Наибольший по объему второй раздел программы посвящен раскрытию феномена вариативности развития, описанию некоторых типов психического дизонтогенеза и вариантов отклоняющегося развития, часто встречающихся в дошкольном возрасте.
Программа предусматривает: ознакомление с основными понятиями, характеризующими условно-нормативное, отклоняющееся и аномальное развитие в исторической динамике, отработку студентами навыков анализа специфики развития каждого из вариантов, овладение технологиями психокоррекции дисгармоний и нарушений в психическом развитии ребенка (прежде всего средствами воспитательно-образовательной работы), апробацию методов и приемов систематической работы с семьей и ребенком.
Особенностью курса является то, что в содержательной работе с детьми, нуждающимися в психолого-педагогической и медико-социальной помощи (особые дети, дети с ограниченными возможностями), акцент смещается с терапевтического, "исправительного", на личностно-развивающий подход и условия, обеспечивающие реализацию этого подхода в дошкольном возрасте.
Таблица 4
Учебно-тематический план курса "Психокоррекция аномального
и отклоняющегося развития", ч
Название темы | Лекции | Семинары | Практическая работа |
Раздел 1. Теоретические основы психокоррекции как вида психологической практики | |||
Тема 1. Предмет и задачи курса. Теоретические основы психодиагностики и психокоррекции отклоняющегося развития детей | |||
Тема 2. Понятие общего и психического дизонтогенеза. Роль биологических и социальных факторов в возникновении нарушений развития у детей | |||
Тема 3. Основные типы дизонтогенеза. Психологические параметры психического дизонтогенеза | |||
Тема 4. Психокоррекция как вид психологической практики. Проблема коррекции психического развития в дошкольном возрасте |
Окончание таблицы 4
Название темы | Лекции | Семинары | Практическая работа |
Раздел 2. Психокоррекция аномального и отклоняющегося развития | |||
Тема 1. Психическое недоразвитие ребенка (ретардация) и его формы. Критерий обучаемости в диагностике и коррекции разных форм недоразвития у детей | |||
Тема 2. Дисгармоническое развитие ребенка (асинхрония) как тип психического дизонтогенеза и его формы. Особенности психокоррекции поведения детей с проявлениями ранних дисгармоний развития разной природы | |||
Тема 3. Гиперактивные дети. Гипердинамический синдром. Психологическая помощь детям с гиперактивным поведением и их родителям | |||
Тема 4. Ранний детский аутизм. Проблемы диагностики и психокоррекции дисгармонического развития при раннем детском аутизме | |||
Тема 5. Регрессия развития как вариант психического дизонтогенеза | |||
Тема 6. Детские неврозы как пограничные нервно-психические расстройства | |||
Тема 7. Системные психоневрологические нарушения речи. Основные стратегии психокоррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста. Роль семьи в предупреждении речевых нарушений. Организация коррекционной работы с детьми | |||
Тема 8. Психосоматическое развитие ребенка. Основные виды психосоматических расстройств у детей и возможности их психокоррекции | |||
Тема 9. Основные принципы и приемы психолого-педагогического изучения детей с аномальным развитием | |||
Раздел 3. Основные направления психокоррекционной практики в дошкольном возрасте | |||
Тема 1. Сказкотерапия как процесс коррекции, органичный природе ребенка. Куклотерапия | |||
Тема 2. Игровая терапия в системе психокоррекционной работы с детьми дошкольного возраста | |||
Тема 3. Системная семейная психокоррекция и психотерапия | |||
Тема 4. Онтогенетическая ориентация как важнейшая составляющая в разных направлениях психокоррекции и психотерапии | |||
Всего часов |
Раздел 1. Теоретические основы психокоррекции как вида
психологической практики