Взаимодействие спроса и предложения. Рыночная цена и рыночное равновесие

Рыночная цена – это важнейший информационный сигнал, который координирует действия хозяйствующих субъектов в условиях рыночной экономики и позволяет наиболее эффективно распределять ограниченные ресурсы общества.

Для того, чтобы понять, как устанавливается фактическая рыночная цена, надо рассмотреть взаимодействие спроса и предложения. Для наглядности построим предполагаемый график спроса и предложения на некий товар А,

составив для этого таблицу спроса и предложения на данный товар.

Таблица 1

Таблица спроса и предложения на товар А

Цена за ед. товара, руб. Объем спроса, шт. Объем предложения, шт. Разница между спросом и предложением Изменение цены
      -40 падает
      -20 падает
        постоянная
      +20 растет
      +40 растет

Данные таблицы показывают, что при низких ценах объем спроса превышает объем предложения, т. е. покупатели хотят купить больше товара, чем поставщики хотят продать, а при высокой цене, объем спроса ниже объема предложения. На основании данных построим график:

Q

Рис 4. Рыночное равновесие

Таким образом, кривая спроса и предложения пересекаются в некоторой точке С, в которой спрос равен предложению. Данная точка пересечения называется точкой равновесия.

Равновесие означает такое состояние рынка, которое характеризуется равенством спроса и предложения, т. е. совпадением интересов производителей и потребителей (продавцов и покупателей). Цена, при которой спрос равен предложению называется равновесной (Р1), а соответствующий ей объем продаваемых и покупаемых товаров – равновесным (Q2).

Равновесная цена – это уровень цены, который устанавливается в результате равенства спроса и предложения; это та максимальная цена, которую готов уплатить потребитель (покупатель) и одновременно это та минимальная цена, по которой производитель (продавец) согласен продать товар.

Равновесная цена, формирующаяся в результате действия рыночных конкурентных сил, выполняет важнейшие функции в экономике:

1. информационную – ее величина служит ориентиром для всех субъектов рыночной экономики;

2. нормирующую – она нормирует распределение товаров, давая сигнал потребителю о том, доступен ли ему данный товар и на какой объем потребления товара он может рассчитывать при данном уровне дохода. Одновременно она воздействует на производителя, показывая сможет ли он окупить свои расходы или ему следует воздержаться от производства. Тем самым нормируется спрос производителя на ресурсы;

3. стимулирующую – она вынуждает производителя расширять или сокращать производство, менять технологию и ассортимент, чтобы издержки «уложились» в цену и осталась еще какая-то прибыль.

Таким образом, равновесная цена – это цена уравновешивающая спрос и пре6дложение в результате действия конкурентных сил.

Особенность рыночного механизма такова, что рынок автоматически поддерживает равновесие: взаимодействие спроса и предложения корректирует (изменяет) цену до такого уровня, при котором величина спроса и величина предложения совпадают.

Однако на практике имеют место отклонения от состояния равновесия.

Если на рынке устанавливается цена выше равновесной (предложение больше спроса), то возникает излишек товара, который усиливает конкуренцию продавцов. Продавцы не могут реализовать свою продукцию и вынуждены снижать цену, тем самым повышая спрос и сокращая предложение до тех пор, пока не будет достигнуто равновесие.

При цене ниже равновесной (спрос больше предложения), возникает дефицит, который порождает конкуренцию между покупателями, и они готовы платить более высокую цену, цена растет, в результате чего спрос сокращается, а предложение увеличивается, рынок движется к равновесию. Таким образом, рынок выступает как саморегулирующаяся система, способная автоматически восстанавливать утраченное равновесие.

Нарушение рыночного равновесия может возникнуть также и в случае изменения спроса и предложения под влиянием неценовых факторов, что на графике отразится смещением либо кривой спроса, либо кривой предложения. Тогда рыночное равновесие будет достигаться, но совершенно при других значениях равновесной цены и равновесного объема. Так:

1) увеличение спроса при неизменном предложении вызывает рост и равновесной цены, и равновесного количества товаров;

2) уменьшение спроса при неизменном предложении вызывает падение и равновесной цены, и равновесного количества товаров;

3) увеличение предложения при неизменном спросе влечет за собой уменьшение равновесной цены и увеличение равновесного количества товаров;

4) сокращение предложения при неизменном спросе влечет за собой увеличение равновесной цены и уменьшение равновесного количества товаров.

Пользуясь этими правилами, можно найти равновесную точку при любых изменениях спроса и предложения.

В условиях свободной конкуренции под воздействием законов рыночного ценообразования цена выравнивается автоматически. Однако рыночное ценообразование может быть нарушено либо деятельностью монополий, либо вмешательством государства, волевым способом устанавливающего цены выше или ниже точки равновесия. В таких случаях говорят о ценах пола и потолка.




double arrow
Сейчас читают про: