Тема 1. Предмет и задачи курса. Теоретические основы психодиагностики и психокоррекции отклоняющегося развития детей

Понятие условной нормы и нормального психического развития в психологии. Психическое развитие ребенка как целостный креативный процесс. Дихотомия "нормальное - аномальное". Основные подходы к пониманию "нормы" психического развития. Нормальное как общераспространенное и адаптивное. Другие критерии нормального развития. Понятие "отклоняющееся развитие". Многовариантность и вариативность развития человека. Понятие индивидуальности. Представления о природе индивидуальности в различных направлениях психологии (натуралистических и гуманистических). Гуманизация психологической науки и ее последствия для понимания психического развития ребенка. Философское решение проблемы: нормальное развитие как обретение родовой человеческой сущности и ее самореализация.

Тема 2. Понятие общего и психического дизонтогенеза. Роль биологических и социальных факторов в возникновении нарушений развития у детей

Онтогенез (морфогенез и функциогенез) как непрерывный и противоречивый процесс развития ребенка. Неравномерность созревания структур и функций организма, в том числе центральной нервной системы. Дизонтогенез как нарушенное (отклоняющееся, аномальное) развитие. Биологические и социальные причины дизонтогенеза. Изменения в соотношении взаимодействия биологического и социального факторов как основной критерий общего дизонтогенеза. Сложность и многозначность проявлений психического дизонтогенеза (как проявлений нарушения темпа и сроков развития).

Междисциплинарный характер проблемы диагностики и коррекции аномального развития. Клинический и психолого-педагогический подходы к изучению аномального ребенка: взаимосвязь и специфика.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: