Раздел 3. Основные направления психокоррекционной практики в дошкольном возрасте

Наибольший по объему второй раздел программы посвящен раскрытию феномена вариативности развития, описанию некоторых типов психического дизонтогенеза и вариантов отклоняющегося развития, часто встречающихся в дошкольном возрасте.

Программа предусматривает: ознакомление с основными понятиями, характеризующими условно-нормативное, отклоняющееся и аномальное развитие в исторической динамике, отработку студентами навыков анализа специфики развития каждого из вариантов, овладение технологиями психокоррекции дисгармоний и нарушений в психическом развитии ребенка (прежде всего средствами воспитательно-образовательной работы), апробацию методов и приемов систематической работы с семьей и ребенком.

Особенностью курса является то, что в содержательной работе с детьми, нуждающимися в психолого-педагогической и медико-социальной помощи (особые дети, дети с ограниченными возможностями), акцент смещается с терапевтического, "исправительного", на личностно-развивающий подход и условия, обеспечивающие реализацию этого подхода в дошкольном возрасте.

Таблица 4

Учебно-тематический план курса "Психокоррекция аномального
и отклоняющегося развития", ч

Название темы Лекции Семинары Практическая работа
Раздел 1. Теоретические основы психокоррекции как вида психологической практики      
Тема 1. Предмет и задачи курса. Теоретические основы психодиагностики и психокоррекции отклоняющегося развития детей      
Тема 2. Понятие общего и психического дизонтогенеза. Роль биологических и социальных факторов в возникновении нарушений развития у детей      
Тема 3. Основные типы дизонтогенеза. Психологические параметры психического дизонтогенеза      
Тема 4. Психокоррекция как вид психологической практики. Проблема коррекции психического развития в дошкольном возрасте      

Окончание таблицы 4

Название темы Лекции Семинары Практическая работа
Раздел 2. Психокоррекция аномального и отклоняющегося развития      
Тема 1. Психическое недоразвитие ребенка (ретардация) и его формы. Критерий обучаемости в диагностике и коррекции разных форм недоразвития у детей      
Тема 2. Дисгармоническое развитие ребенка (асинхрония) как тип психического дизонтогенеза и его формы. Особенности психокоррекции поведения детей с проявлениями ранних дисгармоний развития разной природы      
Тема 3. Гиперактивные дети. Гипердинамический синдром. Психологическая помощь детям с гиперактивным поведением и их родителям      
Тема 4. Ранний детский аутизм. Проблемы диагностики и психокоррекции дисгармонического развития при раннем детском аутизме      
Тема 5. Регрессия развития как вариант психического дизонтогенеза      
Тема 6. Детские неврозы как пограничные нервно-психические расстройства      
Тема 7. Системные психоневрологические нарушения речи. Основные стратегии психокоррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста. Роль семьи в предупреждении речевых нарушений. Организация коррекционной работы с детьми      
Тема 8. Психосоматическое развитие ребенка. Основные виды психосоматических расстройств у детей и возможности их психокоррекции      
Тема 9. Основные принципы и приемы психолого-педагогического изучения детей с аномальным развитием      
Раздел 3. Основные направления психокоррекционной практики в дошкольном возрасте      
Тема 1. Сказкотерапия как процесс коррекции, органичный природе ребенка. Куклотерапия      
Тема 2. Игровая терапия в системе психокоррекционной работы с детьми дошкольного возраста      
Тема 3. Системная семейная психокоррекция и психотерапия      
Тема 4. Онтогенетическая ориентация как важнейшая составляющая в разных направлениях психокоррекции и психотерапии      
Всего часов      

Раздел 1. Теоретические основы психокоррекции как вида
психологической практики


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: