Количество товара

Рис 2. Кривая спроса

Графическое выражение между ценой товара и величиной спроса, предъявляемого покупателями на этот товар, называется кривой спроса. Кривая спроса показывает величину спроса при каждом значении цены и обычно является убывающей.

Кроме цены, на изменение спроса оказывают влияние и неценовые факторы:

1. Цены взаимосвязанных товаров. Товары являются взаимозаменяемыми, если увеличение цены одного из них влечет за собой рост спроса на другой товар. Взаимозаменяемыми (т.е. товарами-субститутами) они называются потому, что могут быть использованы для одних и тех же целей (например, сок и напиток и др.). Товары называются взаимодополняемыми (т. е. комплементарными), если увеличение цены одного из них влечет за собой снижение спроса на другой. Эти товары сопутствуют друг другу в процессе потребления или использования (например, ботинки и шнурки). Повышение цены на товар-субститут сдвигает кривую спроса вправо. Повышение цены на комплектарный товар снижает спрос, т.е. кривая спроса смещается влево. Если товары друг от друга независимы, то изменение цены и спроса на один товар не отражается на величине цены и спроса на другой товар.

2. Доходы покупателей. Если доходы покупателей растут, то увеличивается спрос на многие товары, особенно на дорогие и высококачественные. Товары, спрос на которые напрямую зависят от изменения дохода, называются товарами высшей категории. Вместе с тем, существуют и такие товары, потребление которых с ростом доходов уменьшается, такие товары называются товарами низшей категории (хлеб, картофель, макароны и др.).

3. Вкусы потребителей – являются важнейшим фактором определения спроса на любой товар. Предпочтения потребителей формируются под влиянием общества, обычаев, образования, рекламы (например, растущая забота о своем здоровье порождает спрос на диетические продукты, пищевые добавки, одновременно сокращая спрос на кондитерские изделия и другие высококалорийные продукты). Обычаи, привычки, национальные особенности меняются довольно медленно, поэтому спрос не меняется по мере роста цены на товар (например, в Японии таким товаром является рис).

4. Потребительские ожидания – связаны с изменением цен на товары и услуги, с изменением доходов населения. Ожидание высоких цен в будущем заставляет покупать больше товаров сегодня и наоборот (например, невысокий урожай картофеля и низкие цены осенью побуждают многих покупать картофель в запас).

5. Размеры рынка – чем больше предлагается товаров на рынке, тем меньше на него цена, и следовательно больший спрос на данный товар.

6. Число покупателей – чем больше на рынке покупателей, тем больше спрос, следовательно, цена на товар возрастает.

7. Реклама – часто формирует спрос, особенно это касается товаров, с которыми потребитель плохо знаком. Как показывает опыт, хорошо подготовленная реклама способствует расширению спроса на определенные товары.

Следует различать понятия «изменение величины (объема) спроса» и «изменение спроса». Изменение величины спроса вызывается изменением ценового фактора и на графике отражается движением вдоль кривой спроса, а изменение самого спроса есть результат действия неценовых факторов и на графике это изменение будет отражаться смещением, сдвигом самой кривой спроса: при увеличении – вправо, при снижении – влево.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: