Тема 4. Дети от 3 до 5 лет

Особенности развития речи, памяти, внимания и двигательной сферы. Этот возраст является очень важным: интенсивно развиваются все психические процессы ребенка, закладываются основы формирования произвольности, самоконтроля. Бурное развитие речи, непосредственной памяти, восприятия провоцирует родителей на эксплуатацию возможностей ребенка, что ведет к появлению и стабилизации форсирующе-развивающего типа воспитания. Это чревато истощением психики ребенка, может стать причиной нарушений его дальнейшего развития. В задачу психолога входят своевременная диагностика, профилактика и коррекция этих особенностей детско-родительского взаимодействия.

Возрастные особенности проявлений способностей. Возможно проявление некоторых специальных способностей ребенка (например, появление необыкновенной грациозности, гибкости и ритмичности в движениях, тяги к музыке, пению, сочинительству, рисованию). Родители часто воспринимают это как проявление талантов детей и стремятся их усиленно развивать. Однако в последующем эти возрастные проявления сглаживаются, что ведет к фрустрации ожиданий как родителей, так и ребенка. Своевременно

оказанная психологическая помощь поможет снизить отрицательный эффект в этом случае.

Роль сюжетно-ролевой игры в психическом развитии, ее диагностические и коррекционные возможности. Сюжетно-ролевая игра является ведущей деятельностью, в ней происходит развитие всех возрастных новообразований, в первую очередь познавательной мотивации, самоконтроля, произвольности, инициативности и творческих способностей ребенка. Необходимо создавать условия для полноценного осуществления и развития свободной игровой деятельности в коллективе детей. Кроме того, игра является материалом для диагностики, приемом развивающей и коррекционной работы.

Занятия психолога с ребенком как способ психологической работы. Основная нагрузка в психологической работе ложится на непосредственное взаимодействие психолога с ребенком. Применяются разнообразные приемы и средства работы: игры, занятия, психологические упражнения и тренинги, групповая и индивидуальная работа.

Особенности организации материнско-детского взаимодействия и участия родителей в развивающей и коррекционной работе с ребенком. Большую роль продолжает играть налаживание взаимодействия родителей (в первую очередь матери) с ребенком. Возможно применение коррекционных индивидуальных и групповых игр, упражнений, использование таких приемов, как письмо ребенку, сочинение о ребенке, совместное рисование и совместная деятельность родителей с ребенком.

Ребенок, посещающий развивающие учреждения (студии, кружки, секции, школы и т. п.). Родители часто отдают ребенка в различные кружки и развивающие студии. Важно, чтобы концепции развития и обучения в этих учреждениях не противоречили друг другу, чтобы ребенок не переутомлялся, не был вынужден оправдывать завышенные ожидания родителей.

Эмоциональное благополучие и его роль в психическом развитии ребенка. Эмоциональное благополучие ребенка в общем является уже достаточно стабилизированным. Нарушения эмоционального благополучия проявляются в различных формах: соматическая ослабленность, снижение познавательной активности, компенсаторное развитие отдельных способностей и качеств, нарушения в поведении. Необходимо своевременное психологическое вмешательство, направленное на оптимизацию эмоционального благополучия ребенка.

Гипер- и гипоактивность, вспыльчивость, агрессивность, застенчивость как проблемы в поведении детей. Эти проблемы, как показывают исследования, являются следствием нарушения материнско-детского взаимодействия. В их основе могут лежать индивидуальные особенности ребенка, к которым мать не смогла приспособиться, личностные особенности самой матери, семейная ситуация.

Необходимы дифференцированная диагностика и направленная психологическая помощь.

Задержанное, искаженное, опережающее развитие и особенности психологической работы с такими детьми. Чаще всего такие формы нарушений развития требуют специальной психологической помощи, выходящей за рамки компетентности психолога детского учреждения. В задачу психолога входят своевременное обнаружение этих особенностей и направление родителей к соответствующим специалистам.

Тема 5. Дети от 5 до 7 лет

Основными достижениями старшего дошкольного возраста являются: развитие произвольности в психических процессах и поведении ребенка, развитие словесно-логического мышления, становление особенностей мотивации достижений, возникновение иерархии мотивов, появление мотивации учения. Все это создает условия для перехода ребенка на новый уровень развития и обеспечивает готовность к обучению в школе.

Вследствие нарушения эмоционального благополучия ребенка и некоторых аспектов его общего психического развития возникают такие проблемы, как сниженная познавательная мотивация, появление асоциальных форм поведения, проблемы во взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми. Все это служит причиной трудности адаптации к школе и нуждается в своевременной диагностике и коррекции. В коррекционной работе основная роль принадлежит работе психолога с ребенком и группой детей, при этом важность работы с семьей также остается высокой.

Готовность к школе и проблемы школьной адаптации. На протяжении последнего перед поступлением в школу года проводится планомерная диагностика готовности к школе по всем направлениям (физическая, интеллектуальная, эмоционально-личностная, мотивационная), на основе которой выявляются возможные предпосылки трудностей адаптации к школе и осуществляется направленная коррекционная работа.

Задержки развития, дисгармоничное и опережающее развитие. Нарушения развития, возникающие в этом возрасте, требуют углубленной специальной психологической помощи. В задачу психолога входят своевременное обнаружение этих особенностей и направление родителей к соответствующим специалистам. Опережающее развитие чаще всего не становится причиной для беспокойства родителей и педагогов, но следует помнить, что такие формы дисгармоничного развития могут сопровождаться нарушением в физическом, эмоциональном развитии ребенка, в сфере общения. С этими проблемами должен работать психолог детского учреждения.

Роль семейной ситуации в появлении психологических проблем у ребенка. В старшем дошкольном возрасте основную роль в индивидуальном

характере развития ребенка играет семейная ситуация в целом (по сравнению с большей нагрузкой, которая приходилась на материнское отношение в предыдущих возрастах). Родителям следует избегать нарушения и изменения семейных отношений в период адаптации ребенка к школе, а психологу - осуществлять с родителями просветительскую, профилактическую и при необходимости коррекционную работу.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: