше объем основных производственных фондов, тем больше величина предложения. При высоких ценах на ресурсы производить товары становится невыгодно. Если цены на ресурсы падают, то фирма будет стремиться произвести больший объем товаров и получить при этом прибыль.

2. Технологии производства. Под технологией понимается набор известных способов, приемов или методов производства товара и услуги. Любое усовершенствование технологий создает возможность для удешевления производства, приводит к увеличению объема предложения произведенных товаров.

3. Налоги и дотации. Налоги – обязательные платежи из дохода в пользу государства, поэтому повышение налогов увеличивает издержки производства и ведет к сокращению объема производства.

4. Цены на другие товары и услуги. Высокие цены на товары-субституты заставляют производителей частично переориентировать свое производство.

5. Конкуренция. Чем больше фирм на рынке, тем больше предложение и наоборот. В конкурентной борьбе побеждают наиболее сильные предприятия, которые в дальнейшем расширяют свою деятельность, производя больший объем товаров и предлагая их на рынке. Кроме того, конкурирующие между собой фирмы за потребителя на рынке стараются привлечь большее число покупателей, расширяя свой ассортимент и улучшая качество товара, тем самым увеличивая предложение.

Изменение цены на графике отражается движением по кривой предложения, т.е. происходит «изменение величины предложения», если изменяется неценовой фактор, кривая предложения сдвигается, т.е. происходит «изменение предложения». Если под воздействием этих факторов предложение товаров растет, то кривая сдвигается вправо вниз. Если предложение товаров падает, то кривая сдвигается влево вверх.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: