Тема 3. Ранний возраст

Кризис одного года. Характеризуется появлением у ребенка самостоятельности. Требуется организация такой среды, в которой он мог бы проявлять инициативу и получать поддержку и одобрение взрослого. Основными методами прекращения нежелательных действия ребенка являются отвлечение и переключение.

Ранний возраст как сензитивный период для развития речи и Я-концепции. В раннем возрасте интенсивно развивается речь, ребенок должен иметь возможность слышать грамотную, полноценную речь взрослых. Пассивный словарь ребенка опережает активное употребление слов. Развивается представление о результатах своих действий, гордость за свои достижения. Ребенок очень чувствителен к оценке взрослым себя и результатов своих действий.

Взаимодействие ребенка со взрослым как основной способ психологической работы. В этом возрасте психологическая работа осуществляется в форме налаживания взаимодействия ребенка со взрослым. Основной является внеситуативно-познавательная форма общения, в которой взрослый становится эталоном и носителем образцов действий и знаний о мире.

Организация развивающей работы. Развивающая работа в основном должна осуществляться родителями и другими близкими взрослыми. В задачи психолога входит обучение родителей, демонстрация приемов общения и игры с ребенком. В отдельных случаях возможна непосредственная работа психолога с ребенком, но только после налаживания взаимодействия с ним и в присутствии близких взрослых.

Игровая и предметная среда ребенка имеет большое значение. У ребенка в доме должен быть свой игровой уголок, игрушки должны стимулировать развитие сюжетно-ролевой игры. Предпочтение следует отдавать условным игрушкам, с широкими возможностями их использования, их количество не должно быть слишком велико.

Стабилизация привязанности. На втором и третьем годах жизни происходит стабилизация привязанности. Изменяющиеся функции взрослых во взаимодействии с ребенком создают основу для возможного изменения качества привязанности ребенка (как в лучшую, так и в худшую сторону). Нужны своевременная диагностика развития привязанности и осуществление необходимой коррекции.

Проблемы адаптации к дошкольным учреждениям. На исходе раннего возраста чаще всего ребенок начинает посещать дошкольное учреждение. Характер адаптации ребенка к детскому учреждению зависит от его привязанности к матери, опыта адаптации к новым ситуациям, мерам предупреждения тяжести адаптации, используемым в детском учреждении. Эта проблема требует тщательного контроля со стороны психолога.

Аффект разлуки. При изучении адаптации ребенка к детскому саду были выявлены варианты аффективного поведения, которые отрицательно сказываются на общем эмоциональном благополучии ребенка. В научных исследованиях предложены профилактические и коррекционные мероприятия для детей с выраженным аффективным переживанием разлуки с матерью.

Кризис трех лет. Характеризуется появлением вербального "Я" ребенка и проявлением целого ряда особенностей его поведения, которые служат причиной обострения его отношений со взрослыми. В работу психолога включены своевременная диагностика, профилактика и коррекция сложностей прохождения ребенком и семьей этого кризиса.

В конце раннего возраста начинается формирования некоторых проблем в поведении: вспыльчивость, агрессивность, фобии, задержки развития речи. Чаще всего такие проблемы являются следствием неблагоприятного течения кризиса трех лет. Работа с этими нарушениями поведения осуществляется в условиях как детского учреждения, так и в семье.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: